10. Оценка результатов хозяйственной деятельности организаций связи

Экономика связи

10. Оценка результатов хозяйственной деятельности организаций связи

10.1. Доходы организаций связи и методика их определения

Доходы, получаемые организациями связи за весь объем реализованных потребителям услуг по действующим тарифам, принято называть доходами от основной деятельности. Общая сумма доходов от основной деятельности по отрасли связи в целом представляет собой денежное выражение стоимости всего объема реализованных услуг связи:

где Дод - общая сумма доходов от основной деятельности, тыс. руб.;
qi - объем i-гo вида услуг в натуральном выражении (ед., шт., кан.-час, и т.д.);
цi - тариф на i-й вид услуг, руб.;
n — номенклатура услуг.

Доходы от основной деятельности устанавливаются по источникам доходов. Рассмотрим методы определения доходов.

  • Доходы, получаемые за услуги, предоставляемые в виде каналов связи и соответствующих оконечных устройств (телефонных аппаратов, радиотрансляционных точек), планируются исходя из числа этих каналов (устройств) и арендной или абонементной платы.
  • Доходы от установок и перестановок телефонных аппаратов и радиоточек зависят от их числа и установочной платы.
  • Доходы, получаемые в виде арендной платы за предоставляемые в пользование междугородные телефонные и телеграфные каналы, рассчитываются в зависимости от протяженности каналов с учетом времени их действия и установленного тарифа.
  • Доходы в виде почасовой оплаты за работу средств радиосвязи, радиовещания и телевидения зависят от планируемого времени работы радиопередающих и приемных устройств и величины тарифа за час работы в зависимости от мощности передатчиков.
  • Доходы, получаемые от предоставления разовых услуг связи (пересылка почтовой корреспонденции, посылки, переводы, передача телеграмм), зависят от их количества и установленных тарифов.

При планировании доходов от основной деятельности используются также средние доходные таксы.

Средняя доходная такса характеризует средний доход, поступающий от предоставления одной укрупненной платной услуги связи. При планировании средней доходной таксы учитывается динамика сложившихся доходных такс за ряд лет и поквартально в текущем году, а также факторы, влияющие на ее изменение (состав клиентуры, структура обмена, платежеспособный спрос и т.д.). С учетом средней доходной таксы планируются доходы, руб., получаемые от предоставления разовых услуг связи:

где п - номенклатура исходящего платного обмена;
qисхi - исходящий платный обмен по видам ( телеграммы, посылки и т.п.);
- средняя доходная такса по i-му виду услуг связи.

Для определения платежей по взаиморасчетам в отрасли используются два подхода: метод расчетной платы за каналы и другие виды услуг; метод квотных выплат, т.е. выплат определенных долей от общей суммы доходов. В настоящее время платежи по взаиморасчетам включаются в себестоимость на основе договоров между организациями связи.

Все потребители арендуют междугородные каналы по установленным тарифам у "Ростелекома" или его территориальных управлений.

Введение взаиморасчетов между почтамтами и службами перевозки почты, а также телеграфами и МТС, между МТС и ГТС, МТС и организациями, обслуживающими линейные и станционные сооружения, установление платы за использование исходящих каналов магистральной связи соответствуют рыночным отношениям и принципам самофинансирования.

10.2. Налоговая система и налогообложение организаций связи

Налоговая система в Российской Федерации включает федеральные, республиканские (краевые, областные, автономные образования) и местные налоги.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, платежи за пользование природными ресурсами, часть налога на прибыль (доход) организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на доходы от капитала и некоторые другие.

Региональные налоги включают налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж и др.

Местные налоги охватывают земельный налог, налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и целый ряд других.

Действующие на современном этапе налоги можно разделить на четыре группы:

1. Налоги, выплачиваемые из выручки (доходов).

2. Налоги, относимые на себестоимость.

3. Налоги, относимые на финансовые результаты.

4. Налоги, выплачиваемые из прибыли, в том числе из чистой прибыли.

Из выручки полученной организаций связи выплачивается налог на добавленную стоимость.

В качестве примера налогов, относимых на себестоимость, можно назвать систему страховых взносов: в Пенсионный фонд, в Фонд соцстраха, в Государственный фонд занятости, в фонды обязательного медицинского страхования. Базой для определения таких взносов является фонд оплаты труда персонала предприятия.

Во вторую группу налогов также входят:

  • налог на пользователей автомобильных дорог (налогооблагаемая база - валовые доходы);
  • налог на владельцев автотранспортных средств (налогооблагаемая база - мощность двигателя автотранспортных средств);
  • налог на землю (база - размер земельного участка) и другие.
К третьей группе относятся:
  • налог на рекламу;
  • налог на имущество (налогооблагаемая база - стоимость имущества) и другие местные налоги.

Налоги, относимые на финансовые результаты, не включаются в себестоимость продукции, но уменьшают валовую прибыль организаций.

К налогам, выплачиваемым из прибыли, относится, в первую очередь, налог на прибыль, а также другие, выплачиваемые из чистой прибыли.

10.3. Формирование и распределение прибыли в организациях связи

Работа организаций связи в условиях рынка приводит к возрастанию роли прибыли. Прибыль выступает не только в качестве главного результата производственно-хозяйственной деятельности, но и является источником удовлетворения разнообразных потребностей организаций связи и общества в целом.

Прибыль от реализации услуг связи определяется как разность между доходами от основной деятельности и эксплуатационными расходами.

Общая сумма прибыли, получаемая организаций связи в результате ее производственно-хозяйственной деятельности, включает прибыль от реализации услуг (Преал), прибыль от прочей реализации (Ппр), сальдо по внереализационным операциям, называется валовой прибылью (Пв):

Прибыль (убытки), не связанные с осуществлением основного вида деятельности (предоставление услуг) и входящие в итоговую прибыль, могут представлять собой результат от продажи излишнего имущества, предоставления дополнительных услуг, деятельности автобазы, мастерской, разовых работ и т.п.

Внереализационные доходы могут включать проценты, дивиденды по ценным бумагам, принадлежащим предприятию, доходы от сдачи имущества в аренду, санкции должников за нарушение хозяйственных договоров, положительные курсовые разницы по валютным счетам и т.д.

Внереализационные расходы, вычитаемые при определении прибыли отчетного периода, включают убытки от списания безнадежных долгов, некоторые виды налогов (например, на имущество организаций), отрицательные курсовые разницы по операциям с валютой.

Важной задачей управления и финансового менеджмента является рациональное распределение прибыли. Организация, получившая прибыль, обязано часть ее перечислить в бюджет в виде налога.

Существует ряд льгот по налогообложению прибыли. Прибыль, подлежащая налогообложению, уменьшается на суммы: средств, направленных на содержание социальной сферы на балансе организации (в пределах нормативов); взносов на благотворительные цели и ряд других.

Налог на прибыль организаций регулируется Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" с последующими изменениями.

Прибыль, которая осталась после платежей в бюджет в виде налога на прибыль, называется чистой прибылью организации связи:

Организация связи самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено ее уставом.

Чистая прибыль расходуется на разные цели, подразделяясь на резервный фонд (РФ), фонд накопления (ФН), предназначенный на развитие и расширение организации, и фонд потребления (ФП). Возможно непосредственное расходование прибыли на различные цели, т.е. без образования фондов. Тогда часть чистой прибыли, не израсходованная на цели потребления и оставшаяся в организации связи, называется нераспределенной. Она является источником собственных средств.

Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п.

За счет фонда потребления могут финансироваться: единовременные поощрения работников, материальная помощь, расходы по предоставлению питания бесплатно или по льготным ценам, оплата жилья, оплата проезда к месту работы, оздоровительные мероприятия, оплата медицинских услуг, содержание социальной сферы и др.

Чистая прибыль может расходоваться на выплату процентов по кредитам и займам, на уплату штрафных санкций и т. д.

Из чистой прибыли организация связи (ОАО) выплачивает доходы (проценты, дивиденды) по своим ценным бумагам.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какова сущность и значение доходов связи от основной деятельности?
  2. Дайте определение средних доходных такс и поясните необходимость их использования при определении доходов связи.
  3. Какие факторы кроме средних доходных такс влияют на уровень спроса на телекоммуникационные услуги?
  4. Каково значение показателя прибыли в условиях рыночных отношений?
  5. Назовите показатели прибыли, определяемые на предприятиях связи и поясните методику их расчета.
  6. На какие цели расходуется прибыль организаций и акционерных обществ связи?
  7. Поясните сущность и методику расчета показателя рентабельности.
  8. Каковы важнейшие резервы повышения прибыли и рентабельности в отрасли связи?

Задачи для самостоятельного решения:

Задача №1

Определите размер валовой и чистой прибыли, а также рентабельности организации связи, если:

  • доходы основной деятельности (без НДС) составили 5400 т. рублей;
  • затраты на производство и реализацию услуг связи – 4300 т. рублей;
  • прибыль от реализации имущества – 340 т. рублей;
  • прибыль необлагаемая налогом – 25 т. рублей;
  • ставка налога на прибыль – 30%

Задача №2

Определите валовую прибыль организации связи если:

  • затратная рентабельность равна 85,5%;
  • выручка (доходы) от основной деятельности (с НДС) – 568,0 т. рублей;
  • сумма налогов относимых на финансовый результат – 24,5 т. рублей.

Экономика связи






© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.