3. Основы планирования в отрасли связи

3.1. Роль и значение планирования развития

Планирование — это комплекс работ по разработке и организации выполнения планов хозяйствующего субъекта. Сущность планирования заключается в том, что оно является средством предвидения хода развития производства.

В условиях рыночной экономики планирование не только не теряет своей актуальности, но и становится ключевой функцией управления производством. Опираясь на результаты изучения рынка, оно способствует его формированию и развитию на основе сочетания стратегического и маркетингового планирования, рыночного ценообразования и системы доведения товаров и услуг до потребителей.

При разработке планов развития связи необходимо соблюдение определенных пропорций:

  • между развитием средств связи и производительных сил страны;
  • между подотраслями связи;
  • между отдельными звеньями сети связи.

Необходимость соблюдения внутриотраслевых пропорций в развитии связи особенно важна в условиях создания ВСС, предназначенной для надежной передачи всех видов информации. Традиционно при разработке планов использовались (и продолжают применяться) такие методы, как балансовый, нормативный, метод экономического анализа, экспертные методы.

3.2. Бизнес-план развития связи и его основные разделы

В современной экономической практике бизнес-план (БП) используется для выполнения нескольких функций:

  • разработки концепции производства и обоснования новых направлений деятельности для хозяйствующих субъектов;
  • планирования, позволяющего оценить возможности существующего или нового направления деятельности и контролировать выполнение БП;
  • привлечения, денежных средств (ссуды или кредита), без которых в настоящее время практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Банки предоставляют кредит только при наличии у заемщика определенных гарантий и обоснованного БП;
  • привлечения к реализации планов партнеров (потенциальных), которые могут вложить или собственные средства, или собственные технологии.

Каждый раздел БП можно рассматривать как отдельную подсистему с присущей ей функцией развития производства.

Разработка бизнес-плана в организациях связи начинается с раздела "Объем услуг". Именно для этого раздела необходимы в полном объеме результаты, полученные при изучении спроса на услуги связи.

В разделе "Развитие" необходимо использовать результаты оценки маркетинговых возможностей организации связи и с их помощью определить показатели развития на следующий год:

  • капитальные вложения (если прогнозируемый спрос нельзя удовлетворить, располагая существующими производственными мощностями);
  • источники финансирования капитальных вложений;
  • стоимость вводимых основных производственных фондов;
  • прирост численности штата.

Доходы от основной деятельности (Дод), от которых зависят показатели эффективности деятельности организации связи, планируются исходя из спроса на услуги связи и прогнозируемой средней цены одной услуги – средней доходной тарифной таксы (если речь идет о передаче единичных сообщений) или средней абонементной платы (если речь идет о предоставлении в пользование потребителей технических устройств - телефонного аппарата, радиоточки).

В этом же разделе должна учитываться действующая система взаиморасчетов между организациями связи за взаимные услуги, возможности свободно устанавливать тарифы. В настоящее время многие организации связи могут получать доходы и от других видов деятельности (не связанной с передачей информации), например сдача свободных помещений в аренду, долевое участие в деятельности других организаций, коммерция, размещение временно свободных денежных средств на депозитных счетах.

После этого определяются затраты, необходимые для осуществления производственной деятельности в соответствии с действующим в РФ положением о составе затрат на производство по их элементам и статьям.

В разделе "Прибыль" рассчитываются такие показатели, как балансовая прибыль, налоги (в соответствии с действующей системой налогообложения), прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия.

В разделе "Эффективность производства" определяются: рост производительности труда; снижение себестоимости продукции; рост фондоотдачи и фондовооруженности; рентабельность; показатели использования заемных средств; коэффициент прибыльности и ряд других показателей.

Обязательным разделом БП является раздел "Конкуренция", так как конкуренция оказывает существенное влияние на такие показатели, как прибыль и рентабельность, качество услуг и ряд других. В разделе приводятся все данные о существующих на рынке данного вида услуг конкурентах: номенклатура предоставляемых ими услуг; качество этих услуг; тарифы на услуги; политика в области ценообразования; уровень рентабельности.

При разработке БП (и особенно для обоснования новых направлений деятельности) устанавливается степень риска данного мероприятия, показателем которого является вероятность определенного уровня потерь.

Последовательность составления бизнес-плана может быть представлена в виде схемы.

Составление бизнес-плана - это не единовременное действие. Это процесс, имеющий несколько стадий:

  1. необходимо собрать и обобщить исходные данные для разработки бизнес-плана;
  2. необходимо осуществить многовариантные расчеты;
  3. выбрать наиболее оптимальный вариант бизнес-плана;
  4. осуществлять корректировки бизнес-плана в случае изменения факторов, от которых зависят данные, положенные в основу бизнес-плана.
Вопросы для самопроверки:
  1. Перечислите и дайте характеристику принципам и методам планирования.
  2. Какие пропорции необходимо соблюдать при планировании развития связи?
  3. Дайте характеристику и назначение бизнес-планов.
  4. Перечислите и охарактеризуйте основные разделы бизнес-плана.

Экономика связи


*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.