Вы нашли то, что искали?
Главная Разделы

Добавить страницу в закладки ->
Обязательно посмотрите энциклопедию:

Радиоэлектроника, Схемы радиолюбителям


5. Качество работы связи. Экономика связи

Экономика связи

5. Качество работы связи

5.1. Характеристика качества работы

5.2. Пути улучшения качества работы связи

5.3. Вопросы для самопроверки



5.1. Характеристика качества работы

Качество работы связи — это обобщенная характеристика деятельности операторов и организаций связи, а также отдельных работников по целому ряду эксплуатационных, производственно-технических, социально-экономических, морально-психологических параметров. Качество работы связи зависит от множества факторов и определяется: уровнем технического развития средств связи, организацией производства, состоянием сети связи и технической эксплуатации средств и сооружений связи, достижениями научно-технического прогресса в технологиях и системах передачи информации, результативностью использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Качество услуги отражает совокупность свойств и меру ее полезности, обусловливающую способность удовлетворять какие-либо потребности.

Качество услуг связи характеризуется показателями, оценивающими свойства услуг, которые обусловливают их пригодность удовлетворить требования клиентуры к быстроте, точности передачи сообщений и надежности средств связи, а также отражающими процесс обслуживания потребителей, т.е. доступность, удобство пользования средствами связи, степень удовлетворения потребностей в услугах, культуру и сервисность обслуживания и др.

Потеря любого из названных свойств вызывает утрату потребительной стоимости услуги связи и наносит ущерб потребителю. В отрасли связи качество является основным свойством услуг.

К наиболее существенным и значимым показателям качества услуг связи относятся скорость, точность передачи сообщений, надежность действия средств связи.

Требования к скорости передачи (прохождения) сообщений определяются нормативами передачи, приема, доставки сообщений, которые называются контрольными сроками. Различают общие, этапные и операционные контрольные сроки.

Общий контрольный срок представляет собой регламентированную норму времени выполнения всего цикла передачи сообщения с момента поступления в организацию (пункт) связи до момента его доставки.

Этапные контрольные сроки характеризуют предельное время обработки сообщений на отдельных этапах (прием, передача, транзит, сортировка, доставка) производственного процесса и служат производственными нормативами, обязательными для всех организаций связи.

Операционные контрольные сроки представляют собой норму времени на выполнение определенных операций или совокупности операций производственного процесса.

Точность (достоверность) передачи и воспроизведения сообщений для различных видов связи выражается по-разному. Для почтовой связи — это сохранность отправлений, нарушение которой характеризуется недостачами и хищениями переводных средств, утратами и хищениями почтовых отправлений. В телеграфной связи и передаче данных точность означает отсутствие искажений и потерь знаков в сообщениях. Для МТС, ГТС и СТС точность характеризуется разборчивостью речи, измеряемой коэффициентом артикуляции, и отсутствием шумов и посторонних сигналов, уровнем слышимости. В телевидении важна четкость изображения.

Свойство надежности, устойчивости действия систем и средств связи характеризует готовность объектов связи (оборудования, сооружений) выполнять свои функции в соответствии с техническими условиями.

Надежность оценивается такими понятиями, как безотказность, наработка на отказ, вероятность безотказной работы, работоспособность, ремонтопригодность, долговечность, время восстановления и профилактики, коэффициент готовности и т.д. Надежность представляет собой технико-экономическую категорию, степень которой зависит от технического уровня и развития систем связи.

Для оценки качества работы связи в настоящее время используются следующие показатели качества услуг.

  • в почтовой связи - выполнение контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции на магистральных и внутриобластных направлениях; размер утрат и хищений почтовых отправлений, недостач и хищений переводных средств, подписных и розничных средств (в натуральном и денежном измерениях);
  • в телеграфной связи - процент телеграмм, переданных и доставленных в контрольные сроки; число телеграмм с браком, выявленным по служебной переписке и жалобам, на 1000 обработанных телеграмм;
  • в междугородной телефонной связи - число вызовов, поступивших на заказно-справочные службы и по автоматической связи и не закончившихся разговорами в расчете на 10 000 вызовов; процент связей (направлений), оборудованных аппаратурой исходящей автоматики, с отказами в ЧНН в соединениях более 3 % из-за недостаточного числа каналов;
  • в городской и сельской телефонной связи - число заявлений на плохую работу ГТС и СТС на 100 телефонных аппаратов; процент повреждений, устраненных в контрольные сроки (к общему числу повреждений). На ГТС качество работы оценивается еще двумя показателями: процентом отказов в установлении соединений на ГТС и процентом неработающих таксофонов (городских и универсальных);
  • в звуковой проводной связи - продолжительность простоев станций и подстанций радиотрансляционных узлов, происшедших по вине предприятий связи, в процентах к плану вещания; число заявлений о неисправности радиотрансляционных точек на 100 точек; процент заявлений, по которым неисправности радиотрансляционных точек устранены в контрольные сроки;
  • в телевидении, радиовещании и радиосвязи - продолжительность перерывов действия теле- и радиовещания (ТВ и РВ) передатчиков, передающих и приемных радиоканалов по всем причинам, в том числе по причинам, зависящим от данного предприятия (в минутах на 1000 ч работы); продолжительность сверхнормативных перерывов действия передатчиков ТВ, РВ; продолжительность отклонений от установленных технических норм работы передатчиков РВ и PC по всем причинам с выделением тех, которые произошли по причинам, зависящим от данного предприятия;
  • в спутниковой связи — продолжительность общих и сверхнормативных перерывов действия технических средств на передаче и приеме сообщений всех видов независимо от причин;
  • для линий связи, каналов и трактов магистральной и внутризоновой сетей связи качество работы характеризуется числом повреждений на воздушных линиях на 100 км цепей и на кабельных линиях на 100 км линий, средней продолжительностью одного повреждения в часах.

Общими для всех операторов и организаций связи являются показатели качества, отражающие негативную работу органов связи — число заявлений и жалоб на неудовлетворительную работу связи. Для рассмотрения этих заявлений и жалоб установлены сроки.

Качество услуг связи для потребителя также характеризуется совокупностью показателей, отражающих уровень развития связи и потребления ее услуг, доступность, удобство пользования средствами связи, степень их приближения к потребителям, сервисность и разнообразие услуг связи, культуру и продолжительность непосредственного обслуживания и т.д., объединяемых понятием качества обслуживания потребителей.

Доступность средств связи определяется уровнем развития сети связи и уровнем потребления услуг связи, а также продолжительностью работы структурных подразделений операторов, линий и пунктов связи.

Показатели продолжительности работы предприятий и пунктов связи характеризуют время их деятельности в течение суток.

Доступность средств связи для потребителей оценивается показателями насыщенности средствами связи, которые включают: размер территории, обслуживаемой отделением связи; средний радиус обслуживания одним отделением или пунктом связи; среднее расстояние до отделения или пункта связи; число пунктов связи на 10 тыс. жителей; численность населения (городского, сельского), обслуживаемого одним отделением связи; возможность подачи телеграмм по телефону и т.д.

Уровень потребления услуг связи отражает степень охвата различных групп потребителей услугами связи. Для населения и хозяйства страны исчисляется: число писем, телеграмм, посылок, междугородных телефонных разговоров на одного (душевой уровень потребления), 100 или 1000 жителей за год; число телефонных аппаратов, радиотрансляционных точек, на 1 семью, 100 жителей (плотность); число установок абонентского телеграфирования, передачи данных и телекса на 1 тыс. чел. работающего населения; охват населения эфирным телевизионным и радиовещанием, %.

Показатели доступности и уровня потребления услуг связи имеют важное значение для планирования развития средств связи, оценки степени удовлетворения потребностей и спроса в услугах и средствах связи.

Сравнение фактически сложившегося уровня потребления услуг связи с рациональными нормами потребления или достигнутыми уровнями потребления аналогичных услуг в развитых странах мира, спросом на услуги связи позволяет количественно оценить потребность в традиционных и новых услугах и средствах связи с тем, чтобы конкретнее определить задачи и стратегию развития подотраслей связи.



5.2. Пути улучшения качества работы связи

Повышение качества работы связи является закономерностью развития отрасли, условием конкурентоспособности предоставляемых ею услуг и жизнестойкости в условиях рыночной экономики. Но для реализации данной закономерности необходима целенаправленная деятельность по управлению качеством.

Обеспечение необходимого уровня удовлетворения потребителей в высококачественных услугах предусматривает целый комплекс организационно-технических и социально-экономических мероприятий и условий производства по достижению требуемого уровня качества традиционных услуг и созданию новых услуг, потребность в которых появляется с развитием субъектов рынка, технического прогресса и процесса информатизации общества.

Для достижения требуемого качества услуг связи телекоммуникационный комплекс должен обладать:

  • разветвленной сетью предприятий и пунктов связи" объединяемой линиями и каналами связи, которая взаимосвязана с сетями и системами других операторов связи;
  • взаимоувязанной сетью связи (ВСС);
  • современным оборудованием и средствами связи, соответствующими международному техническому уровню;
  • постоянно обновляемыми основными производственными фондами и достаточными финансовыми средствами для поддержания нормального уровня производственной деятельности и инвестирования развития отрасли;
  • квалифицированными кадрами;
  • конкурентной средой функционирования.

Обеспечение высокого уровня качества услуг связи предусматривает наличие определенной системы регулирования, а именно: системы определения соответствия технических параметров сетей и средств связи требованиям ВСС России, ГОСТ и рекомендаций международных организаций электрической и почтовой связи; системы регулирования качества с помощью тарифной политики, системы стандартов качества услуг и т.д.



5.3. Вопросы для самопроверки

1. Какие аспекты имеет качество работы связи и какими показателями характеризуется каждый из них?

2. Дайте характеристику показателей и методов обеспечения качества обслуживания потребителей.

3. Перечислите единичные показатели качества услуг в подотраслевом разрезе.

Экономика связи






© Банк лекций Siblec.ru
Электронная техника, радиотехника и связь. Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки. Карта сайта

Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Чебоксары.

E-mail: formyneeds@yandex.ru