9. Организация взаиморасчетов между организациями связи

9.1. Объективная необходимость взаиморасчетов

Специфика отрасли связи требует перераспределения доходов, полученных от реализации услуг связи потребителю. Необходимость перераспределения доходов вызвана наличием сетевых услуг, в предоставлении которых участвуют несколько организаций (операторов) связи. Денежные средства, полученные от реализации таких услуг связи потребителю, поступают на счет оператора, принявшего заказ на данную услугу на исходящем этапе. Все остальные участники производственного процесса по предоставлению услуг связи денежных средств от потребителя не получают.

Кроме того, существующая система тарифов на услуги связи такова, что убыточность одних компенсируется доходами высокорентабельных услуг. Без перераспределения доходов организации связи, в структуре которых преобладают низко рентабельные и убыточные услуги, не смогли бы нормально функционировать. Наличие бездоходных организаций связи, не работающих непосредственно с потребителями, а занимающихся эксплуатационно-техническим обслуживанием средств и сооружений связи, также требует наделения их доходами.

Проблема перераспределения доходов особенно остро встала в связи с переходом отрасли связи на коммерческий расчет.

Переход на новые экономические отношения, структурные преобразования, выход новых законодательно-нормативных документов, в том числе отмена механизма косвенного перераспределения доходов и вынужденный путь либерализации тарифов на услуги связи явились объективными предпосылками для внедрения в отрасли связи нового хозяйственного механизма - взаиморасчеты.

Взаиморасчеты - это механизм прямого перераспределения доходов от реализации услуг связи между организациями, непосредственно участвующими в предоставлении конкретных услуг. В отличие от действовавшего ранее механизма перераспределения доходов взаиморасчеты между организациями связи осуществляются на договорной основе за конкретно выполненный объем работ с учетом методических рекомендаций, разработанных для каждой отрасли связи и соответствующего вида услуг. Для сокращения расчетно-денежных операций и упрощения ведения расчетов созданы специальные расчетные центры, которые централизованно осуществляют взаиморасчеты между предприятиями связи.

Система взаиморасчетов дает наглядную оценку как доли каждого оператора связи в общем технологическом процессе предоставления той или иной услуги, так и услуги в целом, что имеет большое значение для оперативной корректировки тарифов и совершенствования системы ценообразования на услуги связи. Эта система заинтересовывает всех операторов в увеличении физических объемов передаваемой информации, сокращении затрат на ее передачу и проведение соответствующей работы по оптимизации схемы построения сети связи. В конечном итоге это ведет к повышению эффективности и улучшению качества работы средств связи.

9.2. Технология взаиморасчетов за различные виды сетевых услуг связи

Технология взаиморасчетов за различные виды сетевых услуг определяется специфическими особенностями отраслей связи, к которым относятся соответствующие сетевые услуги.

Процесс перераспределения доходов оконечных операторов, получаемых за сетевые услуги, объективно необходимый с учетом особенности отрасли связи, осуществляется на основе взаиморасчетов. Система взаиморасчетов в отрасли связи представляет собой совокупность экономических отношений между операторами сети общего пользования, основанную на механизме прямого перераспределения доходов от реализации конкретных услуг в соответствии с долей каждого участника производственного процесса в предоставлении соответствующих услуг связи.

Наиболее сложной экономической проблемой при разработке и внедрении механизма взаиморасчетов является определение вклада (доли) отдельных предприятий - участников создания сетевых услуг, осуществляющих определенные функции на каждом этапе передачи сообщений. С теоретической точки зрения, наиболее обоснованной, следует считать такую систему взаиморасчетов, которая бы базировалась на балансе сетевых доходов и обеспечивала бы экономическое равновесие в результате объективного деления общего тарифа на конкретную услугу по участкам передачи.

Каждая такая часть тарифа должна включать необходимые затраты оператора на создание услуги и обеспечивать примерно одинаковый уровень рентабельности всем участникам технологической цепочки. При этом тариф, взимаемый с потребителя за конкретную услугу, может быть представлен в виде:

где Цисх. Цтр. Цвх - цена (денежное выражение стоимости) обработки междугородного сообщения на исходящем, транзитном (их может быть несколько в зависимости от схемы построения сети) и входящем этапах.

Удельный вес цены услуги на каждом этапе передачи сообщения в тарифе на законченную услугу и должен характеризовать вклад (долю) каждого оператора (d) в общих сетевых доходах:

В общем виде балансовая модель экономического равновесия, основанная на распределении сетевых доходов за конкретную услугу между всеми предприятиями, участвующими в ее создании, имеет вид:

где qucx, qтр, qвх - число сообщений, обработанных на соответствующих участках передачи.

Практическое использование данной модели возможно лишь при условии, что одноименные услуги реализуются всеми операторами по одинаковым тарифам, установленным с учетом их стоимости, т.е. таким тарифам, которые полностью компенсируют затраты на создание услуги и включают объективно необходимый уровень рентабельности.

В действительности же, применяемая в отрасли система ценообразования построена с учетом перекрестного субсидирования, при котором убыточность одних услуг компенсируется прибылью от других.

Кроме того, в условиях либерализации цен тарифы на одноименные услуги, устанавливаемые самими операторами, в большинстве случаев варьируют в значительных пределах.

Следует также учитывать, что в силу сложившихся обстоятельств, в структуре обмена ряда предприятий преобладают низкорентабельные и убыточные услуги, тарифы на которые установлены не только ниже их реальной стоимости, но и ниже себестоимости. Для таких предприятий перераспределение сетевых доходов на основе балансовой модели означало бы невозможность нормального функционирования в условиях рыночных отношений.

Проблема взаиморасчетов в связи усложняется в условиях демонополизации отрасли и развития конкуренции, когда значительно возросло число операторов, имеющих лицензии на деятельность в области связи

Все вышесказанное потребовало разработки специального механизма взаиморасчетов в отрасли связи, включающего две взаимоувязанные составляющие, которые с некоторой долей условности можно обозначить как систему взаиморасчетов между региональными организациями (ОАО) и операторами, обслуживающими междугородные сети, и систему взаиморасчетов между традиционными (вышеупомянутыми) и новыми операторами, присоединяющимися к сети общего пользования.

В обоих случаях внедрение механизма взаиморасчетов имеет в своей основе следующие цели:

  • равноправное партнерство и развитие конкуренции на национальном рынке услуг связи:
  • наделение доходами всех участников производственного процесса по созданию сетевых услуг;
  • взаимная компенсация затрат, связанных с предоставлением и обслуживанием сетевых ресурсов и передачей нагрузки (трафика);
  • создание условий для эффективной работы операторов, обеспечивающих возможность дальнейшего развития и модернизации сетей связи.

Механизм взаиморасчетов между предприятиями связи основан на договорных отношениях, которые предусматривают взаимные обязательства по оплате конкретно выполненного объема работ, предоставляемые технические ресурсы сетей связи и передачу нагрузки по этим сетям. Для каждой подотрасли связи и вида междугородных услуг разработаны соответствующие методические рекомендации по ведению взаиморасчетов. При их подготовке учитывались действующее законодательство, нормативные документы отраслевых органов управления и регулирования, рекомендации международных организаций в области связи, опыт зарубежных стран по регулированию экономического взаимодействия телекоммуникационных компаний, а также объективно существующие условия деятельности операторов сети связи РФ.

Разработка методологии взаиморасчетов между предприятиями связи различных подотраслей за сетевые услуги, предоставляемые на отечественном телекоммуникационном рынке, разрешение спорных вопросов, возникающих в процессе расчетов между взаимодействующими операторами до начала 1999 г. были возложены на Федеральную службу России по регулированию естественных монополий в области связи. В настоящее время эти функции выполняет МАП России. Вопросы международных расчетов, включая взаиморасчеты со странами СНГ, находятся в ведении операторов связи, на которых возложены функции взаиморасчетов с зарубежными странами. В состав таких операторов входят центры международных расчетов.

Важнейшими преимуществами используемой системы взаиморасчетов между операторами, участвующими в создании сетевых услуг, являются не только возможность конкретной оценки вклада каждого из них в общие результаты деятельности отрасли, но и создание условий для повышения заинтересованности предприятий в увеличении физического объема услуг, сокращения затрат на передачу сообщений, оптимизации построения сетей электрической и почтовой связи. В конечном итоге это ведет к повышению эффективности и качества работы телекоммуникационных компаний.

9.3. Регулирование экономических взаимоотношений между операторами электросвязи

В Российской Федерации до конца 1997 г. не существовало единых принципов, регламентирующих экономические взаимоотношения между традиционными и новыми телекоммуникационными компаниями независимо от того, в какой сфере услуг они осуществляли свою деятельность. В каждом конкретном случае соглашения о взаиморасчетах устанавливались индивидуально на основе прямых договоров между присоединяющим и присоединяемым операторами. В большинстве случаев эти договоры не имели под собой объективной экономической основы и носили либо "протекционистский" (когда плата для нового оператора за пользование сетевыми ресурсами была занижена), либо "заградительный" (в случае установления слишком высоких цен) характер.

В первом случае действующие операторы сети общего пользования не возмещали свои затраты, связанные с подключением и обслуживанием нагрузки от абонентов новой сети, что снижало эффективность их работы.

Во втором - для присоединяемых операторов создавались дискриминационные условия, при которых для осуществления выплат по взаиморасчетам они были вынуждены устанавливать завышенные тарифы для своих потребителей, а это приводило к понижению их конкурентоспособности.

Для устранения указанных недостатков федеральным регулирующим органом в 1997 г. разработан механизм регулирования экономических взаимоотношений. Он включает:

  • "Основные положения ведения взаиморасчетов между операторами сетей электросвязи, образующих сеть электросвязи общего пользования, за предоставляемые сетевые ресурсы и участие в передаче нагрузки этих сетей" (утверждены постановлением Правительства РФ от 17.10.97 г. № 1331).
  • Методику установления расчетных цен (такс) за предоставление технических средств и сетевых услуг операторами сетей электросвязи, образующими сеть электросвязи общего пользования.

В соответствии с этими документами взаиморасчеты между операторами должны основываться на единых принципах, которые включают:

  • равноправное партнерство и добросовестную конкуренцию;
  • учет вклада каждого оператора в формировании сети электросвязи и поддержании ее живучести;
  • максимальное использование проектных сетевых ресурсов;
  • установление цен (такс) для взаиморасчетов по единой методике с учетом необходимости повышения эффективности работы средств электросвязи, развития рынка услуг связи и улучшения качества их предоставления.

В общем случае взаиморасчеты между взаимодействующими операторами осуществляются на основании двухсторонних договоров за предоставление доступа к сети электросвязи и за пользование ресурсами сетей для передачи нагрузки. Если в предоставлении сетевых услуг участвует более двух операторов, то взаиморасчеты осуществляются по цепочке, т.е. каждый предыдущий оператор рассчитывается с последующим, к которому он присоединен и через которого он получил доступ к СОП.

При взаимодействии операторов в процессе предоставления сетевых услуг взаиморасчеты между ними ведутся на основе единовременных и текущих платежей. Единовременной платой является плата за присоединение (предоставление доступа) к сети электросвязи, а текущие платежи компенсируют операторам затраты за предоставление (аренду) технических средств и сооружений, их текущее обслуживание, пользование сетевыми ресурсами с учетом объема пропускаемого трафика по сетям электросвязи.

В соответствии с нормативно-законодательными актами в области электросвязи действующий механизм взаиморасчетов не предусматривает введения тарифа для новых операторов за подключение к сети общего пользования как такового, создающее возможность абонентам присоединяемой сети пользоваться всей созданной ранее национальной сетью. Плата за предоставление доступа к сети электросвязи общего пользования имеет иное экономическое содержание. Ею является общая стоимость работ по реализации технических условий на присоединение к сети, которая определяется на основании проектно-сметной документации и может включать:

  • стоимость работ по организации соединительных линий от телефонной станции оператора присоединяемой сети электросвязи к телефонной станции оператора присоединяющей сети;
  • стоимость работ по подключению соединительных линий к станционному оборудованию;
  • капитальные затраты на умощнения межстанционных, межузловых, внутризоновых и междугородных сетей электросвязи.

Все указанные затраты могут возмещаться как путем непосредственного материального или денежного вклада операторов в развитие сетей, так и при последующих взаиморасчетах в соответствии с договорами, заключаемыми телекоммуникационными компаниями. При этом важно иметь в виду, что все производственные мощности, созданные в процессе присоединения, остаются в собственности стороны, финансирующей реализацию проекта по выполнению технических условий на присоединение. Поэтому, если присоединяемый оператор полностью финансировал работы по созданию технических средств, необходимых для присоединения его сети к СОП, а затем передал их на обслуживание присоединяющему оператору, взаиморасчеты за этот вид работ не должны включать амортизационные отчисления, так как они будут аккумулироваться у присоединяемого оператора для полного восстановления в дальнейшем созданных за счет его средств основных фондов и производственных мощностей.

Для ведения взаиморасчетов каждый оператор в соответствии с действующей методикой определяет расчетные цены (таксы) по каждому виду платежей. В основе этих цен лежат затраты соответствующих операторов по осуществлению конкретных видов работ и прибыль, определяемая средним уровнем рентабельности. Уровень рентабельности при определении расчетных цен по видам платежей может устанавливаться дифференцирование в зависимости от вида услуг, в предоставлении которых участвуют операторы, но в пределах средней рентабельности, сложившейся у регионального оператора, предоставляющего услуги электросвязи пользователям исходящей стороны.

При определении расчетных цен за предоставление и обслуживание технических средств, обеспечивающих доступ к сети. себестоимость обслуживания одной соединительной линии, канала и точки подключения рассчитывается с учетом рекомендаций по распределению затрат и определению себестоимости основных услуг общедоступной электрической связи.

Вопросы для самопроверки:
  1. Чем обусловлена объективная необходимость ведения взаиморасчетов в отрасли связи?
  2. Каковы принципы взаиморасчетов между традиционными и новыми операторами электросвязи в Российской Федерации ?
  3. Какие виды платежей предусматривает система взаиморасчетов между присоединяющими и присоединяемыми операторами и каков их экономический смысл?

Экономика связи


*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.