1. Основы управления предприятием. Менеджмент в телекоммуникациях

Менеджмент в телекоммуникациях

1. Основы управления предприятием

1.1. Сущность, методы, принципы и функции управления

1.2. Совершенствование структуры управления в отрасли связи



1.1. Сущность, методы, принципы и функции управления

Менеджмент – это совокупность принципов и методов управления производственной деятельностью предприятий с целью повышения эффективности производства.

Цель менеджмента – это max получение прибыли, повышение эффективности производства, повышение ассортимента и качества услуг связи.

Основная функция – принятие решения.

Менеджер – это специалист любой профессии, обучающий управлению.

Сущность управления.

Управление – это непрерывная система взаимодействия управляющей подсистемы на управляемую с целью повышения эффективности управляемой подсистемы.

Рисунок 1.1. Взаимодействие управляющей и управляемой систем

Рисунок 1.1. Взаимодействие управляющей и управляемой систем

Управление общественным производством включает:

1. управление предприятием;
2. управление отраслью;
3. управление хозяйством в целом.

На каждом уровне управления решаются свои задачи:

  • задача снабжения производства материалами, сырьем;
  • задача организации производства как процесса;
  • изучение рынков сбыта и реализация товаров и услуг.

Решением таких задач занимается менеджер предприятия. Он должен знать производство, экономику, основы и законы управления и уметь работать с людьми. Эффективность менеджмента обеспечивается соединением пяти факторов производства: капитала, материалов, информации, людей и организации. Самым главным из них является человеческий фактор. Человек – это не только средство для достижения цели, но также и цель менеджмента. Для повышения эффективности, производительности труда человека менеджером должны быть созданы благоприятные условия. Процесс управления может быть представлен в следующем виде.

Рисунок 1.2. Процесс управления

Рисунок 1.2. Процесс управления

Функции управления.

Функции управления – это виды деятельности по управлению по направлениям, осуществляемым работниками для выполнения целей предприятия.

1. Планирование – это направление усилий на достижение поставленной цели. Рассматривается несколько вариантов развития, выбирается лучший и разрабатываются планы:

  • текущие;
  • перспективные (на 5 лет);
  • стратегические (на 10 лет и более).

2. Организация процесса труда включает:

  • структуру предприятия;
  • подбор кадров;
  • расстановку их по рабочим местам;
  • распределение функций между работниками (делегирование полномочий и ответственности);
  • повышение квалификации кадров;
  • организация технологического процесса.

3. Мотивация – это создание внутреннего побуждения к действию, к работе.

4. Контроль предполагает:

  • установление стандарта;
  • учет и сравнение достигнутого с ожидаемым или со стандартом;
  • коррекция отклонения.

Управление – это непрерывный процесс. Каждая функция управления требует принятия решения и обмен информацией, коммуникации, что связывает между собой вышеперечисленные функции. Функции управления выступают как форма, а методы управления – как содержание процесса управления.

Методы управления.

Методы управления – это способы воздействия на людей для достижения целей предприятия.

1. Экономические методы.

Экономические методы связаны с общественным строением, формой собственности, ситуацией в стране, и нежелательно, чтобы это было связано с политикой. Периодически на каждом этапе развития страны выделяются основные методы хозяйствования, характерные для данной конкретной ситуации, положения дел в стране. Например,

  • самостоятельность предприятий;
  • самоокупаемость;
  • самофинансирование;
  • стимулирование труда;
  • разработка системы кредитования;
  • разработка системы налогообложения;
  • конкурентоспособность;
  • изучение спроса и предложения и т. д.

Экономические процессы имеют большой инерционный период, поэтому для экономического воздействия необходима разработка норм и нормативов длительного действия (стабильность нормативов). В основе экономических методов лежат экономические законы и экономические интересы трудящихся.

2. Организационно-распорядительные (административные) методы.

К организационным методам относятся:

  • регламентирование, которое осуществляется через Конституцию РФ и Гражданский кодекс РФ, кроме этого на каждом предприятии разрабатывается своя дополнительная документация;
  • нормирование – система нормативов всех видов: нормы расходов на материалы и запасные части, электроэнергия, нормы амортизации, нормы труда (нормы выработки и нормы обслуживания); нормы управления: нормативы численности управленческого персонала, сроки предоставления отчетности,
  • инструктирование – порядок действия при выполнении определенной работы.

К распорядительным методам относятся:

  • приказы по предприятию, отрасли – это распорядительные документы, которые издаются начальником и обязательны для выполнения;
  • распоряжения – издаются зам. начальника и могут быть обжалованы у начальника;
  • устные указания – используются при оперативном управлении производством (оперативная, действенная форма распоряжения).

3. Социально-психологические методы.

От этих методов зависит мотивация труда работников, а следовательно, и результат работы предприятия. К таким методам относится:

  • система премирования работников;
  • социальная поддержка работников;
  • повышение их квалификации;
  • увеличение активности;
  • создание нормального здорового психологического климата в коллективе.

Принципы управления.

Принципы управления четко сформулированы в общем виде для всех сфер деятельности (для всех отраслей), но каждое предприятие на каждом этапе своей деятельности концентрирует внимание на определенных принципах управления.

Существуют следующие принципы управления:

1) принцип демократического централизма, т. е. сочетание централизованного руководства и самостоятельности предприятий;

2) п. единства политического и хозяйственного руководства (политические задачи определяются с учетом состояния экономики страны);

3) п. планового ведения хозяйства (в настоящее время не действует, т. к. сейчас план должен быть гибкий, динамичный на определенный период, удобный предприятию, а раньше устанавливались период, темпы развития, пропорции);

4) п. материального и морального стимулирования и их правильное сочетание;

5) п. научности управления (использование научных и технических достижений для построения всей системы управления);

6) п. ответственности;

7) п. подбора и расстановки кадров (в настоящее время этому уделяется намного больше внимания, чем раньше);

8) оптимальное сочетание отраслевого и территориального планирования (отраслевой принцип по отношению к административным единицам, субъектам РФ необходимо совершенствовать, т.к. стартовые уровни разные; совершенствование и укрепление данного принципа - социологизация);

9) преемственность хозяйственных решений при разработке планов (стратегические решения могут быть выполнены только на совокупности оперативных решений, которые необходимы в текущий период времени);

10) п. иерархичности управления;

11) п. регулирования;

12) п. экономичности и эффективности производства (интегральный, действует при эффективном выполнении вышеперечисленных принципов).



1.2. Совершенствование структуры управления в отрасли связи

Периодически в связи с изменением внешних условий в экономике страны, в экономике отдельных отраслей необходимо осуществлять реорганизацию предприятий как способ приспособления к меняющимся условиям внешней среды.

К структуре управления отрасли в целом и предприятий в частности предъявляются требования:

1. Оперативность управления (быстрая реакция на какие-либо изменения);

2. Надежность управления (достоверность информации и оптимальные сроки предоставления информации);

3. Оптимальность управления. Оптимальная структура управления обеспечивает при определенных (заданных) затратах на управление максимальную эффективность.

Совершенствование структуры управления идет по нескольким направлениям:

  • изменение структуры управления с сокращением численности управленческого персонала;
  • применение вычислительной техники и автоматизация рабочих мест управленческого персонала, что позволяет автоматизировать процесс накопления, хранения и тиражирования информации;
  • улучшение организации труда.

В отрасли связи происходит постоянное совершенствование структуры управления. В настоящее время она имеет следующий вид.

Рисунок 1.3. Структура управления в отрасли связи

Рисунок 1.3. Структура управления в отрасли связи

ТЦМС – территориальный центр магистральных связей
ТУМС – технический узел магистральных связей
МРК – межрегиональные телекоммуникационные компании, их 7:

1. АО “Электросвязь” Московской области “Москва”

2. Санкт-Петербуржская телефонная сеть + телефонная сеть Ленинградской области

3. АО “Электросвязь” “Кубань” с центром в г. Краснодаре

4. Приволжская “Электросвязь” с центром в г. Нижний Новгород

5. Уральская “Уралсвязьинформ” с центром в г. Пермь

6. Сибирская с центром в г. Новосибирск

7. Дальневосточная с центром в г. Владивосток

Менеджмент в телекоммуникациях







© Банк лекций Siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки. Карта сайта
E-mail: formyneeds@yandex.ru