***** Google.Поиск по сайту:


2. Правовые вопросы охраны труда

Безопасность жизнедеятельности

2. Правовые вопросы охраны труда

2.1. Государственные правовые акты по охране труда

Критерием оценки степени безопасности производственного процесса является соответствие его требованиям Законов, Кодексов, ГОСТов, правил и норм.

В Конституции России в ст.2 сказано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства. Одно из основных прав человека - право на труд. Право на безопасный труд закреплено в конституции Российской Федерации (ст. 37, п. 3).

Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Кодексом законов о труде Российской Федерации (КЗоТ). В КЗОТе есть статьи, регламентирующие прием и увольнение работника; статьи о продолжительности рабочего времени; времени отдыха; устанавливающие правила по охране труда женщин, подростков; устанавливающие порядок выдачи специальной одежды и других средств индивидуальной защиты; ответственность о нарушении законодательства о труде.

Вступивший в силу Федеральный закон "Об основах охране труда в РФ" от 17 июля 1999г № 181-ФЗ устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками.

Впервые в РФ на законодательном уровне рассматривается большой спектр вопросов, связанных с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Действие этого Закона многосторонне и распространяется как на работодателей, так и на работников, состоящих с работодателем в трудовых отношениях, а также студентов и учащихся различных образовательных учреждений, проходящих производственную практику.

Законодатель акцентирует внимание всех участников трудовых отношений на том, что при осуществлении указанными юридическими и физическими лицами любых видов деятельности, в том числе при организации производства, требования по охране труда обязательны для исполнения.

Названный Закон определяет роль системы охраны труда в трудовых отношениях работодателя и работника. В коллективе с числом работающих 100 человек должна быть должность инженера по охране труда. В том случае, если служба охраны труда либо специалист по охране труда отсутствует, работодатель должен заключить соответствующий договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда на каждом рабочем месте, которые соответствовали бы требованиям охраны труда.

При заключении с работником трудового контракта (договора) закон обязывает работодателя осуществить проведение за счет собственных средств обязательных предварительных медицинских осмотров (обследований) работников, ровно как и периодических (в течение трудовой деятельности), внеочередных медицинских осмотров работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка за время прохождения указанных медицинских осмотров.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве следует отметить постановления Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, например, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства здравоохранения РФ, Комитета по строительству и т.д.

Во исполнении указанных постановлений разрабатываются нормативные и нормативно-технические документы (рис.1.4).

Согласно постановлению правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в РФ" нормативные правовые акты по охране труда разделяются на следующие виды (таблица 1.1).

Таблица 1.1. Правовые акты по охране труда.

 

Наименование нормативного правового акта

Органы, утверждающие нормативные правовые акты.

полное

сокращенное

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ ССБТ Госстандарт России, Минстрой России
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности ОСТ ССБТ Федеральные органы исполнительной власти
Санитарные правила СП Госкомсанэпиднадзор РФ
Санитарные нормы СН Госкомсанэпиднадзор РФ
Гигиенические нормативы ГН Госкомсанэпиднадзор РФ
Санитарные правила и нормы СаНПиН Госкомсанэпиднадзор РФ
Строительные нормы и правила СНиП Минстрой РФ
Правила безопасности ПБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила устройства и безопасной эксплуатации ПУБЭ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Инструкция по безопасности ИБ Федеральные органы надзора в соответствии с их компетенцией
Правила по охране труда межотраслевые ПОТМ Минтруд РФ
Межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)

МУ
МР

Минтруд РФ, Федеральные органы надзора
Правила по охране труда отраслевые ПОТО Федеральные органы исполнительной власти
Типовые отраслевые инструкции по охране труда ТОИ Федеральные органы исполнительной власти
Отраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации)   Федеральные органы исполнительной власти

Государственные стандарты по охране труда. В ГОСТ 1.26-77 установлен порядок разработки и согласования требований безопасности в стандартах и технических условиях. Задачей ССБТ является стандартизация требований безопасности труда и включение требований безопасности труда в стандарты и технические условия.

Структура ССБТ включает пять подсистем стандартов (12.0-12.4).

  1. Организационно методические стандарты основ построения системы устанавливают структуру, задачи, цели и области распространения ССБТ, терминологию в области безопасности труда, классификацию опасных и вредных производственных факторов, методы оценки безопасности труда.
  2. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов устанавливают предельно допустимые значения нормируемых параметров (вид, характер действия, предельно допустимые значения, методы контроля), а также требования безопасности при работе с вредными веществами. Они содержат также стандарты на общие требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности, электробезопасности, радиационной безопасности, вибрационной и биологической, а также требования к защите от шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных полей, вредных веществ. В этих стандартах рассмотрены требования к освещению и воздушной среде.
  3. Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию устанавливают общие требования безопасности по всем группам производственного оборудования, а также к отдельным группам, обладающим повышенной опасностью (разрабатываются в первую очередь). В них определены требования безопасности к конструкции оборудования в целом и его компонентам в отдельности, а также методы контроля выполнения требования безопасности.
  4. Стандарты требований безопасности к производственным процессам устанавливают общие требования к производственным процессам и конкретные к отдельным группам технологических процессов, к размещению оборудования и организации рабочих мест, режимам работы технологического оборудования, рабочим местам и режимам труда, системам управления, требования к применению защитных средств, а также к методам контроля за выполнением требований безопасности.
  5. Стандарты на требования к средствам защиты работающих классифицируются все средства защиты и устанавливают требования безопасности к эксплуатационным, конструктивным и гигиеническим показателям отдельных классов и видов защитных устройств, а также методам их контроля и оценки защиты. В эти стандарты входят требования к вспомогательным устройствам, защитным и предохранительным ограждениям, блокировке, сигнализации, надежности и прочности, к средствам защиты рук, головы, органов дыхания и слуха и т.д., к цветам и знакам сигнализации и др.

Вопросы безопасности обязательно входят в технические условия, в которых в разделе "Требования безопасности" необходимо регламентировать следующие вопросы: требования безопасности к конструкции: требования по созданию санитарно-гигиенических условий; требования электро-, пожаро- и взрывобезопасности; эргономические требования; требования к методам контроля опасных и вредных факторов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ на основе государственных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, разрабатывают и утверждают соответствующие нормативные правовые акты по охране труда.

2.2. Правила и гарантии работников на охрану труда

Права и гарантии работников предусмотрены статьями 4 и 5 Основ законодательства РФ об охране труда. Статьей 4 определено, что каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:

  • на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязательств;
  • на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
  • на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности;
  • на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
  • на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;
  • на проведения инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, в том числе по запросу работника на его рабочем месте;
  • на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;
  • на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда.

Статьей 5 Основ законодательства РФ определены гарантии права работника на охрану труда. Государство в лице органов законодательной и судебной власти гарантируют право на охрану труда работникам, участвующим в трудовом процессе по трудовому договору (контракту) с работодателем. Условия трудового договора (контракта) должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре (контракте) указываются достоверные характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда.

На время приостановки работ на предприятии, в цеху, на участке, рабочем месте вследствие нарушения законодательства об охране труда, нормативных требований по охране труда не по вине работника за ним сохраняется место работы, должность и средний заработок. При остановке деятельности или закрытии предприятия вследствие нарушения законодательства об охране труда или невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, что подтверждается органами государственного надзора и контроля, работник этого предприятия обеспечивается рабочим местом в соответствии с действующим законодательством.

Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких -либо необоснованных последствий.

При ликвидации цеха, участка, рабочего места по требованию органов государственного надзора и контроля вследствие невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда работодатель обязан предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить бесплатное обучение работника новой профессии (специальности) с сохранением ему на период переподготовки среднего заработка.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда, запрещается.

Категории работников, имеющих право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами РФ и республик в составе РФ.

Обеспечение прав работников- это первейшая обязанность работодателя и за исполнение ее он должен нести ответственность (статья 26).

Согласно КЗоТ каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков.

Администрация предприятия обязана обеспечить нормальные условия работы для выполнения работником норм выработки, т.е. - содержать в исправном состоянии машины, станки и приспособления, создать необходимое освещение, отопление, вентиляцию, устранить вредные последствия шума, излучений, вибраций и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников.

2.3. Обязанности работодателей по обеспечению охраны труда на предприятии

Обязанности работодателей указаны в Основах законодательства РФ об охране труда. Согласно статье 9 работодатель должен обеспечить безопасность труда при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты, обеспечить организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, выдачу специальной спецодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезжиривающих средств, эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работника (т.е. медицинский контроль), возмещение вреда, причиненного работника увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда, информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работника средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах. Это, кстати, предусмотрено рекомендациями по заключению трудового договора (контракта) в письменной форме, утвержденными постановлением Министерства труда РФ от 14 июля 1993 г. №135, к которому прилагается примерная форма трудового договора (контракта), где указывается о чем работодатель должен информировать и о каких рисках предупредить работника при приеме на работу. кроме того, согласно статье 14 Основ работодатель не должен допускать применения новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека, а если на предприятии производятся или применяются вредные вещества, то должны проводиться организационно технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие на работников этих веществ.

Работодатель обязан также организовать и проводить предварительные при поступлении на работу и периодические в течении его трудовой деятельности медицинские осмотры в случаях, предусмотренных законодательством (статья 13). При обнаружении у работников профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу (статья 66).

Работодатель должен иметь ввиду, что работник имеет право также на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда или в случае потери трудоспособности в связи с полученной травмой на производстве или профессиональным заболеванием, на отказ без каких-либо последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, на проведение на его рабочем месте инспектирования органами государственного надзора и контроля или общественного контроля условий и охраны труда, на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти или в профессиональные союзы и другие уполномоченные работниками органы в связи с неудовлетворительными условиями охраны труда.

Все эти права гарантируются государством в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда более широко и конкретно определены кодексом законов о труде РФ (статьи 25,108,129, статьи главы Х).

Согласно статье 108 администрация предприятия обязана обеспечивать нормальные условия работы для выполнения работниками производственных заданий. Одним из таких условий является обеспечение безопасных и здоровых условий труда (соблюдение правил и норм по технике безопасности, обеспечение необходимым освещением, отоплением, вентиляцией, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников и т.д.).

В соответствии со статьей 129 администрация предприятия обязана правильно организовать труд работников, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила по охране труда, улучшать условия труда и быта работающих.

Основные обязанности администрации (работодателя) по обеспечению охраны труда изложены в главе Х "Безопасность жизнедеятельности". Администрация обязана обеспечить безопасные и здоровые условия труда (статья 139), соблюдать требования охраны труда при строительстве и эксплуатации производственных зданий, сооружений и оборудования (статья 140), не вводить в эксплуатацию предприятия, цехи, участки, производства, если на них не обеспечены здоровье и безопасные условия труда (статья 141), не передавать в серийное производство образцы новых машин, механизмов и оборудования, не соответствующих требованиям охраны труда (статья 142), обеспечить надлежащее оборудование всех рабочих мест и создать на них условия работы, соответствующие правилам по охране труда, санитарным правилам и нормам (статья 143), проводить инструктажи работников по охране труда (статья 144),обеспечить контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда (статья 146), расследовать и учитывать несчастные случаи на производстве (статья 147), выдавать средства на мероприятия по охране труда (статья 148), выдавать бесплатно работникам спецодежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также мыло и обезвреживающие средства, молоко и лечебно-профилактическое питание (статьи 149,150,151), обеспечить работников горячих цехов газированной подсоленной водой (статьи 152), предоставлять некоторым категориям работников специальные перерывы, включенные в рабочее время (статья 153), обеспечить прохождение обязательных предварительных медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах с вредными и опасными условиями труда (статья 154), обеспечить перевод на более легкую работу работников, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении более легкой работы (статья 155), сохранить оплаты труда работников на определенный срок при переводе на более легкую работу (статья 156), принимать на работу инвалидов в порядке их трудоустройства и устанавливать им в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда (статья 157), перевозить в лечебные заведения работников, заболевших на месте работы, транспортными средствами предприятия или за счет предприятия (статья 158), нести в соответствии с законодательством материальную ответственность за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья (статья 159).

2.4. Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда, действующих на предприятии

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда приведены в статье 10 Основ законодательства РФ об охране труда и заключаются в следующем.

Работник обязан:

  • соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
  • правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
  • немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая угрожает жизни и здоровью людей.

Аналогичные обязанности работника по соблюдению требований охраны труда определены Кодексом законов о труде РФ. Согласно статье 127 работники обязаны соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, а соответствии со статьей 145 работники обязаны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, пользоваться выдаваемыми средствами индивидуальной защиты, соблюдать установленные требования обращения с машинами и механизмами.

2.5. Особенности охраны труда женщин

Особенности организации труда женщин в народном хозяйстве законодательно определено в Кодексе законов о труде РФ (глава XI). Согласно статей этого кодекса запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых, не связанных с физическими нагрузками, подземных работ, работ по санитарному и бытовому обслуживанию (статья 160). Список таких работ утверждается в установленном порядке. В настоящее время действует Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978г. № 240/П10-3 (с последующими изменениями и дополнениями).

Запрещается подъем, переноска и перемещение женщинами тяжестей, масса которых превышает установленные предельные нормы. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 года №105 установлены Нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную:

  • Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг;
  • Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены - 7кг;

Величина динамической работы, совершаемой в течении каждого часа рабочей смены, не должна превышать:

  • с рабочей поверхности - 1750 кгм;
  • с пола - 875 кгм;

При перемещении груза на тележках или контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.

Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры (статья 161 Кодекса законов о труде РФ).

Имеются определенные ограничения привлечения беременных женщин и женщин, имеющих детей, к сверхурочным работам, работам в ночное время и по направлению в командировки (статьи 162,163). Женщинам также предоставляются другие льготы для облегчения их труда (статьи 164-172-1).

2.6. Особенности охраны труда молодежи

Труд молодежи законодательно определен Кодексом законов о труде РФ (глава XII). Не допускается прием на работу лиц моложе 16 лет. В исключительных случаях, по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия могут принимать на работу лица, достигшие 15 лет.

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда, не причиняющего вред здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижению ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица (статья 173).

Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также подземных работах (статья 175). Список таких работ утверждается в порядке, установленном законодательством. Сейчас действует Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 10 сентября 1980 года №283/П-9 (с последующими изменениями и дополнениями).

Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (статья 176).

Запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным работами и к работам в выходные дни (статья 177).

Ежегодные отпуска работникам моложе 18 лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года (статья 178).

2.7. Контроль за состоянием безопасности труда на предприятиях

За состоянием охраны труда и соблюдением правил и норм установлен строгий Государственный, ведомственный и общественный контроль.

  1. Государственный контроль.

Государственный контроль, надзор осуществляют:

  1. Федеральная инспекция труда при Министерстве труда РФ - Рострудинспекция. Образована в соответствии с указом Президиума РФ от 4 мая 1994г. №850. Вместе с подведомственными ей государственными инспекциями труда республик, краев, областей образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда на всех предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности.
  2. Федеральный горный и промышленный надзор (Госгортехнадзор). Положение о Госгортехнадзоре Росси утверждено указом Президиума РФ от 18 февраля 1993 года №284, в соответствии с которым Госгортехнадзор России на территории РФ осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и государственный надзор за соблюдением предприятиями, независимо от их организационно-правовых форм должностными лицами и гражданами требований по безопасности ведения работ в промышленности, устройству и безопасности эксплуатации оборудования (подъемные сооружения, паровые и водогрейные котлы, сосуды, работающие под давлением, трубопроводы для пара и горячей водой; газовое хозяйство; взрывные работы). Госгортехнадзор России осуществляет также лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ.
  3. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - Госатомнадзор. Положение о Госатомнадзоре России утверждено распоряжением Президиума РФ от 16 сентября 1993 года №636-рп, в соответствии с которым Госатомнадзор России осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе. Госатомнадзор осуществляет также лицензирование видов деятельности, связанных с использованием атомной энергии, ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также изделий на их основе.
  4. Государственный энергетический надзор. Положение о государственном энергетическом надзоре в РФ утверждено постановлением Совета Министров Правительства РФ от 12 мая 1993 года № 447, в соответствии с которым Главгосэнергонадзор России осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным использованием электрической и тепловой энергии на предприятиях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
  5. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госкомсанэпиднадзор). Положение о Госкомсанэпиднадзоре России утверждено Указом Президиума РФ от 19 ноября 1993 года №1965, в соответствии с которым комитет осуществляет санитарно-эпидемиологический контроль за соблюдением предприятиями независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностными лицами и гражданами санитарного законодательства РФ. Госкомсанэпиднадзор проводит также государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию новых медицинских и иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств.
  6. Государственная экспертиза условий труда. Положение о государственной экспертизе условий труда утверждено постановлением Совета Министров РСФСР от 3 декабря 1990года №557. На госэкспертизу условий труда возможно осуществление государственного контроля за:
    • правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска;

    • предоставлением работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда;

    • качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и их отнесению к категории с вредными и тяжелыми условиями труда.

Представители органов государственного контроля и надзора вправе беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, проводить проверки соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда, налагать в установленном законом порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

Высший надзор за точным и единообразным использованием законов о труде на территории РФ осуществляется Генеральным прокурором РФ.

  1. Общественный контроль.

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Для реализации своих прав профсоюзные организации (трудовые коллективы) выбирают своих уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Профсоюзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;
  • принимать участие в рассмотрении несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельно их расследование;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий труда и охране труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаев на производстве;
  • предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда.
  1. Ведомственный контроль. Обучение и инструктаж работающих.

Ведомственный контроль осуществляется через создание на предприятиях служб охраны труда. Организация охраны труда на предприятиях является одной из важнейших задач и обязанностей администрации.

Действующее трудовое законодательство устанавливает, что ответственность за организацию охраны труда на предприятиях несут директор предприятия и главный инженер. По отдельным подразделениям ответственность возложена на соответствующих руководителей (начальников цехов, отделов мастеров и т.д.). Непосредственное руководство охраной труда осуществляет главный инженер предприятия.

КЗОТ России возлагает на администрацию предприятий и учреждений обязанность проводить инструктаж рабочих и служащих по технике безопасности, противопожарной охране и другим вопросам охраны труда. Администрация должна осуществлять постоянный контроль за соблюдением всех требований и инструкций техники безопасности.

Инструктаж и обучение работников производится в соответствующие сроки независимо от квалификации и стажа работы по данной должности.

Работа по обучению руководителей и специалистов регулируется типовым Положением о порядке обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений и организаций, утвержденным постановлением министерства труда РФ от 12 октября 1994 года №65. Положением предусмотрено обязательное обучение и проверка знаний по охране труда всех работников предприятий, включая руководителей.

Обучение и проверка знаний по охране труда рабочих проводится в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения по безопасности труда. Общие положения", который в настоящее время перерабатывается.

Обучению и проверке знаний подлежат:

  • руководители и специалисты предприятий, а также лица, связанные с организацией, руководством и проведением работы непосредственно на рабочих местах и производственных участках с осуществлением надзора и технического контроля за проведением работ;
  • инженерные и педагогические работники профессиональных образовательных учреждений.

Проверка знаний по охране труда поступивших на работу руководителей и специалистов проводится не позднее одного месяца после назначения на должность, для работающих - периодически, не реже одного раза в три года.

Проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов, осуществляемую в соответствии с Типовым положением, на объектах, подконтрольных специально уполномоченным органам надзора и контроля (Госгорнадзору России, Главэнергонадзору России, Госатомнадзору России и др.), рекомендуется совмещать с проверкой знаний, проводимой в порядке, установленном этими органами.

Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний по охране труда в целом по предприятию возлагается на его руководителя, в подразделениях (цех, участок, отдел, лаборатория, мастерская и др.) - на руководителя подразделения, поступившие на предприятие руководители и специалисты проходят вводный инструктаж, который проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя предприятия возложены эти обязанности.

При этом они должны быть ознакомлены:

  • с состоянием условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятии (в подразделении);
  • с законодательством и иными нормативными правовыми актами по охране труда, коллективным договором (соглашением) на предприятии;
  • со своими должностными обязанностями по обеспечению охраны труда на предприятии (подразделении);
  • с порядком и состоянием обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия опасных и вредных факторов.

О проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации с обязательной подписью инструктируемого, а также в документе о приеме на работу. журналы регистрации должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и подписью руководителя.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

  • со всеми вновь принятыми на предприятие и переводимыми из одного подразделения в другое;
  • с работниками, выполняющими новую работу, командированными, временными работниками;
  • со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории предприятия;
  • со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий.

Лица, которые не связаны с обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием инструмента, хранением и применением сырья и материалов, первичный инструктаж на рабочем месте не приходят. Перечень профессий и должностей работников освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, утверждает руководитель предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Инструктаж проводится по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений с учетом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки на рабочем месте (первые 2-14 смен в зависимости от характера работы и квалификации работника), проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных методов работы.

Повторный инструктаж проводится со всеми работниками, за исключением тех, кто освобожден от первичного инструктажа, не реже одного раза в полугодие. по согласованию с профсоюзным комитетом и соответствующими органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлена более продолжительная (до 1 года) периодичность проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование, по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме.

Внеплановый инструктаж проводится:

  • при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  • по требованию органов надзора;
  • при перерывах в работе для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 стандартных дней, а для остальных работ - 60 дней.

Внеплановый инструктаж проводят или индивидуально или с группой работников одной профессии. Объем и содержание инструктажа определяют в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями (погрузка, выгрузка, уборка территории и т.п.), ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы, проведение экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводят непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель). Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет лицо, проводившее инструктаж. При неудовлетворительных результатах проверки инструктируемый к самостоятельной работе не допускается и обязан вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного внепланового, стажировки и допуска к работе лицо, проводившее инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения. Целевой инструктаж проводят с работниками, выполняющими работы по наряду-допуску или другой документации, разрешающей производство работ.

Наряд-допуск - письменное распоряжение на ведение работ, определяющее вид работ, время, место, условия производства работ, состав бригады и лиц, обеспечивающих безопасность.

Непосредственно перед очередной (внеочередной) проверкой знаний по охране труда руководителей и специалистов организуется подготовка с целью углубления знаний по наиболее важным вопросам охраны труда (краткосрочные семинары, беседы, консультации и др.). о дате и месте проведения проверки знаний работник должен быть предупрежден не позднее чем за 15 дней.

Для проведения проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов на предприятиях приказом (распоряжением) их руководителей создаются комиссии по проверке знаний (одна или несколько).

В состав комиссий по проверке знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий включаются руководители и специалисты служб охраны труда, главные специалисты (технолог, механик, энергетик и др.), государственные инспекторы по охране труда (по согласованию с ними), представители соответствующего выборного профсоюза, а в случаях проведения проверки знаний совместно с другими надзорными органами - представители этих органов (по согласованию с ними).

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, численность которых не позволяет создать комиссию по проверке знаний, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, связанной с работами, к которым предъявляются дополнительные требования по охране труда, инженерных и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений должна проводиться в комиссиях по проверке знаний учебных центров, комбинатов, институтов, имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или в комиссиях этих органов управления.

Проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также по тем нормативным актам по охране труда, обеспечение и соблюдение требований которых входит в их служебные обязанности.

Для предприятий негосударственных форм собственности перечни контрольных вопросов разрабатываются комиссиями учебных центров, комбинатов, институтов имеющих разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, или этими органами управления.

Учебные центры, институты получают разрешение в соответствии с "Примерным порядком выдачи разрешений на обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий, учреждений, организаций", утвержденное Постановлением Министерства труда РФ от 8 декабря 1994 №76.

Результаты проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятия оформляются протоколами.

Удостоверения о проверке знаний по охране труда действительны на всей территории России, в том числе для работников, находящихся в командировке.

Обучение по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий проводится по программам, разработанным и утвержденным предприятиями или учебными центрами, комбинатами, институтами, имеющими разрешение органов управления охраной труда субъектов РФ на проведение обучения и проверку знаний по охране труда, в соответствии с типовыми программами.

Типовые программы обучения по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий разрабатываются и утверждаются соответствующими министерствами, ведомствами, органами управления охраной труда субъектов РФ.

Контроль за своевременным проведением проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий осуществляется государственной инспекцией труда.

2.8. Ответственность работодателя и должностных лиц

Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ законодательства РФ об охране труда, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41,41-1,41-2, 41-3, 41-4), Уголовным кодексом РСФСР (статьи 138, 140, 143 и 30), Кодексом законов о труде РФ (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда, привлекаются к административной , дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работников отвечать перед законом за невыполнение ими дисциплины труда. Основным документом, регулирующим правила внутреннего трудового распорядка рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций. Одна из статей этих правил обязывает рабочих и служащих независимо от их должности соблюдать требования по охране труда и противопожарной безопасности, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, пользоваться средствами индивидуальной защиты. На основе этих Типовых или отраслевых правил внутреннего трудового распорядка, инструкции, положения, невыполнение требование которых является дисциплинарным проступком.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия может применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до трех месяцев или смещение на низшую должность на срок до 1 года, увольнение. Налагать дисциплинарное взыскание может только должностное лицо на подчиненного ему работника.

Административная ответственность выражается в форме различных административных взысканий: предупреждения, общественного порицания, штрафа и др. Предупреждение и штраф налагаются не в порядке прямой подчиненности или вышестоящими хозяйственными органами, а должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны труда, или административными комиссиями при районах городских исполнительных комитетах по представлению этих лиц.

Штраф за нарушение норм и правил охраны труда может налагаться только на лиц административно-управленческого персонала, причем не только в тех случаях, когда нарушение может создать возможность повреждения здоровья человека, но и когда нарушаются другие права трудящихся по охране труда (например, за некачественное расследование несчастного случая).

14 июня 1995 года Государственной Думой принят Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в Кодексе законов о труде РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РСФСР". В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и законодательства РФ об охране труда влечет наложение штрафа в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

Руководителям государственных инспекций труда представлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере до ста минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам - в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со статьей 4 этого федерального закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства РФ о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжелые последствия, может быть увеличен до 500 минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность выражается в наказании лиц, допустивших нарушения правил охраны труда, которые повлекли за собой несчастные случаи или другие тяжкие последствия. Степень этого наказания устанавливается рядом статей Уголовного Кодекса РФ например, по ст. 140 УК РФ нарушение правил и норм охраны труда и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могло повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до 1 года, или исправительными работами на тот же срок, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

По статье 138 УК РСФФСР незаконное увольнение работника с работы, неисполнение решения суда о восстановление его на работе, задержка выплаты заработной платы, а равно иное существенное нарушение Законодательства РФ о труде, совершенное должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности наказывается исправительными работами на срок до 1 года, или штрафом в размере до 500 минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет либо без такового.

По статье 143 УКРФ нарушение прав техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежат обязанности по соблюдению правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме ответственности работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда Основами законодательства РФ об охране труда предусмотрена также ответственность предприятия. За невыполнение требований законодательства РФ об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятия налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливается законодательством РФ и республик в составе РФ (статья 20 Основ законодательства РФ об охране труда).

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений (статья 21 Основ законодательства РФ об охране труда).

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающего нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством (статья 22 Основ законодательства РФ).

Безопасность жизнедеятельности



***** Яндекс.Поиск по сайту:



© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.