6. Новые технологии в системах управления телекоммуникациями

Новые технологии в системах управления телекоммуникациями

В современных телекоммуникациях продолжаются процессы крупномасштабных изменений. Возрастает конкуренция в сфере коммуникаций. Это сокращает жизненный цикл систем поддержки сетей связи, а телекоммуникационные технологии, которые еще вчера считались последним достижением технической мысли, например, SDH или АТМ, сегодня испытывают серьезный натиск развивающихся технологий, например IP. Закономерно возникла потребность в пересмотре позиций платформ управления TMN и SNMP.

6.1. Основные проблемы и недостатки TMN и SNMP в управлении сетями связи

В TMN нет точных указаний на техническую реализацию системы управления. Это породило на практике ряд проблем. В частности, из-за множественности вариантов интерфейса Qз трудно добиться их совместимости у разных производителей. Кроме того, интерфейсы TMN оказались очень сложными и дорогими. Еще одной проблемой TMN для операторов сетей связи России является то, что системы управления производятся исключительно за рубежом. Их программное обеспечение практически скрыто от пользователей, а возможность его изменения имеют только фирмы-производители. Системы управления на базе TMN обеспечивают реализацию только двух уровней пирамиды управления из четырех, т. е. уровня элементов и уровня сети. Практически нет эффективной реализации уровня управления услугами и административного уровня. Частные решения для этих уровней оказываются нетиражируемыми. Протокол SMIP не совершенствовался с момента его разработки.

Реализация систем управления связью на базе TMN в условиях России тем более осложнена высокой стоимостью полномасштабного решения. В России создана компания "Телесофт", которая призвана разрабатывать серьезные программные продукты, в том числе, для систем управления, однако эти работы чрезвычайно дорогостоящие, и одной компании-оператору их финансировать затруднительно.

Широкому распространению SNMP способствовали простота и относительно невысокая стоимость реализации. Однако простота оборачивается рядом существенных недостатков:

  • неприспособленность к работе с большими массивами данных в больших сетях;
  • слабая защита от несанкционированного доступа;
  • совместимость различных версий SNMP;
  • упрощенная структура MIB;
  • для выполнения сложных операций управления нужно выдавать агенту сложную последовательность команд;
  • невозможность реализации вложенных функций.

Тем не менее, указанные недостатки не исключают применения платформы SNMPдля управления сетями телекоммуникаций, например, корпоративными.

6.2. Перспективные технологические решения для управления телекоммуникациями

В 1991 году Группой объектного управления OMG (Object Management Group) была представлена одна из перспективных технологий управления CORBA (Common Object Request Broker Architecture) – общая архитектура брокера объектных запросов. Описание этой архитектуры достаточно подробно приводится в. Ниже излагается краткая характеристика CORBA.

Технология CORBA выполняет функции промежуточного программного обеспечения в системе "клиент – сервер" ("менеджер – агент"). В роли клиента выступает удаленное приложение (прикладной процесс управления). Сервер является управляющей системой с реализацией соответствующих процессов. Взаимодействие клиент – сервер происходит через механизм объектного вызова удаленной процедуры ORPC (Object Remote Procedure Call).

Технология CORBA реализует три основных принципа:

  • независимость от физического размещения объекта;
  • независимость от платформы;
  • независимость от языка программирования.

В технологии CORBA разработаны следующие программные компоненты.

ORB, Object Request Broker – брокер объектных запросов, обеспечивает взаимодействие объектов разнородной сети.

IDL, Interface Definition Language – язык определения интерфейсов, описывает интерфейсы между объектами. Взаимодействие объектов, создаваемых в разных языковых средах, обеспечивается с помощью отображения спецификаций IDL в языки программирования C, C++, COBOL, Java.

CORBA Object Services – объектные службы, не зависящие от предметной области, выполняют основные функции управления распределенными объектами.

CORBA Common Facilities – универсальные средства, обеспечивающие поддержку интерфейсов прикладного уровня и подразделяемые на горизонтальные и вертикальные.

CORBA Application Objects – прикладные объекты, предназначенные для решения конкретных прикладных задач.

Для организации взаимодействий ORB разных производителей был разработан протокол GIOP (General Inter ORB Protocol). Кроме того, возможна реализация взаимодействия системы управления на базе CORBA с системами управления на базе стандартов OSI-TMN.

Другим конкурирующим решением для системы управления сетями стала технология DCOM (Distributed Component Object Model) – распределенная компонентная объектная модель, разработанная Microsoft. Однако по сравнению с CORBA DCOM имеет серьезные недостатки:

  • производится только одной компанией Microsoft;
  • поддержка малого числа платформ;
  • имеет еще малый срок эксплуатации и не зарекомендовала себя.

Кроме того, технологическими решениями для управления телекоммуникациями признаются протоколы НТТР (Hyper Text Transmission Protocol – протокол передачи гипертекста), HTML (Hyper Text markup Language – язык разметки гипертекста), реализуемые в технологии Internet (WWW – World Wide Web – всемирная паутина).

Концепция TINA (Telecommunications Information Networking Architecture) – разработана в 1997 году и включает в себя четыре архитектуры:

  • вычислений;
  • услуг;
  • сетей;
  • управления.

В части, относящейся к управлению с помощью TINA, реализуются основные уровни TMN. Основным назначением этой концепции является поддержка интеллектуальных сетей [98,99].

Для взаимодействия различных технологий управления международная организация по стандартизации систем управления сетями NMF (Network Management Forum) разрабатывает ряд программ по согласованию систем управления на базе CMIP, SNMP, CORBA.

Разрабатываются бипротокольные агенты, которые поддерживают как протоколы OSI, так и протоколы CORBA (рисунок 6.1).

Рисунок 6.1. Взаимосвязь платформ управления

Рисунок 6.1. Взаимосвязь платформ управления

Контрольные вопросы

  1. Какие недостатки присущи протоколам CMIP и SNMP?
  2. Какие преимущества сохраняются у протокола CMIP перед SNMP?
  3. Почему использование концепции TMN затруднено для реализации всех четырех уровней управления, представленных пирамидой TMN?
  4. Что такое CORBA?
  5. Что такое TINA?
  6. Почему актуальна разработка новых платформ управления телекоммуникационными сетями?
  7. Какая платформа управления может образовать общую среду управления?

Управление телекоммуникационными сетями


*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.