14. Оценка качества передачи речи

Устройства преобразования и обработки информации в системах подвижной радиосвязи

14. Оценка качества передачи речи

Поскольку человек как получатель информации является ключевым элементом любой телекоммуникационной системы, качество сигнала оценивается по его субъективному восприятию речи. К основным показателям качества принимаемой речи относят: разборчивость (понятность), громкость и натуральность.

Понятность речи - определяющая характеристика тракта передачи речи, так как если тракт не обеспечивает полной понятности речи, то никакие другие его преимущества не имеют значения - он не пригоден к эксплуатации. Для непосредственного определения этой качественной характеристики есть только один метод – субъективно-статистические испытания (ССИ), требующий большого количества речевого материала, обработанного кодеками и трактом передачи, и привлечения группы экспертов (тренированных слушателей и дикторов). Разработан косвенный, объективный количественный метод определения понятности речи через ее разборчивость (см. также 4. Характеристики слуха и разборчивость речи).

Громкость речи определяет желательный уровень принимаемых сигналов, при котором разборчивость (понятность) речи достигается без напряжения слухового аппарата со стороны принимающего. Натуральность речиоценивает способность системы воспроизводить не только смысл передаваемой речи, но и ее тембр и индивидуальные особенности голосов говорящих, т.е. способность обеспечить узнаваемость говорящего по голосу.

Наиболее распространенным объективным методом оценки качества передачи речи является метод артикуляции. Он основан на оценке степени выполнения главного требования, предъявляемого к разговорным трактам, - обеспечения разборчивой передачи речи. Мерой разборчивости является здесь разборчивость элементов речи. Процесс произнесения речевых элементов называется артикуляцией - отсюда и название метода.

Для измерений разборчивости разработаны специальные (артикуляционные) таблицы слогов, звукосочетаний и слов с учетом их встречаемости в русской речи (аналогичные таблицы есть и для других языков). Звуковых таблиц нет, так как звуки, кроме гласных, отдельно не произносятся, а для измерений звуковой разборчивости пользуются слоговыми таблицами или таблицами звукосочетаний. Пусть, например, в процессе измерения было передано 1200 слогов, из них правильно принято 840 и искажено 360. Тогда слоговая разборчивость составит S = 840´100/1200 = 70%. Из всех типов артикуляционных таблиц (слоговых, словесных, фразовых) практическое применение находят первые две. При этом слоговые артикуляционные таблицы считаются основными, так как на практике в большинстве случаев рассматривается именно слоговая разборчивость.

Измеряют разборчивость экспериментально (в соответствии с ГОСТ 16600-73) с помощью артикуляционной бригады - группы тренированных слушателей и дикторов - молодых людей без нарушений слуха и речи. Ограничение влияния субъективных факторов достигается путем строгой регламентации артикуляционных измерений. Регламентация касается вопросов комплектования и тренировки артикуляционных бригад, порядка проведения передачи, записи и проверки артикуляционных таблиц, обработки результатов измерения разборчивости.

В табл. 14.1 приведены градации понятности речи и соответствующие им величины разборчивости. Словесная разборчивость ниже 75% оценивается как "срыв связи".

Таблица 14.1

Понятность

Разборчивость, %

слоговая

словесная

Предельно допустимая

25…40

75…87

Удовлетворительная

40…50

87…93

Хорошая

50…80

93…98

Отличная

80 и выше

98 и выше

Эти данные были получены для широкого словаря, т.е. при передаче самой разнообразной информации. В тех же случаях, когда идет обмен информацией с гораздо меньшим объемом (т.е. при ограниченном словаре), понятность речи будет лучше, чем в общем случае при той же разборчивости речи. Так, для диспетчерской связи 40%-ная слоговая разборчивость уже соответствует полной понятности речи, хотя в общем случае она соответствует удовлетворительной понятности. Для передачи цифрами полная понятность достигается при 30% слоговой разборчивости.

По результатам проведения артикуляционных испытаний разборчивости различают классы качества речевых трактов по процентам правильно принятых элементов речи: слабое, удовлетворительное, хорошее и отличное (табл. 14.2).

Таблица 14.2

Вид разборчи- вости

Качество речевых трактов, %

Слабое

Удовлетворительное

Хорошее

Отличное

Звуковая

25. ..40

40.. .55

55. ..80

>80

Слоговая

64.. .75

75. ..82

82. ..90

>90

Словесная

75. ..87

87.. .93

93. ..98

>98

Фразовая

90. ..95

87.. .93

97.. .99

>99

При оценке качества кодирования и сопоставлении различных кодеков оцениваются разборчивость речи и качество синтеза (качество звучания) речи. За рубежом для оценки разборчивости речи используется метод DRT (диагностический рифмованный тест). В этом методе подбираются пары близких по звучанию слов, отличающихся отдельными согласными в начале слова (типа "дот - тот", "кол - гол"), которые многократно произносятся рядом дикторов, и по результатам испытаний оценивается доля искажений. Метод позволяет получить как оценку разборчивости отдельных согласных, так и общую оценку разборчивости речи.

Для оценки качества звучания используется критерий DAM (диагностическая мера приемлемости). Испытания заключаются в чтении несколькими дикторами, мужчинами и женщинами, ряда специально подобранных фраз (12 фонетически сбалансированных 6-слоговых предложений), которые прослушиваются на выходе тракта связи рядом экспертов-слушателей, выставляющих свои оценки по 5-балльной шкале MOS (средняя субъективная оценка или средняя оценка мнений) в соответствии с данными табл. 14.3. Затем результаты усредняются. Хотя этот метод является субъективным по своей сути (аналог ССИ), его результаты по сопоставлению различных типов кодеков при проведении испытаний одними и теми же группами дикторов и экспертов-слушателей являются достаточно объективными, и на них основываются практически все выводы и решения.

Экспериментальные субъективно-статистические способы определения оценок качества чрезмерно громоздки и дают достоверные результаты лишь при большом объеме обработанного речевого материала. Поэтому весьма актуально создание объективного метода оценки качества с меньшими затратами труда и времени. Так, при исследовании речевых кодеков (а в последние годы эти исследования стали проводиться с помощью ЭВМ) желательно использовать объективные (формализованные) критерии качества, отличающиеся оперативностью и не требующие привлечения экспертов. Однако существующие объективные критерии качества слабо отражают свойства слухового восприятия. Поэтому критерий качества, используемый для оценивания кодеков одного типа, может оказаться некорректным для кодеков иного типа. Например, такой широко используемый критерий, как отношение сигнал-шум квантования (ОСШК), вполне удовлетворительно оценивающий качество неадаптивных, инвариантных к спектру передаваемого сигнала кодеков, становится некорректным при сравнении адаптивных дифференциальных речевых кодеков. Это связано с различием в характере искажений сигналов.

Таблица 14.3.

Субъективная оценка качества звучания речи

Уровень восприятия речевой информации

Оценка по шкале MOS

Очень плохо

Речь не воспринимается полностью или частично

1

Плохо (слабо)

Речь воспринимается затрудненно,

с напряженным вниманием

2

Удовлетворительно

(Разборчиво)

Речь воспринимается свободно, но наличие дефектов неоспоримо

3

Хорошо

Речь воспринимается свободно,

определение дефектов затруднительно

4

Отлично

Речь воспринимается полностью

и без искажений

5

В табл.14.4 представлена сводная информация о наиболее распространенных способах кодирования речи. Здесь оценка различных методов кодирования связана с восприятием речи человеком, т.е. со средними субъективными оценками по шкале MOS.

Таблица 14.4.

Метод кодирования РС

Стандарт / Год принятия

Цифровая скорость, кбит/с

Оценка качества по шкале MOS

ИКМ (PCM)

ITU-T G.711/1960

64

4,1…4,5

АДИКМ (ADPCM)

ITU-T G.726/1984

32/64

3,8 / 4,6

IMBE

INMARSAT-M/1990

6,4

3,1

LD-CELP

ITU-T G.728/1992

16

3,8

RPE-LTP

ETSI GSM/1992

13

3,6

VSELP

EIA/TIA IS54/1992

8

3,45

CELP

FS-1016 (США)

4,8

3,15

MP-MLQ

ITU-T G.723.1/1996

6,4

3,9

ACELP

ETSI TETRA/1996

4,8

3,4

MELP

США/1998

2,4

3,5

LPC-10

ANSI

2,4

2,9

Так, при точном квантовании в ИКМ шум можно считать стационарным процессом с равномерной спектральной плотностью мощности (СПМ). В то же время при адаптивном квантовании, когда шаг квантования изменяется в соответствии с дисперсией нестационарного РС, дисперсия ошибки квантования оказывается с ней связанной, т.е. шум квантования становится также нестационарным. Обычно ОСШК не учитывает ни спектральных соотношений сигнала и шума, ни их нестационарного характера. При субъективном же восприятии важно соотношение не только дисперсий, но и СПМ РС и шума. Поэтому за основу объективного критерия, учитывающего свойства слухового восприятия, должны быть приняты оценки кратковременных СПМ РС и ошибки квантования. Корректность критерия качества передачи характеризуется корреляцией объективных оценок, вычисленных с его использованием, и субъективных оценок качества передачи.

Объективная оценка качества РС может производиться как во временной области, так и в частотной области. Во временной области критерием качества является ОСШК. В адаптивных речевых кодеках шаг квантования изменяется в соответствии с дисперсией РС, поэтому дисперсия ошибки квантования зависит от дисперсии РС. При исследованиях таких кодеков важны значения кратковременных ОСШК, вычисленных на коротких сегментах РС длительностью 10...30 мс. Такое сегментное ОСШКучитывает сегментный характер слухового восприятия элементов речи и является лучшей мерой искажений, при которой паузы в РС не учитываются. Однако чтобы их игнорировать, они должны быть обнаружены.

При кодировании с адаптивным предсказанием параметры предсказателя изменяются в соответствии с кратковременной СПМ РС, что делает необходимым учет сегментно-спектрального характера слухового восприятия в пределах временного сегмента РС. Так как область слышимых частот разделяется на критические полоски, то в каждой из них установлено оптимальное для слухового восприятия соотношение спектральных мощностей сигнала и ошибки квантования. С точки зрения простоты вычислений, длительности необходимого для анализа речевого материала (около 3 с, т.е. одна - две фразы), а также хорошей корреляцией с объективными оценками качества показатель качества на основе сегментного ОСШК может рассматриваться как весьма эффективный инструмент при исследованиях кодеков различных типов.

В частотной области критерием качества является степень искажения спектральной огибающей. Было установлено, что использование критерия качества в частотной области в большей степени соответствует субъективным оценкам, чем критериям во временной области. Так, при оценке качества звучания сигнала в вокодерных методах передачи, где форма реализаций речевых сигналов в дискретном времени на входе кодера xt и выходе декодера xt* может существенно различаться, основным показателем является близость оценок СПМ xt и x*t. Существует множество показателей, контролирующих эту близость. В частности, определение критерия качества в частотной области базируется на LPC кепстральном расстоянии (CD). (Термин "кепстр" был введен в США в начале 60-ых годов и является в настоящее время общепринятым для обозначения обратного преобразования Фурье логарифма спектра мощности сигнала). Спектральное искажение как мера качества речи определяется здесь через спектральное расстояние между спектром входного и выходного сигналов. В свою очередь, мерой спектрального расстояния служит кепстральное расстояние CD.

Этот метод используют для оценки качества РС в системе линейного предсказания. Он незначительно отличается от субъективного метода MOS (коэффициент корреляции между этими методами около 0,96) - чем больше кепстральное расстояние CD, тем ниже средняя оценка мнений MOS. Такая зависимость справедлива не только для систем LPC, но и ИКМ, АДИКМ и других систем.

Устройства преобразования и обработки информации в системах подвижной радиосвязи






© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.