4.3.1. Состав и взаимосвязь показателей качества обслуживания сетей связи на основе международных стандартов

Основы теории мобильной и беспроводной связи

4.3.1. Состав и взаимосвязь показателей качества обслуживания сетей связи на основе международных стандартов

В соответствии с рек. МСЭ-Т I.112 совокупность телекоммуникационных услуг разделена на два типа (приложение А): доставки (переноса) информации (реализуют функции трех нижних уровней модели взаимодействия открытых систем) (Bearer Service, BS) и предоставления связи (Teleservice, TS). При этом телекоммуникационные услуги классифицируется по виду передаваемой информации (телефония, передача данных и др.), важности (основные, дополнительные) и другим признакам.

Качество телекоммуникационных услуг – это совокупность свойств услуги, определённых качеством функционирования сети, которые характеризуют способность удовлетворять потребности пользователей. Обеспечение качества телекоммуникационных услуг является одной из важнейших задач проектирования сетей связи. В соответствии с рекомендациями МСЭ-Т Е.800, Е.430, I.350 характеристики качества телекоммуникационных услуг можно разделить на две группы (рис. 2.1): характеристики, связанные с качеством обслуживания (Quality of Service, QoS), и характеристики, связанные с качеством функционирования сети (Network Performance, NP) [2, 40–42].

Качество обслуживания – это совокупность показателей, которые определяют степень удовлетворения пользователя предоставляемым ему обслуживанием. Качество обслуживания определяется в точке доступа к услуге и характеризуется свойствами удобства использования, обеспеченности, действенности (доступности, непрерывности, целостности) и безопасности обслуживания (приложение А). В свою очередь качество функционирования сети служит основой для качества обслуживания и определяет способность сети выполнять функции, обеспечивающие связь между абонентами. Качество функционирования сети характеризуется способностью к обработке трафика, ресурсами и возможностями сетевых объектов, а также надёжностью и качеством передачи (приложение А).

Рис. 2.1. Качество телекоммуникационных услуг

Рис. 2.1. Качество телекоммуникационных услуг

Для количественной характеристики большинства определённых в рекомендации Е.800 свойств качества телекоммуникационных услуг вводятся соответствующие показатели. При этом согласно рекомендации I.350, РД 45.128-2000, РД 45.004-2000 основными составными частями услуги являются три стадии её предоставления, качество выполнения которых дает суммарное качество услуги [2, 40, 43]:

  • доступ к передаче информации (установление соединения);
  • передача информации пользователя;
  • завершение сеанса передачи информации (разъединение соединения).

Каждая из частей услуги в свою очередь характеризуется тремя основными показателями, образуя матрицу 3´3 (таблица 2.2):

Таблица 2.2 Классификация параметров качества обслуживания и регламентирующие их документы

Стадии предоставления услуги Показатели качества
Скорость Рек. МСЭ-Т Точность Рек. МСЭ-Т Гарантированность Рек. МСЭ-Т
Доступ к передаче данных (установление соединения)   Задержка установления доступа Е.431 Х.135 I.352 Е.422 Е.427 Е.721 Вероятность организации неправильного доступа Е.845 Х.136 I.352 Е.422 Е.424 Е.425 Е.426 Е.427 Вероятность отказа в установлении доступа Е.845 Е.846 Х.136 I.352
Передача информации Скорость передачи данных пользователя   Задержка передачи данных пользователя   Вариация задержки Е.432 Х.135 I.350   Вероятность возникновения ошибки в информации пользователя   Вероятность передачи лишней информации пользователя G.821 Е.422 Е.424 Е.432 Е.855 Х.136 I.350   Вероятность потери информации пользователя   E.850 X.136 Е.428
Завершение сеанса передачи (освобождение) Задержка разъединения Е.431 Х.135 I.352 Е.721 Вероятность отказа в разъединения доступа Х.136 I.352 Вероятность отказа в разъединении доступа Х.136 I.352
  • скорость (время установления соединения, время (скорость) передачи информации пользователя, вероятность своевременной доставки информации пользователя и время разъединения соединения);
  • точность (точность установления соединения с указанными параметрами, точность передачи информации пользователя, точность разъединения соединения, характеризуемые вероятностью организации неправильного соединения, вероятностью возникновения ошибки в информации пользователя, вероятностью разъединения соединения и др.);
  • гарантированность (гарантированность установления соединения, передачи данных и разъединения соединения, характеризуемые вероятностью отказа в установлении соединения, вероятностью потери информации пользователя, вероятностью отказа в разъединении соединения и др.).

В 2001 г. МСЭ-Т принята рекомендация G.1000, которая значительно расширила набор параметров качества обслуживания, предложив матрицу 11´7. Это позволяет оценить не только стадии предоставления услуги, но и функции характеризующие управление услугой, как со стороны оператора, так и стороны пользователя. Кроме того, возросло число этапов, на которых нормируется качество услуг. При этом они охватывают весь процесс связи, начиная от заключения контракта (соглашения) и заканчивая финансовыми расчётами.

Основы теории мобильной и беспроводной связи






© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.