5.10. Система автоматического контроля и аварийной сигнализации

Система автоматического контроля и сигнализации предназначена для обнаружения неисправностей и контроля состояния узлов аппаратуры в процессе ее эксплуатации, наблюдение за состоянием сигнальных каналов, организации разговоров по служебному и абонентскому каналам.

Каждую систему аналого-цифрового оборудования обслуживает свой блок сигнализации и контроля (КС). Панель обслуживания (ПО-1) – общая для четырех систем АЦО, установленных на стойке.

Функции, выполняемые блоком контроля и сигнализации (КС):

А) контроль напряжений источников питания УП;

Б) контроль остаточного затухания по 23-му каналу;

В) контроль состояния блокировки каналов;

Г) контроль пропадания ИКМ – сигнала на приеме;

Д) контроль пропадания ИКМ – сигнала на передаче;

Е) контроль системы цикловой синхронизации;

Ж) контроль системы сверхцикловой синхронизации;

З) контроль появления сигнала “Извещение по циклу”;

И) контроль появления сигнала “Извещение по сверхциклу”;

К) управление реле блокировки питания;

Л) формирование сигналов индикации контролируемых видов аварий;

М) формирование сигнала “Авария системы”;

Н) формирование сигнала блокировки каналов.

Функции, выполняемые панелью обслуживания (ПО-1):

А) обработка сигналов, поступающих из блоков КС;

Б) формирование сигналов управления стоечной, рядовой и общестанционной сигнализацией;

В) индикация номера аварийной системы;

Г) индикация блокировки акустической сигнализации;

Д) индикация видов аварий;

Е) организация разговоров по служебному и абонентскому каналам;

Ж) наблюдение за состоянием сигнальных каналов;

Структурная схема.

Структурная схема показана на рисунке 32.

В блоке КС расположены схемы контроля исправности узлов аппаратуры.

Сигналы со схем контроля, фиксирующих различные виды аварий, пройдя схему ИЛИ, составленную из двухвходовых логических элементов И-НЕ, преобразуются в сигналы “Авария системы”. Сигналы со схемы контроля блокировки каналов, пройдя элемент И-НЕ, преобразуется в сигнал блокировки. Эти сигналы поступают на схему управления сигнализацией аварий систем панели ПО-1. Каждый из 4-х блоков КС имеет на панели ПО-1 свою схему управления индикацией номера аварийной системы (У1….У4) и свою кнопку индикации вида аварий. Электронное реле аварийной сигнализации (РАС) управляются логическими элементами ИЛИ1 и НЕ1. На входы схемы ИЛИ1 поданы сигналы “Авария системы” от четырех блоков КС. Электронное реле блокировки каналов РБК управляется логическими элементами ИЛИ2, НЕ2. На входы схемы ИЛИ2 поданы сигналы блокировки от четырех блоков КС. При любом виде аварий срабатывает схема ИЛИ блока КС аварийной системы и сигнал “Авария системы” становится равным нулю. При блокировке каналов сигнал блокировки также становится равным нулю. Эти сигналы воздействуют на устройство управления сигнализацией аварии аварийной системы (У1….У4), а также на схемы ИЛИ1 и ИЛИ2. При этом срабатывают стоечная (верхняя рама стойки), рядовая (транспарант) и общестанционная (общестанционное табло) сигнализации.

Стоечная сигнализация включает в себя лампы аварийной сигнализации ЛАС, блокировки каналов ЛБК и включения звонка ЛВЗ, транспарант – лампы ЛАС, ЛБК, ЛВЗ, общестанционное табло – лампы ЛАС, ЛБК, ЛВЗ и звонок.

При любом виде аварий (кроме аварий ОЗ) со схемы У блока КС аварийной системы идет сигнал, управляющий реле блокировки питания, находящимся в УП. При нажатии кнопка “ОТКЛ.ЗВ”, расположенной на передней панели ПО-1 отключаются звонок и лампочка ЛВЗ. Система индикации всех видов аварий является общей для всех 4-х блоков КС и расположена в ПО-1. Управление системой индикации видов аварий осуществляются с помощью четырех кнопок. Каждой системе АЦО соответствует своя кнопка. На рисунке 32 эти кнопки обозначены “1”, “2”, “3”, “4”. Панель ПО-1 также включает в себя устройство для подключения микрофона-телефона к абонентскому и служебному каналам и схемы индикации состояния сигнальных каналов. Каждый сигнальный канал контролируется двумя схемами индикации (ПЕР▬1, ПР▬1, ПЕР▬2, ПР▬2). На рисунке 33 и 34 приведены таблицы комбинаций состояний сигнальных ламп в зависимости от этапа соединения для СВМ, СВ, СИ – местного, СИ – междугороднего.

В системе применен метод автоматического контроля и сигнализации остаточного затухания канала с использованием самовозбуждения канала при определенных условиях организации шлейфа. Устройство контроля остаточного затухания (ОЗ), находящееся в блоке КС, обеспечивает контроль повышения ОЗ по 23 телефонному каналу при четырехпроводном его окончании в промежутки времени с периодом Т, когда канал не занят абонентами. Фиксируются повышение остаточного затухания на 6 дБ с точностью фиксации 2 дБ за время равное 16с с периодом Т равным 320с. При использовании метода самовозбуждения четырехпроводное окончание канала (вход-выход) замыкается “на себя” через удлинители на передаче и приеме. Величина затухания удлинителей выбираются из условия самовозбуждения

В1 + В2 К1 + К2

где В1 и В2 – затухание удлинителей на передающей и приемной стороне;

К1 и К2 – усиление канала в направлении передачи и приема.

Рисунок 32. Структурная схема системы сигнализации 

Рисунок 32. Структурная схема системы сигнализации.

СВМ

Этап соединения

ПЕРСК – 1

ПРСК – 1

ПЕРСК – 2

ПРСК – 2

1.  Контроль исходного

состояния

+

2. Занятие

+

3. Набор номера

Мигает

+

4.

Абонент свободен

+

+

Посылка вызова

+

+

+

5.

Абонент занят

+

+

+

Сброс

+

+

+

+

6. Ответ абонента

+

7.отбой абонента

+

+

8. Блокировка канала

СВ

Этап соединения

ПЕРСК – 1

ПРСК – 1

ПЕРСК – 2

ПРСК – 2

1. Контроль исходного

состояния

+

     

2. Занятие

     

+

3. Набор номера

 

Мигает

 

+

4.

Ответ (запрос)

   

+

+

5.

Отбой вызывающего абонента

+

+

+

6. Отбой вызываемого

абонента

+

+

+

7. Занятость абонента или

соединительных путей

+

 

+

+

8. Блокировка канала

Рисунок 33. Комбинации состояний сигнальных ламп в зависимости от этапа соединения для СВМ, СВ.

СИ – местный

Этап соединения

ПЕРСК – 1

ПРСК – 1

ПЕРСК – 2

ПРСК – 2

1. Контроль исходного

состояния

 

+

   

2. Занятие

   

+

 

3. Набор номера

Мигает

 

+

 

4.

Ответ (запрос)

   

+

+

5.

Отбой вызывающего абонента

+

 

+

+

6. Отбой вызываемого

абонента

 

+

+

+

7. Занятость абонента или

соединительных путей

 

+

+

+

8. Блокировка канала

СИ – междугородный

Этап соединения

ПЕРСК – 1

ПРСК – 1

ПЕРСК – 2

ПРСК – 2

1. Контроль исходного

состояния

 

+

   

2. Занятие

   

+

 

3. Набор номера

Мигает

 

+

 

4.

Абонент свободен

   

+

+

Посылка вызова

+

 

+

+

5.

Абонент занят

 

+

+

+

Сброс

+

+

+

+

6. Ответ абонента

   

+

 

7. Отбой абонента

   

+

+

8. Блокировка канала

Рисунок 34. Комбинации состояний сигнальных ламп в зависимости от этапа соединения для СИ – местного, СИ – междугороднего.

При выборе величины затухания удлинителей на несколько дБ (на 6 дБ в данном устройстве контроля ОЗ) меньше величины усиления канала, можно получить генерацию в канале. В случае понижения усиления канала (повышение его остаточного затухания) в каком либо направлении на эту величину не будет выполнятся условие самовозбуждения. Нормируя величины затухания удлинителей, можно по прекращению генерации в канале контролировать его остаточное затухание на 6 дБ. Структурная схема устройства контроля ОЗ приведена на рисунке 35. Устройство работает следующим образом. Когда по проводу “Д” с согласующего устройства СИ 23 канала поступает сигнал об освобождении канала от телефонных разговоров на формирователь 5 минутного интервала (Ф), то на выходе формирователя (Ф) появляется импульс контроля ОЗ длительности . От этого импульса схема управления У1 замыкает контакты обоих реле на время . При этом образующегося с помощью контактов реле 4-х проводное окончание канала (на структурной схеме ОЗ не показано) замыкается “на себя” контактами реле Р1. Импульс 5 минутного интервала подается также на накопитель информации об аварии ОЗ (Н1) на передаче и на формирователь линейного сигнала (ФЛС). В ФЛС этот импульс опробывается и вводится в групповой ИКМ – сигнал, и информация о нем передается в нечетных циклах (Цн), нулевых канальных интервалах (КИ0) и позициях шестого разряда (Р6). На приемной стороне в блоке КС эта информация выделяется на местах разряда восьмого (Р8) в канальных интервалах нулевых сдвинутых (КИ0С) нечетных циклов. Такое различие с передающей стороны вводится для компенсации временного сдвига, который претерпевает групповой ИКМ – сигнал во время прохождения по цифровому тракту. Передача импульсов проверки ОЗ в групповом ИКМ – сигнале показана во временных диаграммах ФЛС. Выделенная из группового ИКМ – сигнала приема информация о контроле ОЗ поступает в триггерную схему восстановления 5 минутного интервала (В). Сюда же подаются импульсные последовательности Р8, Цн с делителя частоты на приеме (ДЧпр) и КИОС с делителя каналов на приеме (ДКпр). На выходе восстановителя образуется импульс контроля ОЗ, с помощью которого схема управления реле (Р2) в блоке КС и реле в приемопередатчике 23К (У2) на приемной стороне образует четырехпроводное окончание канала и замыкает его “на себя” через удлинитель В2, идентичный удлинителю В1 на передаче. Так реле Р1 и Р2 управляются практически одним и тем же импульсом проверки ОЗ, то они одновременно замыкают четырехпроводное окончание 23 канала “на себя” с обеих сторон с помощью удлинителей В1 и В2 на время длительности импульсов. В течение этого времени в 4-х проводном тракте 23 канала существует замкнутый контур (3-К). На приемной стороне импульс контроля ОЗ также поступает на триггерную схему накопителя информации об аварии ОЗ (Н2), аналогично накопителю Н1. Если остаточное затухание 23 канала при 4-х проводном окончании будет в норме или возрастет менее, чем на 6 дБ, то во временно возникающем замкнутом контуре появляется генерация, так как создаются условия для самовозбуждения канала. Поэтому на выходе одинаковых схем фиксации аварий ОЗ (Ф1 и Ф2), подключенных соответственно удлинителям В1 и В2 на передаче и приеме, формируются логические “0” в виде импульсов с длительностью . На выходе накопителей Н1 и Н2 также возникают состояния логических “0” и существуют в течение 5 минут до следующего импульса проверки ОЗ, сигнализируя на ПО-1 об отсутствии аварии ОЗ. Если остаточное затухание будет выше номинального значения более, чем на 6 Дб, то во временно возникающем замкнутом контуре генерация не возникнет и на выходе накопителей на передаче и приеме появляются логические “1”, сигнализируя об аварии ОЗ. Если в течение 5 минут 23 канал не будет занят абонентами, то на выходе формирователя 5 минутного интервала появится следующий импульс проверки ОЗ, и работа устройства контроля ОЗ повторится в описанном порядке. Если 23 канал займут, то работа формирователя Ф прекращается, и реле Р1 и Р2 будут разомкнуты до нового освобождения канала. На выходах накопителе будут логические состояния, полученные при последнем цикле контроля ОЗ. Накопители информации об аварии ОЗ необходимы для того, чтобы сигнал аварии (отсутствия аварии) ОЗ, идущих с фиксаторов Ф1 и Ф2 с частотой 5 минутного интервала в виде логических 1 (0) преобразовывался в постоянную логическую посылку.

Рисунок 35. Структурная схема контроля остаточного затухания.

Рисунок 35. Структурная схема контроля остаточного затухания.

Устройство и работа ИКМ-30


*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.