Лекции по Сетям абонентского доступа   

2. Перспективные сети абонентского доступа

2.1.4. Замена аналоговой АТС на цифровую коммутационную станцию

Процесс замены аналоговой АТС на цифровую коммутационную станцию можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, результатом этого процесса может стать просто замена старого коммутационного оборудования с определенными изменениями в сети абонентского доступа. Именно такой подход изложен в данном параграфе. Во-вторых, этот процесс может стать первым этапом при замене нескольких аналоговых АТС одной цифровой коммутационной станцией. Этот сценарий рассматривается в следующем параграфе. Таким образом, материал, содержащийся в параграфе 2.1.4, имеет самостоятельное значение. Одновременно, предлагаемые решения представляют собой определенный фундамент для анализа следующего варианта (параграф 2.1.5) использования цифровой коммутационной станции - замены нескольких аналоговых АТС.

Когда целесообразно заменять цифровой коммутационной станцией одну аналоговую АТС? Ответ на этот вопрос требует, прежде всего, выбрать тот критерий, который позволяет принимать соответствующее решение. В качестве такого критерия целесообразно использовать емкость устанавливаемой цифровой коммутационной станции (с учетом ее расширения при подключении новых абонентов). Но выбору критерия предшествует еще одна проблема, которую необходимо обсудить в первую очередь. С методологической точки зрения эта проблема служит хорошим примером «отрыва» теории планирования сети от практики ее создания.

Рассмотрим модель ГТС, представленную на рисунке 2.10. Эта модель объясняет сформулированные в предыдущем абзаце положения. На рисунке показаны два этапа развития ГТС, состоящей из четырех коммутационных станций. Момент ввода первой цифровой коммутационной станции, именуемой далее МС1, соответствует началу модернизации ГТС. Время ввода МС1 обозначено на рисунке 2.10 как t=0. Продолжительность эксплуатации всех аналоговых станций к моменту t=0 указано для каждой АТС курсивом.

Модель ГТС при замене одной аналоговой АТС

Рисунок 2.10

Особенность рассматриваемой модели состоит в том, что АТС1, которая уже проработала 25 лет, должна быть заменена. Три другие АТС были установлены недавно. Предполагается, что АТС2 и АТС3 работают семь лет, а АТС4 - пять лет, то есть, три аналоговые АТС еще могут работать, как минимум, десять лет. В этой ситуации никакой критерий, формально определяющий оптимальную емкость цифровой коммутационной станции, не может быть использован в реальной практике планирования сети.

Вернемся к критерию оптимальности рассматриваемого сценария. Прежде всего, целесообразно оценить емкость АТС, используемых в местных телефонных сетях. Необходимые для таких оценок данные содержатся в статистических отчетах, подготавливаемых Государственным Комитетом Российской Федерации по связи и информатизации.

К началу 1996 года средняя емкость координатной АТС, используемой в ГТС, составила 2546 номеров. Эта же величина для цифровой коммутационной станции равна 4846 номеров. Для специалистов, занимающихся теоретическими аспектами планирования местных телефонных сетей, такие величины, мягко говоря, вызывают удивление. Мы (мало сведущие в реальной практике построения местных телефонных сетей) привыкли считать, что типовая емкость городской АТС, как декадно-шаговой, так и координатной, составляет примерно 10000 номеров.

Чем же вызвано такое расхождение теории и практики? Величина средней емкости координатных АТС рассчитана по всем городам. Следовательно, в разряд ГТС попали и сети маленьких городов, емкость которых и определяет столь малое, на первый взгляд, значение средней емкости городской АТС. Вероятно, при ранжировании ГТС по емкости можно ожидать большее значение средней емкости координатной АТС для крупных сетей. В отчете Санкт-Петербургской ГТС за 1996 год содержатся статистические данные, позволяющие оценить среднюю емкость координатной АТС величиной 8623 номера. Это подтверждает гипотезу об использовании в крупных городах коммутационных станций большей емкости, чем по России в целом.

Итак, мы нашли логическое объяснение весьма низкой средней емкости городской координатной АТС. Иная картина складывается с величиной 4846 номеров, определяющей математическое ожидание цифровой коммутационной станции. Для Санкт-Петербургской ГТС этот показатель несколько выше - 6668 номеров. Для окончательных выводов необходимо проанализировать ряд проектных решений. Тем не менее, возникает ощущение, что цифровое коммутационное оборудование на значительной части ГТС внедряется по весьма неэффективным сценариям.

Средняя емкость координатной АТС, используемой в СТС, составила - также к началу 1996 года - 140 номеров. Для цифровой коммутационной станции эта величина заметно выше - 318 номеров. Первая величина очень хорошо согласуется с той областью значений емкости сельских АТС, которой оперируют специалисты по планированию местных телефонных сетей. А вторая величина также внушает некоторые, но не столь обоснованные, как для ГТС, опасения. Конечно, окончательные выводы могут быть сделаны только после анализа соответствующих проектных решений.

Если численные оценки, приведенные выше, достоверны, то замена одной аналоговой АТС на цифровую коммутационную станцию будет, как правило, очень плохим с экономической точки зрения решением. Об этом говорит приведенный на рисунке 2.4 график. Но в ситуациях, модель которых представлена рисунком 2.10, такое решение становится вынужденным.

Как повысить эффективность цифровой коммутационной станции небольшой емкости?

Если станция устанавливается в строгом соответствии с рекомендациями, утвержденными Администрацией связи [20], то пучки СЛ, связывающие ее с аналоговыми АТС, образуются по каналам ЦСП. На рисунке 2.10 пучки СЛ от МС1 к АТС2, АТС3 и АТС4 отмечены квадратиками; обычно таким способом маркируются цифровые каналы и тракты. В этом случае в кроссах аналоговых АТС можно подключать различные выносные модули к МС1 через цифровые тракты транспортной сети. Это означает, что к МС1 могут быть подключены цифровые УПАТС, мультиплексоры ЦСИО [21] и другие выносные модули, находящиеся в зоне обслуживания аналоговых АТС. На рисунке 2.11 показана соответствующая модель ГТС.

Подключение выносных модулей из разных зон обслуживания

Рисунок 2.11

В левой части рисунка 2.11 показаны зоны обслуживания трех аналоговых АТС. В границах этих зон обслуживания находятся три УПАТС и два мультиплексора ЦСИО. В кроссовом оборудовании аналоговых АТС осуществляется подключение этих пяти выносных модулей непосредственно к МС1. Структура полученной коммутируемой сети показана в правой части рисунка 2.11, иллюстрирующего предлагаемое решение. Подключение выносных модулей, расположенных в зонах обслуживания аналоговых АТС, к цифровой коммутационной станции - весьма эффективное решение с учетом следующих аргументов:

- расширяется ТФОП за счет новых групп абонентов, которые ранее не могли включиться в аналоговые АТС по каким либо причинам (как правило, такая ситуация возникает из ограниченной емкости электромеханических коммутационных станций);

- освобождается номерная емкость в зонах обслуживания аналоговых АТС, если УПАТС, подключенные ранее к этим типам коммутационных станций, переключаются в МС1;

- для абонентов УПАТС и выносных модулей, расположенных в зонах обслуживания аналоговых АТС, становятся доступными практически все виды услуг, поддерживаемых аппаратно-программными средствами МС1.

Итак, вариант замены аналоговой АТС на цифровую коммутационную станцию может оказаться вынужденным решением Оператора. Но его отличие от сценария, рассмотренного в следующем параграфе, заключается, пожалуй, только в длительности промежутка времени между заменой первой и второй аналоговых АТС. Это утверждение станет ясней для читателей, которые прочтут и следующий параграф раздела 2.1.



*****

© 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.