Лекции по Эволюции местных телефонных сетей   

4. Взаимодействие местных сетей с другими сетями

4.5. Обеспечение доступа к специализированным сетям

4.5.1. Доступ к новым сервисным службам

На местных телефонных сетях в соответствии с принципами создания ТФОП организуются различные сервисные службы [14]. Часть предоставляемых ими услуг являются обязательным и для ГТС и СТС. Доступ к экстренным службам: пожарной охране, милиции, скорой медицинской помощи и аварийной службы газовой сети, - осуществляется по двухзначным номерам 01 - 04 соответственно. Эти номера должны, согласно руководящему документу по ТФОП [2], быть едиными для всех местных сетей.

Предприятия Министерства связи организуют ряд собственных сервисных служб, которые предоставляют следующие услуги: справки о номерах телефонов абонентов местной сети, прием телеграмм по телефону, служба точного времени и т.п. Рекомендуемый план нумерации этих служб приведен в [2]. Но на некоторых ГТС и СТС используется план нумерации сервисных служб Министерства связи, имеющий отличия от рекомендуемого. Обычно эти планы основаны на двух- и трехзначной нумерации сервисных служб.

Сервисные службы, называемые в [2] ведомственными, обычно имеют трехзначную нумерацию. Эти службы обеспечивают следующие услуги: информация ГАИ, заказ билетов на самолеты, поезда и автобусы дальнего следования, справки по этим же видам транспорта, информация о погоде и т.п.

Все перечисленные виды сервисных служб объединены рядом общих признаков, основным из которых можно считать возможность установления соединения и получения необходимой информации с обычного телефонного аппарата. Используя доступ через ТФОП, могут быть организованы услуги получения информации из различных банков данных.

Классическим примером такого решения может считаться система Minitel, широко используемая во Франции [15]. К началу 1993 года на французской сети насчитывалось 6,3 млн терминалов Minitel [16]. Используя терминал Minitel, который Администрация связи обычно предоставляет бесплатно, абонент может самостоятельно (без помощи оператора) обращаться во многие банки данных для получения самой различной информации. Столь внушительное число терминалов, работающих на французской ТФОП, может служить хорошим доказательством популярности подобных услуг.

Очевидно, что к перечисленным видам сервисных служб будут добавляться новые, доступ к которым может быть организован как через ТФОП, так и посредством других вторичных сетей. В данном параграфе рассматриваются только те виды сервиса, доступ к которым обеспечивается местными телефонными сетями. Более того, из всей совокупности вопросов, касающихся организации доступа к сервисным службам, анализируются только два аспекта:

- организация пучков СЛ между коммутационными станциями и узлами, которые обеспечивают необходимые абонентам услуги;

- перспективный план нумерации, обеспечивающий оптимальный доступ к сервисным службам.

На рисунке 4.10 для гипотетической ГТС показаны существующий и перспективный варианты доступа к сервисным службам. Существующий вариант (верхняя часть рисунка 4.10) изображен не полностью. Не представлены некоторые варианты подключения сервисных служб, описание которых может быть найдено, например, в [14]. Существенное отличие перспективного варианта (нижняя часть рисунка 4.10) заключается в следующем:

- доступ к некоторым сервисным службам будет по-прежнему осуществляться через УСС, но число служб с подобным доступом, по всей видимости, уменьшится (N < M);

- доступ к некоторым сервисным службам, пронумерованным от 1 до K, будет осуществляться через коммутационную станцию местной сети (РАТС2 на рисунке 4.10);

- к ряду сервисных служб, имеющих на рисунке 4.10 номера с 1 по L, доступ будут организован через АМТС;

- от УСС в дополнение к входящим пучкам СЛ, организуются исходящие пучки СЛ, что может потребоваться для реализации некоторых новых услуг.

Вариант доступа через коммутационные станции местной сети может, в свою очередь, рассматриваться с трех точек зрения:

- организация связи со службами, имеющими полный номер данной местной сети, что широко используется и в настоящее время [2];

- выход по сокращенному двух- или трехзначному номеру на сервисные службы, расположенные в зоне обслуживания своей РАТС;

- выход по сокращенному двух- или трехзначному номеру на сервисные службы, расположенные на местной сети или, даже за ее пределами, что обеспечивается за счет последующей маршрутизации поступившего вызова.

Размещение сервисных служб на АМТС может оказаться целесообразным на этапе создания Интеллектуальной Сети. Подобный вариант будет изложен в разделе 5.4. Организация исходящих от УСС пучков СЛ к коммутационным станциям местной сети может оказаться эффективным средством введения ряда новых услуг. Исходящий пучок СЛ может быть также полезен при реализации одного из вариантов предоставления услуг Интеллектуальной Сети, который будет рассмотрен в том же разделе 5.4.

Перспективный план нумерации, обеспечивающий эффективный доступ к экстренным и сервисным службам, может быть разработан только как составная часть новой системы нумерации на ВСС РФ. Некоторые соображения можно, тем не менее, проанализировать до проведения такой серьезной работы.

Первая из наиболее существенных проблем заключается в целесообразности сохранения префикса "0" для выхода к экстренным и/или сервисным службам. Сама формулировка этой проблемы объясняется рядом соображений, из которых можно выделить три основных момента:

- к двум цифрам номера местной сети (8 и 0), которые не могут использоваться в качестве первой цифры абонентского номера, может добавиться еще одна, если - по примеру ТФОП некоторых развитых стран - будет выделен еще один префикс, используемый для выхода на оператора;

- упомянутый префикс выхода на оператора обычно является цифрой "0", а унификация систем нумерации национальных сетей электросвязи - особенно доступов к подобным услугам ТФОП - представляется весьма перспективной;

- интеграционные процессы в организации экстренных служб (характерным примером может служить доступ к "Службе спасения", по единому номеру 911 на североамериканской ТФОП, приведенный в разделе 3.2) могут позволить уменьшить число необходимых сокращенных номеров.

Эти три аргумента свидетельствуют о целесообразности пересмотра плана нумерации в части выхода на экстренные и сервисные службы, но, с другой стороны, существует ряд причин, препятствующих большинству изменений. В настоящее время достаточно сложно оценить положительные и, особенно, отрицательные последствия введения новых номеров для экстренных служб.

По этой причине вместо конкретных предложений можно только констатировать, что проблема оптимального доступа к существующим и перспективным сервисным службам и введение соответствующего плана нумерации подлежат тщательной разработке.



*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.