Лекции по Эволюции местных телефонных сетей   

5. Долгосрочный прогноз развития местных сетей

5.5.2. Универсальная персональная связь

Проведенная в начале июня 1990 года совместная встреча экспертов МККТТ и МККР для согласования программы работ над концепцией УПС (Universal Personal Telecommunication – UPT) привела к созданию уже в 1992 году проектов нескольких рекомендаций МСЭ [83, 84].

УПС определяется как услуга, которая обеспечивает установление соединений с соответствующим пользователем набором одного и того же номера, называемого персональным. При этом соединение может устанавливаться через несколько сетей (в том числе для стационарных и подвижных абонентов), не зависит от географического положения абонента, ограничивается только возможностями терминала, сети и, в ряде случаев, Администрацией связи [83].

Принципы построения УПС имеют достаточно много специфических особенностей. Для дальнейшего изложения этих принципов целесообразно привести основные термины и понятия, характерные для УПС. Прежде всего целесообразно привести ряд терминов, содержащихся в словаре по УПС [85]. Отечественная терминология по УПС еще не разработана; по этой причине вместе с переводом этих терминов приводятся их названия на английском языке:

- мобильность терминала (terminal mobility) – способность терминала обеспечивать доступ к услугам электросвязи при его различном размещении (и, также, в движении) и возможность сети идентифицировать и подключать такой терминал;

- персональная мобильность (personal mobility) – возможность для пользователя получить доступ к услугам связи на основе персонального идентификатора и возможность сети обеспечить услуги, соответствующие данной категории пользователя;

- абонент УПС (UPT customer, UPT subscriber) – человек (или технические средства), который получает услуги УПС от имени одного или более пользователей УПС и который является ответственным за оплату перед соответствующей эксплуатационной организацией Администрации связи;

- пользователь УПС (UPT user) – человек (или технические средства), который имеет доступ к услугам УПС и получил соответствующий номер УПС;

- номер УПС (UPT number) – номер, который однозначно идентифицирует пользователя УПС и применяется для установления соединений с данным пользователем;

- категория услуги УПС – (UPT service profile) – данные, содержащие всю информацию, связанную с пользователем УПС, для того, чтобы обеспечить этому пользователю услуги УПС;

- административное управление вызовом (call management) – возможность для пользователя информировать сеть о том, как обрабатывать входящие вызовы в зависимости от их параметров: номер вызывающего абонента, время суток, вид вызова и т.п.

Приведенные выше термины целесообразно рассматривать как один из вариантов перевода понятий, необходимых для дальнейшего изложения концепции УПС, что, естественно, не заменяет работы по созданию соответствующей отечественной терминологии.

В классической теории электросвязи абонент (пользователь) обычно ассоциируется с точкой подключения его терминала к сети. В сетях связи с подвижными объектами абонент (пользователь) ассоциируется, как правило, с соответствующим этой сети терминалом. Для УПС характерно сочетание этих двух принципов; но соотнесение абонента с номером УПС будет, вероятно, более правильной ассоциацией.

Для того, чтобы предложить пользователям возможностьустанавливать исходящие и входящие соединения с любого терминала и в любой точке, идентификация пользователей УПС осуществляется независимо от нахождения терминалов и точек их подключения к сети, что иллюстрирует рисунок 5.29.


Основные принципы УПС трактуются МСЭ [84, 86] следующим образом:

- персональная мобильность, позволяющая пользователю УПС перемещаться между терминалами, устанавливать исходящие и входящие соединения на более универсальных принципах, предусмотренных категорией услуги "пользователь УПС";

- идентификация пользователя УПС, основанная на не зависящем от сети номере УПС;

- начисление оплаты и составление счетов на основе идентификации пользователя УПС, а не терминала и абонентской линии;

- стандартизованный доступ и процедуры идентификации для предоставления услуг УПС на одних и тех же принципах через произвольное множество сетей связи;

- управление со стороны пользователей и абонентов УПС, широкие возможности выбора видов обслуживания на основе персонифицированной категории услуг УПС;

- сохранение конфиденциальности передаваемой информации, включая введение, например, системы паролей, и защита от подключения к диалогу третьего абонента.

Для предоставления услуг УПС должны быть выполнены следующие требования [83, 84]:

- пользователю должен быть выделен номер УПС, который обеспечит функции персональной идентификации (пользователь может иметь более одного номера УПС для различных целей);

- администрация связи обеспечивает достаточно большой ряд услуг, из которых пользователь выбирает необходимый ему набор (абонент УПС, таким образом, формирует персональные условия использования предоставляемых ему возможностей).

Существует ряд причин технического и экономического характера, вследствие которых процесс эволюции УПС будет занимать значительный период времени. По этим причинам деятельность МСЭ по стандартизации УПС планируется провести в три этапа [84].

На первом этапе должна быть стандартизована совокупность функциональных возможностей УПС, именуемая сценарием с ограниченным перечнем услуг на ближайшее время. Этот сценарий имеет некоторые ограничения в части функциональных возможностей сети, перечня предоставляемых услуг, конфиденциальности и поддержки так называемого дружественного интефейса. На первом этапе функциональные возможности УПС могут быть реализованы без значительных изменений в существующей инфраструктуре электросвязи. Только ТФОП, ЦСИО и, вероятно, сотовая сеть связи с подвижными объектами будут поддерживать услуги УПС. При этом пользователям будут предоставлены только услуги телефонной связи и, соответственно, все возможности использования ТФОП (передача данных через модемы, обмен факсимильными сообщениями и т.п.).

На втором этапе должен быть стандартизован основной сценарий. Он определяет набор функциональных возможностей, который может быть внедрен по мере создания Интеллектуальной сети. На данном этапе перечень предоставляемых услуг будет существенно расширен, принимая во внимание эволюцию сетей и терминального оборудования. К услугам телефонной связи прибавятся более широкие функциональные возможности по передаче данных.

Третий этап рассматривается как дальнейшее расширение функциональных возможностей УПС. Он связан с ожидаемым прогрессом в основных направлениях развития электросвязи. МСЭ считает, что в настоящее время определить услуги, относящиеся к соответствующему сценарию, не представляется возможным.

В качестве примеров ниже приведены характеристики ряда основных и дополнительных услуг для пользователей УПС. Эти характеристики определены МСЭ для первого этапа стандартизации УПС. Они ориентированы на использование ТФОП, ЦСИО и сотовой сети, которые обеспечивают (на рассматриваемом этапе развития УПС) услуги, характерные для телефонной связи.

К основным (предоставляемым обязательно) услугам УПС относятся:

- регистрация входящих вызовов;

- обслуживание исходящих вызовов по алгоритму, принятому для пользователей УПС;

- система паролей для идентификации пользователя УПС.

Дополнительные услуги УПС могут быть представлены следующими примерами:

- регистрация входящих вызовов на удаленный терминал;

- регистрация исходящих вызовов;

- регистрация исходящих вызовов на удаленный терминал;

- регистрация всех вызовов;

- индикация вызовов, относящихся к УПС;

- запрос категории услуг УПС;

- привлечение оператора для каких-либо услуг;

- доступ к группе категорий услуг УПС и т.п.

Кроме основных и дополнительных услуг УПС пользователям могут быть предоставлены дополнительные виды обслуживания. Для унификации МСЭ также делит дополнительные виды обслуживания на предоставляемые обязательно и факультативно, но первая категория, естественно, отсутствует. В качестве дополнительных видов обслуживания, предоставляемых по желанию пользователя (факультативно) в [84] приведены следующие возможности:

- передача вызова от одного пользователя УПС к другому пользователю УПС;

- передача вызова при занятости или неответе вызываемого пользователя;

- представление информации о результате идентификации вызывающего пользователя;

- индикация о поступлении важных (для вызываемого абонента) вызовах и т.п.

По всей видимости все услуги, обеспечиваемые, например, ТФОП будут предоставляться и пользователям УПС, а по определению самой УПС список возможных видов обслуживания будет существенно расширяться.

Выбор рациональной системы нумерации рассматривается как один из ключевых аспектов УПС [87]. Основная сеть, в которую будут включаться пользователи УПС, – это ТФОП; по этой причине за основу системы нумерации для УПС принят план нумерации, изложенный в рекомендации МККТТ E.164 [88]. Эта рекомендация посвящена системе нумерации для всемирной телефонной сети. План нумерации для УПС будет представлен в новой рекомендации МККТТ E.168 [89].

Система нумерации должна одновременно и быть похожей на план телефонной нумерации, и обеспечивать возможность достаточно простого разделения обычных (телефонных) вызовов и вызовов, требующих обслуживания в соответствии с алгоритмами, принятыми для пользователей УПС.

Проект рекомендации E.168 по плану нумерации для УПС [89] опирается на аналогичные решения, принятые для телефонной связи. Полный номер абонента телефонной сети состоит из трех основных частей:

CC – код страны (для России выделена цифра "7");

NDC – национальный код назначения, именуемый в отечественной практике кодом ABC;

SN – номер абонента в своей местной сети, значность которого (для ТФОП России) составляет от 5 до 7 цифр, но для междугородной и международной связи этот номер дополняется, при необходимости, до семи цифр.

Проект рекомендации E.168 содержит три теоретически возможных сценария реализации плана нумерации.

Первый сценарий основан на схеме нумерации местной сети. В этом случае информация о праве пользования УПС хранится только в собственной станции; все функциональные возможности потенциальных пользователей ограничены зоной обслуживания данной коммутационной станции. Такое решение приемлемо, например, для коммутационной станции типа УПАТС, когда услуги УПС необходимы только для абонентов одного предприятия.

Второй сценарий основан на использовании полного национального номера, представляющего собой совокупность национального кода назначения NDS и номера абонента в местной сети SN. В отечественной технической литературе обычно употребляется обозначение ABCabxxxxx (ABC – код зоны единой семизначной нумерации, abxxxxx – семизначный номер абонента местной сети).

В данном сценарии возможны два варианта плана нумерации. Первый основан на использовании новых кодов NDS (ABC), в которых выделяются два поля: UPT (предназначено для идентификации доступа к УПС) и SP (предназначено для идентификации Администрации, предоставляющей услуги УПС). Эти поля могут размещаться в обратном порядке (SP, а за ним – UPT). Второй вариант отличается от первого тем, что и номер абонента SN (abxxxxx) также структурируется. Считается, что это целесообразно, если какую-либо группу пользователей необходимо увязать с определенным узлом сети, например с распределенной базой данных [89].

Третий сценарий можно рассматривать как частный случай второго, когда код NDS одинаков для всех стран и является единственным для получения услуг УПС. В качестве возможного значения кода в [89] приведена комбинация 878. Подобное решение, вероятно, будет оптимальным только для стран с компактной территорией и малой емкостью ТФОП.

В части аспектов сигнализации для УПС основное внимание уделяется системе общеканальной сигнализации N 7 [86]. Интенсивное развитие сотовых сетей и целесообразность использования системы общеканальной сигнализации стимулировали разработку системы пользователя MAP – Mobile Application Part. Но для УПС будут задействованы и другие системы пользователя.

Проблемы, связанные с начислением оплаты за услуги УПС, имеют ряд особенностей, определяющих необходимость проведения соответствующих исследований [90].

Система начисления оплаты должна обеспечивать различные варианты покрытия расходов за услуги УПС. Органичная черта УПС – соединение с вызываемым пользователем по единому номеру и вне зависимости от его географического положения. Такая техническая возможность оборачивается рядом финансовых проблем. Вызываемый абонент может, например, в данное время находиться в другом городе или, даже, в другой стране. В этом случае вызывающий абонент должен либо уведомляться о примерной стоимости вызова, либо иметь возможность определенным образом согласовать возможность оплаты всего или "части" соединения (например, до коммутационной станции, в которую включен требуемый пользователь) с вызываемым абонентом.

Уже на первом этапе внедрения УПС система начисления оплаты должна обеспечивать не только несколько вариантов покрытия расходов за счет различной доли вызывающего и вызываемого абонентов, но и возможность оплаты за счет третьей стороны [90]. Причем необходимо также обеспечить хранение достаточно подробных сведений об установленных соединениях для разрешения возможных конфликтов, связанных с их оплатой.

УПС рассматривается МСЭ и Администрациями связи многих стран как одно из самых перспективных направлений развития электро- и радиосвязи. Можно сказать, что УПС – один из первых примеров интеграции этих двух суперсистем, обеспечивающих обмен самой различной информацией.



*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.