Лекции по Русскому языку   

Современный русский литературный язык

31. Понятие о типах словообразования. Морфологические способы образования слов.

Словообразование — результат словообразовательных процессов,  появление новых слов.

 Она тесно связано с фонологией, морфологией, синтаксисом и, конечно, лексикой.

Именно на основе словообразования устанавливаются системные отношения между лексикой и грамматикой.

Новые слова в русском языке образуются от производящих основ, выделяемых в тех или иных словах или словосочетаниях.

 Производящей называется основа, от которой образовалось то или иное производное слово, являющееся самым близким по смыслу.

 Слова в русском языке образуются морфологическими и неморфологическими способами.

К морфологическим способам словообразования слов относятся: приставочный, или префиксальный (заграница < граница, пригород < город); суффиксальный (деревце < дерево, кавказский < Кавказ); приставочно-суффиксальный (пограничник < граница, подсвечник < свеча); сложение основ (камнетес < тесать камни), слогов (стачком < стачечный комитет), букв (АТБ < авиационно-техническая база), звуков (вуз < высшее учебное заведение); безаффиксный (аффикс -- общее название всех морфем, кроме корня) (зелень < зеленый, синь < синий).

33. Словообразование как особый раздел науки о языке. Задачи словообразования. Словообразовательный и морфемный анализ.

Словообразование — результат словообразовательных процессов,  появление новых слов. Кроме того, словообразование — есть раздел языкознания, где изучаются производность, средства и способы образования слов.

Основные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:

1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне),

2) определить, от чего и с помощью чего образованно данное производное слово.

Для проведения словообразовательного анализа необходимо:

1) Установить производящую основу для данного слова.

2) Выделить словообразовательные аффиксы.

3) Назвать способ образования слова.

4) Дать словообразовательную цепочку.

Для образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса.

34. Словообразование. Интерфиксы, постфиксы, аффиксоиды. Их роль в словообразовании. 

Словообразование — результат словообразовательных процессов,  появление новых слов. Кроме того, словообразование — есть раздел языкознания, где изучаются производность, средства и способы образования слов.

При соединении морфем в слове могут быть использованы незначимые соединительные элементы, называемые в лингвистике интерфиксами (в более широком смысле означает соединение всех элементов).

Постфикс — словообразовательная морфема, стоящая после окончания или формообразующего суффикса.

В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространенной является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

35. Словообразование. Понятие основы слова. Производные и непроизводные, производящие основы. Основа слова. Основа словоформы.

Словообразование — результат словообразовательных процессов,  появление новых слов. Кроме того, словообразование — есть раздел языкознания, где изучаются производность, средства и способы образования слов.

Для образования нового слова служит словообразующая морфема (приставка, суффикс или постфикс), а также их сочетание - одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса.

С производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые служат для создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.

 Здесь можно выделить следующие:

1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи

2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением

3) изменение части речной принадлежности слова: например — у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная - только формы единственного числа женского рода и множественного числа.

36. Словообразование. Состав слова: аффиксы, корень, окончание. Их значение.

Словообразованием называется как процесс образования производных слов, так и раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов.

Корень — единственная обязательная часть слова. Слов без корня не бывает, в то время как существует большое количество слов без приставок, суффиксов (стол) и без окончаний (кенгуру).

Корень способен употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с флексиями, называются свободными. Таких корней большинство.

Корни, которые могут употребляться только в сочетании с аффиксами, называются связанными, например: об-у-ть — раз-у-ть. В лингвистике существует несколько терминологических традиций, где некорневые морфемы называются аффиксами.

Окончание — формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования, управления или связи подлежащего со сказуемым.



*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.