Лекции по Русскому языку   

Морфемика. Словообразование

Морфемный разбор

Порядок школьного разбора по составу:

1.​ Определить часть речи разбираемого слова.

2.​ У изменяемых слов изменить форму слова, выделить его окончание.

3.​ Выстроить словообразовательную цепочку, выделить суффиксы и приставки.

4.​ Подобрать однокоренные слова, убедиться в том, что оставшаяся часть – корень. Помнить о том, что в корне могут быть чередования.

Образец школьного разбора по составу:

1) участвовали – глагол,

2) участвовал, участвовала – окончание –и,

3) участвовал – форма прош. вр. от глагола участвовать – суффикс прош. вр. – л,

4)участвовать – это проявлять участие в чем-либо – суффикс –вова-.

5) Участие, участник – корень участ-.

Порядок вузовского морфемного разбора:

1.​ Часть речи – изменяемая (как изменяется) / неизменяемая.

2.​ Характеристика окончания:

-​ по характеру формального выражения (материально выраженное или нулевое),

-​ по характеру грамматического значения.

3.​ Характеристика основы:

-​ членимая / нечленимая,

-​ простая / сложная,

-​ прерывистая / непрерывная.

4.​ Характеристика корня:

-​ по степени самостоятельности (свободный / связанный),

-​ по характеру значения (предметный / глагольный / признаковый: качественный и количественный признак),

-​ по наличию чередований.

5.​ Характеристика суффиксов:

-​ по функции (словоизменительный / словообразовательный),

-​ по значению.

6.​ Характеристика приставок:

-​ по структуре (производная / непроизводная),

-​ по функции (словоизменительная / словообразовательная),

-​ по значению.

7.​ Характеристика постфиксов:

-​ по функции (словоизменительный / словообразовательный).

8. Характеристика интерфикса: соединительная гласная, способствующая образованию слова / незначимая прокладка, обеспечивающая сочетаемость морфем.

Образец морфемного разбора

1)​ со-труд-ник- – сущ-ное, измен-ся по числам и падежам.

2)​ Окончание нулевое, выражает грамм. значение м. рода, ед. числа, им. пад.

3)​ Основа сотрудник членимая, простая, непрерывная.

4)​ Корень – труд- свободный, предметный, чередование д // ж // жд (труд – тружусь - утруждать).

5)​ Суффикс – ник- материально выраженный, словообразоват., имеет значение «название лиц по отношению к какому-нибудь предмету».

6)​ Приставка со- непроизводная, словообразовательная, имеет значение «совместности».



*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.