Лекции по Русскому языку   

Морфемика. Словообразование

Словообразовательное значение

Производные слова выражают широкий спектр словообразовательных значений разных типов.  Например: значения лица (льстец, летчик, дирижер – выделите форманты, которые выражают это значение), предметные значения (двигатель, счетчик, кипятильник – форманты?), значение места действия или вместилища (раздевалка, зимовье, конюшня, сахарница, кофейник), значения женскости, невзрослости, собирательности или единичности (кассирша, лисенок, клиентура, горошина), разнообразные оценочные значения: уменьшительное, увеличительное, ласкательное, уничижительное (домик, домина, собачонка, умишко) и многие другие значения.

Методика выбора производящего слова и составления словообразовательной пары

Существует определенный метод выбора производящего слова и составления словообразовательной пары:

1.​ Определить лексическое значение производного слова.

2.​ Составить мотивационный перифраз (описательное выражение) к производному слову.

3.​ Составить словообразовательную пару, выделить производную и производящую основу.

4.​ Определить словообразовательный формант и его значение.

Например: Обаятельность – свойство обаятельного человека.

Обаятельность ← обаятельный.

Словообразовательный формант – суффикс –ость, придает значение отвлеченного сущ-го.

Словообразовательное гнездо

Словообразовательную пару образуют производящее и производное слова. Из них может сложиться словообразовательная цепочка: синий → синеть → посинеть → посинение.

Все производные слова, образованные от одного корня, составляют словообразовательное гнездо: Бор (сосновый и еловый лес) → борок

→ бористый

→ боровой → боровик → боровичок

Словообразовательные гнезда различаются по объему:

1)​ нулевое гнездо – представленное только 1 словом

2)​ слабо развернутое гнездо, включающее вершину и 1 производное: майонез – майонезный;

3)​ сильно развернутое гнездо, включающее 3 и более слов

Словообразовательный тип

Словообразовательный тип — основная комплексная единица словообразовательной системы.

В словообразовательный тип входят 3 компанента:

-​ общность частеречной принадлежности производящих слов;

-​ общность частеречной принадлежности производных слов;

-​ общность словообразовательного форманта и словообразовательного значения.

Например, слоненок, медвежонок, негритенок созданы на основе словообразовательного типа (словообразовательной модели), т. е.

1. Основа сущ. + -онок / ёнок = сущ. со знач. детеныша.

2. Зеленоватый, синеватый, розоватый созданы на основе словообразовательного типа основа прил. + -оват-/-еват- = прил. со знач. оттенка цвета.

Словообразовательный тип, показывает строение существующих в языке слов и даёт правило для образования одних слов от других.



*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.