Лекции по Русскому языку   

Морфемика. Словообразование

Неморфологические способы образования

Неморфологические способы образования — способы образования производных слов, не сопровождающиеся изменением внешнего облика производящей единицы.

Неморфологические способы подразделяются на лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтаксический способы.

Лексико-синтаксический способ (слияние, сращение) – это создание нового слова на базе словосочетания в результате слияния 2 и более слов: сегодня, сумасшедший, быстрорастворимый, вышеизложенный.

1)​ наречие + прилагательное или причастие: вечнозеленый, быстрорастворимый, маловысокохудожественные книги.

2)​ существительное + прилагательное или причастие: фосфорсодержащий, азотсодержащий, умалишенный.

При образовании слова лексико-синтаксическим способом изменяется только 1 часть: вечнозеленый, вечнозеленого, вечнозеленому.

Сложные существительные типа вагон-ресторан образованы путем сложения, потому что во многих из них склоняются обе части: в вагоне-ресторане, к матчу-реваншу, из салона-парикмахерской, от журналиста-международника.

Морфолого-синтаксический способ. Переход из одной части речи в другую.

Часто в русском языке слова могут переходить во все части речи. Продуктивность этих процессов неодинакова.

К продуктивным процессам относятся субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация и интеръективация.

1)    Субстантивация (лат. substantivum - существительное) — существительные образуются от прилагательных и причастий: кондитерская, отдыхающие.

Субстантивированные прилагательные и причастия разнообразны по семантике: это обозначения лиц (больной, рядовой, ученый, встречный), помещений (ванная, столовая, гостиная, приемная, операционная), абстрактных понятий (будущее, прекрасное, главное), блюд, кушаний, лекарств (горячее, жаркое, снотворное), денег, платежей (чаевые, командировочные).

2) Адъективация – переход слов в имена прилагательные (первый

ряд – первый ученик= лучший).

3)​ Прономинализация – переход слов в местоимения, прилагательные (известный художник – известная доля свободы = некоторая), числительные (посадить одно дерево – Жили в старину одни люди = некие, какие-то), причастия (данное мне поручение – высказаться по данному вопросу = этому).

4)​ Адвербиализация – переход слов в наречия, в наречия переходят существительные (жить совсем рядом = близко).

5)​ Предикативация – переход слов в слова категории состояния. Этому явлению подвергаются наречия и краткие прилагательные (туманно намекнуть – утро туманно – Утром туманно) и существительные (Унылая пора! Очей очарованье!).

6)​ Препозиционализация – переход слов в предлоги. В предлоги переходят существительные (в течение реки – в течение дня), наречия (стоять вокруг – стоять вокруг нас), деепричастия (благодаря товарища – благодаря помощи товарищей = из-за).

7)​ Конъюнкционализация – переход слов в союзы. В союзы переходят наречия (Мы точно следовали приметам. – Глаза блестели, точно звезды) и местоимения (Я не знал, что взять с собой. - Невольно в голову приходила мысль, что шелестят звезды – Пауст.).

8)​  Интеръективация – переход слов в междометия (нести караул – Караул! Грабят).

Морфологические способы словообразования в качестве словообразовательных формантов используют морфемы.

Основные способы морфологического словообразования

Морфологические способы:

1.​ Аффиксальные:

1)​ суффиксальный — ушастый - уши

2)​ нулевая суффиксация — бег - бегать

3)​ постфиксальный — учиться - учить

4)​ приставочный — прочитать - читать

5)​ приставочно-суффиксальный — подосиновик - осина

6)​ пристав. - суфф.- постфиксальный — расщедриться - щедрый

7)​ суффиксально-постфиксальный — колоситься - колос

8)​ приставочно-постфиксальный — докричаться - кричать

9)​ префиксация с нулевой суффиксацией — изморозь - мороз

2.​ Сложение

1.​ чистое сложение — хлебозавод, хлеб, завод

2)​ сложносоставной способ — вагон-ресторан, вагон, ресторан

3)​ сложение с элементами интернац. характера — биодобавка, био, добавка

4)​ сложение + суффиксация —  головоломка ← голову ломать

5)​ сложение + префиксация — умиротворить, мир, творить

6)​ сложение + преф-я + суфф-я — вполоборота, половина оборота

3.​ Аббревиация

1)​ буквенная - ЧГПУ

2)​ звуковая - ООН

3)​ слоговая - профком

4)​ слого-словная - зарплата

5)​ смешанная - ИМЛИ

6)​ телескопическая мопед

4.​ Усечение

специалист ← спец

5.​ Семантическое включение

зачетка ← зачетная книжка

Словообразовательный разбор

При словообразовательном разборе нужно определить направление производности и установление мотивирующего слова, рассмотреть соотношения мотивирующего и мотивированного слова в формальном и семантическом плане.

В процессе анализа выделяется производящая основа и словообразовательный формант, выявляется словообразовательное значение производного, которое выражается способом словообразования.

Для словообразовательного анализа необходимо брать только слова производные, и только в начальной форме.

Схема словообразовательного разбора

1.​ Мотивирующее слово.

2.​ Мотивация.

3.​ Производящая основа.

4.​ Словообразовательный формант.

5.​ Способ словообразования.

Образец вузовского словообразовательного разбора

Перезваниваться ← звонить

1.​ Мотивирующее слово – звонить.

2.​ Мотивация: перезваниваться – периодически звонить друг другу.

3.​ Производящая основа – звони.

4.​ Словообразоват. формант – комбинация приставки пере-, суффикса –ива-, постфикса. – (УСТНО)

5.​ Способ словообразования – морфологический, преф.-суфф.-постф.

Образец школьного словообразовательного разбора

Водопровод ← воду проводить (сложение)

Подснежник ← снег (приставочно-суффиксальный способ).



*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.