***** Google.Поиск по сайту:


Лекции по Русскому языку   

Введение в морфологию

Понятие о грамматике. Место грамматики в системе языка

Термин грамматика употребляется в 2 значениях:

1) грамматический строй языка, включающий средства и правила изменения слов и их соединения в сочетания и предложения;

2) наука о строе и законах языка.

В грамматике выделяют морфологию и синтаксис.

Если в фонетике основной единицей является фонема, в лексике – слово, то грамматическая единица означает более широкое понятие — сюда относится и морфема, и слово, и словосочетание, и предложение.

Слова одновременно относятся и к лексическому, и к грамматическому уровням языка. Но если в лексикологии слова рассматриваются с точки зрения значения, употребления, происхождения, то в грамматике изучаются общие свойства слов.

Основные свойства слов группируются в классы, которые обладают своими особенностями формообразования, взаимоотношений и связей с другими языковыми единицами.

Синтагматические и парадигматические связи языковых единиц

Синтагматические (линейные) отношения между соседствующими элементами.

Парадигматическими (нелинейными) являются отношения между разными проявлениями одной и той же грамматической единицы: между морфемой и морфом, между формами одного и того же слова.

Парадигма слова – это совокупность форм его словоизменения. Парадигма слова стол: стол, стола, столу, стол, столом, о столе, столы, столов, столам, столы, столами, о столах.

Понятие о морфологии

Морфология изучает образование форм слов.

Понятие морфология можно представить с разных сторон:

1.    Это средства и правила образования слов, система с грамматическими категориями.

2.    Раздел грамматики, в котором дается описание образования форм слов, а также грамматических классов слов (частей речи).

Форма слова — это форма, которую получает конкретное слово при склонении, спряжении или образовании сравнительной степени, сохраняя свое лексическое значение, но приобретая новое грамматическое: картина (ГЗ ж. р., ед. ч., И.п.) – картины (ГЗ мн. ч., И./В. п.), рисуют (ГЗ мн. ч., 3 л., наст. вр.) – рисовал (ГЗ ед. ч., м.р., прош. вр.), яркий (м. р., ед. ч., И. п.) – ярче (сравн. степ. прилаг.).

Грамматическое значение рассматривает слово с определенной частью речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Грамматическая форма слова объясняет слово с точки зрения определенной части речи, а внутри нее с определенной грамматической категорией (рода, числа, падежа), определяет возможности изменения слова и его сочетания с другими словами.

Формы слова могут быть синтетические (простые) и аналитические (сложные).

Синтетическая — это форма, в которой одновременно заключено и грамматическое, и лексическое значение.

Аналитическая — сочетание знаменательного слова и специального служебного слова, выступающее как единое целое. В качестве служебных слов выступают глагол-связка быть, формообразующая частица бы, слова более, менее, самый.

Кроме них, существуют еще супплетивные формы слова, образуемые от разных корней (человек – люди, ребенок – дети).

В русском языке существуют грамматические формы, которые образуют сложные грамматические категории. Например, внутри категории рода имен существительных выделяются формы мужского, женского и среднего рода; внутри изъявительного наклонения - формы синтаксических времен.

Все грамматические категории находятся в тесном взаимодействии друг с другом и обнаруживают тенденцию к взаимопроникновению. Например, глагольная категория вида тесно связана с категорией времени; категория числа имени существительного тесно связана с категорией числа других частей речи; категория лица связывает глаголы и местоимения.

Морфология изучает образование форм слов. Под формообразованием понимают:

1)​ словоизменение, т.е. присоединение к основе слова различных окончаний;

2)​ образование соотносительных форм, представляющих собой формы разных слов. Сюда относится образование видовых форм глагола с помощью приставок и суффиксов (красить – покрасить, прыгать - прыгнуть) при неизменности их лексического значения; а также образование форм страдательного залога при помощи постфикса – ся.




***** Яндекс.Поиск по сайту:



© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.