9.2. Контакторы и магнитные пускатели

9.2.1. Контакторы

Контактором называется электромагнитное реле с мощной контактной системой, для включения и отключения силовых цепей предназначенной в первую очередь для коммутации рабочих цепей электродвигателей. Главные контакты контакторов предназначены для работы в силовых цепях переменного тока промышленной частоты напряжением до 500 В. Главные контакты бывают, как замыкающими, так и размыкающими. Помимо главных контактов контакторы имеют дополнительные маломощные блок-контакты, которые используются для самоблокировки, включения удерживающих обмоток и коммутации дополнительных цепей. На схемах чтобы отличить главные контакты контактора от блок-контактов, их изображают более толстой линией.

Катушки контакторов используются для включения в цепи как переменного тока напряжением 127, 220 и 380 В, так и постоянного тока 24, 36, 110 или 220 В.

Контакторы постоянного тока предназначены для коммутации цепей постоянного тока и имеют обмотку, питающуюся, как правило, постоянным током. Контакторы переменного тока предназначены для коммутации цепей переменного тока; их обмотка питается, как правило, переменным напряжением. Контакторы большой мощности имеют дугогасительные средства. Конструкция и принцип действия контакторов переменного тока показана на рис.107.

Рис. 107. Схема контактора переменного тока

Рис. 107. Схема контактора переменного тока

На рисунке изображены следующие элементы: 1 - стальной сердечник; 2 - катушка; 3 - якорь; 4 - неподвижный контакт; 5 - подвижный контакт; 6 - пружина; 7 и 8 - вспомогательные блок-контакты; 9 - изолирующая основа; 10 - камера гашения.

При включении тока, в катушке, якорь притягивается к сердечнику и замыкает главные контакты и вспомогательные контакты, пружина обеспечивает надежное соприкосновение контактов. Вспомогательные блок-контакты служат для включения цепей других реле, сигнализация и т.д. При выключении катушки якорь под действием своего веса отпадает, размыкая контакты 4-5 и 7-8.

Схемы включения контакторов. На рисунке 108 и 109 изображены обычные схемы включения контакторов.

Рис. 108. Схема включения с самоблокировкой

Рис. 108. Схема включения с самоблокировкой

При нажатии кнопки К1 - реле срабатывает и замыкающим контактом БК шунтирует К1. Поэтому при отпускании кнопки К1 цепь обмотки остается замкнутой. Для отключения реле достаточно нажать кнопку К2, реле обесточится и его контакты, шунтирующие К1 разомкнутся.

Рис. 109. Схема взаимной блокировки двух реле

Рис. 109. Схема взаимной блокировки двух реле

Схема используется, когда необходимо исключить одновременную работу двух реле, это достигается введением в цепь обмотки одного реле размыкающих контактов другого.

Если , то при нажатии на К11 и К21 срабатывает только Р1 и своими контактами размыкает цепь реле Р2. Если срабатывает одновременно Р1 и Р2 система может  выйти из строя. Большинство главных контактов у контакторов снабжено дугогасящими устройствами по принципу электромагнитного дутья или деионной решетки.

Катушки контакторов, рассчитанных на питание постоянным током напряжением 110 или 220 В, потребляют мощность 20-30 Вт.

9.2.2. Магнитные пускатели

Магнитный пускатель - это один из видов контакторов, предназначенный для пуска  и остановки двух и трехфазных асинхронных двигателей. По типу магнитные пускатели делятся на реверсивные; и нереверсивные

Рассмотрим работу пускателя в нереверсивной схеме управления электродвигателями переменного тока с коротко замкнутым ротором. Рис 110.

 Рис. 110. Схема нереверсивного электродвигателя переменного тока с коротко замкнутым ротором

Рис. 110. Схема нереверсивного электродвигателя переменного тока с коротко замкнутым ротором

На рисунке изображены следующие элементы: Л1 – Л3 - главные контакты; БК - блок контакт; РТ1 и РТ2- биметаллические тепловые реле; К1- кнопка “ПУСК”; К2- кнопка “СТОП”; КРТ1 и КРТ2- контакты тепловых реле.

Контакт БК- служит для самоблокировки контактора после его срабатывания при нажатии кнопки К1;контакты РТ 1 и РТ2- для защиты двигателя от перегрузки.

При нажатии кнопки К1 образуется цепь: фаза (а) КРТ1 - втягивающая катушка контактора Р - КРТ2 - нажатая кнопка К1 - замкнутая кнопка К2 - фаза б. Когда через катушку контактора проходит ток, то мгновенно замыкаются главные контакты и блок контакты, в результате этого электродвигатель начинается вращаться. При замыкании блок контакта пусковая кнопка К1 шунтируется и может быть отпущена, т.к. ток в катушку реле проходит через блок контакт. При нажатии К2 цепь катушки обесточивается, линейные контакты и блок контакты размыкаются, электродвигатель останавливается. Тот же эффект будет при отключении напряжения в цепи главного тока при снижении его до 65% от номинального. Теперь магнитный пускатель самопроизвольно включиться не может, т.к. цепь катушки К разомкнута контактами К1 и БК. Вторичная подача напряжения в цепь головного тока не вызывает включения электродвигателя до тех пор, пока не будет вновь нажата кнопка К1, т.е. обесточивается нулевая защита. Через тепловые реле РТ1 и РТ2 - проходит весь ток электродвигателя. При нормальной нагрузке двигателя контакты реле КР1 и КРТ2 замкнуты. При перегрузке двигателя реле (одно или два) размыкают свои контакты, это вызывает обесточивание цепи катушки, Л1 и БК размыкаются, двигатель останавливается. Но тепловые реле обладают большей тепловой инерцией, и не могут защитить двигатель при коротком замыкании, поэтому включаются плавкие предохранители ПП.

Технические средства автоматизации и управления


*****

© 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.