Вы нашли то, что искали?
Главная РазделыLezione.ru

Добавить страницу в закладки ->
Добро пожаловать на наш сайт!

5.5. Методология и методика прогнозирования. Философия

Философия

5.5. Методология и методика прогнозирования

5.5.2. Научно-технические прогнозы

5.5.3. Классификация прогнозов

Необходимая предпосылка оптимального управления любой системой - наличие информации о предстоящих потребностях, возможных результатах и последствиях управляющих воздействий. Именно поэтому непременным элементом всякого и каждого вида целесообразной деятельности человека является более или менее развитое предвидение результатов предпринимаемых действий. Немецкий философ К. Маркс отмечал, что самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, в своей голове имеет прогноз. В особенности прогностическая функция присуща научным системам знания, однако, следует сразу отметить, что многолетний опыт реализации наукой этой ее функции относится почти исключительно к объектам научного изучения. Что же касается предвидения будущего самой науки и, в частности, организационных форм ее жизнедеятельности, то такого рода прогнозирование стало возможным лишь на основе научного подхода к изучению самой науки и научно-исследовательской деятельности. Научно-техническая прогностика является одним из важнейших разделов современного науковедения, создающего теоретические основы управления научно-техническим прогрессом.

Прогностика как наука возникла в наши дни. Но как область поиска она берет начало в глубокой древности. "Прогностика" - термин древнегреческий. Напомним о написанной более 2 тыс. лет назад книге великого древнегреческого врача Гиппократа "Прогностика". В наиболее общем смысле это понятие обозначало искусство формулирование диагнозов и прогнозов процессов и явлений. В отличие от предсказаний оракулов и пифий прогностика того времени касались в основном способов определения, различных болезней, их протекания и исходов. Искусство предвидения базировалось только на интуиции прорицателей, а чаще - на приметах, догадках и других столь же "научных" основаниях.

Необходимость предвидеть будущее осознавалось во все времена. Но особенна велика потребность в прогнозах в наш век - век стремительных темпов общественного развития науки и техники. Прогнозов, основанных на интуиции, сейчас, разумеется, недостаточно. Необходимо прогнозирование, базирующееся на объективных закономерностях, на переработке информации по строгим правилам логики и математики с применением ЭВМ. Современная прогностика - система научного знания. Поэтому, заимствовав у древних сам термин мы тем не менее можем говорить о новом рождении прогностики.

История хранит множество примеров гениальных предвидений выдающихся мыслителей и новаторов техники всех времен и народов. Так, еще в условиях феодального строя, заглядывая более чем на шесть столетий вперед, английский ученый Р. Бэкон предсказал появление и широкое распространение в будущем таких видов техники, как средства самоходного транспорта для передвижения по суше, воде и воздуху.

Гениальный итальянский ученый, инженер и художник Леонардо да Винчи предвосхитил идею колебательного движения как основу для объяснения природы световых, звуковых и магнитных явлений. Им же были сделаны казавшиеся многим современникам беспочвенно фантастическими эскизы проектов ткацких станков, печатных машин, подводных лодок и летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Русский исследователь, академик В.И.Вернадский, одним из первых предвидел последствия начавшегося в то время проникновения в тайны атома. Он говорил, что перед нами открылись источники энергии, перед которыми по силе и значению бледнеют сила пара, сила электричества, сила взрывчатых химических процессов. Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению. Впоследствии, развивая свои мысли о будущем использовании атомной энергии, Вернандский добавил, что это может случится через столетие. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Можно согласиться с В.И. Вернадским в том, что ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны чувствовать себя ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества.

Прогнозы научно-технического прогресса — дело весьма сложное и ответственное. Оно требует не только глубокого проникновения в сущность и закономерности развития науки и техники, но и ясного представления о взаимодействии их с общественными условиями жизни людей.



5.5.2. Научно-технические прогнозы

Сейчас известны прогнозы: ресурсов, общественных потребностей, промышленного потенциала, развития социальных условий, демографические, комплексные прогнозы развития экономики и др., имеющие тенденцию складываться во взаимосвязанную систему представлений.

Научно-технические прогнозы непосредственно примыкают к системе прогнозов социально-экономических процессов. Они с полным основанием могут трактоваться как ее подсистема, сохраняя при этом всю свою специфику. вытекающую из своеобразия объектов, целей и методов прогнозирования.

Тесная связь научно-технического прогнозирования с экономикой, а через нее с социологией выражается не только в использовании элементов социально-экономического анализа при оценке исходных позиций прогнозирования, в процессе его и при выборе результирующих вариантов, но и прежде всего в том, что сам прогнозируемый научно-технический прогресс является определяющим фактором эффективности процесса общественного производства.

Существенные отличия научно-технического прогноза от прогноза экономического развития находятся на уровне различий между понятиями наука и техника, с одной стороны, и промышленность, сельское хозяйство. медицина и т.п. - с другой.

Типология научно-технических прогнозов весьма представительна. Можно, например, классифицировать прогнозы науки и техники по масштабам, уровню комплексности, времени упреждения, по регионам и т. д.. Существенно при этом различать и научное предвидение взаимосвязанных объектов : развитие науки как системы знаний; развитие организационной системы науки; развитие техники, в котором выделяют в свою очередь уровень промышленно освоенных технических средств и уровень новых технических разработок.

Особое место в исходных позициях прогностики занимает вопрос о возможности (в принципе) прогнозировать научные открытия.

Как показывает историческая практика, случаи предвидения научных открытий - весьма редкое явление. Гораздо чаще ученые предвидят назревающий "прорыв" на том или ином участке научного фронта, опыт и интуиция позволяют им судить о перспективности взаимодействия различных научных направлений, о взаимооплодотворении их идеями, методами и новыми возможностями. Эти предвидения лежат в сфере компетентности и ответственности прежде всего тех или иных специальных наук, на опыт которых опирается науковед-прогнозист. Научно-техническое прогнозирование выработало и осуществляет специальные процедуры сбора, анализа и синтеза подобного рода объективной и интуитивной информации, дополняя ее специальными сведениями организационно-научного характера.

Быстро прогрессирующие возможности современных систем переработки информации, в особенности реализация на ЭВМ методов эвристической самоорганизации моделей, открывают новые многообещающие перспективы на этом пути содействия подлинным творцам прогресса науки.

Обобщая опыт прогнозных разработок и использование данных фундаментальных наук для прогнозирования перспектив научно-технических предложений, академик В.М.Глушков констатирует возможность определенно утверждать, что нет никаких препятствий к тому, чтобы решать и обратную задачу - выдвигать вопросы и проблемы для научного поиска в области фундаментальных исследований и таким образом осуществлять прогноз дальнейшего их развития. Если верно, что результаты фундаментальных исследований в настоящее время являются основой для решения прикладных вопросов, то верно и обратное - многие достижения фундаментальных исследований невозможны без решения специальных прикладных проблем.

Связь между различными объектами прогнозирования носит сложный диалектический характер, ввиду чего на практике деление научно-технических прогнозов на прогнозы науки и прогнозы техники нередко оказывается весьма условным. Развитие научных представлений может привести к формулировке новых взглядов на будущее технических средств, а долгосрочный прогноз направлений развития техники требует, как правило, учета тенденций развития науки как системы знаний.



5.5.3. Классификация прогнозов

Изложим далее функциональную классификацию научно-технических прогнозов как инструмента управления развитием науки и техники. В основе ее положена идея, вытекающая и принятого определения прогноза как комплекса взаимосвязанных оценок: целей, путей их достижения и потребностей в ресурсах. Каждый из типов прогнозов является фактически результатом специального этапа прогнозных работ, использующих свои специфические методы.

  • Исследовательским прогнозом (ИП), опирается на познание тенденции и закономерности, на накопленный опыт конкретных наук, призван выявить и сформулировать новые возможности и перспективные направления научно-технического развития
  • Программный прогноз (ПП) исходит из познанных общественных потребностей, тенденций и закономерностей научно-технического развития, а также данных, полученных ИП. Он призван придать этим знаниям прикладной характер: сформулировать программу возможных путей, мер и условий для достижения целей и решения задач развития науки и техники.

Так, прогноз складывающихся перспектив развития кибернетики, тенденций роста быстродействия ЭВМ, увеличения объема их памяти расширения диапазона логических возможностей - это типично исследовательский прогноз. Его основная цель раскрыть гамму принципиально возможных перспектив. С другой стороны, прогноз, ранжирующий по оси будущего времени ряд важнейших ожидаемых событий прогресса кибернетики и вычислительной техники, фиксирующий наиболее перспективные связи этого процесса и возможные пути его реализации,- это типично программный прогноз.

  • Организационный прогноз (ОП) основывается на знаниях и представлениях об общих закономерностях и тенденциях развития науки (как организационной системы), в том числе полученных ИП и ПП. Он исходит из представлений о наличных экономических ресурсах и накопленном научном потенциале. ОП призван сформулировать обоснованную гипотезу относительно объемов и состава ресурсов, требующихся, чтобы теми или иными путями (ПП) достигнуть тех или иных целей (ИП). Понятие ресурс трактуется не только в смысле время, деньги, люди, а также в случае необходимости и как комплекс организационных и социально-экономических предпосылок эффективной реализации прогнозируемого состава ресурсов. Обычно наиболее трудной и ответственной фазой ОП является оценка гипотетических размеров требуемой финансовой поддержки различных программ исследований и разработок.

Выступая в комплексе, охарактеризованные выше три этапа прогнозирования взаимно дополняют друг друга, предоставляя в распоряжение принимающих решения особо ценную систему данных.

Любые прогнозы всегда содержат в себе элементы предположительности. Жизнь, успехи наук, возможностей и потребностей практики вносят в них каждый день существенные коррективы. На их судьбу в решающей степени влияют развитие социальной жизни общества и раскрытия новых тайн природы. Обзор литературы, посвященной научно-техническим прогнозам, позволяет выделить три основные группы таких представлений, оказывающих определяющее влияние на степень реальности научного предвидения:

  • научные представления о социально-жономической целесообразности и хозяйственной возможности реализации прогнозируемых научно-технических решений;
  • законы и принципы естествознания, значительная часть которых нередко называется, по меткому выражению Джорджа Томпсона, "принципами невозможности";
  • наиболее общие законы природы и развития общества, формулируемые обычно в виде основ мировоззрения ученого.

Прогнозы всегда имеют гипотетический характер. Делая на основании анализа информации о прошлом и настоящем выводы о будущем, прогнозист не может учесть многие существенные факторы, которые возникнут и будут влиять на развитие прогнозируемого процесса в будущем. При этом из многолетнего опыта науки известно, что чем больше удастся ей решить проблем, тем большее количество новых задач возникает перед исследователями.

Философия





Спасибо, что просмотрели данную страницу. Рекомендуем добавить ее в закладки ->
© Банк лекций Siblec.ru
Электронная техника, радиотехника и связь. Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные и гуманитарные науки.

Новосибирск, Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Чебоксары.

E-mail: formyneeds@yandex.ru