4. Особенности российского менеджмента с этико-психологических позиций

Уже говорилось, что по сравнению с общецивилизационными этическими нормами делового поведения, сложившиеся в современной России деловые отношения отличаются значительным своеобразием, причем преимущественно негативным.

Российское общество переживает сегодня мучительный и трудный процесс трансформации. При этом все более заметное влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказывают менеджеры и предприниматели.

Сегодня российским бизнесменам крайне важно создать у международной общественности положительное мнение о себе, поскольку это откроет перед ними широкие перспективы установления новых экономических и торговых связей.

Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры: незначительный опыт ведения дел в условиях рынка, неустойчивое и непредсказуемое законодательство, отсутствие политической стабильности, переходный характер экономики, ее криминализация. Кроме того, на данный процесс влияют и социокультурные факторы: исторически сло-жившиеся традиции, психология, привычки, склад ума. Достаточно вспомнить, что специфика российской деловой культуры изначально определялась одним ведущим отношением - к государству и с государством.

Наиболее важные этические характеристики российской деловой жизни можно свести к следующим особенностям:

  • полуправовое регулирование деятельности;
  • сила неформальных отношений;
  • избирательная этика в деловых отношениях;
  • "брак по расчету" с властями;
  • независимость и отстраненность от политики;
  • создание "команд" и централизация управленческих функций;
  • технократизм и патернализм руководства;
  • трудоголизм;
  • повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности;
  • высокая степень адаптивности и быстрота реакций;
  • сдержанное отношение к благотворительности;
  • пиетет к иностранцам и гостеприимство;
  • пиетет к образованию.

Современные исследования дают все основания полагать, что деловой мир в целом движется в сторону конвергенции, взаимодополнения. Однако в каждом конкретном случае каждая страна проходит свой путь, имеет свою культурно-историческую специфику. Весьма показательны в этом плане принятые в 1912г. российскими предпринимателями "Семь принципов ведения дел в России". Этот документ с полным основанием можно считать отправной точкой формирования современного этического делового кодекса России:

  1. Уважай власть.
  2. Будь честен и правдив.
  3. Уважай право частной собственности.
  4. Люби и уважай человека.
  5. Будь верен своему слову.
  6. Живи по средствам.
  7. Будь целеустремлен.

Несмотря на все происходящие изменения, основные идеи, сформулированные в "Семи принципах", сохраняют свое значение и сейчас. Возможно, они даже обретают особое значение, ибо Россия достигла сознания того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как "система цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией".

Многочисленные принципы и этические теории существуют для того, чтобы помочь индивидуумам и компаниям анализировать этичность поступка. Самый простой и древний принцип "золотого правила" - "Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой" - до сих пор остается наиболее эффективным критерием при принятии решений. Эффективным считается и еще один принцип: "Всегда, когда вы вступаете в какие-либо отношения с людьми, оставляйте их по крайней мере в том же состоянии, в котором они находились до встречи с вами".

Мудрой и в тоже время действующей является модель известного психолога Пагано для определения этичности предложенного решения. Вы должны честно ответить на шесть следующих вопросов:

  1. Легально ли ваше решение?
  2. Какие выгоды оно принесет окружающим и какой ущерб от этого будет им нанесен?
  3. Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем?
  4. Удовлетворяет ли ваш поступок тесту "дневного света" (это означает, будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые)?
  5. Соответствует ли ваше решение "золотому правилу"?
  6. Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? (Спросите мнение умного друга, не "втянутого" в ситуацию, считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен.)

Российский кодекс предпринимательской этики

I. Принципы личности

1. Честь и достоинство человека, свобода принятия решений - превыше всего. Право на них дается и обеспечивается выполнением принятых обязательств перед собой и людьми.

2. Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважение.

3. За все хорошее и плохое нам неизбежно воздается. Не плоди зла, множь добро.

II. Принципы профессионала

4. Показатель делового успеха - прибыль. Гарантии прибыли - хорошее качество товара и услуг, владение современной техникой делового общения, репутация надежного, компетентного и порядочного партнера.

5. Лучшая основа делового взаимодействия - взаимное доверие, самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Будь таким, каким ты хочешь видеть лучшего своего партнера.

6. Конкуренция двигает дело, ориентация на сотрудничество - укрепляет его, стремление раздавить конкурента - уничтожает.

III. Принципы гражданина России

7. Не нравится власть и закон - меняй, пока не заменил - подчиняйся и соблюдай.

8. Своевременно делись своими благами с теми, кому повезло в жизни меньше, чем тебе. Установи социальную справедливость до того, как тебя принудят это сделать другие.

9. Бери на себя ответственность за судьбу России, ее процветание и достойное место в жизни.

IV. Принципы гражданина Земли

10. Ничего лучшего, чем Земля и ее природа, мы не создадим, а бездумно уничтожить - можем.

11. Преступность и коррупция процветает во всем мире за счет страха перед ними, но сами боятся союза нормальных, ответственных, влиятельных и порядочных людей. Мы - эти люди.

12. Представители других культур, верований и стран, в том числе предприниматели, не хуже и не лучше нас, они просто другие. Будем учится у них, не стремясь поучать. Многие проблемы у нас общие.

Этика делового общения


*****
© Банк лекций Siblec.ru
Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.