3. Социологическая мысль в России

Социологическая мысль в России, как и в других странах, начала складываться в рамках других социальных наук, а возникшая к концу
XIX столетия русская социология развивалась в русле мировых социологических идей. Для усвоения этого раздела темы желательно использовать учебник Ж.Т.Тощенко "Социология" (63, С. 20 –– 24). Нелишне будет обратиться к "Истории социологии", раздел 3 "Становление и развитие отечественной социологии" (30, С. 265 –– 296).

Собственно социологические школы в России можно разделить на несколько направлений:

  1. Географическое. Основоположником этого направления был Л.И.Мечников (1838 –– 1888). В своей основной работе "Цивилизация и великие исторические реки. Географическая теория современных обществ" он проводил и аргументировал мысль о том, что именно водные ресурсы и их расположение определяют основную тенденцию развития человечества от деспотии к свободе, от примитивных форм жизни к экономическим и социальным достижениям.
  2. Органическая школа была представлена такими громкими именами, как Е.В. де Роберти (1843 –– 1915), А.И. Стронин
    (1826 –– 1889), Я.А.Новиков (1849 –– 1912). В основе этого направления лежит понятие "надорганическое" как совокупность психофизиологических факторов, определяющих отношение и поведение индивидов. В своем развитии "надорганическое" проходит две стадии: простых психофизических отношений, как исходный пункт социальности, и психологических взаимодействий. Последние подразделяются на четыре большие подгруппы: науку, философию (религию), искусство и практическую деятельность, под которой понимается поведение людей в технике, экономике, праве и политике.
  3. Социолого-юридическая школа. В этом направлении работали Н.М.Коркунов (1853 –– 1904), Л.И.Петражицкий (1867 –– 1931), Б.Н.Чичерин (1828 –– 1904) и др. Они исследовали правосознание и его роль в регулировании жизни общества, особое внимание уделяя нормативному и асоциальному видам поведения.
  4. Марксистская школа России к концу XIX –– началу XX столетия оказалась наиболее влиятельной. Она была представлена трудами Г.В.Плеханова (1856 –– 1918), который в рамках марксовой теории общественного развития анализировал проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. В.И.Ленин
    (1870 –– 1924) развивал учение К.Маркса о классах и классовой борьбе, роли народных масс в условиях российской действительности. М.И.Туган-Барановский (1865 –– 1919) исследовал интересы человека, разделив их на пять групп, среди которых выделил наиболее значимые для социального развития: психологические, альтруистические и религиозные.
  5. Субъективная школа. Одним из ярких ее представителей был П.Л.Лавров (1823 –– 1900), утверждавший индивида естественной реальной движущей силой общества. В этой связи основным предметом социологии он считал формы проявления, усиления и ослабления солидарности между "сознательными органическими особями". Не менее известным представителем этого направления считается Н.К.Михайловский (1842 –– 1904), исследовавший воздействие на человека различных форм социального контроля. По мнению Ж.Т.Тощенко, субъективистское направление в наиболее полном виде дает представление о социологической мысли в России (63, С. 23).

В отдельную группу следует выделить российских социологов, взгляды которых можно характеризовать как общесоциологические теории. Н.Я.Данилевский (1822 –– 1895), например, на основе системного подхода, учитывающего психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и др. признаки, строил свою социальную систему. М.М.Ковалевский (1851 –– 1916) считал, что социология имеет дело с целым комплексом причин движения человеческих обществ в разные эпохи. Наиболее выдающимся представителем этой группы, да и всей российской социологии является П.А.Сорокин (1889 –– 1968). Он не только предложил и обосновал целый ряд базовых понятий, которые и сегодня активно используются различными социологическими школами мира, но и разработал теорию социальной стратификации: как общие понятия, так и признаки социальной дифференциации, в основе которой лежат экономический, политический и профессиональный статусы.

Со студенческих лет активно популяризировал достижения отечественной и зарубежной социологии, философии, психологии и правоведения. С 1915г. преподавал в Петроградском университете, занимал должность приват-доцента, был автором одного из первых в России учебников социологии.

После февральской революции сотрудничал с Временным Правительством, работал личным секретарем у А.Ф.Керенского. Был депутатом Учредительного собрания, главным редактором газеты "Воля народов". После Октября 1917 года трижды подвергался аресту за несогласие с режимом, а в 1922 г. с группой деятелей науки и культуры был выдворен за границу.

П.А.Сорокин отличался исключительнейшей широтой научных интересов. Согласно собственной оценке, он начинал с "умеренного русского бихевиоризма", а завершил свой путь философией интегрализма. Его труды российского периода посвящены проблемам теории и метода в социологии, социологии личности, социального взаимодействия. Он разработал проблемы социальной мобильности и социальной стратификации, получившие в наше время дальнейшее и интенсивное развитие в мировой социологии.

Итак, мы рассмотрели основные характеристики социологической мысли конца XIX –– начала XX столетия. Теперь, опираясь на информацию, найденную в рекомендованной литературе, попытайтесь провести небольшой анализ, с целью выявления общего и особенного в различных социологических направлениях и школах.

Социология


*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.