1. Экономическая теория как наука

Общественная жизнь сложна и многообразна. Она складывается из многих видов и сфер приложения труда - в производстве, торговле, образовании, культуре. Человеческая деятельность всегда осуществляется в рамках определённых отношений. Возникает вопрос: как разобраться в конкретных жизненных процессах? Рациональные ответы дают не обыденные, а научные знания. Законы развития природы исследуют естественные науки. Ответы на вопросы как развивается человеческое общество, прежде всего "homo economicus" ("экономический человек"), обосновывают гуманитарные науки.

1.1. Предмет экономической теории

В сложном переплетении биологических и социальных, материальных и духовных сторон жизнедеятельности людей решающая роль принадлежит сфере производства. Совокупность факторов, создающих необходимые условия для существования и прогрессивного развития человечества, называется экономикой.

Понятие "экономика" - древнегреческого происхождения. Оно соединяет два слова - "хозяйство" и "закон", что буквально означает "законы хозяйствования".

В наше время "экономика" - само хозяйство в широком смысле слова, т.е. взаимодействие средств производства, используемых людьми для удовлетворения своих разнообразных потребностей. Экономика означает также науку, совокупность знаний о хозяйстве, использовании людьми разнообразных ресурсов в целях обеспечения насущных жизненных потребностей, науку об отношениях, возникающих между людьми в процессе их повседневной воспроизводственной деятельности.

Будучи многосложным структурным явлением, экономика изучается различными специальными дисциплинами, среди которых следует выделить:

  • функциональные - статистика, бухгалтерский учёт, денежное обращение, финансы и др. Функциональные дисциплины исследуют определённый срез экономических взаимозависимостей;
  • отраслевые науки - экономика промышленности, связи, транспорта, строительства и т.д. Здесь рассматривается проявление экономических законов в наиболее конкретной сфере;
  • региональная экономика выявляет специфику экономических процессов, происходящих на данной территории. Региональная структура проявляется в разделении экономики страны на части по географическому признаку.

Определяющая роль в системе экономических наук принадлежит экономической теории, являющейся их теоретической и методологической основой. В предисловии к русскому изданию учебника "Экономика" авторы пишут: "экономическая теория - это замечательная наука и прекрасный предмет для изучения. Абстрактная в своём анализе она широко применима на практике и чрезвычайно важна в своих приложениях"1. Американский экономист Р.Б.Карсон замечает: "среди общественных наук ни одна не привлекает к себе общественного внимания столь сильно как экономика".

Экономика, исторически будучи древнейшей наукой, всегда привлекала к себе внимание учёных и образованных людей. Подобное отношение объясняется тем, что изучение экономики позволяет реализовать объективную потребность познания мотивов, субъективных действий людей в хозяйственной деятельности во все времена - от Аристотеля до наших дней.

Как и экономическая теория, общетеоретической наукой является политическая экономия. К сожалению, в этом курсе, ранее изучавшимся во всех учебных заведениях страны, непосредственно предмету экономики уделялось незначительное внимание. Верным признавалось только марксистско-ленинское учение, все другие, отличавшиеся от него взгляды, игнорировались. Сутью термина "политическая экономия" в марксистской интерпретации было рассмотрение общественных, и ещё уже - классовых отношений. Однако вся экономическая и политическая история ХХ в. свидетельствует, что классовый подход в экономической теории грешит односторонностью. Попытка построения нового общества на его методологической основе заводит в исторический тупик.

Экономическая теория (теоретическая и прикладная экономика):

  • исследует законы экономического развития общества;
  • анализирует и обосновывает действенные механизмы функционирования рыночных систем, методы деятельности в отдельных народнохозяйственных звеньях, а также в обществе в целом;
  • разрабатывает принципы экономической политики в данных конкретных исторических условиях;

В литературе приводится множество определений предмета экономической теории (по западной терминологии - "экономикс").
К. Макконнелл и С.Брю в известной работе "Экономикс" так определяют экономическую теорию: "экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека"2.

Английский экономист Л.Роббинс пишет: "экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими их альтернативное использование". П. Самуэльсон замечает: "экономическая теория есть наука о том, как из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами людей".

Во всех приведённых определениях так или иначе подчёркивается, что экономическая наука изучает отношения людей в процессе производства и воспроизводства разнообразных благ в условиях ограниченных ресурсных возможностей. Экономическая наука, следовательно, может быть определена как наука, изучающая взаимодействие производства, распределения, обмена и потребления, созданных в обществе благ, а также тех экономических форм и закономерностей, в которых осуществляется при ограниченных ресурсах общественное воспроизводство. Она является теоретической основой механизма рыночного хозяйствования, ориентиром экономической политики государства.

Главная научная проблема экономической теории состоит в содействии разрешения противоречия между повседневным желанием людей всё более полно удовлетворять свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов, находящихся в их распоряжении и используемых для достижения поставленных целей.

Экономическая теория в первую очередь призвана дать научно-обоснованные ответы на три группы фундаментальных взаимосвязанных вопросов:

  • что следует производить и в каком количестве?
  • как надо производить товары, кто их должен производить, из каких ресурсов, с помощью каких технологий?
  • для кого производятся товары, как они должны распределяться между потребителями (Что? Как? Для кого?).

Ответ на первый вопрос характеризует структуру производства, на второй - технологию, на третий - сферу потребления произведённого продукта.

Экономическая теория, естественно, не набор правил как рациональнее хозяйствовать. Она не даёт и не может дать готовых ответов на систематически возникающие конкретные проблемы. Теория лишь инструмент, способ осмысления действительности. Вместе с тем, каждый человек становится участником производственных отношений, субъектом данной экономической системы. Поэтому овладение инструментами, знание экономической теории способствует правильному выбору во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория фокусирует внимание на том, как люди делают выбор и пытается дать ответ насколько он целесообразен и эффективен. Экономисты не думают, будто люди всегда знают как нужно поступать и не ошибаются. Но экономический подход предполагает, что действия человека основываются на рациональном сопоставлении затрат и полученных от них выгод. Английский экономист Д. Кейнс как-то заметил: "экономическая теория не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, или учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогает тому, кто владеет ею, приходить к правильным выводам". Американский экономист П. Хейне также подчёркивал: "экономическое мышление подобно наркотику. По настоящему усвоив один раз некоторые способы экономических рассуждений, вы затем повсюду будете находить возможность их использовать"3.

1) С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи Экономика М.: Дело, 1993. С. 31.
2) К. Макконнелл, С.Л. Брю "Экономикс". М.: Республика, 1992. Т. 1.-С.18.
3) П. Хейне "Экономический образ мышления. М.:Новости, 1991. С. 33-34.

1.2. Функции экономической теории, метод познания

Значимость любой науки проявляется в тех функциях, которые она выполняет. Роль экономической теории выражается в трёх основополагающих функциях: познавательной, практической (прагматической), методологической.

Познавательная функция состоит в изучении и объяснении процессов и явлений экономической жизни общества на различных стадиях его развития;

Практическая - познавая законы, взаимосвязь явлений, экономическая теория обосновывает наиболее рациональные направления хозяйствования;

Методологическая - экономическая теория способствует формированию экономического образа мышления, процесса познания.

Экономическая теория использует широкий спектр приёмов научного познания, важнейшим из которых становится метод научной абстракции, с помощью которого формируются объективные законы, научные категории, выражающие сущностные стороны исследуемых объектов, конструируются экономические модели. В связи с построением моделей следует подчеркнуть роль функционального анализа. Как известно функции - переменные величины, зависящие от других переменных величин. Если при этом одна составляющая зависит вследствие определённых закономерностей от другой, можно говорить о функциональной зависимости между анализируемыми явлениями.

Когда мы хотим получить истинные знания, то должны применять диалектический метод исследования. Согласно диалектике, процессы и явления в экономической жизни постоянно возникают, развиваются и исчезают, т.е. находятся в движении. Чтобы проникнуть в их суть используется метод научной абстракции (лат. "abstractio" - отвлечение). Исследователь отвлекается от второстепенных сторон, чтобы выявить наиболее существенное. Так возникают общие понятия, категории (производство, товар, деньги, инвестиции и др.).

Любой объект реально существует в системе взаимосвязей, для исследования которых применяются методы индукции и дедукции: индукция – как движение мысли от частного к общему, дедукция – движение мысли от общих положений к частным определениям. Экономико-математическое моделирование также являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений и прогнозировать их последствия.

Экономические эксперименты, как метод познания, рациональны, хотя не всегда представляется возможным точно спрогнозировать вероятность их результатов.

1.3. Микро- и макроэкономика

В экономической науке выделяются отдельные взаимозависимые части, в соответствии с масштабом изучаемых объектов. Поэтому различают микро- и макроэкономический анализ экономических процессов. Приставка "микро", означающая "малый", отражает тот факт, что этот раздел изучает выбор, осуществляемый малыми экономическими единицами.

При микроэкономическом подходе внимание науки сосредоточено на человеке, семье, фирме, домашнем хозяйстве, изучаются конкретные товары, цены, сбалансированность спроса и предложения на отдельно взятый товар. Несомненно, микроэкономика представляет наиболее предметную часть экономической науки. Область хорошо осязаема, доступна непосредственному восприятию. Несмотря на ряд существенных различий, высказываемых при определении микроэкономики, большинство авторов обращают внимание на две наиболее характерные черты: микроэкономика изучает процессы принятия решений отдельными экономическими субъектами - фирмами, домашними хозяйствами, потребителями; задачей микроэкономического анализа выступает взаимодействие хозяйствующих субъектов на отдельных рынках.

В экономике существует и другой раздел, называемый "макроэкономикой". Приставка "макро", означающая "большой", свидетельствует, что эта ветвь теории исследует крупномасштабные экономические явления. Государственная политика доходов, расходов, жизненного уровня населения, налогов, бюджетного дефицита, денежного обращения и т.д. - важнейшие проблемы макроэкономики. Однако также как микроэкономические явления спроса и предложения представляют многообразную сумму индивидуальных выборов, точно также и вся макроэкономика базируется на микроэкономическом основании.

Макроэкономический подход - обобщающий, синтетический. Его основной принцип - агрегирование экономических показателей, позволяющий судить об экономике в целом. Раздел экономической науки об общественном производстве и воспроизводстве, проблемах экономического роста и занятости, возможностях и противоречиях экономического механизма хозяйствования, о функциях государства, его экономической политике и называется макроэкономикой.

Между микро- и макроэкономикой нет непреодолимых границ. Обе части органично взаимосвязаны, однако стремления индивидуума, фирмы, отдельного рынка и интересы общества не равнозначны. Макроэкономические величины не есть простой итог пассивного сведения микропоказателей в агрегаты. Взаимодействие даёт новое качественное состояние, предполагает исследование глобальных экономических процессов.

Термин "макроэкономика" часто используется в значении "макро-экономическая политика", под которой понимают методы государственного воздействия на рыночные отношения.

Макроэкономика как сфера экономической науки сегодня изучается весьма интенсивно. И это не случайно. Причина состоит в том, что именно макроэкономика наиболее точно отражает сущность тех явлений, которые происходят в современном общественном воспроизводственном процессе.

Рис. 1.1. Потребности человека

Рис. 1.1. Потребности человека

Основная проблема экономической теории и практики состоит в противоречии (его разрешении) между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью ресурсов, находящихся в их распоряжении.

Рис. 1.2. Соединение факторов производства

Рис. 1.2. Соединение факторов производства

Рис. 1.3. Механизм удовлетворения потребностейн

Рис. 1.3. Механизм удовлетворения потребностейн

Рис. 1.4. Три основных вопроса экономики

Рис. 1.4. Три основных вопроса экономики

Тест 1: Экономическая теория как наука

  1. Фундаментальная проблема современной экономической теории:
    1. Поощрение экономической самостоятельности производителей.
    2. Директивная регламентация действий товаропроизводителей.
    3. Социальное регулирование действий участников рыночной экономики.
    4. Ускорение научно-технического прогресса.
  2. "Производство" как экономическая категория означает:
    1. Место, где трудится человек.
    2. Одну из сторон жизни общества.
    3. Процесс взаимодействия людей с природой, в котором она приспосабливается для удовлетворения человеческих потребностей.
    4. Использование людьми машин, механизмов и другой техники.
  3. Экономический тип организации производства отличается от неэкономического:
    1. Большим количеством занятых в производстве людей и их активностью.
    2. Многообразием применяемых ресурсов.
    3. Необходимостью соизмерения затрат и результатов производства.
    4. Результатами производства.
  4. В каком соотношении находится объём понятий: "производство", "экономика", "рыночная экономика":
    1. "Производство" > "экономика" > "рыночная экономика".
    2. "Экономика" > "производство" > "рыночная экономика".
    3. "Рыночная экономика" > "экономика" > "производство".
    4. "Рыночная экономика" > "производство" > "экономика".
  5. Экономическая организация производства основана на выборе потому, что:
    1. Общество обладает многообразием потребностей.
    2. Ограничены ресурсы производства.
    3. Необходимо выпускать максимальное количество продукции.
    4. Этого требует поведение участников производства.
  6. Наилучший выбор распределения ресурсов для производства двух товаров характеризуется:
    1. Полным использованием факторов производства.
    2. Достижении максимальной экономии ресурсов.
    3. Одновременным увеличением производства обоих товаров.
    4. Полным соответствием количества произведённых товаров с потребностью в них и максимальным использованием факторов производства.
  7. Экономическая форма конечного результата рыночной деятельности индивида направлена на:
    1. Увеличение размеров денежного дохода.
    2. Прирост объектов личной собственности.
    3. Повышение трудовой активности.
    4. Улучшение качества продукции.
  8. Ценность блага зависит от:
    1. Его количества.
    2. Величины затрат на его производство.
    3. Его качества.
    4. Вида потребности, которую оно удовлетворяет.
  9. Участие государства в экономике обусловлено, прежде всего, необходимостью:
    1. Защиты общественных интересов.
    2. Обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма.
    3. Решения конкретных задач социально-экономического развития страны.
  10. Какое из приведённых положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
    1. Эффективное использование ресурсов.
    2. Неограниченные производственные ресурсы.
    3. Наиболее полное удовлетворение потребностей.
    4. Материальные и духовные потребности.
    5. Редкость блага.
  11. Экономическая модель не является:
    1. Идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать.
    2. Инструментом для экономических прогнозов.
    3. Комплексом экономических принципов.
    4. Объяснением, как функционирует экономика и её отдельные секторы.
  12. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:
    1. Микроэкономический.
    2. Макроэкономический
    3. Позитивный.
    4. Нормативный.
  13. Экономическая теория:
    1. Занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем.
    2. Содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами.
    3. Не является наукой.
    4. Не может предсказать будущего, но может объяснить последствия определённых явлений в развитии экономики.
  14. Использование допущений в экономическом анализе:
    1. Изменяет внутреннюю логику теории или модели.
    2. Облегчает решение проблемы.
    3. Делает модель более реалистичной.
    4. Увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.
  15. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:
    1. Описательным.
    2. Гипотетическим.
    3. Дедуктивным.
    4. Индуктивным.

Вопросы для самоконтроля знаний

  1. Дайте определение экономической теории как науки.
  2. Перечислите основные школы экономической теории. Что объединяет представителей одного направления (теоретические концепции, единство исходных положений, территориальная близость)?
  3. Раскройте содержание главных вопросов экономической теории (что? как? для кого?). Можете Вы добавить к этим вопросам свои? Обоснуйте ответ.
  4. Каковы взаимосвязи между экономической теорией и политикой? Сформулируйте основные задачи экономической политики.
  5. Верно ли утверждение: "Чтобы теория имела практическое применение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае"?
  6. Оцените тезис: "Беда экономической теории состоит в том, что она не является практической наукой. Ей приходится слишком много внимания уделять теории и недостаточно внимания фактам".
  7. Проверьте, как Вы усвоили понятия: "конкретное" и "абстрактное", "анализ" и "синтез", "индукция" и "дедукция", "экономическая модель".
  8. Раскройте содержание основных функций экономической теории.
  9. Какова взаимосвязь между микро- и макроэкономикой? Что целесообразнее изучать раньше микро, либо макроэкономику и почему?
  10. Напишите два-три предложения, содержащие то, чему, по вашему мнению, Вас скорее всего научит курс экономической теории. Сохраните выписки, чтобы в конце семестра Вы смогли вновь прочесть их и сопоставить свои предположения с тем, чего, как Вам кажется, Вы действительно достигли.

Экономическая теория


*****
Новосибирск © 2009-2017 Банк лекций siblec.ru
Лекции для преподавателей и студентов. Формальные, технические, естественные, общественные, гуманитарные, и другие науки.