Слово "этика" (греч. ethika, от etnos - обычай, нрав, характер) обычно понимается в двух значениях.
1. Философская дисциплина, изучающая мораль и нравственность: их принципы, развитие, нормы, роль в обществе. Как обозначение особой власти исследования, термин впервые был употреблен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику; последняя часто принималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией. Проблемами этики много занимались такие великие философы, как Б. Спиноза и И. Кант. У Спинозы этика - это учение о субстанции и ее модусах. Этика - это наука о должном в системе Канта, который развил идеи, так называемой автономной этики, основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящих из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.
2. Совокупность норм поведения, мораль отдельного человека или общественной группы. Вся традиция этики замыкается на выяснении того, что является должным для человека, т.е. соответствует неким глубинным законам человеческого бытия. Такое выяснение а priori предполагает, что эти законы реально существуют.
Можно сказать, что этика есть наука о морали как особом феномене человеческого бытия. Одна из форм выражения морали - нравы. Нравы могут несоответствовать требованиям морального закона. В этом случае говорят о дурных нравах, царящих в данном обществе. В морально развитом обществе они помогают реализации морального закона и даже порой требуют от человека большего. При этом очень важно ощущать, что принимаемые нами решения соответствуют нашим действительным намерениям. Только в этом случае внешние обстоятельства и наша оценка этих обстоятельств не нарушают свободу воли: намерение адекватно воплощается в принимаемом решении, т.е. в поступке.
Этические системы правомерно разделить на те, которые акцентируют проблему оценки поступка и вытекающих отсюда рекомендаций и долженствований, и на те, что выясняют естественные стремления и способность достичь счастья. Если в первом случае этические проблемы ставятся в ключе: "что есть должное?", то во втором - "что есть образец хорошего?". В первом случае этика учит тому, как следует поступать, а во втором - как формировать свою личность.
Фактически любая этическая система учит тому, как существовать в ценностно-ориентированном мире, пронизанном "силовыми линиями" добра и зла. При этом поляризованными оказываются не только сам мир (по крайней мере, в той его части, которая отведена для человеческого восприятия), но и личное отношение к этому миру (человек оценивает мир по шкале "добро - зло"), а также намерения самого человека.
Этические категории непосредственно связаны с понятием культуры. Этимологически "культура" означает возделывание почвы. Производное значение слова "культура" таковы: воспитание ("возделывание"), образование людей, почитание ("культ"). Понятие культуры очень многогранно, обобщенно можно сказать, что культура - совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе исторического развития.
В теоретических исследованиях культуры наиболее распространенным и приемлемым является рассмотрение ее как сложной системы, состоящей из трех образующих, базовых подсистем: норм, ценностей и знаний. Сильно упрощая можно сказать, что ценности - это все то, к чему человек субъективно стремится (или то, чего он избегает), то, что вызывает у него положительные или отрицательные эмоции и переживания. Знания - это информация о ценностях, актуальных или потенциальных, а также сознание того, что человек хочет. Нормы - способы освоения, владения ценностью и правила поведения в процессе достижения цели. В человеческом взаимодействии эти три базовых элемента обычно сплавлены в единое образование - отношение (или установку) к объекту ценности.
Данную абстрактную схему можно проиллюстрировать на примере.
Прибыль - основная ценность в предпринимательстве. Стремление к ней и сознание этого стремления побуждают предпринимателя к поиску информации (знаний) о способах и правилах (нормах) получения прибыли.
Основными источниками, из которых человек черпает принятые стандарты отношений (оценок), являются семья, работа, круг неформального общения, в первую очередь со сверстниками, средства массовой информации. В дальнейшем на этот чужой опыт накладывается личный опыт с последующей коррекцией усвоенных норм отношений на практике или в процессе специализированного делового образования. Отношения между людьми, их оценки и способы поведения регулирует этика.
Этика вообще может быть определена как набор правил, по которым один человек "играет" с другим. В каждой цивилизации в любую историческую единицу времени существует специальная система обрядов (или ритуалов), которые навязывают человеку определенное поведение в определенных условиях. Это и есть те "правила игры", которые приняты среди данной группы людей. Все правила, выработанные человечеством, делятся на две группы - законодательные и этикет (имеются в виду "жесткие" правила поведения - в отличие от "мягких" этических правил). Первая группа - правила запрещающие, т.е. те, которые накладывают запрет на деятельность определенного типа; вторая группа - правила предписывающие, т.е. те, которые рекомендуют в определенной ситуации совершать или не совершать какие-то поступки.
Правила законодательные и этикета выработаны человечеством для удобства и регламентации совместного бытия. Почему люди как члены сообщества обычно стремятся им следовать? Потому что в противном случае общество попытается освободиться от нарушителя (ср. англ. outlaw - разбойник, этимологически out - вне, law - закон, т.е. вне закона). При невыполнении правил законодательства человека из сообщества перемещают и территориально, и духовно в другое человеческое пространство (ссылка, тюрьма и т.д.). При нарушении правил этикета человек никуда физически не перемещается. Происходит другой процесс: люди вокруг него исчезают сами. Попробуйте в течении трех или четырех дней ни с кем не поздороваться, и вы останетесь в одиночестве.
Основные представления о морали и основные ценности закладываются с детства и развиваются в период от рождения до окончания школы. Поступки и поведение родителей, родственников, учителей, тренеров, наставников накладывают отпечаток на сознание ребенка, формируют отношение к добру, честности, справедливости и ведут нас к развитию других ценностей, которые складываются в этические нормы поведения. Таким образом, все, что формирует внутренний нравственный барьер, конечно, определено тем, что окружает человека, тем, что он видел с момента появления на свет.
Рассмотрите следующие ситуации, оцените их типичность и подумайте, как эти действия могут повлиять на моральное сознание человека:
- родители бездумно нарушают законы и нормы поведения, особенно зная, что не будут пойманы и наказаны: "несут", мусорят на улицах или не законно копируют компьютерные файлы;
- один из знакомых возвращает в магазин купленный предмет, который был случайно им сломан, заявляя, что поломка произошла до приобретения;
- родители и другие люди, которых вы уважаете, любыми методами пытаются уйти от уплаты налогов, скрывая часть доходов;
- родители выполняют школьную домашнюю работу ребенка, чтобы обеспечить ему высокую оценку или просто, чтобы "поскорее разделаться" с домашним заданием сына или дочери;
- родители не обращают должного внимания на ошибку при расчете за покупку, если она в их пользу;
- учителя пиратски копируют аудиокассеты, видеозаписи, объясняя свой поступок тем, что они сделали это ради образовательных целей;
- делаются унизительные замечания и отпускаются низкопробные шутки по поводу национальных меньшинств, людей, имеющих какие-либо физические недостатки, или по поводу других групп людей.
В ряде случаев люди вынуждены совершать неэтические поступки, чувствуя давление со стороны окружающих - родителей, коллег, которые могут делать это совершенно неосознанно. Рассмотрим следующие часто встречающиеся примеры аморального поведения:
- списывание ответов теста у соседа по парте с целью получить определенное количество баллов (давление со стороны родителей или необходимость сдать предмет);
- невнесение своей доли в общее дело;
- плагиат в отчетной работе;
- нежелание разоблачать студента, списывающего на экзамене;
- приписывание себе качеств, которых нет, в резюме, чтобы увеличить шансы получения работы, стипендии и т.д.;
- присваивание денег, по ошибке выданных банкоматом (например, вы хотели снять с вашего счета 100 руб., а автомат вам выдал 1000 руб., причем на вашем счете сумма уменьшилась всего лишь на 100 руб).
Иногда бывает очень сложно применить этические нормы в типичных ситуациях на рабочем месте. Чтобы это проиллюстрировать, приведем следующие примеры:
- юрист вынужден скрывать бухгалтерские отчеты своего клиента, чтобы помешать финансовой инспекции обнаружить его уклонение от уплаты налогов;
- фирма владеет ценными бумагами банка, который имеет неуплаченный заем одного из клиентов этой фирмы;
- агент по продажам, которому часто приходится совершать поездки, чувствует себя обманутым, когда оплата личных телефонных звонков не входит в расходы на поездку. В результате он завышает в отчете расходы на машину, чтобы покрыть затрату на телефонные звонки;
- клерки, работающие в отделе по связям с общественностью, часто разглашают информацию из личных файлов, они считают нормальным обсуждать ее с коллегами во время обедов и перекуров;
- производя оборудование на экспорт, компания планирует сократить уровень безопасности оборудования и уровень воздействия на окружающую среду по сравнению со стандартами своей страны. Соблюдая более низкие стандарты той страны, в которую будет поставлено производственное оборудование, компания сокращает производственные расходы;
- в письме к инвестору менеджер компании сообщает, что курс ценных бумаг клиента вырос на 24 процента, но не дает информации о том, что курс на ценные бумаги вообще повысился на 32 процента за тот же период;
- для повышения доходов отдела услуг компания в финансовой отчетности завышает количество труда, вложенного в данную продукцию;
- тая злобу на своего начальника, работник выдает конфиденциальную информации фирмы (такую, как торговые секреты компании, маркетинговая стратегия или планы компании по развитию технологий) знакомому, работающему на конкурирующую компанию.
Каждое из этих действий направлено на соблюдение собственных интересов вне зависимости от законов и интересов других людей. Типичность и безнаказанность такой ситуации в России свидетельствуют о том, что подобное поведение принимается обществом; к сожалению, это и есть та система ценностей, которая распространена в деловом мире.
Среди профессиональных типов культур разумно выделить "деловую культуру", которая может быть теоретически определена как система отношений, выраженных в нормах, ценностях и знаниях в сфере трудовых отношений. Эта система регулирует деловую активность, т.е. активность, целью которой является развитие (повышение доходности, рост, совершенствование) дела. Такая активность появляется в организации труда, в навыках делового общения и правилах делового этикета, в искусстве вести дела, в репутации.