2.1. Сущность, принципы и методы управления

2.2. Организация управления в отрасли связи

2.3. Типы хозяйствующих субъектов связи и их классификация

2.4. Вопросы для самопроверки

2.1. Сущность, принципы и методы управления

Управление представляет собой функцию системы управления по обеспечению взаимосвязи и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем с целью организации целенаправленного функционирования объекта управления.

Система управления — это множество элементов, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом и образующих определенную целостность (единство), что позволяет выделить их в самостоятельную систему. В наиболее общем виде система управления состоит из управляемой, управляющей и информационной подсистем.

Под управляемой подсистемой следует понимать совокупность объектов управления, механизма реализации управляющих воздействий и обратных связей.

Под обратными связями понимаются формирование и передача в управляющую подсистему выходных параметров подсистемы, т.е. формирование и передача данных о состоянии и функционировании объекта в виде установленной отчетности.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность субъекта управления, механизмов и методов выработки целей, контроля и оценки состояния и функционирования объектов управления, а также механизма и методов управления и коррекции параметров управляемой подсистемы.

Информационная подсистема представляет собой комплекс каналов связи, технических и программных средств, государственной статистической отчетности и регламента ее представления.

Под внешней средой понимаются политическая ситуация, положение в экономике страны, нормативно-законодательное обеспечение и другие факторы, отражающиеся на формировании целей к выработке управленческих решений.

Процесс управления — это универсальная, циклически повторяющаяся последовательность взаимосвязанных элементов (видов) управленческой деятельности, общая практически для всех управленческих задач. Указанная последовательность образует управленческий цикл, который включает в себя:

  • сбор информации, анализ состояния объекта управления, внешней среды, определение целей, возможностей и путей их достижения;
  • принятие управленческого решения;
  • выполнение управленческого решения и контроль за его реализацией.

В зависимости от того, что является предметом управления, каково состояние объекта управления на данный момент времени и каковы цели управления, выбираются те или иные способы воздействия. Способ реализации управленческой деятельности называется методом управления (регулирования). Методы управления (регулирования) можно подразделить на следующие основные группы: 1. Организационно-административные (директивные) методы, которые имеют особое значение для управления в связи. Эти методы находят отражение в нормативно-законодательном (правовом) обеспечении функционирования отрасли и включают в себя: положения и нормы международного права, международных договоров и соглашений, законодательства Российской Федерации и ее субъектов; 2. Экономические методы, позволяющие воздействовать на участников производственного процесса через налоговую, кредитную, тарифную, таможенную политику и другие рычаги макроэкономического свойства; 3. Социально-психологические методы, отличающиеся многообразием в своих проявлениях и преследующие цели по созданию в отрасли в целом социально-психологического климата, способствующего выполнению целей, поставленных системой управления.

2.2. Организация управления в отрасли связи

В отрасли связи сложилась организационная структура управления, соответствующая административно-территориальному делению страны.

В организации управления и регулирования в отрасли связи произошли существенные структурные изменения. Это, прежде всего обособление подотрасли почтовой связи, а также спецсвязи и фельдсвязи в самостоятельные сферы деятельности. Почтовая связь входит в состав Федеральной службы почтовой связи.

Во всех регионах России созданы Акционерные общества "Электросвязь", объединяющие городскую и сельскую телефонную связь, междугородную телефонную и телеграфную связь и проводное вещание (в масштабе области, края, республики).

На базе территориальных центров междугородных связей (ТЦМС) создано ОАО "Ростелеком". Подразделения этого общества осуществляют эксплуатационно-техническое обслуживание кабельных и радиорелейных магистралей связи на всей территории Российской Федерации.

Основные задачи и функции Министерства РФ по связи и информатизации связаны с развитием, техническим совершенствованием и улучшением качества работы средств связи.

В настоящее время в аппарате Министерства РФ по связи и информатизации организованы подразделения, осуществляющие координацию и развитие различных подотраслей связи. В основном аппарат министерства осуществляет функции по выполнению тарифной политики, лицензированию, акционированию и некоторые другие.

Основным и наиболее распространенным (количественно) производственно-хозяйственным субъектом в системе управления в отрасли связи, наделенных правами юридического лица, являются открытые акционерные общества (ОАО) "Электросвязь". Как правило, ОАО охватывают средства электросвязи, расположенные на территории областей, краев, автономных образований (в составе РФ). К ним относятся районные узлы связи и специализированные подразделения электросвязи (городские телефонные сети, междугородные телефонные станции, телеграфы, городские радиотрансляционные сети). Эти подразделения не имеют статуса самостоятельного юридического лица и обычно называются филиалами или структурными единицами.

В составе аппарата управления ОАО имеются подразделения, осуществляющие непосредственное руководство эксплуатацией и развитием средств электросвязи, а также экономическую, финансовую, бухгалтерскую и маркетинговую деятельность в масштабе АО.

В соответствии с организационной структурой управления большинство ранее хозяйственно самостоятельных предприятий стали структурными единицами ОАО. Структурная единица, хотя и не является юридическим лицом, однако пользуется широкими правами, предоставленными им ОАО. В настоящее время идет процесс структурной реорганизации региональных телекоммуникационных компаний.

2.3. Типы хозяйствующих субъектов связи и их классификация

Организации связи — это субъекты предпринимательской деятельности обладающие административно-хозяйственной самостоятельностью, осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством и лицензией, выданной Министерством связи РФ.

Самостоятельность организаций связи определяется утвержденным уставом и регистрацией их в соответствующих органах местной власти, наличием самостоятельного баланса с законченной системой учета и отчетности, расчетного счета в банке, наличием прав (и ответственности) юридического лица, что позволяет в пределах своей компетенции самостоятельно распоряжаться имуществом.

При классификации субъектов предпринимательской деятельности прежде всего необходимо определить, с какой целью она производится и какие критерии положены в се основу.

Целью классификации является поиск возможностей совершенствования механизма и методов управления и регулирования. Специфичность организаций связи дает широкий выбор критериев классификации.

По формам собственности организации связи можно подразделить на государственные, частные и смешанного типа. В последнем случае речь идет о долевом участии государства в формировании уставного капитала.

По организационно-правовой форме различают организации связи: государственные унитарные (казенные) предприятия (почтовая связь); хозяйственные товарищества и общества, акционерные общества (электросвязь).

По принадлежности организации связи делятся на подведомственные министерству связи РФ, а также другим министерствам и ведомствам.

По подотраслевому признаку (по видам предоставляемых услуг) различают организации почтовой и электрической связи.

В зависимости от состава предоставляемых услуг организации связи могут быть объединенного типа, результатом деятельности которых является несколько услуг связи (или услуги нескольких подотраслей связи), специализированные, предоставляющие своим клиентам одну услугу (или услуги одной подотрасли). В последние годы специализированных организации связи становится все меньше по ряду причин, связанных с необходимостью повышения эффективности их работы.

По месту в процессе производства и реализации услуг связи различают: организации связи, непосредственно обслуживающие потребителей при реализации различных услуг связи (производители и продавцы услуг); организации связи, непосредственно не связанные с обслуживанием клиента, а обеспечивающие производственный процесс по передаче сообщений и информации (производители систем и средств связи).

В зависимости от монополизма различают естественные и временные монополии.

По обслуживаемой территории - международные операторы, национальные операторы, федеральные, региональные и местные.

Кроме того, отрасль связи объединяет организации промышленности средств связи, строительные организации связи, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские бюро, высшие и средние специальные учебные заведения.

2.4. Вопросы для самопроверки

1. В чем заключаются задачи управления отраслью "Связь" в условиях рыночной экономики? 2. Дайте характеристику методам управления хозяйствующими субъектами связи. 3. Охарактеризуйте основные элементы системы управления. 4. По каким признакам классифицируются организации связи?