2.1. Истоки и начало возникновения цивилизации
Месопотамская и Египетская цивилизации — самые древнейшие в мире. Именно в Шумере и Древнем Египте человечество впервые вышло из первобытности и вступило в эпоху древности, отсюда и начинается подлинная история человечества.
Каковы те реальные события, с которых началась история? С точки зрения известного историка К.Ясперса это:
Задача организации ирригационной системы и ее регулирования в долинах Нила, Тигра, Евфрата и Хуанхэ с необходимостью ведет к централизации, к созданию управленческого аппарата, государства.
Открытие письменности - предпосылки этой организации - относятся … приблизительно к 3300 г. в Шумере, 3000 г. в Египте, к 2000 г. в Китае… Значение письменности для управления привело к росту влияния писцов в качестве духовной аристократии.
Возникновение народов, осознающих свое единство, с общим языком, общей культурой и общими мифами.
Позже - мировые империи сначала с центром в Месопотамии.
Переход от первобытности к древности, "от варварства к цивилизации" означает сложение культуры принципаиально нового типа и рождение нового типа сознания. Как первая, так и второе теснейшим образом связаны с урбанизацией, сложной социальной дифференциацией, становлением государственности, с появлением новых видов деятельности, особенно в сфере управления и обучения, с новым характером отношений между людьми в обществе.
Каковы же признаки такого историко-культурного феномена как цивилизация?
Первый признак — письменность и ее применение для записывания словесного творчества (клинопись, иероглифическая письменность).
Второй признак — наличие промышленности и искусства в собственном смысле этого слова.
Третий признак — противоположность между городом и деревней. Уже в четвертом тысячелетии до н.э. возникают крупные города: Вавилон, Урук, Ур и др.; Фивы, Мемфис и др. в Древнем Египте.
Четвертый признак — наличие класса купцов и металлические деньги (вавилонские тамкары - купцы).
Пятый признак — наследственная собственность отдельных семей на землю.
Шестой признак — раскол общества на антагонистические классы (возникновение первых в истории человечества классов - рабов и рабовладельцев).
Седьмой признак — наличие государства. Государство формировалось по территориальному принципу, с бюрократически-монархическим аппаратом управления (писцы и пр.).
Восьмой признак — моногамная семья и господство мужчин над женщинами; семья как отдельная хозяйственная единица.
Таким образом, со времен отдаленной древности в странах Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки налицо все признаки цивилизации. В то время как на большей части земного шара в течение многих тысячелетий люди занимались охотой и собирательством, здесь в период мезолита и раннего неолита выделились общества, которые начали производить продукты земледелия и скотоводства. Приблизительно в X–IX тысячелетиях до н.э. были одомашнены овца и коза, с VII тысячелетия научились лепить (позже и обжигать) глиняную посуду, а с VI тысячелетия до н.э. начинают применять медь. Параллельно углублялось и имущественное неравенство: войны служили надежным источником обогащения племенной знати, так же как и накопления в ее руках избыточного продукта, получаемого от земледелия и скотоводства.
Это были раннерабовладельческие общества, где основной формой экономики было натуральное хозяйство и связанная с ним патриархальная форма эксплуатации труда рабов. Ряд исследователей говорит о наличии в древневосточных государствах так называемого поголовного всеобщего рабства, эксплуатации почти даровой рабочей силы (общинники, хотя формально и считались свободными, эксплуатировались наряду с рабами). При этом рабочая сила расходуется крайне расточительно (создание гигантских сооружений: дворцы, храмы, пирамиды, пр.). Широкие массы производителей принуждаются к тяжелому неквалифицированному физическому труду на земляных работах, на перетаскивании и подъеме тяжестей. На первом этапе преобладало натуральное хозяйство, нацеленное в основном на удовлетворение потребностей самих производителей; второй этап характеризовался некоторым ростом товарного хозяйства, нацеленного на рынок.
В поймах великих рек Тигра, Евфрата и Нила при условии объединения усилий значительных коллективов удавалось обеспечить не только необходимый жизненный уровень обитавших здесь земледельческих племен, но и прибавочный продукт, послуживший экономической основой для возвышения господствующей прослойки и последующего расслоения общества. Усилия эти требовались для орошения и осушения речных долин, ибо только при этом можно было добиться с помощью примитивной техники высоких урожаев, которые обеспечивала плодородная почва. Для рационального ведения хозяйства требовались организационные сплоченные усилия всего населения долины реки для создания единой ирригационной системы. Благосостояние древневосточных государств, в значительной мере, зависело от продуктивности главной отрасли их экономики – земледелия. Эффективность земледельческого производства находилась в прямой зависимости от развития ирригации, что, в свою очередь, требовало создания аппарата чиновников, которые смотрели бы за использованием воды в сети каналов, распоряжались и хранением излишков сельскохозяйственной продукции. Выдающийся американский исследователь А.Л.Оппенхейм назвал этот чиновничий аппарат "великой организацией" между двумя столпами (храм и дворец) раннединастического шумерского общества.
2.2. Урбанизация как характерная черта развития культуры
Хотя основным занятием было сельское хозяйство, руководящая роль во всех сферах жизни принадлежала городу. Город занимает ведущее положение как центр экономической, социальной и политической жизни. Важнейшей из особенностей, которой этот период отличался от предшествующих времен, было развитие городских центров, так называемая "городская революция" (В.Г.Чайлд). Происходил рост населения и его сосредоточение в наиболее крупных поселениях, образовались города-государства. В поэме о Гильгамеше (II тысячеление до н.э.) город Урук представляется божественным деянием, уже четко вычленяется из обычных уже традиционных поселений:
"Урук, создание богов великах, Эанну, храм, спустившийся с неба, Части которого сделали великие боги, Великую стену, касающуюся тучи".
Древневосточному городу и горожанину были свойственны известный динамизм, заметный гедонизм, явная интеллектуальность. Центром города был храм. Месопотамский храм-дворец заметно выделялся на фоне остальных построек. По представлениям горожан, храмы были обиталищами их богов-покровителей. Абсолютная вера в их всемогущество служила строителям храмов одним из мощнейших источников вдохновения. Все горожане, включая рабов, принадлежали к определенному храму: они и назывались соответственно (например, в Уруне были "люди богини Инанны").
Месопотамские храмы - зиккураты ("небесная вершина") всегда строились на месте предыдущего, более раннего храма, и таким образом естественно включал его в себя. Внешне зиккураты напоминали ступенчатые пирамиды Египта. Главный зиккурат Вавилона (его высота около 90 метров) - прославленная библейской легендой Вавилонская башня был возведен во II тысячелетии до н.э. Вавилонский зиккурат имел форму восьмиярусной ступенчатой пирамиды; каждый ярус был окрашен в другой цвет. Наверху находилось святилище, которое считалось местом обитания бога - покровителя города.
Египетский храм состоит из расположенных друг за другом двора, зала и святилища. Главный фасад храма представлял собой два пилона, башнеобразных, массивных, расширяющихся книзу; между ними расположен вход. Фасад покрыт надписями и рельефными изображениями. За входными пилонами находился двор, окруженный колоннадой. За двором - зал с огромными колоннами: их поверхность тоже покрыта изображениями и надписями. За залом располагалось темное святилище. Архитектурная композиция египетских храмов была рассчитана на то, чтобы соответствующим образом воздействовать на народ - вызвать в подданных чувство трепета перед высшими силами - религией и государством - продумано было все, даже освещение: двор залит солнцем, колонный зал освещен через окна, а помещения в глубине храма не были освещены.
Один из самых знаменитых храмовых комплексов Древнего Египта расположен в Фивах. Он включал два храма, Карнакский и Луксорский, соединенных аллеей сфинксов.
Храмы ближневосточных и египетских поселений и городов в условиях интенсивного развития раннеземледельческих обществ реально выступали не только показателями определенных социально-экономических изменений в этих обществах, но и активно действующими факторами сложных изменений, связанных с переходом на исторически новый уровень, с процессами цивилизации. Занимая высокое престижное положение в уже усложнившейся структуре общества, храмы в условиях развертывания больших совместных ирригационных, а также строительных работ становились и организаторами конкретной производственной деятельности. Объединительные, идеологические и организационные тенденции в развитии храмов Ближнего Востока способствовали развитию их управленческих влияний в целом как института.
Таким образом, духовная и политическая власть постепенно становились организующей силой общества. Медленно, но неуклонно исчезал диктат кровнородственных уз, которым раньше определялись структура власти и внутриплеменное единство. Присущие любой кровнородственной системе законы и права были вытеснены законами и установлениями административно-государственной системы. Немаловажную роль в становлении и закреплении культуры древнего общества сыграла письменность, с появлением которой стали возможны новые формы хранения-передачи информации и чисто интеллектуальной деятельности. "Вся атмосфера внезапно меняется. Здесь уже не царит молчание. Теперь люди говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, если только мы постигаем их письменность и язык, - говорят посредством архитектурных памятников, предполагающих организацию и государственность, своих произведений искусства, где чуждый нам смысл скрыт в привлекательных для нас формах"Около полутора миллионов клинописных текстов хранится сейчас в музеях мира, и сейчас археологи находят сотни новых документов. Предполагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак обозначал слово или несколько слов. Развитая клинописная система, способная передавать все смысловые оттенки речи, выработалась к середине III тысячелетия до н.э. Сфере применения клинописи расширяется: помимо документов хозяйственной отчетности и купчих появляются пространные строительные или закладные записи. Культовые тексты, сборники пословиц, многочисленные "школьные" или "научные" тексты. При школах-академиях создавались библиотеки по многим отраслям знания, существовали и частные собрания "глиняных книг". Крупные храмы и дворцы правителей также нередко имели кроме хозяйственно-административных архивов большие библиотеки. Самая известная из них - библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала в Ниневии. Здесь были собраны тексты "исторического" содержания, судебники, гимны, молитвы, заговоры и заклинания, эпические поэмы "научные" тексты. Образование классового общества и складывание государства сопровождались развитием письменности. Образование играло значительную роль в древневосточных цивилизациях: "О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги больше, чем свою мать, если бы я мог показать красоты их перед тобой. Лучше это всех других должностей. Когда он (писец) еще ребенок, уже приветствуют его. Нет должности, где бы не было начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник".
Обеспечить сооружение ирригационной системы и контроль над работой могла лишь сильная власть, обладающая достаточно мощным аппаратом принуждения. Так постепенно в результате междоусобных длительных войн возникли предпосылки для формирования централизованных древневосточных деспотий. В Месопотамии и Древнем Египте царская власть считалась божественного происхождения. Религиозные действа рассматривались как средство воздействия на мир. Царь исполнял и жреческую роль. Его изображения имеются на стенах каждого храма. В Египте не существовало разделения между дворцом и храмом; здесь нельзя говорить о религии с одной стороны и государстве с другой, -- они неразрывно взаимосвязаны. Невозможно было признать царя просто человеком: если он такой же, как все, то, откуда же его господство? Оно приписывалось сверхъестественному могуществу, загадочной силе, родственной силам природных стихий.
Месопотамский эн (властитель) -- воплощение жизненных сил общины. Сначала этот титул был выборным на определенный срок народным собранием, и его культовая значимость превосходила политическую. Эн должен был мифическим путем обеспечивать плодородие. Он участвовал в ритуальной пахоте, севе. Вот как говорится об участии шумерийского царя в ритуале в древнем шумерском источнике:
"Я плуг, сделанный могучей рукой, Собранный могучей рукой, Я надзиратель Энлиля над полями, Я верный землепашец человечества. Когда мой праздник празднуют в поле в (месяце) Шунумун, Царь (сам) режет быков для меня, Убивает несчетное множество овец для меня, Разливает пиво в сосуды… Царь держит меня за рукоятку, Запрягает моих быков в ярмо, Вся знать идет рядом со мной".
Одним из обрядов, имеющих целью обеспечение изобилия, был обряд священного брака, в котором он вступал в союз с божеством. "Эн, который заставляет зерно (семя) расти, Эн, который заставляет лен расти, ты есть Эн небес, Эн щедрости, Эн земли….".
Более поздним, но значительно более распространенным титулом является энси. Так обозначали правителя одного города или города с окрестными деревнями. Энси – возглавляющий народ жрец, закладывающий (храмы и другие здания). Энси обладали различными как сакральными, так и светскими функциями: он хозяин, воин. Последний титул предводителя в Месопотамии – лугаль ("большой человек"), употреблявшийся в значении - "господин". Это - военный предводитель, фигура светская, не связанная с храмом.
Фараон – центр египетской мысли, точка истории, точка общественной жизни. В современные языки слово "фараон" проникло из греческого, от "фарао", которое, в свою очередь, произошло от древнеегипетского "пер-оа", "большой дом", то есть царский дворец. По выражению Байе, фараон – это "сердце коллективного существа". Будучи богом, фараон получает наследие славных предков – землю Египта, которое он должен хранить как самое дорогое сокровище. Бог Ра назначает фараона властителем, когда он, по египетскому выражению, находится еще в "яйце". Поэтому не следует рассматривать поступки фараона лишь с человеческой точки зрения. Его сознание формируется под влиянием своеобразной концепции власти, где религии отводится первостепенная роль. В Египте обожествляли фараона. Уже древнейшие цари-объединители, именовавшие себя почитателями Гора, находились как бы под особым покровительством этого божества и даже прямо принимали его имя.
"Вот идет Гор, сын Осириса, Твердый сердцем, правогласный, Сын Исиды, наследник Осириса. Собрался для него суд истины, Девятка богов и вседержатель сам. Владыка истины, соединившиеся там, Отражающие неправду Сели в зале Геба, чтобы вернуть сан владыке его, Царство тому, кому следует отдать его. Найден был Гор правогласным, И отдан ему сан отца его. Вышел он, венчанный по велению Геба, И взял он власть над Египтом. Корона крепка на челе его, И владеет он землей до границ ее. Небо и земля под властью его, Подчинены люди ему, народ, смертные и человечество, Египет и народ островов моря, И все, что обтекает Солнце, – под властью его".
Фараон – оценивался как вместилище жизненной силы, единственный интерпретатор божественной воли. Эта сила возлагает на него ответственность за материальную и духовную жизнь царства. Если египетским обществом правил властитель, поставленный богами и произошедший от их божественной плоти, стране были обеспечены мир и процветание. Жизнь фараона: как общественная, так и личная, была строго регламентирована. Совершая ритуалы, он дает возможность временам года сменяться по законам Вселенной, разливу наступать и оплодотворять Египет, солнцу всходить. Царь – не только глава государства, но и жрец: царь самолично выполнял важнейшие религиозные обряды. Таким образом, главная обязанность фараона – выражать свою признательность богам. На большинстве стел сообщалось, что фараон, будучи в Мемфисе, в Оне, в Фивах, совершал угодное богам: восстанавливал и сооружал новые святилища, устанавливал статуи, украшал алтари.
Молитва Рамзеса III богам "Я – ваш сын, сотворенный двумя вашими руками. Вы меня сделали властелином, да будет он жив, невредим и здоров, всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что сделать нужного и полезного для ваших святилищ…. Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей, я построил для вас крепости, святилища города. Ваши имена высечены там навечно…. Я приносил Вам в жертву всякие хорошие вещи".
Каким же важным фактором для страны было правление такого фараона. "Король умер, да здравствует король!" Эта формула, хорошо известная во французском королевстве, оказывается уместной и в Египте. Смерть фараона – самое драматическое событие, которое только возможно. Солнце исчезло, гармония нарушена, гибель грозит всему обществу. Но царь не умирает, хотя он и покидает землю людей. Каждый фараон, умирая, уподобляется богу Осирису, и загробное существование его повторяет судьбу Осириса. Например, Рамзес II просит отца, усопшего Сети I, заступиться за него перед богом Ра, возле которого тот пребывает.
"Наша цивилизация и цивилизация всей Европы связана с этим миром тысячами неразрывных уз" – пишут немецкие египтологи Эрман и Ранке. Древний Ближний Восток, и особенно Египет -- наши предки. Туда уходят наши духовные и интеллектуальные корни, там лежат истоки нашего сознания. Передняя Азия не случайно именуется колыбелью человеческой цивилизации. Культурные ценности Древнего Востока уникальны. Без обращения к культуре ближневосточной и древнеегипетской цивилизаций невозможно представить во всей полноте историю мировой культуры. В государствах Древнего Двуречья зародились основы математических знаний, сложилась десятеричная система счета, установилось деление часового циферблата на двенадцать частей. Изучение небесных светил превратилось там в точную науку. Шумерские и вавилонские зодчие научились возводить высочайшие башни, строить не только плоские перекрытия, но и арочные конструкции, впоследствии воспринятые древними римлянами.