4.1. Географическое положение и историческая хронология Древней Месопотамии

4.2. Религиозные верования Двуречья

4.3. Искусство и литература Древней Месопотамии

4.1. Географическое положение и историческая хронология Древней Месопотамии

Ближним Востоком условно называются земли между Каспийским, Черным, Средиземными морями и Индийским океаном, а также смежные земли Северной Африки. Большое значение для развития первых цивилизаций Ближнего Востока имела область так называемого Плодородного полумесяца – полоса, окаймлявшая с внутренней стороны горные области Палестины, Сирии, Армении и Ирана. Здесь: в предгорьях, были расположены районы, удобные для развития земледелия и оседлого скотоводства. Древнейшие цивилизации, о которых достаточно известно науке, возникли на территориях Передней Азии и Северо-Восточной Африки: Шумер, Вавилон, Египет, Ассирия, Урарту, Египет…

Территория, начиная от гор Армении на севере до Персидского залива на Юге, от горных областей Ирана на востоке до Сирийско-Месопотамской степи на западе, названо греческими географами Месопотамией.

Месопотамия (Двуречье) – древнейшая мировая цивилизация. Юг Месопотамии в далекой древности назывался Шумером. Земля Шумера - это плоская равнина с чрезвычайно жарким, засушливым климатом. Эта земля казалось была обречена на нищету и запустение, но люди, населявшие эту страну превратили ее в цветущий сад. Главная характерная топографическая черта Месопотамии – наличие двух рек: Тигра и Евфрата. При помощи сети ирригационных каналов люди направляли богатые илом воды рек на поля и сады, орошая и удобряя землю. Месопотамская цивилизация полностью зависела от неустойчивого поведения речных систем Тигра и Евфрата. Этим двум великим рекам, обеспечивавшим страну живительной влагой, были свойственны непредсказуемые разливы или, наоборот, внезапные обмеления. К катастрофическим последствиям приводила способность Тигра и Евфрата круто менять свое течение; так что на протяжении жизни одного поколения цветущий город, горделиво возвышавшийся на берегу одной из великих рек, превращался в одинокую груду развалин посреди пустыни. В XI – VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в горных районах прилегающих в долине Тигра и Евфрата, появляются первые признаки земледелия и скотоводства. В слоях этого периода археологи обнаружили зернотерки, песты, ступы, кремниевые вкладыши серпов. Находки эпохи неолита (VIII – VI тысячелетие до н.э.): зерна пшеницы, ячменя, серпы, глиняная посуда, говорят о быстром развитии земледелия. Самые ранние цивилизации появляются в южной части Двуречья с IV тысячелетия до н.э. (культура Тель-эль-Обейд), когда здесь появились первые поселения, превратившиеся впоследствии в города, которые положили начало древнему Шумеру. Как острова посреди обширнейших пространств, занятых кочующими племенами, возникали в долинах больших рек эти первые государства - рабовладельческие деспотии. Их экономика была проста, основана на общинном землепользовании. Землепашец трудился так же, как его отец, дед, прадед, мотыгой и плугом, все на тох же земле - из века в век. В Месопотамии последние столетия IV тысячелетия до н.э. характеризовались убыстрением темпов культурного развития, кульминацией которого явилось возникновение Шумерской цивилизации. Шумеры завоевали земли культуры периода Тель-эль-Обейд, ассимилировав местное население. Крупнейшими центрами были Ур, Урук, Эреду.

Позже Шумер был завоеван семитскими племенами аккадцев-вавилонян (III - II тысячелетия до н.э.), усвоившими шумерскую письменность, пантеон богов, эпическую поэзию. Крупнейшим центром этого периода был Вавилон.

В I тысячелетии аккадо-вавилонская культура была уничтожена ассирийским вторжением. Во второй половине I тысячелетия ассирийским государством завладевают халдеи и мидяне. Царь Навуходоносор делает Вавилон столицей своего государства и в стране наступает кратковременный расцвет. Именно Вавилон считается первым "мировым царством", наследником которого выступали последующие великие империи. Затем на историческую и культурную арену Древнего Двуречья выступают финикияне... Много народов (шумеры, вавилоняне и халдеи, ассирийцы, хурриты, арамеи и др.) прошли через Месопотамию, внося свой вклад в развитие этой древней неповторимой культуры.

Города Месопотамии были связаны системой ирригационных каналов, пересекавших равнины Южного Ирака. Шумерские каналы не только служили для орошения полей, но имели огромное значение как торговые пути.

4.2. Религиозные верования Двуречья

Согласно Геродоту, египтяне - "самые богобоязненные из всех людей", чего нельзя сказать о народах Древней Месопотамии. Влияние религии на отдельных людей и на общество в целом не имело в Месопотамии существенного значения. Религия не предъявляла серьезных притязаний ни на тело, ни на время, ни на богатство человека. Отсюда – отсутствие конфликтов с религией, которые могли бы смутить или потрясти человека. Человек жил в чрезвычайно умеренном религиозном климате, определявшемся скорее социальными и экономическими, чем культовыми координатами. Его надежды и страхи не распространялись за пределы узкого городского или сельского общества. Месопотамская религия и религиозные обычаи могут быть поняты более правильно, если иметь в виду принцип социальной стратификации. Если отделить религию царей от религии простого человека, а обе эти религии – от жреческой, то картина будет более ясной.

Требование религии к частному лицу в Месопотамии были чрезвычайно незначительными: мотивы, посты, религиозные ограничения и табу накладывались лишь на царя. Сходное положение наблюдалось и в сфере общения с божествами. Царь мог получать определенные сообщения от божества, но частному лицу не полагалось общаться с божеством. Цари в Двуречье, как и в других древневосточных государствах становились предметом религиозного поклонения. Они считались любимцами, ставленниками богов, говорили от их имени. На барельефах цари обычно изображались лицом к лицу с богами либо носили божественные атирибуты (рогатый головной убор как у божества) На стеле с кодексом законов Хаммурапи царь стоит перед богом Шамашем и из его рук получает свиток с законами. Простой человек лишь выполнял формальные церемонии, не носившие личностного характера. Жрецы несли положенную службу, не только принося жертвы богу, но и воспевая его в гимнах. Они не соперничали с царями, как это порой делали египетские жрецы.

Проникнуть в индивидуальность богов Двуречья очень трудно. Серьезное препятствие представляет шумерский обычай говорить о божестве как о повелителе города, не называя его по имени. Но, если рассматривать богов типологически, то их можно условно разделить на старых и новых.

К старым можно отнести Ану – шумерского бога Неба и Энлиля (Эллиля) – бога Воздуха, Нинурта – сын Энлиля – типичный молодой бог: своего города у него не было, но он фигурирует в цикле мифов, превозносящих его подвиги. Среди старых богов пантеона особое положение занял Эа. Эа был богом-покровителем заклинателей, покровителем всех видов искусств и ремесел.

Среди женских божеств (в большинстве своем не отличающихся особенными свойствами) выделялась богиня Иннина (Иштар) - богиня плодородия. Она была связана с планетой Венерой, была вооруженной до зубов богиней, дарующей победу тому царю, которого любила. Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (Таммуз) - олицетворение растительности. Также как в Египте, существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю. Думузи - земледельческое божество, смерть и воскресенье его - олицетворение земледельческого процесса (египетские Осирис и Исида). Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного распространения, как в Египте.

Подземное царство - "страна, откуда нет возврата". Путь в нее лежит через реку, наберегу которой сидит "человек лодки", что перевозит умерших на тот берег. Царство богини царства мертвых Эрешкигаль - страна теней, блуждающих без всякой надежды, ибо ад это просто "другая сторона", куда перейдет каждый человек, когда он умрет и уже не может больше служить богам. Он становится ненужным, превращается в тень и уходит в страну "из которой нет возврата", чтобы блуждать там без цели, без пищи. Никто не в силах избежать этой судьбы.

"К "Стране без возврата", земле великой, Иштар, дочь Сина, обратила мысли К дому мрака, жилищу Иркаллы, Откуда входящему нет возвращенья, К пути, откуда нет возврата, Где напрасно вошедшие жаждут света, Где пища их - прах, где еда их - глина, Где, света не видя, живут во мраке, Как птицы, одеты одеждою крыльев, На дверях и засовах стелется пыль".

4.3. Искусство и литература Древней Месопотамии

В Передней Азии получили развитие те же виды искусства, что и в Египте. Главенствующую роль здесь играла монументальная архитектура, тесно связанная с другими областями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте, занимали скульптура, рельеф, мелкая пластика, ювелирное дело. Однако многие черты отличают искусство Передней Азии от египетского. Заупокойный культ не получил в Двуречье такого значительного развития, как в Египте, не сложилось и представлений о том, что душа умершего человека доллжна вернуться в изваянное подобие живого тела. Поэтому портретная пластика не смогла достичь таких вершин, как в Древнем Египте. Но статуи божеств и правителей, созданные в Передней Азии разнообразны, мастерски проработаны, отмечены печатьюю значительности и внутренней силы. В рельефах Двуречья важное место отводилось рассказу о победоносных войнах, деяниях правителя.

Литература Древней Месопотамии возникает в глубокой древности. Древние тексты донесли до нас тончайшие оттенки первобытного мышления, воплощенные в различных формах народного творчества. Вначале это творчество носило синкретический характер, то есть было сложным единством слово - мелодия - танец, и было конкретно связано со всей деятельностью людей, с их трудом, с освоением ими окружающего мира.

Когад речь освобождается от непосредственного включения в процесс труда, она формирует первые, уже самостоятельные словесно-мелодичные произведения - таковы во всех литературах древности трудовые обрядовые песни:

"Сестра моя, я принесу тебе надерганный лен…

Обрядовая песня была теснейшим образом связана с древней производственной магией. Песня одухотворяла труд, вселяла в сердца людей глубокую веру в действенность обрядовой магии, в силу заклинаний.

По мере овладения людьми природой образность становилась самодовлеющей - в ней все больше развивалось эстетическое начало - воспроизведение прекрасного и наслаждение им.

Древнейшие представления отражали первобытное восприятие многообразных явлений природы и ее контрастов (обожествление и одушевление природы), а также все более усложнявшиеся противоречия общественной жизни. На основе таких представлений рождались мифы. В центре зрелого мифа - высокая абстракция - божество (либо зооморфное, либо обожествленные явления природы). Но в формах мифологического сознания происходит уже и рост самосознания общественного человека, что отразилось в негативной оценке звериного начала (драконы, змии, чудовища) и позитивной всего человеческого. Отсюда следовало и очеловечивание добрых божеств и зарождение мифов о борьбе доброго божества со злым. Так начинают складываться мифы о героях-богатырях, дарующих или добывающих блага культуры для людей, побеждающих чудовищ, одолевающих злых богов. Далее возникает богатырский эпос, ведущей идеей которого становится борьба сверхчеловека со стихиями, злыми божествами, врагами родной земли. В древних месопотамских мифах красной нитью проходит тема героя, раскрывающая его людям тайны богов и побеждающего чудовищ (Гильгамеш). В отличие от мифологии Передней Азии в древнем Египте представления о герое не играли сколько-нибудь заметной роли. Особенность героя обычно объясняется возведением его рода к божеству: в Египте же в родстве с богами состоял только фараон. На месте героического идеала в Египте стоял образ удачливого бюрократа. В Месопотамии же с укреплением рабовладельческих деспотий искусство стало служить задачам прославления подвигов и деяний правителей, героев.

Культурному развитию способствовало изобретение шумерийцами письменности. Первые доступные для прочтения месопотамские документы написаны по-шумерски, они датируются IV - III тысячелетием до н.э. Шумерийское письмо было своеобразным - писали на сырой глине заостренными палочками. При письме ребро среза палочки в месте начального нажима давало углубление, и каждая отдельная черта принимала вид клина (отсюда и современное название этой системы письма - клинопись). Содержание шумерских текстов отличается необычайным многообразием: от административных актов, царских надписей и литературных произведений – гимны, плачи, заклинания и молитвы – до кодексов законов, пословиц и мифов. Законы Хаммурапи – первая в истории человечества система государственных норм, изложенных письменно на каменном обелиске. Законы включали 282 статьи, которые касались имущественных вопросов, семейного права, наказаний за различные преступления. В представлении царя этими законами определялась единственная реальность – Вселенная и все, что в ней было. Все было непреложно, и подвержено никаким изменениям.