4.1.1. Доступ через ГТС
Детальное изложение возможных вариантов предоставления услуг междугородной и международной связи для абонентов ГТС содержится в [1]. Упомянутая монография опубликована в 1976 году и ряд положений, относящихся, как правило, к аспектам цифровизации ТФОП, должен быть пересмотрен. Но основные системно-сетевые решения, сформулированные в [1], справедливы и для настоящего этапа эволюции ТФОП. Это утверждение относится и к поддержке рассматриваемого класса услуг на СТС. По этой причине в разделах 4.1.1 и 4.1.2. кратко изложены те особенности организации автоматической междугородной и международной связи, которые характерны именно на этапе внедрения цифровой техники передачи и коммутации на российской ТФОП.
Применительно к ГТС далее рассматриваются два аспекта организации автоматической междугородной и международной связи:
- принципы организации пучков ЗСЛ и СЛМ при различных сценариях цифровизации зоновой сети;
- специфические системно-сетевые решения для поддержки некоторых перспективных услуг электросвязи.
Пучки ЗСЛ и СЛМ являются элементами внутризоновых сетей. Для построения внутризоновых сетей (кроме организации пучков ЗСЛ и СЛМ) может быть использовано и коммутационное оборудование. Для ГТС гипотетическая модель доступа к АМТС представлена в [2]. На этапе цифровизации ГТС эта модель может быть приведена к схеме, показанной на рисунке 4.1.
Способ организации междугородной и, соответственно, международной связи зависит от типов АМТС и РАТС (аналоговые или цифровые), их емкости, исходящего и входящего трафика, реализованной ранее структуры внутризоновой сети и т.п. Такая совокупность влияющих факторов не позволяет четко сформулировать ряд готовых решений. Изложенные ниже соображения являются, скорее, рекомендуемые вариантами, которые целесообразно анализировать при проектировании перспективных внутризоновых сетей.
Вариант (а) может считаться одним из самых перспективных способов реализации внутризоновой сети. Он, на практике, может быть использован в двух случаях:
- включение любых типов РАТС в цифровую АМТС, способную организовывать любое число направлений к коммутационным станциям ГТС и анализировать любое число цифр номера вызываемого абонента;
- включение цифровых РАТС большой емкости в аналоговую АМТС, что требует выделения в номерной емкости ГТС стотысячного индекса (фактически цифровая РАТС включается как УВСМ).
Резервирование пучков ЗСЛ и СЛМ обеспечивается в рассматриваемом варианте организации внутризоновой за счет принципов построения первичной сети, изложенных во второй главе. Это не исключает возможность организации обходных связей через другую РАТС, если реконфигурация внутризоновой первичной сети не может обеспечить приемлемое качество обслуживания междугородного и международного трафика.
Вариант (б) иллюстрирует возможность организации прямого пучка СЛМ от АМТС до УПАТС, если требуется высокое качество обслуживания входящего междугородного или международного трафика. Эта возможность реально обеспечивается только цифровой АМТС. УПАТС может, в принципе, иметь и прямой пучок ЗСЛ; тогда рассматриваемый вариант сводится к сценарию (а).
Вариант (в) может рассматриваться как попытка изобразить обобщенную модель городской внутризоновой сети. На верхней ветке показан узел, который может выполнять на ГТС следующие функции:
- УИС, концентрирующего междугородный и международный трафик, исходящий от нескольких РАТС;
- узла заказно-соединительных линий (УЗСЛ), который может создаваться для той же цели;
- СУ, в котором отдельные пучки ЗСЛ объединяются для оптимального использования ресурсов внутризоновой первичной сети.
Коэффициент использования пучка ЗСЛ между РАТС и УИС или между РАТС и УЗСЛ достаточно высок. По этой причине эффективность концентрации направляемой к АМТС нагрузки на УИС и УЗСЛ не велика. С учетом изложенного вариант с использованием СУ представляется наиболее перспективным решением для оптимального построения внутризоновой сети.
Нижняя ветка в рассматриваемой модели также содержит узел, выполняющий либо функции УВСМ, либо СУ. Использование СУ возможно только для условий, перечисленных для варианта (а). Вторая ветка иллюстрирует для варианта (в) возможность комбинированного построения внутризоновой сети, когда один из видов доступа (либо исходящий, либо входящий) организован через узел, а другой - непосредственно.
Городская внутризоновая сеть имеет помимо специфических вариантов организации пучков ЗСЛ и СЛМ ряд других особенностей, из которых наиболее специфичны аспекты сигнализации. Сложившееся положение объясняется принятыми ранее системно-сетевыми решениями по организации автоматической междугородной связи. В результате этих решений на российской ТФОП междугородные и местные соединения устанавливаются (за исключением небольших фрагментов) по отдельным пучкам каналов и через специализированные коммутационные приборы. На профессиональном сленге пути установления этих двух видов соединения называются местным и междугородным шнуром [3].
По ряду причин, анализ которых не входит в содержание этой книги, перспективным вариантом организации междугородной и международной связи на ГТС считается объединение местного и междугородного шнура [4]. Это позволит максимально унифицировать все системно-сетевые решения, применяемые на российской ТФОП. Введение единого, для местной и междугородной связи, шнура может рассматриваться как проблема, не имеющая прямого отношения к цифровизации ТФОП. Но на аналоговых РАТС переход к единому шнуру равносилен отказу от возможности телефонистки междугородной связи подключиться к занятому абоненту, установившему соединение в пределах своей местной сети. Такая возможность ранее считалась весьма важной по ряду причин, из которых выделялось, обычно, соображение о приоритетности междугородного соединения над местным. Наличие междугородного шнура, с другой стороны, подразумевает техническую возможность несанкционированного подключения к АЛ, что затрагивает правовой и этический аспекты системы электросвязи. По этим причинам введение единого шнура представляется целесообразным и на аналоговых местных телефонных сетях.
До установки в зоне цифровой АМТС многие услуги электросвязи ограничиваются рамками местных сетей. В качестве характерного примера можно рассмотреть ситуацию, приведенную на рисунке 4.2, когда необходимо организовать передачу цифровой информации между коммутационными станциями различных зон. Подобная задача становится актуальной по мере введения цифровых коммутационных станций, поддерживающих услуги ЦСИО.
Предположим, что из четырех зон ВСС РФ, обозначенных на рисунке 4.2 римскими цифрами I, II, III и IV, цифровой АМТС оснащена только первая зона. В этом случае доступ определенных групп абонентов других зон к междугородной и международной сетям может быть обеспечен через эту АМТС. Подобное решение носит временный характер, а его реализация связана с рядом проблем: выбор системы сигнализации, определение приемлемого плана нумерации, организация первичной сети и т.п.
Функциональные возможности коммутационных станций с программным управлением позволяют найти оптимальные или близкие к оптимальным решения в части проблем сигнализации и нумерации. Более сложной - с точки зрения организации строительства, времени и капитальных затрат - представляется задача организации первичной сети. Одним из наиболее вероятных путей создания цифровых трактов для показанного на рисунке 4.2 варианта выхода коммутационных станций на цифровую АМТС другой зоны считается использование каналов ССС.
4.1.2. Доступ через СТС
Существующие принципы организации телефонной связи в сельской местности [5] не предусматривают создание отдельных местного и междугородного шнуров. Это решение было продиктовано тем, что пучки СЛ на СТС имели, как правило, малую емкость (более того, пучки СЛ на СТС организованы как каналы двухстороннего использования). Но с точки зрения процессов установления соединений на СТС используемый шнур не является единым. По этой причине в сельской связи обычно используется термин "универсальный шнур" [1]. Принципы цифровизации СТС ориентированы на организацию единого шнура, не разделяя пучки каналов на СЛ, ЗСЛ и СЛМ. Это решение можно рассматривать как один примеров процесса унификации принципов построения ГТС и СТС.
На участках внутризоновой сети ЦС - АМТС и УСП - АМТС каналы для ЗСЛ и СЛМ реализуются как два самостоятельных пучка. Переход к универсальному шнуру на этом участке ТФОП будут осуществляться по мере замены аналоговых коммутационных станций как на СТС, так и на междугородной сети.
Принципы организации междугородной и международной связи в сельской местности определяются, в деталях, используемой стратегией цифровизации СТС. Можно, тем не менее, представить гипотетическую модель комбинированной сети (СТС и ГТС райцентра), на которой иллюстрируются основные варианты построения внутризоновой сети, - рисунок 4.3.
Предложенная модель состоит из цифровой АМТС, цифрового УСП, в который включены две цифровые и одна аналоговая ОС, и две аналоговые РАТС, принадлежащие ГТС райцентра. Основной маршрут междугородного и международного соединения проходит через УСП на АМТС зоны. На этом участке организуются пучки ЗСЛ и СЛМ. Если какая-либо РАТС на ГТС райцентра создает большую междугородную или международную нагрузку, то она может быть соединена с АМТС зоны отдельными пучками ЗСЛ и СЛМ. На рисунке 4.3 такое включение показано для РАТС 1. Следует учесть, что такое включение порождает ряд проблем с планом нумерации на зоновой сети.
Разработка дополнительных вариантов доступа абонентов СТС к междугородной и международной сетям может потребоваться при широком использовании ССС для организации связи в сельской местности. Целесообразность разработки таких вариантов обусловлена уже упоминавшейся "проблемой двойного скачка". Анализ возможных решений будет, вероятно, выполнен при разработке технических предложений по использованию ССС для комплексного развития электросвязи в сельской местности.
4.1.3. Доступ через коммерческие сети связи
Процессы экономического развития России стимулировали ощутимый рост спроса на услуги электросвязи. С учетом существенного различия между требованиями к услугам электросвязи, которые почти соответствуют спросу, характерному для развитых стран, и реальными возможностями существующей системы связи России возникший спрос стимулировал создание весьма значительного ряда коммерческих сетей.
Сценарии создания и, главное, развития этих сетей можно классифицировать на две большие группы:
- создание выделенной (dedicated) по отношению к ТФОП коммерческой цифровой сети для определенной группы абонентов, в которой будут предоставлены все или большинство из требуемых услуг;
- создание наложенной (overlay) коммерческой цифровой сети, функционирование которой может рассматриваться как возможный сценарий эволюции ТФОП.
Первая группа коммерческих сетей ориентирована на извлечение прибыли за счет организации международной и, реже, междугородной связи. На рисунке 3.1 проиллюстрировано правило "двух золотых треугольников", которое объясняет привлекательность этого вида связи, требующего минимальных затрат при максимальных доходах. "Время жизни" выделенных сетей обычно ограничено тем периодом, в течение которого Администрация связи организует качественный доступ к международной телефонной сети. Этому процессу способствовал также тот факт, что существовавшая в бывшем СССР система международной связи - в силу ряда объективных и субъективных причин - принципиально не могла обеспечить резко возросший международный трафик.
Многие коммерческие сети были организованы именно по этому сценарию, но сильная конкуренция других аналогичных предприятий и введение современных цифровых международных станций в Москве и Санкт-Петербурге стимулирует их переориентацию на сценарий создания наложенных сетей.
Рассматриваемый в данном разделе вопрос (организация междугородной и международной связи) позволяет абстрагироваться от технико-экономических аспектов функционирования ГТС и СТС в зависимости от сценария создания коммерческой сети. По этой причине далее анализируются две модели организации международной связи в гипотетических выделенной и наложенной сетях. Соответствующая модель показана на рисунке 4.4, верхняя часть которого относится к выделенной, а нижняя - к наложенной сети.
Организация известных автору выделенных сетей осуществлялась в рамках совместных предприятий или подобных им структур, в составе которых был как минимум один зарубежный партнер. Исходящий (из России) международный трафик, обслуживаемый выделенной сетью, направляется в зарубежную АМнТС, находящуюся, как правило, в той стране, на территории которой размещаются предприятие зарубежного партнера. На территории России устанавливается цифровая коммутационная станция выделенной сети, осуществляющая доступ определенной группы абонентов к международной сети. Абоненты выделенной сети могут подключаться к этой коммутационной станции различными способами, из которых на рисунке 4.4 показаны следующие варианты:
- через выносные блоки коммутационной станции (на рисунке показан мультиплексор, но могут быть использованы и концентраторы и, даже, УПАТС);
- через ГТС с проверкой права абонента на доступ к международной сети оператором коммутационной станции или иным способом;
- посредством арендованной линии, непосредственно соединяющей терминал пользователя с коммутационной станцией или с ее выносным блоком;
- через международные таксофоны, использующие, обычно, кредитные карты.
На нижней части рисунка 4.4 показана обобщенная структура наложенной сети, включенной в АМнТС, расположенной на территории России. Структура доступа в этом случае похожа на варианты подключения ТФОП и ведомственных сетей. Отличие заключается в том, что наложенная сеть является полностью цифровой и имеет достаточно высокую пропускную способность. Эти два обстоятельства гарантируют пользователям:
- высокие показатели качества обслуживания исходящих и входящих вызовов;
- хорошее качество передачи речи, факсимильных сообщений и данных;
- широкий перечень услуг, поддерживаемых в рамках всей наложенной сети.
Обеспечение качественной международной и междугородной связи в рамках наложенных сетей является общей тенденцией для многих стран. Причем наиболее эффективное функционирование наложенной сети достигается при хорошей координации работ ее оператора и Администрации ТФОП.