Требования, предъявляемые к телефонным службам

Пользователи предъявляют следующие требования к телефонным службам:

1) прозрачный физический канал из конца в конец (от одной абонентской установки до другой) должен предоставляться на требуемое время сеанса;

2) физический канал (в дальнейшем – канал) из конца в конец может состоять из одного или нескольких звеньев, соединенных в узлах коммутации (УК) последовательно;

3) звенья могут быть образованы каналами тональной частоты (КТЧ) систем передачи (СП) с частотным разделением каналов (ЧРК) или каналами СП с временным разделением каналов (ВРК);

4) каналы сети с КК общего пользования (ОП) являются общим ресурсом, используемым всеми пользователями;

5) длительность сеанса передачи информации должна зависеть исключительно от пользователя;

6) сеть должна поддерживать целостность физического канала из конца в конец (в современных цифровых сетях, использующих специальную подсеть сигнализации, обеспечивается восстановление канала при его несанкционированном разрушении);

7) для создания канала из конца в конец сеть должна обеспечить обмен сигнализацией по способу «от звена к звену» (элементами сигнализации являются абонентская, внутристанционная и межстанционная; в состав сигналов системы сигнализации входят линейные, адресные (регистровые) и информационные);

8) качество предоставления сетевых ресурсов должно оцениваться долей блокировок (потерь), блокировки возникают при занятости ресурсов, требуемых пользователем, или допустимым временем ожидания.

Предоставление канала «из конца в конец» эффективно не только для передачи речевой информации, но и для массовых данных: массивов большого объема (файлов), факсимильных сообщений, цифровых видеосигналов. Такие данные создают пользовательские установки с непрерывным потоком данных, готовых к передаче.

Телефонные сети предоставляют пользователям тракт для передачи информации с задержкой в 10–20 секунд, определяемой временем набора номера вызываемого абонента и установления соединения каналов на станциях и узлах.

Сигнализация в телефонной сети

Во время установления соединения передаются сигнальные сообщения между пользовательской установкой и узлом коммутации (УК), куда она включена, и между УК. Пример сигнализации в телефонной сети показан на рис. 8.1. Сигнальные сообщения могут передаваться двумя способами. Традиционной в телефонных сетях является децентрализованная сигнализация. При таком способе сигнальные сообщения передаются по тому же каналу, который используется для передачи информации пользователя (речевой или данных) или по специальному сигнальному каналу, проложенному параллельно информационному. В цифровых сетях используется так называемая централизованная сигнализация, сущность которой состоит в том, что сигнальные сообщения многих пользователей передаются по общему для них каналу сигнализации (ОКС). В ОКС сообщения передаются в форме пакетов постоянной или переменной длины.

На рис. 8.1 показана последовательность передачи сигналов в стыке «абонент-сеть» и при межстанционной связи. В телефонных сетях необходимо передавать три вида сигналов в процессе установления и разъединения физических соединений: линейные (л), определяющие состояние устройств сети; адресные (а), определяющие маршрут в сети к оконечному устройству вызываемого абонента; информационные (и) или тональные, оповещающие абонентов об этапах (фазах) установления соединения.

Алгоритм установления соединения в телефонной сети

Любая станция должна уметь интерпретировать поступающие линейные и адресные сигналы и генерировать необходимые сигналы для взаимодействия с другими элементами сети. Процесс обработки вызовов включает следующие операции:

1) обнаружение изменения состояния любой абонентской или соединительной линии. Изменение состояния может быть связано с сигналами адресной информации или линейными. Адресные сигналы могут передаваться импульсами постоянного тока, тональными сигналами набора номера или многочастотными сигналами;

2) генерирование выходных сигналов. С помощью этих сигналов абоненты оперативно оповещаются о процессе соединения или разъединения и обеспечивается взаимодействие при межстанционной связи;

3) выбор пути (маршрута) через коммутационное поле станции;

4) установление разговорного тракта в коммутационном поле и его разъединение.

Обычная последовательность процессов на станции (независимо от типа – электромеханическая, электронная, цифровая) при успешном соединении такова:

а) обнаружение запроса ресурсов станции от абонента или соединительной линии (канала);

б) поиск требуемых ресурсов (например, приёмника цифр набора номера);

в) оповещение абонента о предоставлении ресурсов (например, информационным сигналом «ответ станции»);

г) приём и накопление цифр номера, прекращение передачи сигнала «ответ станции»;

д) передача линейных и адресных сигналов в соединительную линию или канал межстанционной связи;

е) установление разговорного тракта в коммутационном поле станции;

ж) определение состояния линии вызываемого абонента;

з) генерирование посылки вызова (ПВ), если линия свободна;

и) генерирование сигнала «контроль посылки вызова» (КПВ);

к) обнаружение ответа вызываемого абонента, прекращение ПВ и КПВ.

Система обслуживания вызовов (заявок)

Если на УК не создаются очереди ожидания освобождения каналов, то имеет место система обслуживания с отказами. В таких сетях (или на участках сетей) качество предоставления услуг оценивается вероятностью отказа. На УК некоторых телефонных сетей, например междугородных и международных, для отдельных категорий пользователей организуют очереди ожидания освобождения каналов. Обычно количество мест ожидания для одного направления связи невелико, а время ожидания ограничено десятками секунд. На УК, где организуются очереди, качество предоставления услуг оценивается вероятностью ожидания более заданного времени.

Место телефонной сети общего пользования РФ в международном телекоммуникационном пространстве

Положение телефонной сети общего пользования (ТФ–ОП) в современном телекоммуникационном пространстве определяется двумя параметрами: телефонной плотностью (ТП) и количеством основных телефонных аппаратов (ОТА). Под ОТА понимается количество основных абонентских линий, соединенных с АТС. По количеству ОТА Россия занимает шестое место в мире (после США – 143 млн., Японии – 59 млн., Германии – 35 млн., Франции – 33 млн. и Англии – 32 млн.). По ТП Россия замыкает четвертый десяток стран мира. Самую низкую ТП в первой десятке имеет Испания (36 %). Телефонная плотность является интегральным показателем развития любой страны. Она отражает состояние сети связи и косвенно характеризует качественный уровень сети. С ростом ТП практически во всех странах наблюдаются следующие изменения: переход от аналоговых систем передачи и коммутации к цифровым, расширяется количество служб и предоставляемых услуг, усложняются терминалы пользователей (они становятся многофункциональными), сеть эволюционирует от аналоговой к аналого-цифровой, затем к цифровой и интеллектуальной.

Услуги, предоставляемые общегосударственной системой автоматизированной телефонной связи

Общегосударственная система автоматизированной телефонной связи (ОГСТфС) предназначена для удовлетворения населения и предприятий в передаче сообщений пользователей как в пределах страны, так и при выходе на международную телефонную сеть. ОГСТфС предоставляет два вида услуг: услуги доставки (передачи) информации и специальные. К услугам доставки информации относятся: передача сообщений – речевых, факсимильных, электронной почты, данных. Эти услуги предоставляются техническими службами, использующими физические ресурсы сети. К специальным услугам относят информационно-справочные, заказные и дополнительные. Их предоставляют службы сервиса автоматически или с помощью оператора. К службам сервиса Госкомитета РФ по связи и информатизации относятся, например, такие:

– справочная местной телефонной сети (предоставляет справки о номерах телефонов абонентов местной сети),

– справочная точного времени,

– заказная междугородной телефонной сети МТС (принимает и оформляет заказы на междугородные и международные телефонные переговоры),

– справочная междугородной и международной сети,

– заказная телеграфа (принимает по телефону тексты телеграмм),

– заказная ремонта местной телефонной сети,

– заказная ремонта таксофонов.

Дополнительные услуги (их также называют дополнительными видами обслуживания ДВО) могут предоставляться общесетевыми службами или службой той станции, куда подключена линия абонента, программно-аппаратными средствами станции или сети. К ДВО относятся, например, такие:

– сокращенный набор номера вызываемого абонента,

– передача входящего вызова на другой аппарат (переадресация),

– предоставление возможности получить справку во время разговора с одним из пользователей (с возможностью возврата к прежнему собеседнику без повторного набора его номера),

– конференц-связь трех и более пользователей,

– прямой вызов (соединение без набора номера).

Контрольные вопросы

1. Подвергаются ли обработке сообщения пользователей в телефонных сетях?

2. Каким показателем оценивается качество предоставления сетевых ресурсов в телефонных сетях?

3. Назовите виды сигналов, передаваемых между пользовательской установкой и сетью или между станциями телефонной сети.

4. Назовите отличия централизованной сигнализации от децентрализованной.

5. Поясните процесс обработки вызова на станции телефонной сети при успешном соединении.

6. Охарактеризуйте место ТФ–ОП РФ в международном телекоммуникационном пространстве.

7. Охарактеризуйте службы сервиса Министерства связи РФ.

8. Приведите примеры ДВО, предоставляемых службами станции или телефонной сети.

Список литературы

1. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. – М.: Наука, 1964. – 576 с.

2. Концепция развития связи Российской Федерации / Под ред. В.Б. Булгака и Л.Е. Варакина. – М.: Радио и связь, 1995. – 224 с.

3. Мизин И.А. О концепции создания Российской общегосударственной и региональных интегрированных сетей передачи информации // Электросвязь. – 1997. – № 12. – с. 2–9.

4. МККТТ. Синяя книга. Телефонная служба и ЦСИС. – Качество обслуживания, управление сетью и расчет нагрузки. Рекомендации Е.401 – Е.880. IX ПЛЕНАРНАЯ АССАМБЛЕЯ. – Мельбурн. – 1988. – Т. II – вып. II.3.

5. Эллдин А., Линд Г. Основы теории телетрафика. – М.: Связь, 1972. – 199 с.