Являются важным элементом художественного оформления квартиры, определяющим колорит и эмоциональную окраску интерьера. Картины выполняются различными красками: акварельными (по бумаге или картону), масляными (по холсту, картону, дереву), а также пастелью (особыми цветными карандашами по бумаге или картону) и т.д.

Акварели, пастели, литографии и гравюры можно оформлять без сложной рамы. Так, акварели обычно помещают в паспарту из белой или цветной (но светлой) бумаги. Ширину полей паспарту надо подбирать так, чтобы они не были слишком узкими, а акварель не казалась слишком маленькой для такого паспарту. Изготовляется паспарту следующим образом: в листе бумаги (картона) делается вырез по размеру рисунка; такая бумажная (картонная) рамка накладывается поверх рисунка, как бы обрамляя его. Края выреза в паспарту (шириной 4...7 мм, а для больших акварелей и рисунков до 10 мм и более) можно чуть отогнуть под углом к изображению (рис. 1, 2). Гравюры, пастели и литографии лучше помещать под стекло в небольшие рамы или в окантовку, т.е. между стеклом и картоном, склеенными вместе по краям узкой полоской бумаги, коленкора или специальной клейкой лентой.

Схема изготовления паспарту из плотного картона, оклеенного бумагой

Рис. 1. Схема изготовления паспарту из плотного картона, оклеенного бумагой: а - косой «срез»; б - общий вид; в - паспарту с лицевой стороны; г - так сгибается фай бумажной оклейки для получения косого «среза»; д - так оклеивается картонная рамка бумагой; е - обратная сторона паспарту.

Схема окантовки рисунка

Рис. 2. Схема окантовки рисунка: 1 - стекло; 2 - паспарту; 3 - бумажная или коленкоровая лента; 4 - рисунок; 5 - картон.

Картины, написанные масляными красками, чаще всего помещают в рамы, цвет, рисунок, ширину и глубину которых надо подбирать соответственно размерам, общему тону и характеру картин. Тёмные картины не следует помещать в очень светлые рамы (при этом картины будут казаться ещё более тёмными) и, наоборот, очень светлые картины в тёмных рамах проигрывают. Чем больше по размеру картина, тем шире, «солидней» должна быть рама. Но в некоторых случаях и маленькие картины выигрывают в глубоких и широких рамах. Если нет подходящей рамы, картины можно окантовать тонкой деревянной рейкой или самим сделать рамку из багета.

Картины, как правило, вешают на стены с наклоном (под углом к стене). Если наклон мал, то поверхность картины может блестеть (отсвечивать) и изображение будет плохо видно. При слишком большом наклоне картина выглядит некрасиво и оказывается плохо освещённой.

Развешивая картины по стенам, надо учитывать условия освещения: на затенённых стенах следует вешать более светлые картины, на хорошо освещённых - более тёмные. Акварели выгорают от солнечного света, поэтому их лучше размещать на затенённых стенах. Большую роль играет высота расположения картин. Некрасиво, если картина висит слишком низко или слишком высоко. Необходимо также учитывать расстановку мебели. Над высокими предметами мебели (стеллажами, шкафами) обычно не рекомендуется вешать картины; лучше их помещать в свободных простенках. Нейтральный, спокойный цвет и рисунок стены (окраски или обоев) являются самым хорошим фоном для любых картин.

Украсить комнаты могут не только подлинные произведения искусства, но также многокрасочные или однокрасочные репродукции, фотографии с картин, эстампы и т.д.