Внешнеполитический курс государства является логическим продолжением его внутренней политики. Противоречия и сложность социально-экономического развития неизбежно отражаются на выборе международных приоритетов, международном положении и внешнеполитической линии.

Внешняя политика Советского государства базировалась на концептуально неизменных установках. Во-первых, считалось, что современная эпоха — это эпоха перехода человечества от капитализма к социализму. Международная обстановка характеризовалась как благоприятная для укрепления стран социалистического содружества и последовательного увядания капиталистических держав. Во-вторых, вся внешнеполитическая деятельность СССР рассматривалась как бескомпромиссная борьба за сохранение и укрепление всеобщего мира, предотвращение империалистической агрессии со стороны США и других стран НАТО.

Политика сдерживания потенциальной агрессии осуществлялась за счет роста военного потенциала Советского Союза и стран — участниц Варшавского Договора. Со своей стороны США, члены НАТО именовали СССР империей зла. Холодная война, превратившая союзников в противников, продолжалась с прежним упорством, противостояние усиливалось. В 1966 г. СССР возобновил договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с Монголией. В 1967 г. были продлены договоры с Болгарией и Венгрией, в 1970 г. — с Румынией и Чехословакией. Эти договоры обязывали стороны оказывать друг другу всестороннюю помощь, включая военную, в случае нападения агрессора. И подобные соглашения были не беспочвенны.

Вера в превосходство своих вооруженных сил долгое время гипнотизировала руководителей США. Эксперты сопоставляли количество и силу ядерного потенциала СССР и США. Западного обывателя запугивали советской военной угрозой, в лице советских людей преподносился образ врага. К началу 1960 г. было запрограммировано 20 тыс. целей на территории нашей страны, которые должны были подвергнуться атомному уничтожению. Эксперты Пентагона даже вычислили, что для подавления воли русских в первые полчаса войны необходимо вывести из строя 65 млн. человек. Советский Союз сконцентрировал на военном аспекте огромные средства, для того чтобы добиться стратегического паритета с США. Это был ответ на откровенный вызов.

Локальные столкновения интересов двух сверхдержав случались нередко. Отдельные из них, как, например, Карибский кризис, грозили перерасти в войну С начала 1962 г. США оказывали давление на Республику Куба, а затем склонили к этому другие американские государства, включая разрыв латиноамериканскими странами дипломатических отношений с ней и прекращение торговли. В октябре 1962 г. президент США Д.Кеннеди отдал приказ военно-морскому флоту перехватывать все суда, следовавшие на Кубу. Вооруженные силы США были приведены в боевую готовность. В ответ в боевую готовность были приведены Вооруженные Силы СССР. К счастью, до вооруженного столкновения дело не дошло, конфликт удалось погасить.

С 1965 г. США развязали вооруженную интервенцию против Демократической Республики Вьетнам. Советский Союз оказывал существенную помощь и поддержку вьетнамцам. Помощь была военной, политической, дипломатической. В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Локальные конфликты СССР и США случались нередко, но главной ареной противоборства являлась восточно-европейская зона. Проблем здесь было много. Одна из важнейших — проблема границ, отношений ГДР и ФРГ. Страны — члены СЭВ, развивая сотрудничество, объективно тяготели к корпоративности, что проявлялось в экономике и политике. Десятилетиями однопартийная система оберегала себя, ограждала от любого воздействия извне, стремилась сохранить единство коммунистического движения. Коммунистические режимы, утвердившиеся в странах Восточной Европы, во многом зависели от КПСС, стремились во всем подражать ей. Общий паралич коммунистического режима проявился в 80-е годы, но и раньше симптомы этой болезни обнаруживались в государствах восточного блока. Чехословацкие события 1968 г. потрясли весь мир. Антиправительственные выступления народа вылились в массовые митинги недовольства. Вскоре это движение приобрело ярко выраженный антикоммунистический характер. Драматизм ситуации усугублялся тем, что именно в Чехословакии (в Карповых Варах) в апреле 1967 г. прошла конференция коммунистических и рабочих партий, лейтмотивом которой было сплочение рядов братских партий и стран. События в Чехословакии совпали с крупными юбилеями и празднествами коммунистов: 150-летие со дня рождения К. Маркса, 50-летие Октября, начиналась подготовка к празднованию 100-летия со дня рождения Ленина. Поэтому события в Чехословакии вызвали незамедлительную реакцию со стороны Советского Союза и стран Варшавского Договора. Пражская крамола была решительно подавлена военной силой. В августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска пяти государств общей численностью 500 тыс. человек. Руководители страны А. Дубчек, Черник и К. Биляк вызваны для объяснений в Москву. В апреле 1969 г. было избрано новое руководство во главе с Г. Гусаком, которое постаралось ликвидировать последствия антикоммунистического выступления.

Восточно-европейский регион продолжал распадаться. Эти симптомы проявлялись в первую очередь в экономической сфере. В 50-е годы страны СЭВ обеспечивали ежегодно прирост своего совокупного национального дохода на 9,5%, в 60-е годы — на 6,7, в 70-е годы — на 4,5, а в 80-е годы — менее чем на 2%. Положение к середине 80-х годов можно характеризовать как кризисное.

Эпицентром кризиса стала Польша, где на рубеже 80-х годов возникло массовое общественное движение “Солидарность”, объединявшее к концу 1981 г. до 10 млн. человек. Официальная Москва восприняла это движение как угрозу социализму, последовал нажим на Э. Герека, но позиции Польской объединенной рабочей партии были ослаблены. Профсоюзы овладели ситуацией, проводили забастовки, митинги. Популярность лидера “Солидарности” Л. Валенсы была ошеломляющей. Опыт, который использовал Советский Союз в подавлении антикоммунистических движений в Венгрии, Чехословакии, для Польши был явно не пригоден. Международные последствия военного вмешательства в дела Польши сдерживали СССР от столь рискованного шага. Внутренних сил для разгрома “Солидарности” просто не существовало. В Польше начались ликвидация плановой системы, отстранение коммунистов от руководства. Съезд “Солидарности” обратился к народам Восточной Европы (Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, ГДР) и объявил главную цель своей борьбы — улучшение условий жизни всех рабочих.

Десять лет понадобилось польскому народу, чтобы ликвидировать партийную диктатуру Венграм удалось за десять месяцев добиться того, чтобы ушла в небытие правящая марксистско-ленинская партия. Восточные немцы за десять недель свергли режим Э. Хоннекера. Десять часов понадобилось румынам, чтобы ликвидировать команду Н. Чаушеску. Эта ошеломляющая прогрессия свидетельствует о том, что народы Восточной Европы только поджидали начала цепной реакции, которая завершилась падением коммунистических режимов. Международное положение СССР резко ослабло, внешнеполитический курс КПСС в отношении восточно-европейского региона оказался проигрышным.