Мероприятия по повышению надежности ВОЛП проводятся как в процессе разработки и изготовления кабеля, так и в процессе проектирования, строительства и эксплуатации ЛКС. Рекомендации по повышению надежности в процессе разработки и изготовления ВОК общеизвестны. В данном разделе будут рассмотрены рекомендации второй группы. Мероприятия по повышению надежности при проектировании ЛКС

При проектировании ВОЛП следует учитывать основные особенности ВОК, влияющие на его надежность - чувствительность 0В к механическим нагрузкам, чувствительность 0В к влаге, малые габариты кабеля. Как показывает практика эксплуатации зарубежных и отечественных ВОЛП, мероприятия по повышению надежности при проектировании ЛКС крайне необходимы, так как иначе все последующие технические решения по снижению вероятности повреждений окажутся неэффективными.

При выборе трассы линии важно соблюдать минимально допустимые расстояния до других сооружений. В таблице 11.1 представлены минимально допустимые расстояния (в метрах) от трассы кабелей до других сооружений:

Таблица 11.1

п/п

Тип сооружений

Расстояние, метров

1.

От мостов автомобильных и ж.д. магистрального назначения через внутренние водные пути:

судоходные реки

сплавные реки

несплавные и несудоходные реки

1000

300

50¸100

2.

От мостов автомобильных и ж.д. местного назначения через реки:

судоходные

остальные

200

50¸100

3.

От края подошв насыпи путепроводов, автомобильных и железных дорог

5

4.

От шоссейных и ж.д. путепроводов

По проекту

5.

От опор ЛЭП и контактных сетей ж.д. или их заземлений при удельном сопротивлении грунта, Ом/м: до 100 до 500 до1000 более 1000 10 11

6.

От блоков тлф.канализации и колодцев

0,25

7.

От силовых кабелей, трубопроводов городской канализации и водопровода

0,5

8.

От газопроводов и теплопроводов в городах

1

9.

От газопроводов высокого давления (5,4 Мпа) и других продуктопроводов на загородных трассах

10

10.

От водопроводов разводящей сети диаметром, мм:

до 300

свыше 300

0,5

1

11.

От заземлений молниеотводов ВЛС

25

12.

От опор ВЛС и рельсов трамвайных путей

По проекту

13.

От красной линии домов в городах и поселках городского типа

1,5

При сближении ОК (конструкции с металлическими элементами) с ЛЭП, с электрифицированными железными дорогами, в районах с повышенной грозодеятельностью, т.е. на тех участках планируемой трассы, где возможны пробои оболочки ВОК, следует использовать защитные трубопроводы. При отсутствии защитных трубопроводов из-за пробоев изоляции появляются точечные отверстия в оболочке кабеля, что создает возможность проникновения воды и в дальнейшем возникновения коррозии металлических элементов, а также коррозия OB . В таких районах более эффективна прокладка ВОК без металлических элементов (но с гидрофобным заполнением). Однако ВОК, имеющие только полимерные защитные покровы, не защищены от грызунов.

Актуальной задачей при проектировании является защита ВОЛП, проложенных в районах, заселенных грызунами. Практика показывает, что суслики перегрызают ВОК без металлических элементов в течение 30 минут. Для таких районов целесообразно использовать ВОК с гофрированной стальной лентой «зетабон» или с проволочной оплеткой.

Мероприятия по повышению надежности при эксплуатации ЛКС Основной задачей технической эксплуатации ВОЛП является обеспечение качественной и бесперебойной их работы. Бесперебойная работа ВОЛП достигается постоянным техническим надзором за их состоянием, систематическим выполнением профилактических мероприятий по предупреждению повреждений и аварий, своевременным устранением возникающих неисправностей и проведением необходимых дополнительных работ. Эксплуатационно-техническое обслуживание, направленное на повышение надежности ВОЛП предусматривает выполнение эксплуатационным персоналом следующих основных функций:

  • охранно-предупредительная работа;
  • техническое обслуживание и профилактика;
  • контроль за техническим состоянием;
  • ремонт; аварийно-восстановительные работы;
  • реконструкция;
  • измерение параметров;
  • защита ВОК с металлическими покровами от внешних влияний;
  • контроль герметичности ВОК, содержащихся под избыточным давлением.

Охранная работа необходима для предупреждения механических повреждений ВОК при проведении строительных и землеройных работ в пределах трассы прокладки кабеля. Высокую эффективность дают профилактические мероприятия:

  • разъяснительная работа на предприятиях, строительных организациях, среди населения о важности выполнения правил по защите линий связи;
  • согласование на работы в охранных зонах ВОЛП;
  • инспектирование и надзор за работами, проводимыми в зоне прокладки кабеля.

Для обозначения на местности кабельной трассы и муфт, а также запрещения в охранной зоне ВОК несогласованных с эксплуатационными организациями раскопок и других работ на трасе устанавливают железобетонные замерные столбики и предупредительные знаки. Замерные столбики размещаются на междугородных линиях на расстоянии 0,1 м от кабеля с полевой стороны в местах монтажа муфт, на поворотах трассы. Предупредительные знаки устанавливаются в точке пересечения ВОК с подземными сооружениями (например, газопроводом), ЛЭП, на пересечениях с дорогой (про обе стороны дороги), границе с населенными пунктами, прямолинейных участках загородной трассы не реже чем через 500 м. Для избежания повреждений подводных ОК зона подводных кабельных переходов ограждается на судоходных водных путях предостерегающими створными знаками судоходной обстановки - "Подводный переход". Эти створные знаки (створные столбы) устанавливаются на обоих берегах в 100 м выше и ниже по течению от места расположения кабельного перехода. Они должны быть хорошо видны с судов, иметь на своих вершинах диски диаметром 1,2 м, на которых изображается перечеркнутый полосой якорь.

Техническое обслуживание и профилактика ВОЛП направлена на своевременное выявление и устранение неисправностей и повреждений оптической линии связи с целью недопущения нарушения действия или ухудшения качества связи. Причинами повреждения ВОК в процессе эксплуатации помимо внешних механических воздействий являются микротрещины в 0В. Места этих дефектов можно определить методом оптической рефлектометрии и затем осуществить профилактические работы по повышению надежности функционирования ВОЛП.

Контроль за техническим состоянием ВОЛП может осуществляться автоматизированным способом (система мониторинга), путем непрерывного контроля линейного тракта ВОСП, что позволяет прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации на ВОЛП.

Работа НРП контролируется путем передачи от них следующих сигналов:

  • открытие крышки (двери) НРП;
  • нарушение работы блока электропитания;
  • нарушение температурного режима;
  • нарушение влажности, понижение давления в ВОК, содержащихся под избыточным давлением;
  • неисправность регенераторов;
  • повышение порогового коэффициента ошибок;
  • ослабление, или пропадание оптических сигналов на входе и выходе регенераторов.

На обслуживаемых регенерационных пунктах (ОРП) помимо перечисленных должны формироваться дополнительные сигналы:

  • повреждение станционного и вторичного источников питания;
  • повреждение блоков телеконтроля и телеуправления, служебной связи.

В состав работ по текущему ремонту входят:

  • проверка, очистка и заделка каналов кабельной канализации;
  • укрепление, ремонт и замена кронштейнов и консолей;
  • ремонт и замена люков кабельных колодцев;
  • замена неисправных соединительных муфт и неисправных кусков ВОК;
  • окраска оболочки ВОК в колодцах кабельной канализации желтой краской (напоминает техническому персоналу о наличии в канализации ВОК);
  • ремонт НРП;
  • проверка и ремонт предупредительных знаков.

В состав работ по капитальному ремонту входят:

  • выправка трубопроводов кабельной канализации при осадке и разрушении стыков;
  • переустройство кабельных колодцев (смотровых устройств);
  • защита ВОК с металлическими покровами от внешних влияний;
  • замена кабеля длиной более 2000 м.