Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации

Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Развитие и совершенствование взаимоувязанной сети связи Российской Федерации осуществляются с учетом технологического единства всех сетей и средств электросвязи в интересах их комплексного использования, повышения эффективности и устойчивости функционирования.

Государство в соответствии с федеральной программой развития взаимоувязанной сети связи Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации оказывает поддержку предприятиям связи в реализации федеральных и региональных программ, проведении мероприятий по повышению надежности взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и созданию мобилизационного резерва аппаратуры связи и кабельной продукции, обеспечивая развитие всех видов сетей связи, входящих в указанную сеть.

Журнал "Радио", номер 3, 1999г., Автор: В. Москвитин, В. Шеватов, г. Москва

Невозможно назвать, наверное, такую страну, которая не стремилась бы в последние годы стать членом Глобального информационного сообщества, т. е. войти в единое информационное пространство. Россия также активно ведет работы по созданию национальной информационной телекоммуникационн инфраструктуры и ее интеграции в Европейское и глобальное информационное сообщество.

Еще в 1995 г. была определена научнотехническая политика развития Взаимоувязанной сети связи (ВСС) России, представляющей собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей, предназначенных для предоставления услуг связи на территории страны. ВСС базируется на комплексе руководящих документов "Основные положения развития ВСС России на перспективу до 2005 года", утвержденных в 1995 г.

ВСС России сегодня - это, как уже отмечалось, сети общего пользования, ведомственные сети и сети связи в интересах управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка. При этом главная составляющая ВСС - сети связи общего пользования, открытые для всех физических и юридических лиц на территории России, в услугах которых этим лицам не может быть отказано. Такие сети отличаются широкой разветвленностью, охватывают всю территорию страны, обслуживают население, органы управления народным хозяйством, обороной, а также любых других потребителей без каких-либо ограничений. Они обладают наибольшей устойчивостью по сравнению с другими сетями. По своей значимости, с точки зрения обеспечения интегральных потребностей страны, они имеют статус федеральных сетей.

К сетям связи общего пользования относятся сети телефонной, документальной электросвязи и сети распределения программ теле- и радиовещания. Ответственность за их функционирование возлагается федеральным законом "О связи" на федеральные органы исполнительной власти в области связи.

Ведомственные сети - это сети электросвязи министерств, ведомств, федеральных органов исполнительной власти, промышленных объединений и предприятий, создаваемые для обеспечения производственных и специальных нужд и имеющие выход на сети связи общего пользования.

Сети связи для нужд обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации создаются на базе каналов сетей связи общего пользования и ведомственных сетей, предоставляемых спецпотребителям на арендной основе. При этом ведомственные сети и сети связи, организованные в интересах управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка представляют собой сети ограниченного пользования и технологически взаимодействуют с сетями общего пользования. Под взаимодействием следует понимать совместное их функционирование с целью выполнения общих задач, решаемых с помощью сетей электросвязи.

Организационно ВСС — это совокупность взаимоувязанных сетей электросвязи, находящихся в ведении различных операторов связи как юридических лиц, имеющих право предоставлять услуги электросвязи.

В зависимости от масштаба сетей, находящихся в ведении операторов, их общегосударственной значимости различают операторов сетей федерального, зонового или местного значения.

ВСС, как система связи, представляет собой иерархическую трехуровневую систему. Первый уровень — первичная сеть передачи, представляющая некоммутируемые каналы передачи для вторичных сетей; второй уровень — вторичные сети, т. е. коммутируемые и некоммутируемые сети связи (телефонные, документальной электросвязи и др.), а третий уровень - это системы электросвязи или службы электросвязи, представляющие пользователям конкретные услуги связи. Телефонная связь, передача данных, телеграфная связь, передача газет, распределение программ телевизионного и звукового вещания - все эти системы электросвязи общего пользования входят в структуру ВСС.

Основная задача ВСС — транспортная, т. е. передача сообщений от его источника к получателю. Конечным результатом функционирования ВСС являются услуги связи, предоставляемые пользователям. Показатели, характеризующие функционирование ВСС, - скорость и своевременность доставки сообщений пользователям; достоверность сообщений (соответствие принятого сообщения переданному); надежность и устойчивость связи, т.е. способность сети выполнить транспортную функцию с заданными эксплуатационными характеристиками в повседневных условиях, а также при воздействии внешних дестабилизирующих факторов. Системы связи могут обеспечить защиту информации от ряда угроз ее безопасности (блокирование, несанкционированный доступ на отдельных элементах сети и др.). Ответственность за общее решение вопросов безопасности информации (обеспечение свойств конфиденциальности, целостности и доступности) возлагается на пользователя (собственника информации).

Устойчивость сети связи - это ее способность сохранять работоспособность в условиях воздействия различных дестабилизирующих факторов. Она определяется надежностью, живучестью и помехоустойчивостью сети. Для повышения устойчивости сетей ВСС используются различные меры: оптимизация топологии сетей связи для упрощения их адаптации к условиям, возникающим в результате воздействия различных дестабилизирующих факторов, включая геополитические; рациональное размещение сооружений связи на местности с учетом зон возможных разрушений, наводнений, пожаров; применение специальных мер защиты сетей и их элементов от влияния источников помех различного характера; развитие систем резервирования; внедрение автоматизированных систем управления, организующих работу по перестройке и восстановлению сетей, поддержанию их работоспособности в различных условиях и др.

Структура Взаимоувязанной сети связи

В историческом плане все виды электросвязи длительный период развивались независимо друг от друга, в результате чего сформировались несколько независимых сетей. Вместе с тем, сети общего пользования (Министерства связи) не справлялись с требуемыми объемами передачи сообщений, требуемых для нормального экономического развития страны, и поэтому ряд министерств и ведомств стали создавать свои сети для удовлетворения собственных нужд. Такая техническая политика привела к еще большему разобщению технических средств, а эффективность совокупности сетей в масштабах страны оставалась низкой.

Уже в начале 60-х годов стало ясно, что перспективным направлением развития связи должно стать объединение сетей.

Можно выделить следующие предпосылки для объединения сетей: унификация методов преобразования, необходимость передачи сигналов в совпадающих направлениях, сходство функций систем передачи и коммутации.

В 70-х годах было принято решение о создании Единой автоматизированной сети связи (ЕАСС) Союза ССР. Работа по созданию сети ЕАСС не была завершена и прекратилась в связи с развалом СССР.

В настоящее время этот проект, отражая изменение геополитической ситуации и новые революционные достижения в области связи, носит название Взаимоувязанная сеть связи России.

Основными требованиями к ВСС являются надежность и экономичность.

Определенные технические средства ВСС участвуют в процессе передачи не зависимо от вида передаваемых сообщений. Совокупность этих элементов образует первичную сеть (ПС) ВСС. В состав ПС входят сетевые узлы, сетевые станции и линии передачи.

Структура ПС учитывает административное деление страны. Территория страны поделена на зоны. Признак зоны - единая 7-значная нумерация. Как правило зоны совпадают с территориями областей. В соответствии с этим делением ПС состоит из отдельных частей:

* местные ПС (МСП) - ограничены территорией города или сельского района;

* внутризоновые ПС (ВЗПС) - охватывает территорию зоны и обеспечивает соединение местных сетей внутри зоны;

* магистральная ПС (СМП) - соединяет зоновые сети.

Каждая сеть связи, входящая в ВСС, помимо технических средств первичной сети использует устройства, присущие этой сети. Вторичная сеть (ВС) ВСС - совокупность технических средств, обеспечивающих передачу сообщений определенного вида.

В состав ВС входят: оконечные абонентские устройства, абонентские линии (АЛ), коммутационные устройства и каналы, выделенные из ПС для организации данной ВС.

История развития ЕАСС

Единая автоматизированная сеть связи (ЕАСС) сыграла большую роль в развитии электросвязи и информатизации страны. На ее основе решались сложнейшие задачи по передаче и распределению различных видов информации для народного хозяйства, населения и обороны. На базе ЕАСС и Государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) формировалась Общегосударственная система сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством (ОГАС), объединявшая отраслевые и территориальные автоматизированные системы управления (АСУ) основных министерств, ведомств и союзных республик.

До 60-х годов в большинстве промышленно развитых стран сети связи развивались по традиционным направлениям: телефония, телеграфия, радиосвязь и телерадиовещание. С появлением полупроводников и микросхем началось создание многоканальных кабельных и радиорелейных линий с пропускной способностью в несколько тысяч типовых каналов тональной частоты (ТЧ) с полосой 4 кГц и несколько широкополосных телевизионных каналов с полосой до 6 МГц. В 1959 г. были введены в эксплуатацию две подводные трансатлантические кабельные линии телефонной связи между США, Великобританией и Францией емкостью 48 каналов ТЧ каждая. Все это позволило увеличить объемы передаваемой информации на национальных сетях и на международном уровне.

Кроме общенациональных систем связи общего пользования получили развитие производственно-технологические системы связи для управления железнодорожным, авиационным, морским и трубопроводным транспортом. По этим сетям наряду с обычными видами информации передавались сигналы телеконтроля и телеуправления в цифровой форме.

По мере совершенствования средств вычислительной техники появились сети передачи и обработки данных сначала с использованием типовых каналов и трактов телефонных и телеграфных сетей, а затем с помощью специализированных сетей передачи данных. Первая попытка создания сети с пакетной коммутацией была сделана в Национальной физической лаборатории в Великобритании в 1966 г., а в 1968 г. в США была начата разработка сети с пакетной коммутацией Arpanet, ставшей предтечей Internet.

Потоки разнообразной информации по общегосударственным и корпоративным сетям все увеличивались. Начался процесс совместного использования каналов, трактов, коммутационных средств и других технических сооружений для повышения технико-экономических характеристик своих сетей. Возникла идея организационно-технического объединения сетей связи независимо от видов собственности. Ядром такого объединения стали или общегосударственные сети, как в СССР, Франции, Англии, ФРГ, или фирменные, как в США, где сеть компании AT&T обеспечивала почти 80% связи страны.

Судя по опубликованным данным, основные принципы создания Единой сети связи (ЕСС) впервые в мире выдвинул известный советский ученый академик АН СССР А. А. Харкевич в статье "Информация и техника" (журнал "Коммунист", 1962, № 12), вошедшей в 3-томный сборник его трудов (М., Наука, 1975). В этой статье А. А. Харкевич обосновал основные пути организационно-технического объединения сетей, предугадав важность цифровых методов передачи и коммутации различных видов информации в цифровой форме. ЕСС, по его мнению, должны представлять собой крупнейший инженерный комплекс, который объединит всю существующую сеть связи и будет развиваться путем планомерного ее наращивания в органическом взаимодействии с системой вычислительных, управляющих и справочных центров.

Надо отметить, что органическая увязка сетей связи с сетями ЭВМ, намеченная А. А. Харкевичем, переросла в идею создания на ее базе ОГАС, выдвинутую позже академиком В. М. Глушковым.

В 1963 г. по предложению АН СССР и Минсвязи СССР создание ЕАСС постановлением ЦК КПСС и СМ СССР было возложено на Минсвязи СССР, при котором был образован Межведомственный координационный совет (МВКС) под председательством министра связи генерал-полковника Н. Д. Псурцева. С 1975 по 1980 гг. МВКС возглавлял министр связи В. Талызин, с 1980 по 1989 гг. А. Шамшин, с 1989 по 1991 г. К. Первышин, в 1991 г. Г. Кудрявцев.

Д. Псурцев МВКС согласовывал основные принципы построения ЕАСС, этапы ее развития, необходимые НИОКР, объемы производства оборудования. Большое внимание уделялось разработке и утверждению норм и правил, обеспечивающих надежность сети и высокое качество передаваемой информации. Эти нормы и правила соответствовали рекомендациям международных организаций по электросвязи.

Научные основы развития ЕАСС и конкретные объемные показатели разрабатывались в комплексных проектах под руководством Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС) Минсвязи СССР. Первый проект ЕАСС был завершен в 1965 г. С. А. Аджемов, руководитель проекта, начальник ЦНИИС, вложил много идей и труда на первых этапах развития ЕАСС.

В последующие годы комплексные планы составлялись на каждую пятилетку. С 1980 г. прогноз развития связи в СССР дополнялся "Комплексными программами научно-технического прогресса СССР" на 1980-2000 гг., на 1986-2005 гг. и на 1991-2010 гг. Общее руководство программами осуществлял первый вице-президент АН СССР, дважды Герой социалистического труда, академик А. Котельников. Раздел "Связь, телевидение и радиовещание" разрабатывался проблемной комиссией под председательством министров связи Н. В. Талызина и В. А. Шамшина. Эти программы составлялись с учетом необходимости соблюдения определенного баланса между достижениями научно-технического прогресса в области связи и в сопряженных отраслях промышленности с экономическими возможностями государства. На основании всех этих материалов в директивах съездов КПСС, начиная с XXII в 1966 г., по пятилетним планам указывались основные задачи по развитию связи в СССР.

В решениях XXIII съезда было записано: "Усилить работу по созданию единой автоматизированной системы связи, обеспечивающей бесперебойную и надежную передачу всех видов информации. Увеличить протяженность междугородных каналов в 2,5 раза, емкость телефонной сети в 1,8, расширить сеть радиовещательных и телевизионных станций, использовать искусственные спутники Земли для организации связи на большие расстояния".

На XXIV съезде в 1971 г. отмечалось, что будет продолжено создание ЕАСС, развертывание телевизионного многопрограммного вещания через спутники на всю территорию страны. Кроме того, впервые было дано задание по развитию автоматизированных систем управления, вычислительных центров и об объединении их в Единую общегосударственную систему сбора и обработки информации для учета и планирования (ОГАС). XXV съезд в 1976 г. утвердил задания по дальнейшему развитию ЕАСС и организации на ее базе общегосударственной сети передачи данных (ОГСПД).

Историю ЕАСС целесообразно рассматривать совместно с историей ГСВЦ и ОГАС. Все эти системы стали базой для появления новых направлений, обеспечивающих развитие информатики на пороге XXI века - века глобального информационного сообщества.

Принципы создания ОГАС и ГСВЦ в СССР возникли в 1962 г. на базе идей академика В. М. Глушкова о "безбумажной информатике", обобщенных в его последнем фундаментальном труде "Основы безбумажной информатики" (М., Наука, 1982). Уже в 1964 г. под его руководством был разработан первый эскизный проект Единой государственной сети вычислительных центров (ЕГСВЦ, позднее ГСВЦ), предназначенной для перестройки на основе безбумажной технологии организационно-экономического управления на всех уровнях (от отдельных предприятий и учреждений до Госплана СССР). До своей кончины в 1982 г. В. М. Глушков отдавал много сил развитию в стране ОГАС, ГСВЦ и специализированных сетей ЭВМ. Ряд интересных научно-технических идей в этой области изложены в книге В. М. Глушкова, Л. А. Калиниченко и др. "Сети ЭВМ" (М., Связь, 1977).

В дальнейшем до 1991 г. продолжалась планомерная работа по созданию ОГАС, ГСВЦ, ЕАСС и ОГСПД. Эти системы, несмотря на появившиеся известные трудности в социально-экономическом развитии СССР, обеспечивали научное прогнозирование и оперативное управление сложнейшим народно-хозяйственным комплексом страны. Валовый национальный продукт возрастал на 1-2% в год, перебоев с выплатой зарплаты и пенсий никогда не было. Росли инвестиции во все основные отрасли народного хозяйства. Объективный анализ получаемой от ОГАС информации и прогнозы "Комплексной программы научно-технического прогресса СССР" показывали реальные пути стабилизации и улучшения социально-экономической системы страны в рамках существующей политической системы.

С 1991 г. после развала СССР и начала "радикальной экономической реформы" по построению новой (капиталистической) общественной системы возникли новые формы собственности, новые экономические связи, нарушилась территориальная целостность страны, а с ней и структура ЕАСС и ОГАС. Если администрации стран СНГ сумели в определенной степени сохранить взаимосвязь своих сетей и нашли пути взаимодействия в рамках созданного Регионального содружества в области связи (РСС), то средства ОГАС разделились между странами СНГ и практически обслуживают только внутренние потребности.

В Российской Федерации остались основные сети и технические средства ЕАСС в рамках Взаимоувязанной сети связи страны (ВСС). В соответствии с "Федеральным законом о связи", принятым Государственной Думой 20 января 1995 г., Указом Президента "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти" от 17 марта 1997 г. № 249 и Постановлением правительства "Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации" от 1 июля 1997 г., № 775 управление и развитие ВСС возложено на Госкомсвязи (ныне - Министерство Российской Федерации по связи и информатизации) и входящую в его состав Государственную комиссию по электросвязи (ГКС). Структура и функции ГКС близки к структуре и функциям бывшего МВКС при Минсвязи СССР.

Для прогнозирования оптимальных путей развития ВСС очень важно изучать и анализировать историю ЕАСС. Если по принципиальным организационным вопросам кардинальных изменений за относительно короткие промежутки времени не было, то структура сетей и особенно их технические средства изменялись достаточно быстро в связи научно-техническим прогрессом в области радиоэлектроники и вычислительной техники.

С 1957 г. после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли настала эра развития спутниковых систем связи (ССС). В 1965 г. в СССР спутник "Молния-1" и сеть наземных станций "Орбита" (главный конструктор - заместитель министра связи Н. В. Талызин) начали ретрансляцию телевизионных передач в удаленные точки страны и передачу телефонных сообщений. В этом же году вступила в эксплуатацию международная коммерческая ССС Intelsat на спутнике, разработанном в США.

К 1975 г. линии связи на коаксиальных кабелях достигли своих предельных возможностей. В США на магистральных направлениях устанавливалась система L-5 на 20-парном коаксиальном кабеле с системой частотного уплотнения емкостью 10 800 каналов ТЧ с общей пропускной способностью 108 000 каналов. По этим линиям можно передавать также десятки телевизионных сигналов и одновременно десятки тысяч каналов ТЧ. По широкополосным трактам этих систем проходят цифровые потоки со скоростью в несколько десятков мегабит в секунду. Однако расстояние между усилителями в этих системах составляло всего 1,5 км, что требовало относительно сложной системы электропитания и контроля.

В СССР основные магистральные кабельные линии связи к этому времени оснащались многоканальными системами передачи К-192ОП и К-3600 на 4, 6 и 8-парных коаксиальных кабелях с пропускной способностью от 3840 до 14 400 каналов ТЧ или несколько телевизионных каналов. На практике по одной из таких систем осуществляется передача телефонии и телевизионных сигналов в соотношениях, определяемых потоками информации. Началась разработка системы передачи на 10 800 каналов (К-10800) с пропускной способностью до 50 тыс. каналов ТЧ по 8-парному коаксиальному кабелю. Надо сказать, что создания отечественного аналога 20-парного коаксиального кабеля не предусматривалось, так как появилась перспектива перехода к многоканальным оптическим кабельным линиям связи, обладающим лучшими технико-экономическими характеристиками и лучше приспособленными для передачи цифровой информации с высокими скоростями.

Несмотря на большие успехи в развитии многоканальных коаксиальных систем передачи продолжались разработки новых радиорелейных линий (РРЛ) связи, которые более экономично решали вопросы построения распределительной сети телевещания и требовали меньших затрат при сооружении и эксплуатации в ряде районов страны со сложными природными условиями (горы, болото, тайга и т. п.). Например, связь вдоль БАМа и в прилегающих экономических районах осуществляется с помощью радиорелейной линии. Отечественные РРЛ типа "Рассвет-2", "Восход", "Дружба" (совместная разработка с Венгрией) показали хорошие результаты при эксплуатации. Начавшаяся в этот период разработка унифицированных радиорелейных систем КУРС в диапазонах 2, 4, 6 и 8 ГГц обеспечила применение РРЛ на магистральных и зоновых сетях ЕАСС для многоканальной телефонии, передачи телевидения и цифровых потоков 2,048 и 8,448 Мбит. Позднее были предложены РРЛ для более скоростных цифровых потоков.

Первый крупный этап работ по созданию ЕАСС завершился к 1980 г. Сложившаяся структура ЕАСС и ее организационно-технические принципы нашли отражение в книге "Основные принципы Единой автоматизированной сети связи", подготовленной специалистами МВКС под редакцией В. А. Шамшина (М., 1980, Связь). Теоретические и научно-технические вопросы ЕАСС и взаимодействующих с ней сетей ЭВМ были обобщены в книгах: Давыдов Г. Б., Рогинский В. Н., Толчан А. Р. Сети электросвязи (М., 1977, Связь) и Глушков В. М., Калиниченко Л. А. и др. Сети ЭВМ (М., 1977, Связь). Большую роль в пропаганде итогов и перспектив развития связи в СССР сыграли уникальные научно-технические сборники под редакцией известного ученого и организатора связи д. т. н., профессора А. Д. Фортушенко: "60 лет Радио" (1955 г.), "70 лет Радио" (1965 г.), "80 лет Радио" (1975 г.), "90 лет Радио" (1985 г). Сборник "100 лет Радио" (1995 г.) под редакцией академика РАН В. В. Мигулина и заслуженного работника культуры РФ А. В. Гороховского подвел итоги столетней работы отечественных ученых и инженеров в области связи и других отраслей радиоэлектроники.

Структура ЕАСС к 1980 году

В соответствии с назначением ЕАСС в нее входят общегосударственные и ведомственные системы связи (кроме систем связи по управлению внутрипроизводственными технологическими процессами).

Структура ЕАСС выбрана таким образом, чтобы для передачи всех видов сообщений в максимальной степени использовать общие средства передачи. Эти средства передачи могут удовлетворять требованиям различных сетей связи (телефонных, телеграфных, передачи данных, телевизионного и звукового вещания и других) только в рамках единой сети каналов и трактов, которая в ЕАСС получила название первичной сети.

Любая сеть, предназначенная для передачи определенного вида сообщений и использующая типовые каналы и тракты первичной сети, обозначается как вторичная сеть. В организационном плане с учетом предоставляемых услуг и служб на базе вторичных сетей образуются общегосударственные системы: телефонной связи (ОГСТфС), телеграфной связи (ОГССТгС), передачи данных (ОГСПД), распределения телевизионных программ (ОГСРТП), распределения программ звукового вещания (ОГСРПЗВ). Предполагалось, что в дальнейшем могут появляться и другие вторичные системы связи.

На этом этапе развития ЕАСС основным типовым каналом был аналоговый канал тональной частоты (ТЧ) с полосой пропускания 300-3400 Гц. Такая полоса была выбрана для передачи телефонного сообщения с достаточно высоким качеством. На основе канала ТЧ методом частотного уплотнения создаются типовые групповые тракты:

Число каналов ТЧ Полоса частот, кГц
Первичный 12 60-108
Вторичный 60 312-552
Третичный 300 812-2044
Четверичный 900 8,5-12,4 МГц

В полосе частот всех этих групп можно образовывать широкополосные каналы для передачи других видов информации: звукового вещания с полосой до 15 кГц, факсимильной передачи газетных полос в пункты децентрализованного печатания с полосой до 240 кГц, сигналов телевидения и звукового сопровождения в полосе 0,05-6000 кГц и цифровых трактов с номинальными скоростями 0,512; 2,048; 8,448; 34,368 и 139,264 Мбит/с.

Практически цифровые тракты в аналоговых кабельных системах передачи не нашли применения, так как появились кабельные цифровые системы передачи с импульсно-кодовой модуляцией (ИКМ), такие, как ИКМ-12, ИКМ-30, ИКМ-120 и ИКМ-480, в которых аналоговый сигнал ТЧ с использованием ИКМ преобразовывался в основной цифровой канал со скоростью 64 кбит/с с последующим объединением в потоки 2,048; 8,448 и 34,368 Мбит/с. Только для радиорелейных систем КУРС была разработана аппаратура для передачи в одном радиостволе цифрового потока 8,448 Мбит/с, а при одновременной передаче 720 каналов ТЧ цифрового потока 2,048. Такое решение совместно с кабельными системами ИКМ позволяло на этом этапе расширить подачу цифровых потоков потребителям.

На базе канала ТЧ предусматривалась организация дискретных каналов на скорости от 50 до 200 бит для телеграфной сети и низкоскоростной сети передачи данных ПД-200 и каналов от 600 до 9600 бит/с для передачи информации с помощью модемов по арендованным каналам ТЧ.

Ведомственные сети должны были создаваться в тех случаях, когда специальные требования отдельных министерств и ведомств (по надежности, условиям эксплуатации, структуре сети и др.) не могут быть удовлетворены общегосударственными вторичными сетями. Однако при создании ведомственных сетей обязательно их организационно-техническое единство с общегосударственными сетями.

Ведомственные сети организуются на собственных системах передачи и на арендованных каналах и групповых трактах общегосударственной первичной сети и сетей других ведомств, удовлетворяющих требованиям ЕАСС. Ведомственные системы передачи разрабатываются в ряде случаев как комбинированные системы, обеспечивающие образование типовых каналов и групповых трактов ЕАСС и специализированных каналов и трактов для передачи и распределения сигналов контроля и телеуправления технологическими процессами. Такие комбинированные системы наиболее часто применяются на сетях железнодорожного транспорта и на магистральных нефтепроводах и газопроводах.

ОГСПД

Общегосударственная система передачи данных разрабатывалась как организационно-техническая совокупность средств связи ЕАСС, обеспечивающая нужды ОГАС и в определенной степени специализированных сетей ЭВМ.

До 1990 г. для передачи данных использовались следующие вторичные сети ЕАСС:

* телефонная сеть общего пользования (ТФОП) со скоростью до 1200 бит/с при суммарной нагрузке в час наибольшей нагрузки (ЧНН) в среднем 0,1 эрл, но не более 0,15 эрл (6-9 мин) при ошибках 1х10-3-5х10-3;

* сеть абонентского телеграфирования (сеть АТ-50) со скоростью 50 бит/с при коэффициенте ошибок порядка 10-3 и продолжительностью сеанса в ЧНН 0,2 эрл (12 мин);

* сеть передачи данных с коммутацией каналов ПД-КК со скоростью до 200 бит/с и с большими допустимыми нагрузками. Для этой сети применяется специальный абонентский пункт АП-2 (ЕС-8502), разработанный в рамках серии ЕС ЭВМ для телеобработки данных;

* сеть арендованных некоммутируемых каналов связи: телеграфные на скорости 50, 100 и 200 бит/с; каналы ТЧ на скорости 9600 бит/с с адаптивным модемом; широкополосные каналы первичной сети со скоростью в несколько десятков тысяч бит в секунду со специализированными модемами. По этим каналам можно передавать непрерывно большие массивы информации. Временной режим работы определяется самим арендатором;

* выделенная сеть "И" со скоростью передачи по телефонному каналу до 2400 бит/с.

Запланированные работы на период 1980-1990 гг. по созданию ПД-КК на скорости до 2400 бит/с и сети с коммутацией пакетов не были реализованы - не удалось разработать эффективные электронные центры коммутации. Новые сети передачи данных на современных технических средствах начали появляться после 1992-1993 гг. на базе Взаимоувязанной сети связи России, правопреемнице ЕАСС СССР.

Основные направления развития ЕАСС в 1980-1990 гг.

Основные принципы Единой автоматизированной сети связи (редакция 1980 г.) в последующие годы были дополнены следующими руководящими документами:

* Основные положения дальнейшего развития ЕАСС (основные направления создания цифровых сетей ЕАСС. Применение и развитие цифровых средств связи). МВКС, 1982;

* Руководящий документ "Общие требования к ведомственным сетям в части их увязки с общегосударственными сетями ЕАСС". Кн. 1, 2, МВКС, 1982;

* Руководящий документ по общегосударственной системе автоматизированной телефонной связи (ОГСТфС). Кн. 1, 2. МВКС, 1988;

* Основные положения по организации электросвязи в сельской местности. Кн. 1, 2. Министерство связи СССР, 1988.

Все эти документы учитывали результаты эксплуатации ЕАСС и научно-технический прогресс в области связи. К этому времени получили развитие цифровые методы передачи и коммутации, началась эра внедрения волоконно-оптических линий связи, получили дальнейшее развитие спутниковые системы связи и телерадиовещания. В абонентских устройствах более широко стали применять интегральные схемы и микропроцессоры, обеспечивающие расширение их функциональных возможностей.

В идеологии построения сетей связи огромную роль сыграли идеи построения так называемых "открытых сетей" с семиуровневыми протоколами взаимодействия абонент - сети - абонент. Оформилась концепция интегральной цифровой сети связи (ИЦСС, в международной транскрипции - ISDN, Integrated Services Digital Network) с основным цифровым каналом с пропускной способностью 64 кбит/с, с цифровыми линиями передачи методом импульсно-кодовой модуляции с электронными коммутационными станциями с программным управлением. Системы телеобработки на базе ЭВМ серий ЕС и СМ заложили основы построения отечественных сетей ЭВМ, взаимоувязанных с сетями ЕАСС.

К сожалению, все этапы развития ЕАСС отставали от рекомендуемых "Комплексной программой научно-технического прогресса" по структуре сети, объемам передаваемой информации и техническому уровню применяемых средств связи. Основная причина - малый объем финансирования НИОКР и промышленного производства. Основные мощности Министерства промышленности средств связи (МПСС), Министерства радиопромышленности (МРП) и Министерства электронной промышленности (МЭП) были загружены оборонными заказами.

В 1989 г. ЕАСС (справочник "СССР в цифрах". М., Финансы и статистика, 1990) имела 39,7 млн. телефонных аппаратов при средней телефонной плотности 12 ТФ аппаратов на сто жителей, а в США - 80 ТФ (каждая семья имела телефон независимо от места жительства). Междугородная связь была автоматизирована у нас на 75%, а в США - 100%. Крайне медленно развивались сети передачи данных общего пользования. Несколько лучше обстояло дело с развитием телерадиовещания: население имело 90 млн. телевизоров, 84 млн. радиоприемников и 115 млн. точек радиопроводной сети.

Развитию спутниковых систем связи и особенно спутниковых систем телерадиовещания способствовали упомянутая ранее система "Орбита" со спутниками "Молния", первая система в мире непосредственного телевизионного вещания "Экран" на маленькие наземные приемные станции. Система "Экран" разрабатывалась под руководством известных отечественных специалистов А. Д. Фортушенко, В. П. Минашина, В. А. Шамшина и И. С. Цирлина и была введена в действие в 1976 г. Несколько позднее была предложена система "Москва" на базе многофункционального многоствольного спутника "Горизонт" с небольшими наземными станциями с антенной всего 2,5 м. В одном стволе этой системы можно передавать сигнал ТВ, два звуковых сигнала и сигнал изображения газетных полос.

Известный переломный период в истории СССР и России с 1991 г. со сложными политическими и социально-экономическими процессами затормозил на определенное время планомерное развитие ЕАСС в границах бывшего СССР. Каждое суверенное независимое государство в рамках СНГ было вынуждено скорректировать ряд принципов развития своих сетей связи с учетом территориальных изменений, финансовых и технических возможностей.

Большое влияние на развитие сетей и средств связи России и других стран СНГ сыграла политика приватизации, демонополизации, привлечение иностранных инвесторов и ориентация на закупку средств связи у известных зарубежных фирм. В ряде случаев это способствовало более быстрому внедрению современных систем мобильной связи, оптических многоканальных кабельных линий, новейших электронных АТС и центров коммутации для сетей типа Интернет. При этом резко уменьшились заказы на отечественные средства связи, обладающие, к сожалению, более низкими техническими характеристиками из-за резкого снижения государственного финансирования НИОКР и развития новейших технологий.

В системном и нормативном плане Министерству РФ по связи и информатизации и его НИИ и проектным институтам удалось удержать достаточно высокий уровень концепции построения и развития Взаимоувязанной сети связи (правопреемнице ЕАСС). Однако приватизация, демонополизация, частые изменения структуры управления отраслью связи не дали ожидаемых результатов - большинство программ типа "Народный телефон" и другие из года в год не выполняются. Особые трудности возникли с развитием спутниковых систем связи и телефонизации сельской местности и сельскохозяйственных предприятий. Реальные достижения и неудачи современного развития электросвязи России можно будет оценить примерно к 2005-2010 гг.

В заключение следует еще раз отметить, что комплексный подход к проектированию, строительству и эксплуатации ЕАСС в тесном взаимодействии с отечественной промышленностью средств связи и электронной промышленностью позволили построить и эксплуатировать одну их крупнейших систем связи в мире, помогавшую обеспечивать первоочередные нужды населения, промышленности и особенно обороной системы СССР.