Для реализации прикладных функций управления ЦСС, в том числе и самой сетью сигнализации, важное значение в архитектуре СС 7 имеет подсистема эксплуатации, технического обслуживания и администрирования ОМАР, также являющаяся пользователем услуг сетевой службы [4].

Функции эксплуатации, технического обслуживания и администрирования сети сигнализации связаны с контролем, координацией и управлением ресурсами сети СС 7.

Подсистема ОМАР реализует:

  • функции управления сетевой службой внутри протоколов СС 7 (эти услуги предоставляются подсистемами МТР и SCCP);
  • функции управления сетью СС 7, которые реализуются специальной подсистемой ОМАР.

Подсистема ОМАР определяет функции, процедуры и логические объекты, необходимые для эксплуатации, техобслуживания и управления СС 7 и взаимодействующие со всеми уровнями системы сигнализации.

Данная подсистема позволяет обслуживающему ЦСК персоналу контролировать и управлять оборудованием пунктов сигнализации (оконечных и транзитных) из центра технической эксплуатации с помощью служебноориентированного протокола. Последний обеспечивает создание средств обмена сигнальными данными со всеми другими узлами сети.

В ходе передачи сигнальной информации, не относящейся к информационному каналу, между пунктом управления и узлом (узлами), задействованными для обеспечения функций технического обслуживания и эксплуатации сети сигнализации, используется подсистема ТСАР.

Рассмотрим логическую модель управления СС 7, представленную на рисунке 2.39. Данная модель отражает возможности ОМАР по контролю, координации и управлению ресурсами, позволяющими СС 7 реализовать возложенные на нее обязанности по обслуживанию информации пользователей.

Рис. 2.39. Модель управления системы сигнализации № 7

Категория управления системами обеспечивает руководство, контроль и координацию ресурсов сети сигнализации, реализуемых посредством протоколов прикладного уровня. Совокупность этих функций описывается с помощью "Прикладного сервисного элемента управления и техобслуживания" (OMASE). OMASE взаимодействует с подсистемой ОМАР через протоколы и интерфейс системного управления услугами (SMSI).

Функции управления уровнями СС 7 выполняются соответствующими средствами ASE управления уровнями (LME) с использованием специального протокола интерфейса (LMI) (рис. 2.39). Примером таких функций, реализуемых прикладными служебными элементами, являются измерения и техническая эксплуатация оборудования на соответствующем уровне.

Управление протоколом связано с организацией связи между элементами внутри определенного уровня архитектуры СС 7. Взаимодействие подсистемы ОМАР с пользователями других подсистем СС 7 (TUP, ISUP, MAP и др.) осуществляется через нестандартизированные прикладные протоколы и интерфейсы управления (AMI).

ОМАР применяет для реализации алгоритмических процедур управления объектами сети сигнализации модель управления, которая хранится в базе данных управляющей информации (MIB). Подсистема ОМАР строится на принципах управления, определенных в РекомендацияхМСЭ М.60, М.20, М.21, Е.800 (стандарты сети управления связью) и Рекомендациях OSI серии Х.700.

Функции управления сетью СС 7 можно рассматривать как действия, предпринимаемые оператором или внешним автоматическим устройством для поддержания требуемых рабочих характеристик сети сигнализации при коллизиях, неисправностях, отказах или перегрузках на элементах сети.

Функция управления устранением неисправностей (повреждений) в подсистеме ОМАР заключается в обнаружении повреждения, его локализации, т. е. диагностировании, изоляции и устранении неправильных действий в сети СС 7 путем контроля состояния ее элементов. Эта функция применяется для контроля работоспособности элементов сети с использованием тестов или измерений, обработки аварийной сигнализации от элементов сети и восстановления элементов сети.

Управление конфигурацией сети предназначено для правильного построения сети СС 7, формирования ее характеристик и реконфигурации в процессе оперативного управления при перегрузках или отказах элементов сети. Данная функция применяется для определения топологической и потоковой структур сети СС 7. При этом на основе заданных исходных данных (физической структуры ЦСС) определяются исходная конфигурация сети сигнализации и правила (направления) ее изменения.

Изменения конфигураций при оперативном управлении требуют координации элементов сетевой службы СС 7 в пределах сети и могут также включать процедуры запуска или остановки сетевых компонентов. Например, установление нового маршрута требует одновременных изменений в таблицах маршрутизации сразу в нескольких пунктах сигнализации (оконечных SP или транзитных STP).

Эти изменения и обеспечивает подсистема ОМАР. При этом осуществляются следующие функциональные действия:

составление таблиц маршрутизации во взаимодействующих пунктах сигнализации, в зависимости от плана, определенного системой управления ЦСС;

  • проверка соответствия таблиц маршрутизации задачам СС 7 в ЦСС;
  • установка и инициализация функционирования пучков звеньев сигнализации, звеньев в пределах этих пучков и образованных ими секций;
  • проверка соответствия кодов между двумя окончаниями каждого маршрута сигнализации;
  • подключение сетевых протокольных таймеров (например, таймеров перезапуска оборудования подсистемы МТР при критических или нормальных условиях);
  • взаимодействие с ресурсами, используемыми другими элементами системы управления сетью сигнализации.

Контроль рабочих характеристик при решении задач управления производительностью включает в себя возможность оценки поведения сетевых ресурсов и эффективности коммуникационных действий SP и STP в сети сигнализации.

Здесь следует отметить, что многие элементы подсистемы ОМАР еще находятся в стадии специфицирования, например, некоторые типы форматов служебноориентированных сообщений.

К числу относительно полно специфицированных функций ОМАР следует отнести управление данными маршрутизации, без которого невозможно управление конфигурацией сети сигнализации. Каждый пункт сигнализации в сети хранит данные маршрутизации, используемые для переноса сообщения от одного узла другому. Для эффективной работы сети сигнализации в целом важно, чтобы эксплуатационный персонал мог дистанционно наблюдать и управлять такими данными. В ОМАР специфицированы процедуры добавления, изменения и удаления данных маршрутизации, хранящихся в удаленных пунктах сигнализации. Определены также процедуры проверки достоверности таблиц маршрутизации (МТР, SCCP) и кодов исходных точек (MRVT, OMASE).

В качестве примера рассмотрим тестирование достоверности маршрутизации МТР (МТР Routing Verification TestMRVT), базирующееся на Рекомендациях МСЭ Q.753 и Q.754. Каждая станция в сети сигнализации СС 7 хранит маршрутные данные, применяемые МТР для переноса сообщений. Эти данные могут быть сложными, особенно если используется несколько транзитных пунктов сигнализации. Цель MRVT заключается в том, чтобы обеспечить согласованность маршрутных данных по всей сети. Так, тестом проверяется, отсутствие петель в маршрутах сигнализации и возможность релизации обратной маршрутизации для каждой пары пунктов. MRVT позволяет также определить избыточно длинные пути по сети СС 7, вызывающие сверхнормативные задержки сигнальной информации.

MRVT инициируется автоматически с определенным периодом или по запросу эксплуатационного персонала всякий раз, когда вводятся или изменяются маршрутные данные для подсистемы МТР.

Процедура включает в себя передачу пунктом сигнализации сообщения MRVT (проверочное тестирование маршрутизации МТР) по всем возможным направлениям согласно указателю пункта назначения. Сообщение направляется через сеть, и в нем фиксируется перечень используемых транзитных пунктов сигнализации. Когда сообщение поступает в пункт назначения, передается сообщение подтверждения достоверности маршрутизации MRVA (МТР Routing Verification Acknowledgement), содержащее результат проверки. При необходимости с помощью сообщения MRVR (МТР Routing Verification Result) весь список узлов с детальными результатами проверки возвращается инициатору процедуры для сверки данных с хранимыми записями (рис. 2.40).

Рассмотренный пример отражает сценарий успешной проверки. Алгоритмически в процедуре предусмотрено генерирование кода идентификации канала (CIC) на каждой станции. Две величины сравниваются и если они одинаковы, сигнальные данные можно считать правильными. Если две величины не одинаковы, можно предположить, что сигнальные данные на одной из станций искажены и надо предпринять дальнейшие шаги.

Для подтверждения корректности данных маршрутизации в каналах связи используются аттестационные испытания канала.

SP SТP SP

Рис. 2.40. Пример тестирования маршрутизации МТР подсистемой ОМАР

Для эффективного управления сетью сигнализации необходимо измерять эксплуатационные характеристики и характеристики готовности соответствующего оборудования. В ОМАР определены процедуры для инициирования и завершения проводимых измерений, которые могут производиться периодически на регулярной основе (для общего управления сетью) или по запросу (во время исследования эффективности сети или работы в условиях неисправностей). Средства выдачи данных об измерениях обеспечивают возможность сбора данных из разных частей сети сигнализации.

Немного подробнее о проблемах диагностирования широкомасштабными сетями СС 7. Ниже будет показано, что сеть СС 7 любой развитой ЦСС имеет многоуровневую физическую структуру. В таких условиях на ОМАР возлагается обязанность контроля корректности маршрутных данных, в том числе идентификации пунктов сигнализации каждого из выделенных уровней сети СС 7. Для этого используется код из 14ти бит в этикетках сообщений поля SIF и 4 бита поля подвида службы SSF байта служебной информации SIO.

Таким образом, аспекты технического обслуживания, тестирования и управления сетью сигнализации настолько сложны и разнообразны, что существующие рекомендации МСЭ еще не могут считаться завершенными. Работа по совершенствованию соответствующих средств продолжается в настоящее время.