4.1. Виды социологического исследования

4.2. Программа социологического исследования

4.3. Методы социологического исследования

Социологическое исследование – система последовательных методологических, методических, организационно-технических мероприятий и процедур, связанных между собой единой целью получения достоверных данных об изучаемом явлении для их последующего использования в процессе социального взаимодействия. Социальный факт: содержание и сущность понятия. Социальный факт как информация. Онтологическая и логико-гносеологическая характеристики социального факта.

Содержание понятий "методология", "методика", "метод", "техника", "технология" и "процедура" социологического исследования. Методология как система принципов научного исследования. Методика как система формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Функции и значение процедур социологического исследования. Техника социологического исследования как совокупность специальных приемов для использования того или иного приема (метода) сбора, обработки и анализа информации.

Виды социологических исследований: пилотажное, дескриптивное, аналитическое, точечное, панельное и т.д.

Приступая к изучению данной темы, необходимо прежде всего познакомиться с двумя понятиями: "методология" и "метод". Чтобы выяснить их сущность и взаимную связь, можно воспользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, справочниками. Обрати внимание на Социологический энциклопедический словарь, изданный в Москве в 1998 году, книгу В.А.Ядова "Стратегия социологического исследования…", а также учебники других авторов.

Термин "методология" употребляется в широком и узком смысле. В первом он понимается как учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности как процесса получения нового и анализа имеющегося знания. Применительно к социологии в этом смысле понятие "методология" включает парадигмальные основы, т.е. представления о предмете науки, ее основополагающих теориях, специфических методах, в соответствии с которыми организуется исследовательская практика. Исследователи постоянно занимаются методологическими проблемами науки: Э.Дюркгейм, К.Маркс, М.Вебер, каждый из них разработал особый подход к изучению общества, и поэтому – к знанию. Демонстрируя валидность новых исследовательских подходов, они вносили существенный вклад в развитие социологии как особой науки. В числе современных российских методологов можно назвать В.А.Ядова, Ж.Т.Тощенко и ряд других имен.

В узком смысле методология понимается как совокупность методов, приемов, процедур и технологий социологического исследования.

4.1. Виды социологического исследования

История социологического познания – сложный, подчас противоречивый, путь поиска способов и средств познания более адекватного отражения своего объекта. На этом пути предмет социологии постепенно приобретает более четкие очертания и "переодевается" в конкретную форму – форму социального факта, т.е. события, явления или процесса, описанных в конкретных социологических понятиях с указанием социальной ситуации, в которой они возникают. Совокупность этих социальных фактов в процессе социологического познания играет двойственную роль: с одной стороны, они выступают в качестве предмета исследования, составляя его факторную основу, с другой, – представляют основную цель исследовательского процесса.

Обратитесь к книге Ж.Т.Тощенко "Социология". В главе 4 "Научный метод в социологии" (63, С. 69 – 88) есть необходимый материал для изучения темы.

Социологическое исследование по существу своему является системой последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, т.е. выявить и описать новый социальный факт. Так осуществляется приращение научных знаний.

Последовательность процедур означает строгую очередность осуществления различных функциональных этапов: разработка программы, сбор необходимой информации, ее обработка и анализ, формулирование выводов и рекомендаций.

Виды социологических исследований многообразны, но их можно, в зависимости от целей, разделить на три группы: разведывательные (пилотажные), описательные и аналитические.

Разведывательное исследование используется для предварительного обследования, когда проблема мало или вообще не изучена. Оно решает задачу получения дополнительной информации об объекте, уточняет предмет исследования, авторские гипотезы, проверяет надежность инструментария, предоставляет возможность оперативного использования оперативной информации: как в исследовательских целях, так и в практике социального управления.

Описательное исследование – более сложный вид, который позволяет составить более полное представление об изучаемых социальных фактах, представить их структуру, выявить логику зависимостей и взаимную обусловленность. Описательные исследования обычно применяются в тех случаях, когда объект характеризуется сложной структурой, многообразием внутренних и внешних связей и зависимостей. Это может быть коллектив крупного предприятия, население определенного города, района, области, отдельная социальная группа, (молодежь, пенсионеры, студенты и т.п.). При осуществлении такого рода исследований огромную роль играет выбор методов, приемов и процедур выявления, сбора, обработки и интерпретации информации.

Аналитическое исследование – наиболее сложный вид получения социологического знания, характеризующегося большей глубиной, обоснованностью и разносторонностью. Реальность такова, что любое социальное явление или процесс характеризуются влиянием множества факторов. Целью аналитического исследования всегда выступает выявление совокупности последних, и механизма их воздействия на объект. В этой связи подготовка аналитического исследования требует большой тщательности на всех этапах: от разработки программы и уточнения объекта и предмета, до оформления результатов. В качестве аналитического исследования иногда осуществляются социальные эксперименты. Суть их заключается в том, что в изучаемый объект вводят некоторые факты, которые придают ему новые качества, а затем исследуют их влияние.

4.2. Программа социологического исследования

Под программой социологического исследования обычно понимается некий научный документ, в котором фиксируется и описывается исследовательская проблема, т.е. проблемная ситуация, намечаются и обосновываются этапы ее анализа, предлагаются теоретико-методологические подходы, методические приемы и процедуры исследования, формулируются авторские гипотезы, основные цели и конкретные задачи, а также способы и методы сбора, обработки и интерпретации социологической информации.

Программа социологического исследования состоит из двух взаимосвязанных частей (разделов): методологической и методической. Первая (часто называется теоретической) включает формулировку и обоснование проблемы, указание цели, объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез и задач исследования. Вторая описывает обследуемую совокупность, характеризует и аргументирует методы сбора информации, обосновывает логическую структуру инструментария для ее сбора, а также схемы ее обработки. При изучении этого параграфа необходимо познакомиться с содержанием каждого раздела, используя рекомендованную литературу. Но предварительно следует осознать: столь плотная и насыщенная структура программы – не плод фантазии социологов. Она выверена многолетней практикой не одного поколения исследователей и помогает избегать ошибок в процессе проведения работы и анализе ее результатов.

Формулирование и обоснование проблемы. Основная задача этого элемента программы заключается в выявлении и наиболее полной характеристике социальной проблемы, т.е. объективно возникающего комплекса вопросов, решение которых представляет теоретический или практический интерес. Многие авторы проблему определяют как некое противоречие между знанием (познанным) и незнанием (не познанным), должным и сущим. Если нет проблемы, нет и основания для исследования. Исследование – всегда поиск нового, неизвестного знания, или методов, способов, средств решения известной проблемы. Поэтому необходимо различать научную и практическую проблему. Если проблема возникает в результате практической деятельности того или иного социального института и ее можно решить практическими средствами, то речь идет о практической проблеме. Особенностью решения научной проблемы всегда выступает выявление нового социального факта и его регистрация в соответствующих понятиях и научных терминах.

Цель исследования. Всякое социологическое исследование преследует определенную цель, следовательно, ее формулирование – один из центральных моментов разработки программы. Сформулировать цель означает представить идеальную модель разрешения социальной проблемы, для этого необходимо сформулировать основной исследовательский вопрос, т.е., вопрос, на который должно ответить исследование. Например, ряд студентов IV и V курсов СибГУТИ в 1998 – 1999 учебном году провели серию учебных социологических исследований. В некоторых работах они поставили под сомнение правомерность широко распространенного мнения о врожденном политическом инфантилизме и электоральной пассивности студенческой молодежи, который априори был взят за основу. Исследовательский вопрос объективно возникал из этой посылки:

  1. Молодежь еще не доросла до понимания сути политических процессов.
  2. У молодежи отсутствуют политические приоритеты, симпатии и антипатии.

С чем это связано? Отсюда цель исследований: выявление факторов, формирующих у студенческой молодежи политические ориентации, приоритеты, симпатии и антипатии. В результате проведенных исследований оказалось: правомерность мнения о политическом инфантилизме и пассивности студентов весьма сомнительна, поскольку большинство из них ориентировано на соответствующие политические силы, симпатизируют соответствующим партиям, движениям и лидерам. А их пассивность – это ничто иное, как политический абсентеизм, т.е. сознательный демонстративный уход от политической жизни, в том числе и участия в выборах в связи с тем, что их мнение никого не интересует.

Объект и предмет исследования. Объект – это некая реальность или часть ее, на которую направлено внимание исследования, и которая является носителем социальной ситуации, заключающей в себе социальную проблему. В качестве объекта может выступать либо общество в целом, либо какая-нибудь социальная группа, социальный институт и т.п. В приведенном выше примере исследования прошлого года объектом являлись студенты нашего университета. Предметом исследования, отличие от объекта, являются определенные свойства, характеристики, на которые непосредственно направлен интерес исследования. Например, в исследованиях у студентов V курса экономического факультета прозвучала тема: "Факторы востребованности выпускников вузов г. Новосибирска". Объектом здесь являлись выпускники вузов, а предметную область составили совокупность факторов, предопределяющих их трудоустройство по специальности.

Логический анализ основных понятий. В этой части программы производится структурная операционализация основных понятий, которыми описан объект исследования, т.е. разложение их на однозначно понимаемые термины, простые понятия. Таким образом, социолог решает две задачи: уточняет предмет исследования и создает "строительный материал" для формирования конкретного инструмента исследовательского процесса.

Чтобы проделать этот сложный путь, необходимо нащупать точки соприкосновения понятийного аппарата исследования с реальными событиями, содержание которых они отражают. Этот процесс изложен в книге В.А.Ядова "Стратегия социологического исследования" (66, С. 83 – 90). Прочтите этот раздел, обратив особое внимание на последовательность действий при уточнении основных понятий и интерпретации их смысла.

  1. Прежде всего, это теоретическая работа: анализ соответствующей литературы по предмету, уточнение смысла понятий в рамках данного теоретического подхода. Это предполагает возможность избежать ошибки смешения общеупотребительного смысла понятия с его социологическим значением.
  2. Создание образа данного действа, аспекта понятия или его целостного представления, представления в каких-то его "зримых" проявлениях.
  3. Построение более упорядоченной системы характеристик, свойств нашего "образа" так, чтобы не расширять и не сужать объем интерпретируемого понятия за пределы, где соответствующие эмпирические прообразы потеряют свою функцию быть соотнесенными с его общим смыслом.
  4. Выбор прямых показателей каждой из выделенных характеристик, т.е. переход к операционным уточнениям: какими конкретными методами и техническими приемами можно зафиксировать выделенные свойства.
  5. Построение так называемых индексов или основных показателей, формируемых путем определенной комбинации частных показателей, которые были выявлены в ходе предыдущей операции.

Выдвижение гипотез. Гипотеза – это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений, процессов, которые необходимо подтвердить или опровергнуть в процессе социологического исследования. В.А.Ядов утверждает, что гипотеза – главный методологический инструмент, организующий весь процесс исследования и подчиняющий его строгой логике. Конструкция гипотезы представляет собой условно категорическое умозаключение: "Если…, то…" Первая посылка выдвигает условие, вторая фиксирует следствие из данного условия. Если исследование не подтверждает следствие, гипотеза опровергается.

Гипотезы подразделяются на нулевые, основные и не основные. Основными являются предположения, относящиеся к центральному вопросу исследования. По степени разработанности и обоснованности выделяют первичные и вторичные гипотезы. Вторичные выдвигаются взамен первых, если они опровергаются. По содержанию предположений о предметной области исследования гипотезы распределяются на описательные и объяснительные.

В книге В.А.Ядова предлагаются некоторые правила, т.е., общие требования, которым должна удовлетворять удачная гипотеза (66, С. 101 – 103).

4.3. Методы социологического исследования

Методическая часть программы в основном базируется на описании используемых методов социологического исследования. Чтобы ее выполнить, исследователь должен хорошо представлять их многообразие, возможности, функции и границы применения. Используя рекомендованную литературу, вам необходимо составить свое представление об этом разделе темы. За основу можно взять книги В.А.Ядова и Ж.Т.Тощенко. При изучении обратите особое внимание на наиболее распространенные, и чаще всего применяемые в исследовательской практике методы познания социальной действительности.

Изучение и анализ документов. Это метод позволяет получать информацию о событиях и явлениях, которые уже состоялись, и получить о них представление другими способами не представляется возможным. В то же время любое исследование не может получить представление о тенденциях развития социального процесса или явления без знания его ретроспективы. Отсюда – перманентная значимость метода. Изучение документов не просто помогает, а обеспечивает выявление тенденций и динамики их изменений. Под документами в социологии понимаются различные текстовые, видео-, аудиоисточники, содержащие необходимые сведения о предмете и объекте исследования. Понятие "документ", как источник социологической информации, включает законодательные и нормативные акты: государственные законы, уставы, положения, фиксирующие статус и функции того или иного социального субъекта, статистические материалы, государственные, ведомственные и личные архивы, письма, мемуары, аудио- и видеозаписи, фотографии и т.д.

В группе "документальных" методов особую роль играет контентанализ. Чаще всего он применяется при исследовании средств массовой информации, протоколов собраний, инструкций, писем. Анализ основан на использовании единообразных стандартизированных показателей для поиска, учета и подсчета массовости тех или иных характеристик текста. Задачи, решаемые этим методом, подчиняются простой схеме: кто сказал, что, кому и с какой целью, с каким результатом.

Опрос. Самый распространенный метод сбора первичной социологической информации. С его помощью получают 90 % всех социологических данных. Опрос предполагает непосредственное обращение к участникам тех или иных социальных процессов, событий, явлений. Он нацелен на выявление мнений, отношений, оценок, т.е., такую информацию, которую невозможно получить другими методами. Ясно, что опрос незаменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего наблюдения, и проявляются только в определенных условиях и ситуациях.

Опрос осуществляется различными способами. Наиболее распространенным из них является групповое и индивидуальное анкетирование, а также прессовые, телефонные, почтовые опросы. Виды опросов классифицируют и по другим признакам, выделяя при этом прессовые, телефонные и опросы по месту жительства.

Широко распространенным способом опроса является интервьюирование. В.А.Ядов определяет интервью как проводимую по определенному плану беседу, предполагающую прямой контакт интервьюера с респондентом. Он предлагает следующую классификацию видов интервью.

  1. По содержанию беседы: документальное интервью и интервью мнений, а также интервью с экспертами.
  2. По технике проведения: свободное, полустандартизированное, стандартизированное (формализованное).
  3. В зависимости от особенностей процедуры: клиническое и фокусированное.
  4. По способу организации: групповое и индивидуальное.

Познакомьтесь с содержанием различных видов анкетных опросов и интервью по книге В.А.Ядова (66, С 228, 229).

Основным "героем" опросных методов является респондент, т.е. участник конкретного социологического исследования, являющийся непосредственным источником устной или письменной информации. Комплектование общего количества респондентов для каждого конкретного социологического исследования осуществляется в рамках двух взаимосвязанных исследовательских операций: определение и анализ (описание) генеральной совокупности и формирование по заданным признакам выборочной совокупности. Понятие "генеральная совокупность" включает все изучаемые выборочным методом объекты общественной жизни, имеющей общие качественные признаки. Они обозначаются термином "единицы отбора". При опросных методах генеральной совокупностью всегда является целевая группа, из которой производится выборка единиц наблюдения, т.е. респондентов, совокупность которых называется выборочной или выборкой. Достаточно полное описание процедуры формирования выборочной совокупности, а также характеристику методов и типов выборки найдете в книге Э.А.Капитонова Социология XX века. История и технология (34, С. 414 – 432). При изучении этого вопроса обратите внимание на критерии качества выборочной совокупности и возможные ошибки выборки.

Важнейшим элементом любого вида социологических исследований является инструментарий (инструментальный набор), который определяет полноту и достоверность получаемой информации, а также технологичность процедур ее сбора и классификации. Универсальным инструментом опросных методов исследования является анкета. По форме это – опросный лист, по содержанию – система вопросов, отражающих (выражающих) основные цели и задачи исследования. При изучении темы обратите особое внимание на уяснение таких понятий, как "измерение", "шкалирование" и "типы шкал", а также основные разновидности вопросов.

Под измерением понимается процедура выражения различных характеристик социальных объектов и взаимоотношений между ними в виде числовых значений. Измерению предшествует квантификация, т.е. присвоение социальным признакам числового значения. Шкала – это измерительная часть инструмента, оценивающая эмпирические индикаторы (внешние признаки социальных свойств), расположенные в определенной последовательности по позициям. В анкете или опросном листе индикатор фиксируется в вопросе, характеристиками которого выступают ответы на вопросы. Именно они и образуют шкалы. В зависимости от средств выражения шкалы можно разделить на три вида: вербальные, т.е. выраженные словесно; числовые, когда позиция выражается в баллах; графические.

Характер шкалы определяется (зависит) континуумом, под которым понимается непрерывный ряд последовательных измерений данной характеристики, в результате которых происходит ее постепенное увеличение, уменьшение или превращение в свою противоположность. В зависимости от континуума выделяются следующие виды шкал.

Номинальная (простая неупорядоченная). Она состоит из перечня качественных объективных характеристик: пол, национальность, род занятий, образование и т.п., а также мотивов, установок, мнений.

Порядковая, или ранговая, шкала. Она фиксирует проявление изучаемых свойств в строгом порядке: от наиболее значимого до наименее, или наоборот.

Интервальная или метрическая – это шкала интервалов между упорядоченными проявлениями изучаемого социального свойства: возраста, уровня дохода, образования и т.п.

Центральным элементом анкеты, как инструмента социологического исследования, является анкетный вопрос, т.е. предложение, требующее ответа. Различают следующие виды вопросов: открытые, закрытые, контактные, прямые, косвенные, контрольные, простые, сложные (кофетерий). Используя рекомендованную литературу, постарайтесь дать характеристику перечисленных видов анкетных вопросов и их функций.

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений или процессов, происходящих в определенных условиях. Наиболее широко используется при исследованиях форм общения и поведения индивидов, социальных групп, а также на этапе разработки программ как начальный пункт анализа объекта. Использование метода наблюдения предполагает соблюдение определенной последовательности и правил, которые изложены в книге Э.А.Капитонова (34, С. 441 – 449).