5.1. Характеристика качества работы
5.1. Характеристика качества работы
Качество работы связи — это обобщенная характеристика деятельности операторов и организаций связи, а также отдельных работников по целому ряду эксплуатационных, производственно-технических, социально-экономических, морально-психологических параметров. Качество работы связи зависит от множества факторов и определяется: уровнем технического развития средств связи, организацией производства, состоянием сети связи и технической эксплуатации средств и сооружений связи, достижениями научно-технического прогресса в технологиях и системах передачи информации, результативностью использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Качество услуги отражает совокупность свойств и меру ее полезности, обусловливающую способность удовлетворять какие-либо потребности.
Качество услуг связи характеризуется показателями, оценивающими свойства услуг, которые обусловливают их пригодность удовлетворить требования клиентуры к быстроте, точности передачи сообщений и надежности средств связи, а также отражающими процесс обслуживания потребителей, т.е. доступность, удобство пользования средствами связи, степень удовлетворения потребностей в услугах, культуру и сервисность обслуживания и др.
Потеря любого из названных свойств вызывает утрату потребительной стоимости услуги связи и наносит ущерб потребителю. В отрасли связи качество является основным свойством услуг.
К наиболее существенным и значимым показателям качества услуг связи относятся скорость, точность передачи сообщений, надежность действия средств связи.
Требования к скорости передачи (прохождения) сообщений определяются нормативами передачи, приема, доставки сообщений, которые называются контрольными сроками. Различают общие, этапные и операционные контрольные сроки.
Общий контрольный срок представляет собой регламентированную норму времени выполнения всего цикла передачи сообщения с момента поступления в организацию (пункт) связи до момента его доставки.
Этапные контрольные сроки характеризуют предельное время обработки сообщений на отдельных этапах (прием, передача, транзит, сортировка, доставка) производственного процесса и служат производственными нормативами, обязательными для всех организаций связи.
Операционные контрольные сроки представляют собой норму времени на выполнение определенных операций или совокупности операций производственного процесса.
Точность (достоверность) передачи и воспроизведения сообщений для различных видов связи выражается по-разному. Для почтовой связи — это сохранность отправлений, нарушение которой характеризуется недостачами и хищениями переводных средств, утратами и хищениями почтовых отправлений. В телеграфной связи и передаче данных точность означает отсутствие искажений и потерь знаков в сообщениях. Для МТС, ГТС и СТС точность характеризуется разборчивостью речи, измеряемой коэффициентом артикуляции, и отсутствием шумов и посторонних сигналов, уровнем слышимости. В телевидении важна четкость изображения.
Свойство надежности, устойчивости действия систем и средств связи характеризует готовность объектов связи (оборудования, сооружений) выполнять свои функции в соответствии с техническими условиями.
Надежность оценивается такими понятиями, как безотказность, наработка на отказ, вероятность безотказной работы, работоспособность, ремонтопригодность, долговечность, время восстановления и профилактики, коэффициент готовности и т.д. Надежность представляет собой технико-экономическую категорию, степень которой зависит от технического уровня и развития систем связи.
Для оценки качества работы связи в настоящее время используются следующие показатели качества услуг.
- в почтовой связи - выполнение контрольных сроков прохождения письменной корреспонденции на магистральных и внутриобластных направлениях; размер утрат и хищений почтовых отправлений, недостач и хищений переводных средств, подписных и розничных средств (в натуральном и денежном измерениях);
- в телеграфной связи - процент телеграмм, переданных и доставленных в контрольные сроки; число телеграмм с браком, выявленным по служебной переписке и жалобам, на 1000 обработанных телеграмм;
- в междугородной телефонной связи - число вызовов, поступивших на заказно-справочные службы и по автоматической связи и не закончившихся разговорами в расчете на 10 000 вызовов; процент связей (направлений), оборудованных аппаратурой исходящей автоматики, с отказами в ЧНН в соединениях более 3 % из-за недостаточного числа каналов;
- в городской и сельской телефонной связи - число заявлений на плохую работу ГТС и СТС на 100 телефонных аппаратов; процент повреждений, устраненных в контрольные сроки (к общему числу повреждений). На ГТС качество работы оценивается еще двумя показателями: процентом отказов в установлении соединений на ГТС и процентом неработающих таксофонов (городских и универсальных);
- в звуковой проводной связи - продолжительность простоев станций и подстанций радиотрансляционных узлов, происшедших по вине предприятий связи, в процентах к плану вещания; число заявлений о неисправности радиотрансляционных точек на 100 точек; процент заявлений, по которым неисправности радиотрансляционных точек устранены в контрольные сроки;
- в телевидении, радиовещании и радиосвязи - продолжительность перерывов действия теле- и радиовещания (ТВ и РВ) передатчиков, передающих и приемных радиоканалов по всем причинам, в том числе по причинам, зависящим от данного предприятия (в минутах на 1000 ч работы); продолжительность сверхнормативных перерывов действия передатчиков ТВ, РВ; продолжительность отклонений от установленных технических норм работы передатчиков РВ и PC по всем причинам с выделением тех, которые произошли по причинам, зависящим от данного предприятия;
- в спутниковой связи — продолжительность общих и сверхнормативных перерывов действия технических средств на передаче и приеме сообщений всех видов независимо от причин;
- для линий связи, каналов и трактов магистральной и внутризоновой сетей связи качество работы характеризуется числом повреждений на воздушных линиях на 100 км цепей и на кабельных линиях на 100 км линий, средней продолжительностью одного повреждения в часах.
Общими для всех операторов и организаций связи являются показатели качества, отражающие негативную работу органов связи — число заявлений и жалоб на неудовлетворительную работу связи. Для рассмотрения этих заявлений и жалоб установлены сроки.
Качество услуг связи для потребителя также характеризуется совокупностью показателей, отражающих уровень развития связи и потребления ее услуг, доступность, удобство пользования средствами связи, степень их приближения к потребителям, сервисность и разнообразие услуг связи, культуру и продолжительность непосредственного обслуживания и т.д., объединяемых понятием качества обслуживания потребителей.
Доступность средств связи определяется уровнем развития сети связи и уровнем потребления услуг связи, а также продолжительностью работы структурных подразделений операторов, линий и пунктов связи.
Показатели продолжительности работы предприятий и пунктов связи характеризуют время их деятельности в течение суток.
Доступность средств связи для потребителей оценивается показателями насыщенности средствами связи, которые включают: размер территории, обслуживаемой отделением связи; средний радиус обслуживания одним отделением или пунктом связи; среднее расстояние до отделения или пункта связи; число пунктов связи на 10 тыс. жителей; численность населения (городского, сельского), обслуживаемого одним отделением связи; возможность подачи телеграмм по телефону и т.д.
Уровень потребления услуг связи отражает степень охвата различных групп потребителей услугами связи. Для населения и хозяйства страны исчисляется: число писем, телеграмм, посылок, междугородных телефонных разговоров на одного (душевой уровень потребления), 100 или 1000 жителей за год; число телефонных аппаратов, радиотрансляционных точек, на 1 семью, 100 жителей (плотность); число установок абонентского телеграфирования, передачи данных и телекса на 1 тыс. чел. работающего населения; охват населения эфирным телевизионным и радиовещанием, %.
Показатели доступности и уровня потребления услуг связи имеют важное значение для планирования развития средств связи, оценки степени удовлетворения потребностей и спроса в услугах и средствах связи.
Сравнение фактически сложившегося уровня потребления услуг связи с рациональными нормами потребления или достигнутыми уровнями потребления аналогичных услуг в развитых странах мира, спросом на услуги связи позволяет количественно оценить потребность в традиционных и новых услугах и средствах связи с тем, чтобы конкретнее определить задачи и стратегию развития подотраслей связи.
5.2. Пути улучшения качества работы связи
Повышение качества работы связи является закономерностью развития отрасли, условием конкурентоспособности предоставляемых ею услуг и жизнестойкости в условиях рыночной экономики. Но для реализации данной закономерности необходима целенаправленная деятельность по управлению качеством.
Обеспечение необходимого уровня удовлетворения потребителей в высококачественных услугах предусматривает целый комплекс организационно-технических и социально-экономических мероприятий и условий производства по достижению требуемого уровня качества традиционных услуг и созданию новых услуг, потребность в которых появляется с развитием субъектов рынка, технического прогресса и процесса информатизации общества.
Для достижения требуемого качества услуг связи телекоммуникационный комплекс должен обладать:
- разветвленной сетью предприятий и пунктов связи" объединяемой линиями и каналами связи, которая взаимосвязана с сетями и системами других операторов связи;
- взаимоувязанной сетью связи (ВСС);
- современным оборудованием и средствами связи, соответствующими международному техническому уровню;
- постоянно обновляемыми основными производственными фондами и достаточными финансовыми средствами для поддержания нормального уровня производственной деятельности и инвестирования развития отрасли;
- квалифицированными кадрами;
- конкурентной средой функционирования.
Обеспечение высокого уровня качества услуг связи предусматривает наличие определенной системы регулирования, а именно: системы определения соответствия технических параметров сетей и средств связи требованиям ВСС России, ГОСТ и рекомендаций международных организаций электрической и почтовой связи; системы регулирования качества с помощью тарифной политики, системы стандартов качества услуг и т.д.
5.3. Вопросы для самопроверки
1. Какие аспекты имеет качество работы связи и какими показателями характеризуется каждый из них? 2. Дайте характеристику показателей и методов обеспечения качества обслуживания потребителей. 3. Перечислите единичные показатели качества услуг в подотраслевом разрезе.