5.5.1. Функциональные возможности персональной связи

5.5.2. Универсальная персональная связь

5.5.3. Аспекты интеграции услуг персональной связи

5.5.1. Функциональные возможности персональной связи

Персональную связь можно отнести к тому направлению эволюции телекоммуникаций, которое обеспечивает абоненту сети электросвязи возможность устанавливать исходящие соединения и отвечать на входящие вызовы находясь, практически, в любой точке Земного шара. В параграфе 3.4.2 бала рассмотрена концепция эволюции электросвязи, обозначаемая аббревиатурой "VI&P", последняя буква которой "P" (Personal) подчеркивает актуальность этого аспекта системы телекоммуникаций будущего.

Однозначное определение понятия "Персональная связь" еще не сложилось. В англоязычной технической литературе используются две аббревиатуры: PCN (Personal Communications Network – сеть персональной связи) и PCS (Personal Communications System – система персональной связи). Аббревиатура PCN обычно используется европейскими, а PCS – американскими специалистами [76]. В этом разделе будет, преимущественно, использоваться выражение "Сеть персональной связи".

Перспективные сети персональной связи подразумевают организацию доступа абонента к сети посредством бесшнурового терминала. Концепция "VI&P" и анализируемая ниже услуга "Универсальная персональная связь" допускают использование как бесшнуровых терминалов, так и обычных телефонных аппаратов, включенных в сеть электросвязи по кабельным АЛ. В любом случае, функциональные возможности персональной связи определяются не только прогрессом в радиотехнике, но и теми процессами эволюции ТФОП, которые направлены, в широком смысле этого слова, на ее "Интеллектуализацию".

Место сетей персональной связи в общей структуре телекоммуникаций однозначно не определено. Такое положение объясняется, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, многие специалисты имеет различные точки зрения на само понятие "Персональная связь". Во-вторых, место сетей персональной связи существенно изменяется в процессе эволюции системы электросвязи. Наиболее удачное объяснение места персональной связи в системе электросвязи содержится, по мнению автора, в [77]; соответствующая иллюстрация приведена на рисунке 5.27.

Предложенная в [77] трактовка понятия "Персональная связь" включает, судя по рисунку 5.27, как подвижные, так и стационарные сети электросвязи. Расширение услуг, предоставляемых сетями персональной связи, относится к категории весьма динамичных процессов, развивающихся в трех основных направлениях:

- создание элементов сети электросвязи и, даже, небольших сетей, способных работать без проводных средств связи;

- расширение географических границ, в пределах которых абоненту обеспечивается доступ к сети электросвязи;

- приближение перечня услуг, обеспечиваемых сетями персональной связи, к тому уровню сервиса, который предоставляется абонентам стационарных сетей.

Классическим примером первого направления можно считать бесшнуровые УПАТС (Wireless PABX) и локальные (Wireless LAN) сети. Эти технические средства становятся очень популярными. На рисунке 5.28 приведен прогноз рынка бесшнуровых УПАТС [78]. За единицу принята величина продаж, соответствующая 1991 году. Судя по прогностической кривой, к 1996 году рынок бесшнуровых УПАТС вырастет в 375 раз. Аналогичный рост спроса ожидается и на бесшнуровые локальные сети [79].

Одно из важнейших требований к системе персональной связи заключается в доступности абонента с точки зрения возможных мест его нахождения. Очевидно, что обеспечение возможности связи в любой точке Земного шара потребует достаточно больших инвестиций. Реализация соответствующего проекта будет, кроме того, достаточно длительным процессом, но не столь долгим как построение стационарной сети электросвязи. Это объясняется рядом факторов, из которых целесообразно выделить два момента:

- сотовые структуры, необходимые для организации персональной связи, создаются, в основном, на территории городов и вдоль крупных автомобильных дорог, что может быть сделано в достаточно сжатые сроки;

- для организации персональной связи могут эффективно использоваться ССС, что уже нашло отражение в ряде проектов, среди которых самым крупным является Iridium [80].

Время, необходимое на создание сотовой инфраструктуры, будет, во всей видимости, соизмеримо с длительностью процесса "Интеллектуализации" стационарной сети электросвязи, без которого невозможна организация персональной связи.

Перечень услуг, поддерживаемых системой персональной связи, достаточно быстро приближается к тому уровню сервиса, который характерен стационарным сетям электросвязи. Это выражается не только в поддержке одинакового уровня услуг для телефонных аппаратов, но и в возможности подключения персональных ЭВМ и, даже, портативных терминалов Multimedia [81].

Функциональные возможности персональной связи, таким образом, приближаются к тем услугам, которые обеспечивают стационарные сети электросвязи. С другой стороны персональная связь включает такие услуги, которые принципиально не могут поддерживаться стационарными сетями. Архитектура сетей персональной связи ориентирована на сотовые структуры, имеющие различные характеристики с точки зрения обслуживаемой территории, мощности, излучаемой передатчиком, пропускной способности и других показателей. Обычно выделяют микро-, макро- и пикосотовые структуры [78, 82]. На основе этих структур могут быть реализованы сети персональной связи различного назначения.

Услуги персональной связи могут (подобно стационарным сетям) предоставляться по трем основным сценариям:

- за счет создания и развития нескольких специализированных сетей персональной связи;

- путем реализации интегральной сети персональной связи, предоставляющей все виды услуг;

- за счет разумного компромисса между двумя предыдущими вариантами.

Развитие услуг персональной связи будет, по всей видимости, осуществляться по третьему сценарию. Процессы интеграции услуг в сетях персональной связи имеют определенную специфику, краткий анализ которой изложен в параграфе 5.5.3. Но до этого целесообразно рассмотреть функциональные возможности Универсальной персональной связи (УПС), которая считается предшественницей перспективных сетей персональной связи [78].

5.5.2. Универсальная персональная связь

Проведенная в начале июня 1990 года совместная встреча экспертов МККТТ и МККР для согласования программы работ над концепцией УПС (Universal Personal Telecommunication – UPT) привела к созданию уже в 1992 году проектов нескольких рекомендаций МСЭ [83, 84].

УПС определяется как услуга, которая обеспечивает установление соединений с соответствующим пользователем набором одного и того же номера, называемого персональным. При этом соединение может устанавливаться через несколько сетей (в том числе для стационарных и подвижных абонентов), не зависит от географического положения абонента, ограничивается только возможностями терминала, сети и, в ряде случаев, Администрацией связи [83].

Принципы построения УПС имеют достаточно много специфических особенностей. Для дальнейшего изложения этих принципов целесообразно привести основные термины и понятия, характерные для УПС. Прежде всего целесообразно привести ряд терминов, содержащихся в словаре по УПС [85]. Отечественная терминология по УПС еще не разработана; по этой причине вместе с переводом этих терминов приводятся их названия на английском языке:

- мобильность терминала (terminal mobility) – способность терминала обеспечивать доступ к услугам электросвязи при его различном размещении (и, также, в движении) и возможность сети идентифицировать и подключать такой терминал;

- персональная мобильность (personal mobility) – возможность для пользователя получить доступ к услугам связи на основе персонального идентификатора и возможность сети обеспечить услуги, соответствующие данной категории пользователя;

- абонент УПС (UPT customer, UPT subscriber) – человек (или технические средства), который получает услуги УПС от имени одного или более пользователей УПС и который является ответственным за оплату перед соответствующей эксплуатационной организацией Администрации связи;

- пользователь УПС (UPT user) – человек (или технические средства), который имеет доступ к услугам УПС и получил соответствующий номер УПС;

- номер УПС (UPT number) – номер, который однозначно идентифицирует пользователя УПС и применяется для установления соединений с данным пользователем;

- категория услуги УПС – (UPT service profile) – данные, содержащие всю информацию, связанную с пользователем УПС, для того, чтобы обеспечить этому пользователю услуги УПС;

- административное управление вызовом (call management) – возможность для пользователя информировать сеть о том, как обрабатывать входящие вызовы в зависимости от их параметров: номер вызывающего абонента, время суток, вид вызова и т.п.

Приведенные выше термины целесообразно рассматривать как один из вариантов перевода понятий, необходимых для дальнейшего изложения концепции УПС, что, естественно, не заменяет работы по созданию соответствующей отечественной терминологии.

В классической теории электросвязи абонент (пользователь) обычно ассоциируется с точкой подключения его терминала к сети. В сетях связи с подвижными объектами абонент (пользователь) ассоциируется, как правило, с соответствующим этой сети терминалом. Для УПС характерно сочетание этих двух принципов; но соотнесение абонента с номером УПС будет, вероятно, более правильной ассоциацией.

Для того, чтобы предложить пользователям возможностьустанавливать исходящие и входящие соединения с любого терминала и в любой точке, идентификация пользователей УПС осуществляется независимо от нахождения терминалов и точек их подключения к сети, что иллюстрирует рисунок 5.29.

Основные принципы УПС трактуются МСЭ [84, 86] следующим образом:

- персональная мобильность, позволяющая пользователю УПС перемещаться между терминалами, устанавливать исходящие и входящие соединения на более универсальных принципах, предусмотренных категорией услуги "пользователь УПС";

- идентификация пользователя УПС, основанная на не зависящем от сети номере УПС;

- начисление оплаты и составление счетов на основе идентификации пользователя УПС, а не терминала и абонентской линии;

- стандартизованный доступ и процедуры идентификации для предоставления услуг УПС на одних и тех же принципах через произвольное множество сетей связи;

- управление со стороны пользователей и абонентов УПС, широкие возможности выбора видов обслуживания на основе персонифицированной категории услуг УПС;

- сохранение конфиденциальности передаваемой информации, включая введение, например, системы паролей, и защита от подключения к диалогу третьего абонента.

Для предоставления услуг УПС должны быть выполнены следующие требования [83, 84]:

- пользователю должен быть выделен номер УПС, который обеспечит функции персональной идентификации (пользователь может иметь более одного номера УПС для различных целей);

- администрация связи обеспечивает достаточно большой ряд услуг, из которых пользователь выбирает необходимый ему набор (абонент УПС, таким образом, формирует персональные условия использования предоставляемых ему возможностей).

Существует ряд причин технического и экономического характера, вследствие которых процесс эволюции УПС будет занимать значительный период времени. По этим причинам деятельность МСЭ по стандартизации УПС планируется провести в три этапа [84].

На первом этапе должна быть стандартизована совокупность функциональных возможностей УПС, именуемая сценарием с ограниченным перечнем услуг на ближайшее время. Этот сценарий имеет некоторые ограничения в части функциональных возможностей сети, перечня предоставляемых услуг, конфиденциальности и поддержки так называемого дружественного интефейса. На первом этапе функциональные возможности УПС могут быть реализованы без значительных изменений в существующей инфраструктуре электросвязи. Только ТФОП, ЦСИО и, вероятно, сотовая сеть связи с подвижными объектами будут поддерживать услуги УПС. При этом пользователям будут предоставлены только услуги телефонной связи и, соответственно, все возможности использования ТФОП (передача данных через модемы, обмен факсимильными сообщениями и т.п.).

На втором этапе должен быть стандартизован основной сценарий. Он определяет набор функциональных возможностей, который может быть внедрен по мере создания Интеллектуальной сети. На данном этапе перечень предоставляемых услуг будет существенно расширен, принимая во внимание эволюцию сетей и терминального оборудования. К услугам телефонной связи прибавятся более широкие функциональные возможности по передаче данных.

Третий этап рассматривается как дальнейшее расширение функциональных возможностей УПС. Он связан с ожидаемым прогрессом в основных направлениях развития электросвязи. МСЭ считает, что в настоящее время определить услуги, относящиеся к соответствующему сценарию, не представляется возможным.

В качестве примеров ниже приведены характеристики ряда основных и дополнительных услуг для пользователей УПС. Эти характеристики определены МСЭ для первого этапа стандартизации УПС. Они ориентированы на использование ТФОП, ЦСИО и сотовой сети, которые обеспечивают (на рассматриваемом этапе развития УПС) услуги, характерные для телефонной связи.

К основным (предоставляемым обязательно) услугам УПС относятся:

- регистрация входящих вызовов;

- обслуживание исходящих вызовов по алгоритму, принятому для пользователей УПС;

- система паролей для идентификации пользователя УПС.

Дополнительные услуги УПС могут быть представлены следующими примерами:

- регистрация входящих вызовов на удаленный терминал;

- регистрация исходящих вызовов;

- регистрация исходящих вызовов на удаленный терминал;

- регистрация всех вызовов;

- индикация вызовов, относящихся к УПС;

- запрос категории услуг УПС;

- привлечение оператора для каких-либо услуг;

- доступ к группе категорий услуг УПС и т.п.

Кроме основных и дополнительных услуг УПС пользователям могут быть предоставлены дополнительные виды обслуживания. Для унификации МСЭ также делит дополнительные виды обслуживания на предоставляемые обязательно и факультативно, но первая категория, естественно, отсутствует. В качестве дополнительных видов обслуживания, предоставляемых по желанию пользователя (факультативно) в [84] приведены следующие возможности:

- передача вызова от одного пользователя УПС к другому пользователю УПС;

- передача вызова при занятости или неответе вызываемого пользователя;

- представление информации о результате идентификации вызывающего пользователя;

- индикация о поступлении важных (для вызываемого абонента) вызовах и т.п.

По всей видимости все услуги, обеспечиваемые, например, ТФОП будут предоставляться и пользователям УПС, а по определению самой УПС список возможных видов обслуживания будет существенно расширяться.

Выбор рациональной системы нумерации рассматривается как один из ключевых аспектов УПС [87]. Основная сеть, в которую будут включаться пользователи УПС, – это ТФОП; по этой причине за основу системы нумерации для УПС принят план нумерации, изложенный в рекомендации МККТТ E.164 [88]. Эта рекомендация посвящена системе нумерации для всемирной телефонной сети. План нумерации для УПС будет представлен в новой рекомендации МККТТ E.168 [89].

Система нумерации должна одновременно и быть похожей на план телефонной нумерации, и обеспечивать возможность достаточно простого разделения обычных (телефонных) вызовов и вызовов, требующих обслуживания в соответствии с алгоритмами, принятыми для пользователей УПС.

Проект рекомендации E.168 по плану нумерации для УПС [89] опирается на аналогичные решения, принятые для телефонной связи. Полный номер абонента телефонной сети состоит из трех основных частей:

CC – код страны (для России выделена цифра "7");

NDC – национальный код назначения, именуемый в отечественной практике кодом ABC;

SN – номер абонента в своей местной сети, значность которого (для ТФОП России) составляет от 5 до 7 цифр, но для междугородной и международной связи этот номер дополняется, при необходимости, до семи цифр.

Проект рекомендации E.168 содержит три теоретически возможных сценария реализации плана нумерации.

Первый сценарий основан на схеме нумерации местной сети. В этом случае информация о праве пользования УПС хранится только в собственной станции; все функциональные возможности потенциальных пользователей ограничены зоной обслуживания данной коммутационной станции. Такое решение приемлемо, например, для коммутационной станции типа УПАТС, когда услуги УПС необходимы только для абонентов одного предприятия.

Второй сценарий основан на использовании полного национального номера, представляющего собой совокупность национального кода назначения NDS и номера абонента в местной сети SN. В отечественной технической литературе обычно употребляется обозначение ABCabxxxxx (ABC – код зоны единой семизначной нумерации, abxxxxx – семизначный номер абонента местной сети).

В данном сценарии возможны два варианта плана нумерации. Первый основан на использовании новых кодов NDS (ABC), в которых выделяются два поля: UPT (предназначено для идентификации доступа к УПС) и SP (предназначено для идентификации Администрации, предоставляющей услуги УПС). Эти поля могут размещаться в обратном порядке (SP, а за ним – UPT). Второй вариант отличается от первого тем, что и номер абонента SN (abxxxxx) также структурируется. Считается, что это целесообразно, если какую-либо группу пользователей необходимо увязать с определенным узлом сети, например с распределенной базой данных [89].

Третий сценарий можно рассматривать как частный случай второго, когда код NDS одинаков для всех стран и является единственным для получения услуг УПС. В качестве возможного значения кода в [89] приведена комбинация 878. Подобное решение, вероятно, будет оптимальным только для стран с компактной территорией и малой емкостью ТФОП.

В части аспектов сигнализации для УПС основное внимание уделяется системе общеканальной сигнализации N 7 [86]. Интенсивное развитие сотовых сетей и целесообразность использования системы общеканальной сигнализации стимулировали разработку системы пользователя MAP – Mobile Application Part. Но для УПС будут задействованы и другие системы пользователя.

Проблемы, связанные с начислением оплаты за услуги УПС, имеют ряд особенностей, определяющих необходимость проведения соответствующих исследований [90].

Система начисления оплаты должна обеспечивать различные варианты покрытия расходов за услуги УПС. Органичная черта УПС – соединение с вызываемым пользователем по единому номеру и вне зависимости от его географического положения. Такая техническая возможность оборачивается рядом финансовых проблем. Вызываемый абонент может, например, в данное время находиться в другом городе или, даже, в другой стране. В этом случае вызывающий абонент должен либо уведомляться о примерной стоимости вызова, либо иметь возможность определенным образом согласовать возможность оплаты всего или "части" соединения (например, до коммутационной станции, в которую включен требуемый пользователь) с вызываемым абонентом.

Уже на первом этапе внедрения УПС система начисления оплаты должна обеспечивать не только несколько вариантов покрытия расходов за счет различной доли вызывающего и вызываемого абонентов, но и возможность оплаты за счет третьей стороны [90]. Причем необходимо также обеспечить хранение достаточно подробных сведений об установленных соединениях для разрешения возможных конфликтов, связанных с их оплатой.

УПС рассматривается МСЭ и Администрациями связи многих стран как одно из самых перспективных направлений развития электро- и радиосвязи. Можно сказать, что УПС – один из первых примеров интеграции этих двух суперсистем, обеспечивающих обмен самой различной информацией.

5.5.3. Аспекты интеграции услуг персональной связи

Очевидные преимущества интеграции услуг персональной связи стимулировали разработку соответствующих концепций. В настоящее время наиболее известны две такие концепции, разрабатываемые в МСЭ и ETSI. В рамках МСЭ сформулированы общие положения перспективных наземных мобильных систем связи общего пользования (Future Public Land Mobile Telecommunications Systems – FPLMTS). ETSI разрабатывает свой вариант подобной концепции, названный как универсальная мобильная система связи (Universal Mobile Telecommunications System – UMTS).

Стандарты по FPLMTS будут изложены в рекомендациях серии Q, разработка которых проводится в настоящее время под руководством ИК-11. Для FPLMTS будут стандартизованы два вида интерфейсов. Первый – "Air Interface" (радиоинтерфейс) – определяет параметры сопряжения на участке между бесшнуровым терминалом и точкой доступа к сетевым ресурсам FPLMTS. Второй – Network-Network Interface (межсетевой интерфейс) – определяет параметры сопряжения для поддержки процедуры "Roaming", обеспечивающей возможность установления исходящих и входящих соединений при перемещении терминала в широких географических пределах. ИК-11 будет также специфицировать внутренние интерфейсы FPLMTS. Эти интерфейсы будут, частично, основаны на стандартах, принятых для Интеллектуальной сети.

В [86] приведен перечень из тринадцати рекомендаций, по названиям которых можно судить о масштабах проводимой работы. В качестве примера можно привести названия следующих четырех рекомендаций:

- Q.10x0 "Структура рекомендаций серий Q.10xx по FPLMTS", в которой дается обзор как рекомендаций серии Q.1000, так и других стандартов, касающихся FPLMTS;

- Q.10x1 "Основные аспекты FPLMTS", связанная с сетевыми архитектурами FPLMTS;

- Q.10x7 "Взаимодействие между FPLMTS и ТФОП, обычной и широкополосной ЦСИО", регламентирующая принципы сопряжения FPLMTS с упомянутыми сетями";

- Q.10y0 "Информационные потоки на радиоинтерфейсе для FPLMTS", которая определяет перечень сообщений, передаваемых через данный интерфейс, для обработки вызовов и процедур административного управления.

Функциональная архитектура FPLMTS основана на соответствующей модели, разработанной для Интеллектуальной сети. Естественно, что эта модель дополняется функциональными элементами, отражающими специфику FPLMTS. Эти элементы группируются в трех основных уровнях функциональной модели:

- уровень управления услугами, включающий функции создания и предоставления соответствующих сервисных возможностей;

- интеллектуальный уровень, выполняющий логические функции, относящиеся к услугам и обработке вызовов;

- уровень доступа и передачи, реализующий процедуры доступа в FPLMTS и управления процессом передачи информации.

Большинство аспектов стандартизации FPLMTS в настоящее время сформулированы только в виде программ дальнейшей работы. Но опубликованные документы МСЭ [86, 87] свидетельствуют о том, что эта система будет объединять имеющиеся и перспективные услуги персональной связи. Такое утверждение основано, в том числе, и на подтверждении высказанных на этапе зарождения концепции FPLMTS основных задач ее реализации [91]:

- обеспечить потребителям, находящимся в движущихся транспортных средствах или меняющих свое местоположение, доступ к телефонной и другим сетям электросвязи;

- эффективно и экономично использовать радиоспектр, согласуя соответствующие проблемы с другими сетями и системами;

- поддерживать показатели качества обслуживания вызовов и передачи информации на уровне, который сопоставим с аналогичными характеристиками стационарных сетей электросвязи;

- обеспечить функционирование различных терминалов, среди которых целесообразно выделить портативный, легкий радиотелефон, продаваемый по приемлемой для пользователей цене, и т.д.

Концепция UMTS, разрабатываемая ETSI, имеет много общего с идеями, присущими FPLMTS. Придавая большое значение формированию этой концепции, страны Западной Европы приняли специальную программу RACE 2 [78]. Напомним, что первый проект RACE связан с созданием широкополосной ЦСИО. Такое решение основано, вероятно, на прогнозе трафика, обслуживаемого как бесшнуровыми терминалами, УПАТС или локальными сетями, так и системами связи с подвижными объектами. По данным, приведенным в [92], к 2000 году этот трафик может составить до 50% всей нагрузки, обрабатываемой сетями электросвязи.

Задачи, поставленные перед разработчиками рекомендаций ETSI по UMTS, практически аналогичны тем, что сформулированы выше для FPLMTS. В качестве концептуальных принципов, касающихся структуры UMTS, также выбрана идеология Интеллектуальной сети.

Одна из главных проблем реализации UMTS, присущая всем системам персональной связи, заключается в оптимизации сети доступа. Для ТФОП и ЦСИО проблема оптимального доступа сводится к известным задачам сокращения затрат на построение абонентской сети. При разработке принципов построения UMTS возникает ряд новых специфических задач, которые можно объединить в три большие группы [92]: архитектура сотовых структур, адаптивное распределение ресурсов и передача соединения (Handover).

Новая архитектура сотовых структур сформировалась как следствие интеграционных процессов, направленных на обслуживание в рамках UMTS всех видов пользователей, имеющих различные терминалы и перемещающихся в пространстве с различной скоростью. Вторая особенность новых сотовых структур заключается в том, что они должны обеспечивать обслуживание нагрузки в зонах с существенно разной плотностью трафика. Более того, для сетей персональной связи границы этих зон не могут быть определены с такой же точностью, как для стационарных сетей. Исследования оптимальных структур доступа к ресурсам UMTS привели к выводу о необходимости создания смешанных сотовых структур. Модель такой структуры показана на рисунке 5.30.


Модель UMTS включает, в общем случае, три уровня сотовых структур. Макро- и микросоты сосуществуют на одном и том же пространстве. Основное назначение макросот состоит в обеспечении связи с терминалами, находящимися в транспортных средствах. Микросоты создаются, преимущественно, для организации доступа к сетям общего пользования с портативных терминалов персональной связи. Эти терминалы предназначены для абонентов, которые либо идут пешком, либо совсем не передвигаются в течение сеанса связи.

Для организации связи в зданиях, обладающих специфическими характеристиками с точки зрения распространения радиоволн, интенсивности трафика и т.п., организуются пикосоты. Следует учесть, что реализация всех трех уровней сотовых структур не является обязательным условием создания UMTS. Например, при низкой интенсивности трафика и отсутствии зданий с упомянутыми характеристиками предпочтительным вариантом построения UMTS будет одноуровневая макросотовая структура.

Использование микросот и, особенно, смешанных многоуровневых структур UMTS затрудняет проблему планирования радиочастот. По этой причине в UMTS предполагается использование адаптивного размещения соответствующих ресурсов. Изучаются два основных метода [92]: динамическое назначение ресурсов (Dynamic Resource Allocation – DRA) и динамическое назначение канала (Dynamic Channel Allocation – DCA).

Передача соединения (Handover) – это совокупность процедур, обеспечивающих непрерывность связи при переезде пользователя из одной соты в другую. Непрерывность установленного соединения является неотъемлемым требованием для сетей персональной связи. При разработке концепции UMTS предложены новые варианты реализации процедур передачи вызова [82, 92].

Эталонная конфигурация UMTS, показанная на рисунке 5.31, основана на моделях, разработанных для Интеллектуальной сети. Специфика фрагмента мобильной сети (левая часть рисунка 5.31) не влияет на фрагмент стационарной сети. Это и дает основание считать, что эталонная конфигурация UMTS основана на тех решениях, которые были приняты при формировании концепции Интеллектуальной сети.

Интеграционные процессы, протекающие в сетях персональной связи, имеют много схожих черт с тенденциями, проявившимися при переходе от ТФОП к широкополосной ЦСИО. Специфика персональной связи породила ряд новых сложных проблем, решение которых затрагивает, в той или иной мере, стационарные сети электросвязи. Возможно, это обстоятельство потребует пересмотра некоторых принципов дальнейшего развития как стационарных сетей, так и сетей персональной связи. Взаимная зависимость этих двух сложных систем стимулирует поиски новых принципов поддержки услуг электросвязи. Соответствующая концепция будет, вероятно, формироваться не как программа объединения двух независимых сетей, а как принципиально новая идея эволюции электросвязи.