8.1. Россия накануне грозных потрясений

8.2. Национальный кризис 1604—1612 гг. и народные движения

8.3. Утверждение самодержавия, становление династии Романовых

8.4. Государство и церковь

XVII век, по меткому определению Н.М. Карамзина, открывался для России адской игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и повсеместных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа — всем, что предшествует ниспровержению государств. Россия пройдет через великую смуту, переживет очищение, возведет на престол династию Романовых. Это время формирования многонационального централизованного государства, оформления крепостнических отношений.

Термин “Смутное время” стал употребляться еще в годы царствования Алексея Михайловича. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, воссоздавая историю Российского государства, будут характеризовать смуту как время великих потрясений. Для С.Ф. Платонова Смутное время станет темой его монографических исследований. Его книга “Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.” является наиболее полным результатом изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. Ученый выделяет в развитии смуты три периода: первый — борьба за московский престол (боярская смута); второй — разрушение государственного порядка (начало широкой общественной борьбы) и третий — попытки восстановления порядка в государстве и обществе. Среди историков, активно занимавшихся изучением причин, развития и последствий смуты, следует назвать А.А. Зимина, Р. Г. Скрынникова, А.П. Павлова.

Другая кардинальная проблема общественного развития России в XVII в. — оформление крепостнических отношений. История создания и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. представлены работами М.Н. Тихомирова, П.П. Епифанова, К.А. Софроненко. Сам процесс окончательного закабаления крестьян в России, эволюция феодализма и феодального права основательно исследованы Ю.А. Тихоновым, В.И. Бугановым, А.А. Преображенским, А.Г. Маньковым, В.И. Корецким и др.

В XVII в. завершается процесс превращения церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства, когда после становления династии Романовых дворянство захватывает ведущее положение в российском обществе. По выражению крупнейшего специалиста по истории русской церкви Н.М. Никольского, церковь в XVII в. приобрела ослепительный внешний блеск, но в сущности превратилась в один из московских приказов.

8.1. Россия накануне грозных потрясений

С уходом Ивана Грозного в царство теней минула целая эпоха — эпоха великих побед и крупных поражений, зла и страха. Неограниченная власть монарха, освященная церковью, являлась деспотией. Сын блистательного, но жестокого века, Иван IV был не более бессердечен, чем шведский король Эрик XIV, на счету которого не меньше жертв, чем у Грозного. Французский король Карл IX санкционировал в августе 1572 г. Варфоломеевскую ночь, когда была истреблена практически половина аристократов-протестантов. Испанский король Филипп II с удовольствием присутствовал на бесконечных казнях, когда сжигали представителей наиболее родовитой испанской знати. Но Иван IV стал еще и сыноубийцей, подведя Россию к кризису династии. Престол наследует 27-летний Федор Иванович (время правления 1584— 1598гг.). Мягкий по натуре, но не способный к делам правления государством, он мало подходил на роль российского самодержца. Умирающий Иван Грозный понимал драматизм ситуации. Он составил Верховную думу из пяти особо приближенных вельмож, которые должны были опекать блаженного Федора. Князь Мстиславский, Никита Романович Юрьев, князь Иван Петрович Шуйский, боярин Борис Годунов и любимец Грозного Богдан Бельский составили этот высший орган управления страной. Парадокс заключался в том, что именно этот узкий круг людей, облеченных фактически безграничной властью, впоследствии развяжет ожесточенную и изощренную борьбу между собой за царский трон.

Преимущества имел Борис Годунов. Его родная сестра Ирина была супругой царя Федора, она имела сильное влияние на мужа. Противовесом Годунову выступала партия бояр во главе со знатным родом князей Шуйских. Разлом в Верховной думе пролег через всю Россию. Страна вступала в этап грозных потрясений.

В начале 1598 г. умер царь Федор Иванович. С его смертью прекратила существование многовековая великокняжеская династия Рюриковичей. Престол Государя всея Руси оказался свободным. После поражения Шуйских Борис Годунов единолично управляет страной и лишь последний законный претендент на трон сын Ивана IV и его жены Марии Нагой царевич Дмитрий мешает Годунову осуществить мечту — стать законным российским самодержцем. Судьба 9-летнего царевича Дмитрия была предрешена. Эта историческая драма широко известна, но в ней остается немало тайн и загадок. Каковы же реальные события, связанные со смертью Дмитрия?

15 мая 1591 г. в Угличе, куда был выслан царевич Дмитрий с матерью, тревожно зазвонил набатный колокол: мальчик скончался. Разъяренная толпа схватила злоумышленников и учинила самосуд, оборвав нити обстоятельного расследования причин кончины царевича. Из множества версий случившегося наиболее вероятны две: либо это было заказное убийство, либо это был несчастный случай, связанный с болезнью царевича Дмитрия — падучей. Сомнения в выяснении достоверных обстоятельств смерти мальчика заронил сам глава следственной комиссии князь В.И. Шуйский, который дважды менял свою точку зрения на события 15 мая 1591 г.: в 1605 г. он признал в самозванце чудом спасшегося царевича, а в 1606 г., напротив, санкционировал версию об убийстве Дмитрия Борисом Годуновым. Помимо показаний царицы Марии Нагой в следственном деле нет свидетельств для обоснования версии об убийстве Дмитрия. Окончательного ответа на вопрос, какая из версий о смерти царевича соответствует случившемуся, дать нельзя. Во всяком случае, версия о “самозаклании” царевича могла быть измышлена сразу после убийства Дмитрия с целью самосохранения лиц, находившихся на дворе вместе с ним. Так или иначе, но версия о “самозаклании” стала официальной.

Неофициально же были широко распространены слухи и рассказы о том, как Борис Годунов послал в Углич Михаила Битяговского с сыном и племянником убить царевича. А.А. Зимин приводит свидетельства иностранца Горсея, который в июне 1591 г. писал, что “юный князь 9 лет, сын прежнего императора и брат нынешнего, был жестоко и изменнически убит; его горло было перерезано в присутствии его дорогой матери, императрицы; случились еще многие столь же необыкновенные дела, которые я не осмелюсь описать не столько потому, что это утомительно, сколько из-за того, что это неприятно и опасно”.

Становится очевидным, что смерть царевича сыграла ключевую роль в развитии политического кризиса в России. Перечить официальной версии о “самозаклании” Дмитрия было рискованно. Это обстоятельство только усилило недоверие к выводам следственной комиссии. Ссылка Дмитрия в Углич и его смерть вполне соответствуют типичному для Бориса Годунова способу устранения противников. Бели Иван Грозный расправлялся с политическими оппонентами без церемонии, то Борис Годунов сначала отправлял противников в ссылку, а позднее их настигали подосланные убийцы. Ценой величайших усилий Годунову удалось укрепить свою власть, но стабилизация оказалась временной. Острота противоречий в стране нарастала.

17 февраля 1598 г. истекло время траура по царю Федору. Накануне его жена Ирина Годунова приняла постриг и стала монахиней. Уход Ирины в монастырь ускорил политическую развязку. Уже 17 февраля в Кремле собрался Земский собор и избрал на царство Бориса Годунова, но несмотря на это многие современники и их потомки считали Бориса узурпатором державной власти.

Утвердив свою власть в борьбе с феодальной знатью и оппозицией, Борис Годунов сконцентрировал внимание на стабилизации внутреннего и внешнего положения России. Правительство Годунова старалось сохранить добрососедские отношения с восточными странами. С Крымом, Грузией, Кабардой развивались дипломатические отношения. В 1593 г. было заключено двухлетнее перемирие со Швецией. В целом внешняя политика правительства Годунова в 1591—1598 гг. характеризовалась стремлением сохранить мирные отношения с соседями и вывести страну из затяжного экономического кризиса.

Не было перемен к лучшему лишь в отношениях России с Речью Посполитой. Еще в начале 1597 г., когда стало ясно, что царь Федор будет править недолго, в среде польских и литовских магнатов встал вопрос о династической унии с Россией. По мере усиления национального кризиса польско-литовские круги попытаются осуществить эту идею путем прямого военного вмешательства во внутренние дела России.

Борис Годунов осознавал, что для управления Россией необходим отлаженный государственный механизм. Большое значение имело устранение параллелизма в управлении. После 1584 г. были ликвидированы параллельные дворовые приказы: Разряд, Поместный, Дворец, Большой приход, Ямской. Сошли со сцены и видные деятели опричных приказов. Им на смену пришли представители знатнейших фамилий (Романовы, Шуйские, Годуновы, Мстиславские). Служба при дворе сулила им приближение к особе государя и открывала дорогу к власти.

Правительство Годунова уделяло особое внимание строительству городов и реорганизации жизни на посадах. В градостроительстве обозначились три района: Поволжье, Юг и Сибирь. Новопостроенные города образовывали цепь укреплений на окраинах России.

Одной из главных задач Годунова было укрепление экономических позиций дворянства. Были проведены переписи земель и населения. Но не был решен главный вопрос — о рабочей силе вотчин и поместий, трудом которой обрабатывалась господская запашка. 24 ноября 1597 г. издается указ, сыгравший важную роль в становлении крепостничества. Отныне крестьяне, бежавшие от бояр и дворян, в течение 5 лет подлежали сыску.

Активная деятельность Бориса Годунова в качестве правителя при царе Федоре подготовила его восшествие на престол. Коронация Бориса состоялась в Успенском соборе 3 сентября 1598 г. Пройдет всего несколько лет и образ царя Бориса потускнеет. Россия осознает, что стала жертвой бессовестного обмана в сложной политической игре, которую вел Борис Годунов в 1598 г. Тень царевича Дмитрия как мираж вскоре обрела плоть и кровь и стала знаменем Крестьянской войны, которая покончила с режимом Годунова.

Роковую роль в судьбе Годунова сыграли страшный голод и мор людей. Давно замечено, что общенациональный кризис усугубляется крайне бедственным положением и обнищанием народа. 1601, 1602, 1603 гг. были очень неблагоприятны для земледелия. Неурожаи способствовали массовому голоду. Только в Москве от голодной смерти умерло более полумиллиона человек. Зимой нищие толпами замерзали на дорогах. Страх перед социальными потрясениями заставил Бориса Годунова отворить царские житницы, организовать раздачу денег нищим и голодным, но голод продолжал свирепствовать. Годунов и его политика больше не удовлетворяли население России. Усиление крепостного режима и голод привели к массовым крестьянским выступлениям. Назревала Крестьянская война. Россию объяла смута.

8.2. Национальный кризис 1604—1612 гг. и народные движения

Национальный кризис, постигший Россию в самом начале XVII в., явился следствием экономической, политической дестабилизации, нарастания народного недовольства. Волнения 1584— 1586 гг. в Москве, события 1591 г. в Угличе свидетельствовали о нарастании кризиса. Вдумчивый иностранный наблюдатель Флет-чер еще в 1582 г. предсказывал, что общее возмущение в России должно кончиться не иначе как гражданской войной. Реальная угроза гражданской войны стремительно назревала. Каковы причины национального кризиса России начала XVII в.?

В это время страна переживала качественно новый этап в развитии государственного управления. Система сословного самоуправления приходила в упадок, а центральные органы власти набирали силу. Внутреннюю и внешнюю политику государства начинают осуществлять верхи служилого сословия, стоявшие над местными интересами и сословными группами. Приказно-бюрократическая система управления становилась характерной чертой русской государственности. В то же время протекает сложный процесс внутренней эволюции самой боярской элиты, ее трансформация из старинной вотчинной аристократии в служилую элиту. Традиционно в исторических исследованиях утверждалось, что происходило вытеснение боярства дворянством. Думается, это упрощенное представление о процессе трансформации элиты Российского государства. Более обоснованной и логичной представляется точка зрения А.П. Павлова на развитие правящей верхушки. После смерти Ивана Грозного русское государство стояло на перепутье. Развернувшаяся в верхах борьба за власть отнюдь не сводилась только к столкновению внутри узкого круга царских родственников, отчетливо обозначились политические группировки и течения. В особую группировку сплотились представители первостепенной княжеской знати — Шуйские, Мстиславские, Воротынские, которые претендовали на власть в силу своей исключительной родовитости. Они стремились к ограничению царской власти в пользу знатнейших княжат.

Антиподом этой княжеской группировки выступали худородные дворовые деятели, заинтересованные в сохранении своих привилегий, которыми они пользовались при жизни Ивана Грозного. Этим двум полярно противоположным партиям не удалось достичь успеха.

В борьбу вмешалась третья сила во главе с Борисом Годуновым, которая одержала верх и завоевала власть в стране. Годунов был сторонником сильной самодержавной власти и последовательно осуществлял эту политику. Его правительство произвело решительный пересмотр персонального состава двора. Московская аристократия прочно оградила себя от выходцев худородного уездного дворянства. Центр оказался оторванным от провинции. Усилились корпоративность и сплоченность дворянства на местах. В высших кругах России вызревала гражданская война. Как справедливо утверждал В.О.Ключевский, смуту начало боярство, поддержало дворянство, продолжил народ.

Лишь первые два года царствования Бориса Годунова были спокойными. Уже в 1600 г. разразился первый политический процесс, жертвой которого стал родственник нового царя Богдан Бельский. Возглавив трехтысячное войско дворян, стрельцов, казаков, он заявил: мол, пусть Борис царствует в Москве, а я теперь царь в Цареве-Борисове. Об этом донесли Годунову. Бельский был вызван в Москву, где его выставили к позорному столбу и волос за волосом выщипали всю бороду. После этого позорного наказания Богдан Бельский был отправлен в ссылку в Нижний Новгород. Так был создан прецедент расправы над популярным в армейской среде человеком. Затем настал черед семьи Романовых. Их обвинили в покушении на жизнь государя посредством волшебных снадобий — корешков. Надуманность причины преследования Романовых бесспорна. Н.М.Карамзин так описывает это беззаконие:

“Вдруг сделалась в Москве тревога: посылают окольничего Михаила Салтыкова для обыска в кладовой у боярина Александра; находят там мешки, несут к Иову и в присутствии Романовых высыпают коренья, будто бы волшебные, приготовленные для отравления царя. Все в ужасе... Сие дело — одно из гнуснейших Борисова ожесточения и бесстыдства”. Пострадали не только Романовы. Схватили князей Черкасских, Шестуновых, Репниных, Карповых, Сиц-ких. Это была крупная акция по устранению с политической арены знатных семейств. Борису Годунову не откажешь в умении прогнозировать развитие политической ситуации. Основной удар был нанесен по дому Романовых, династии которых суждено будет возглавлять российский престол последующие 300 лет.

Стремясь сохранить стабильность в стране, Борис Годунов в 1601 г. восстановил Юрьев день, в соответствии с которым крестьянам было разрешено переходить к новому хозяину. Но уже в 1603 г. под давлением провинциального дворянства, которое было сильно разочаровано непоследовательностью Годунова, царь был вынужден аннулировать закон о временном восстановлении Юрьева дня. Этот шаг царя сделал крестьянскую войну в России неизбежной.

Непрекращающаяся борьба за царский престол втянула Россию в смуту. Эта неординарная обстановка способствовала появлению самозванства. Россияне не могли забыть царевича Дмитрия. Этим воспользовались авантюристы. Монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев оставил в келье записку: “Я, царевич Дмитрий, сын Иоаннов... сяду на престол отца моего”. Так России открылся самозванец — Лжедмитрий I. Смелость ума, красноречие, умение говорить по-польски и писать по-русски сослужили Гришке Отрепьеву хорошую службу, к тому же он избрал надежный путь к цели — через Литву! Вскоре по всей Литве разнеслась весть о чудесном спасении царевича Дмитрия. В судьбе Григория важную роль сыграли Адам Вишневский и сандомирский воевода Юрий Мнишек. Они обласкали и приютили самозванца в надежде извлечь из этой авантюры свою корысть.

О появлении русского самозванца донесли королю Польши Сигизмунду III. Он захотел увидеть претендента на русский престол. Лжедмитрия привезли в Краков, где состоялась его встреча с королем. Сигизмунд III, придерживаясь откровенно враждебной политики по отношению к России, решил использовать авантюру Лжедмитрия I в своих интересах. Королю была выгодна смута в России, Лжедмитрии I становился союзником Польши в ее борьбе с Русью. Руководствуясь этими причинами, Сигизмунд III признал в самозванце царевича Дмитрия, одарил его жалованьем в 40 тыс. злотых на год, повелел подданным составить рать вольнонаемников для воины против Бориса Годунова. В свою очередь, Лжедмитрии отрекся от православной веры и принял католичество, после чего получил духовное покровительство папы римского Климента VIII. Воевода Юрий Мнишек принял решение породниться с будущим русским царем. Его дочь Марину объявили невестой Лжедмитрия, а их законный брак условились оформить после занятия самозванцем престола в Москве. Своей будущей супруге Лжедмитрий обещал подарить Новгород и Псков со всеми уездами и людьми.

Другой грамотой, подписанной в июне 1604 г., Лжедмитрий в порыве благодарности подарил тестю Юрию Мнишеку в наследное владение Смоленское и Северское княжества, кроме отдельных уездов, обещанных им королю Сигизмунду.

Заручившись мощной поддержкой польской шляхты, Лжедмитрий начал свой поход на Москву. Под знамена самозванца встала наемная разношерстная рать поляков. В Киеве формировалось ополчение. Атаманы донских казаков признали в самозванце царевича и выступили на его стороне. Главной силой в борьбе Лжедмитрия с Борисом Годуновым должно было стать российское крестьянство, недовольное крепостнической политикой. Легковерный русский мужик с надеждой ожидал прихода царевича Дмитрия, усматривая в нем смелого борца за справедливость.

16 октября 1604 г. разношерстное войско самозванца вторглось в пределы России. Жители встречали авантюриста хлебом-солью. Лжедмитрий без боев направился к Новгороду-Северскому. Гарнизон города отказался подчиниться новому повелителю. Штурм, который был предпринят Лжедмитрием, закончился полным провалом. Но самозванцу явно везло. Против Бориса Годунова поднялась почти вся Южная Россия. Борис Годунов, прежде энергичный и деятельный, стал подавленным и болезненным. 13 апреля 1605 г. Борис Годунов скончался, едва успев благословить на трон своего сына Федора. К этому времени авторитет и влияние Годуновых были окончательно подорваны. Армия изменила Федору. Военный лагерь в считанные дни ушел на север. Дорога на Москву оказалась открытой. Жители окрестных сел двинулись к столице и заняли Красную площадь. Толпа ворвалась в Кремль. Федор Годунов был ; низложен и вместе с матерью взят под стражу. Так закончилась \ история царствования Бориса Годунова.

Лжедмитрий продвигался к Москве беспрепятственно. Колокольным звоном, гостеприимно встречали самозванца русские люди. 20 июня 1605 г. Лжедмитрий въехал в Москву. Самозванец помиловал тех бояр, которые пострадали при Борисе Годунове. Но слава Лжедмитрия как хорошего государя была недолговечна. В Москву приехала невеста Марина Мнишек. Женитьба на католичке вызвала волну недовольств среди жителей столицы. Этим воспользовалась партия Василия Шуйского для организации заговора против самозванца.

В урочный час удары в набат возвестили народу о начале восстания. Это случилось ночью 17 мая 1606 г. Толпа хлынула на Красную площадь. Лжедмитрий попытался бежать, но был схвачен и зарублен. Марина Мнишек и ее отец тайно были вывезены в Ярославль.

Новым царем “прокричали” Василия Шуйского. Смена царя не принесла России усмирения. Смута достигла своей высшей точки. Разразилась крестьянская война под предводительством Ивана Болотникова (1606—1607 гг.).

Летом 1607 г. в Стародубе объявился еще один самозванец Лжедмитрий II. Вокруг нового авантюриста объединились поляки, литовцы, стрельцы, крестьяне, холопы. Весной 1608 г. Лжедмитрий II двинулся на Москву, не дойдя до столицы, остановился лагерем в Тушине. Часть земель подчинилась теперь “тушинскому вору”. Страна раскололась на две части. Василий Шуйский занял выжидательную позицию. Сил для борьбы против нового Лжедмитрия у Москвы было недостаточно. 17 июля 1610 г. против Шуйского был осуществлен заговор. Его передали полякам в плен, где он и скончался.

Поляки повторили известный сценарий и с Лжедмитрием II. Его супругой объявили все ту же Марину Мнишек. Поляки вошли в Москву. Россия переживала тяжелый период иностранной интервенции. Народ поднимался на освободительную борьбу. Инициатором народного ополчения выступил нижегородский земский староста Кузьма Минин. Начался сбор средств на снаряжение ополченцев. Возглавить народное ополчение доверили князю Дмитрию Пожарскому. 26 октября 1612г. Москва была полностью освобождена от польских интервентов.

После многолетней смуты, иностранной интервенции Россия оказалась экономически ослабленной. Сильно пострадала Москва, центральные и южные районы, где города и села оказались опустошенными и разграбленными. На рубеже 20—30-х годов XVII в. в России, которая прошла через великую Смуту, начиналось постепенное возрождение. Население возвращалось на прежние места. На повестку дня встали проблемы восстановления государственной власти, выборов нового царя, достижения былого могущества страны.

8.3. Утверждение самодержавия, становление династии Романовых

В январе 1613 г. освобожденная от интервентов Москва готовилась к проведению Земского собора. Во все концы страны были разосланы грамоты о предстоящем собрании, которое должно было стать самым представительным по своему составу за всю историю средневековой России. На этом Соборе преобладали представители дворянства и посадских людей. Были представлены казаки, крестьяне, бояре и духовенство. Исключалось лишь присутствие крепостных, которые не могли привлекаться к государственным делам.

Центральным вопросом собора стали выборы нового царя. Расстановка политических сил находила свое отражение в развернувшейся на заседаниях борьбе. Представители княжеско-боярских родов предлагали избрать на престол родовитых Мстиславских или Голицыных. Их противники были готовы пригласить на русский престол польского королевича Владислава или шведского Карла-Филиппа. Казачество, поддерживавшее в годы смуты Лжедмитрия, склонялось к кандидатуре сына Марины Мнишек. В результате острой полемики было решено избрать на российский престол непременно русского человека. Выбор пал на Михаила Федоровича Романова. 21 февраля 1613 г. он был избран русским царем. Было в ту пору Михаилу Романову всего 17 лет. В исторической литературе существует много объяснений причин того, почему на престол взошел представитель семьи Романовых. Несомненно одно: это была фигура, устраивавшая большинство членов Земского собора. В результате компромисса разные политические течения и группировки пришли к примирению. Избрание Михаила Романова на царство положило конец длительной борьбе за власть российской родовой и сословной аристократии.

Земский собор известил о своем решении Михаила, который находился в Ипатьевском монастыре. 2 мая 1613 г. первый самодержец из династии Романовых прибыл в Москву, а 11 июля венчался на царство. Михаил Федорович царствовал до 1645 г.

В июне 1619 г. из польского плена вернулся отец нового царя митрополит Филарет. По прибытии в Москву он был возведен в сан московского патриарха с титулом великого государя. Фактически он и стал правителем России. За годы смуты нерешенных дел в стране накопилось так много, что важно было правильно определить приоритетные из них. Во внешней политике удалось стабилизировать отношения с Польшей. В июле 1634 г. между русскими и поляками был подписан мирный договор. И хотя Россия по этому договору теряла Смоленск, Новгород-Северские земли, взамен она обретала спокойствие на западных рубежах.

Во внутренней политике Филарет сконцентрировался на вопросах государственного устройства. Широкое развитие получает система государственных приказов. Главными из них были Разрядный, Поместный и Посольский. Совершенствование государственного устройства сопровождается дальнейшим ужесточением крепостнических порядков. Правительство Михаила Федоровича в 1637 г. увеличивает срок урочных лет до девяти. В 1641 г. урочные годы были опять увеличены. Для беглых крестьян они устанавливались в 10 лет, для вывезенных другими феодалами — до 15 лет. Феодалы требовали введения закона о бессрочном сыске беглых крестьян.

В июле 1645 г. в возрасте 49 лет умер Михаил Федорович. На царство он благословил сына Алексея Михайловича (1645—1676 гг.). В период правления Алексея Михайловича набирают силы тенденции, направленные на ужесточение феодально-крепостнических порядков. 29 января 1649 г. было принято Соборное Уложение, проект которого тщательно готовился. Получив силу государственного закона, Уложение было отпечатано отдельной книгой и разослано всем воеводам и приказам для практического руководства.

Соборное Уложение 1649 г. закрепляло землевладение за феодалами, законодательно утвердило крепостное право. Феодалам разрешалось менять поместья на вотчины, что приводило к слиянию поместного и вотчинного землевладений. Частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельного выступления в суде со своим иском. Феодал получал право устраивать браки и семейные разделы своих крепостных. Так, Соборное Уложение 1649 г. завершило длительный процесс становления крепостного права в России.

При Алексее Михайловиче было осуществлено воссоединение Украины с Россией. Завершилась многолетняя борьба польско-литовского блока с русскими за сферы влияния в приграничных районах. Западные и юго-западные земли Белая Русь и Малая Русь оказались захваченными Речью Посполитой. Поляки ущемляли местное население, культивировали католичество. Сильное сопротивление полякам оказывало свободолюбивое казачество. Запорожская Сечь стала символом казацкой вольницы. Формально казаки считались подвластными польскому королю. Но казачество жило по своим законам — нормой их взаимоотношений были вольность, демократизм, выборность атаманов.

Весной 1648 г. развернулось мощное движение малороссов против польской шляхты. Возглавил освободительную борьбу украинцев Богдан Хмельницкий. Стечение обстоятельств сопутствовало успеху малороссов. В 1648 г. умер польский король Владислав. Его брат не смог разгромить восставших и предложил им перемирие. Богдан Хмельницкий согласился на этот компромисс и, воспользовавшись затишьем, в июне 1648 г. обратился к Москве с предложением о воссоединении. Но Россия сама лишь вставала на ноги после смуты и польско-шведской интервенции. Принять предложение Украины было равносильно объявлению войны Польше. Правительство Алексея Михайловича заняло позицию дипломатической “потяготы”.

Весной 1649 г. поляки двинулись на Украину и были жестоко разбиты. После этих событий польский король официально признал Б. Хмельницкого гетманом Украины. Богдан Хмельницкий был не только смелым предводителем казацкой вольницы, но и трезво мыслящим политиком и дипломатом. Его популярность и слава шагнули далеко за пределы Украины. Московский царь Алексей Михайлович признал Хмельницкого официальным представителем украинского народа и согласился на воссоединение Украины с Россией.

Украина сохраняла самостоятельные дипломатические отношения с другими государствами. Россия признавала выборность гетмана и его утверждение царем. Украина сохраняла свой аппарат управления. Так произошло слияние славян. Ось Москва — Киев была восстановлена. Земский собор 1653 г. удовлетворил просьбу Богдана Хмельницкого принять православный украинский народ под высокое покровительство русского царя. 8 января 1654 г. в городе Переяславле состоялась Рада, на которой присутствовали выборные от большинства слоев населения Украины. Рада единодушно приняла решение о воссоединении Украины с Россией, утвердив все статьи, определявшие условия этого воссоединения.

Новые военные столкновения России с Польшей стали неизбежны. В мае 1654 г. русская армия численностью в 100 тыс. человек выступила к границам Польши. Война для России складывалась удачно. Русские войска вышли к Бресту. Белая Русь была освобождена из-под гнета поляков. Польша терпела одно поражение за другим. Король Ян Казимир бежал в Силезию. Литовский гетман Януш Радзивилл встал под защиту шведского короля Карла X. Шведское правительство всячески препятствовало продвижению России на запад. В мае 1656 г. Алексей Михайлович объявил войну шведам. Русская армия двинулась в Прибалтику. Вести войну на два фронта было тяжело. Россия пошла на перемирие со Швецией. А в 1667 г. перемирие было подписано и с Польшей. Россия сумела вернуть себе Смоленск и Чернигов. Польша признала воссоединение Левобережной Украины и России. Правобережная Украина и Белоруссия оставались под властью Польши.

Правительство Алексея Михайловича значительно укрепило международное положение России, заботилось о развитии промышленности и торговли. В мае 1667 г. был принят новый Торговый устав, который упорядочил торговлю для иностранных купцов в России, значительно облегчил положение русских торговых людей. Эти меры способствовали развитию товарно-денежных отношений и формированию всероссийского рынка.

Характерной чертой общественно-политического развития России во второй половине XVII в. является просветительство и просвещение. В 1633 г. Филарет учредил в Чудовом монастыре общеобразовательную школу. Позже подобные школы появились при Андреевском и других монастырях. Открывались и частные общеобразовательные школы. В 1687 г. в столице было образовано первое высшее общеобразовательное учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

В.О. Ключевский, характеризуя государя Алексея Михайловича, заметил: “Он не дал руководящих идей для реформы, но помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им возможность почувствовать себя свободно, проявить свои силы и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности. Не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение”.

В силу этого не все нововведения приносили Отечеству положительный эффект. Так, Алексей Михайлович в полной мере поддержал церковную реформу патриарха Никона, которая привела не только к церковному, но и к общественно-политическому расколу населения страны, имела драматические последствия.

8.4. Государство и церковь

Усиление самодержавного Российского государства привело к изменениям традиционной церковной идеологии и феодально-иерархической организации церкви.

В предшествующий период церковь постепенно создала собственное мощное экономическое основание. По приблизительным, и скорее заниженным, данным, в конце XVII в. патриарху, митрополитам и епископам принадлежало 37 тыс. дворов, в которых числилось около 440 тыс. душ тяглового населения. Кроме того, за монастырями числились значительные земли с проживающим на них населением. Но все же эта хозяйственная база в сравнении с хозяйственной базой дворянского государства была значительно меньше.

Дворянство ревниво следило за церковным хозяйством и продолжало принимать меры против его роста. Соборное Уложение 1649 г. запретило церквам, монастырям, духовенству скупать земли у населения, получать земли монастырями за помин души. Соборное Уложение постановило: “Патриарху и митрополитом, и архиепископом и епископом, и в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных и купленных вотчин не покупать, и в заклад не имати, и за собою не держати, и по душам в вечный поминок не имати...”. По этому Уложению производилась частичная экспроприация ряда городских слобод, принадлежавших ранее патриарху, епископам и монастырям.

Наконец, Уложение завершило процесс уничтожения церковной юрисдикции по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам. Теперь все церковные люди, не исключая и патриарших, были объявлены подсудными по уголовным делам.

Автономия русской церкви была практически утрачена. Церковные соборы XVII в. не принимали самостоятельных решений, а были совещательными учреждениями при царе, органами царского законодательства по церковным делам. Не стоит удивляться, что патриарх и епископы были, по существу, простыми царскими чиновниками. Инициатива учреждения патриаршества исходила от царя. Первый патриарх Иов был предложен на кафедру царем. Все последующие патриархи русской церкви были “избраны” соборами по указанию царя. Таким же порядком “избирались” на соборах епископы, и'уже попросту назначались царем игумены и даже протопопы. Не следует думать, что царь вмешивался в церковное управление только по административным, финансовым и судебным делам. Царь также издавал распоряжения о соблюдении постов, об обязательности говения, о служении молебнов, о порядке в церквах и т.д. Таким образом, главенство в церкви во всех отношениях фактически принадлежало царю, а не патриарху. Это положение дел в церковных кругах считалось нормальным и даже признавалось официально соборами как богоустановленный порядок. В свою очередь, государство берет церковь, ее иерархию и учение под защиту закона. Уложение 1649 г. явилось первым светским законодательством, в котором были регламентированы составы преступлений против церкви. Всякое выступление против православного вероучения квалифицируется как “хула на Бога”, имеющая политический смысл. Этой формулой определялась и степень наказания. За “богохульство” назначалась смертная казнь. Самодержавие опекало церковь, а священнослужители воспевали земного бога — царя.

25 июня 1652 г. на патриарший престол церковным собором по желанию царя был избран новгородский митрополит Никон. Он выдвинулся благодаря незаурядному уму и природным дарованиям, особенно в зодчестве. Сын нижегородского крестьянина прошел тернистый путь от сельского священника до патриарха. Поднявшись на высшую ступень социальной и церковной иерархии, он приобрел все качества феодала-крепостника в рясе. Источники и записки современников свидетельствуют о его необузданном стяжательстве, ослеплении роскошью, властолюбии, крутом нраве и высокомерии.

С первых дней прихода Никона к управлению русской церковью обозначились укрепление патриаршей власти, возрастание ее авторитета не только в духовной, но и в общегосударственной жизни, реформирование церкви. Конкретное выражение церковных нововведений проявилось в унификации обрядов, чинов и богослужебных книг с греческими. Как никто из предшественников на патриаршем престоле, Никон осознал значение печатного слова в духовной жизни общества. Печатный двор в конце 1653 г. был передан царем в полное распоряжение Никона. Это способствовало унификации церковных книг и активной реформаторской деятельности патриарха.

Вначале казалось, что реформа коснется церковных обрядов, и не более. Удивительное последует позже, когда исправление подробностей богослужения приведет к церковному расколу, непримиримой борьбе старого и нового. Острая религиозная полемика переросла в непреодолимую вражду между реформаторами и консерваторами. Весной 1654 г. Никон созвал церковный собор. На нем под давлением царя были утверждены новые обряды и изменения в богослужебных текстах. Патриарх получил полномочия на дальнейшее проведение реформ. Замена старых обрядов и чинов греческими разрушала давно сложившиеся традиции и обычаи в русской церковной практике. Именно от этой ненужной ломки предостерегали Никона. Позже, когда раскол русской церкви стал свершившимся фактом, он и сам признал правоту и старых и новых обрядов.

Под расколом подразумевается массовое религиозно-общественное движение, оппозиционное господствующей церкви и самодержавному государству. Название этому движению дали церковники. Вначале слово “раскольники” употреблялось по отношению к простым людям, отвергавшим авторитет духовных отцов. К началу 60-х годов появился и пророк, без которого не может обойтись ни одно массовое движение. Им стал протопоп Аввакум. И по рождению, и по миросозерцанию это был сын крестьянской среды. Аввакум хорошо знал почти всю церковную литературу, существовавшую тогда на русском языке. Несмотря на это, Аввакум не стал схоластиком-начетчиком. Религия для него была не ремеслом, не профессией, а живым делом. Он полагал, что пастырь должен вмешиваться в жизнь на практике, а не ограничиваться исполнением обязанностей по чину. Аввакум отвергал реформы Никона и попал в немилость. Вся проповедь Аввакума была обращена не назад, не на защиту старой веры, а вперед, на близкий суд божий над антихристовым царством.

Характер искупительно-очистительного религиозного акта носило у раскольников самосожжение. Первой ступенью разрыва с антихристом служило бегство в пустыню, подальше от людей. В 70—80-е годы крестьяне горят в избах и овинах, сжигаются целыми семьями, целыми деревнями, уходят в лес и там сжигают себя в морильнях. Самосожжения происходят на Тоболе, на Урале, в Новгородской области, в Олонецком крае. К концу XVII в. численность сгоревших достигала 9 тыс. человек — цифра по тогдашним масштабам огромная.

Правительство было вынуждено снаряжать сыщиков и воинские отряды для сыска раскольничьих пристанищ в глухих отдаленных местах. Но приход воинских команд служил сигналом к самосожжению. 26 октября 1728 г. издается Указ Сената, который предписывает веем вотчинникам не дозволять раскольникам строить скиты и пустыни. Но и эти меры не возымели успеха, самосожжения продолжались. Это стихийное движение грозило государству не менее, чем открытая вооруженная борьба. Крестьянин-тяглец уходил за пределы досягаемости, оставляя хозяина голодным, а казну пустой.

Став непримиримым противником церковной реформы, Аввакум был сослан с семьей в Даурию. В 1664 г., после падения Никона, этот раскольник был возвращен в Москву, так как его сочли лишь личным врагом Никона. Вскоре, однако, он снова был сослан в Мензель, а потом отправлен в монастырь. В мае 1666 г. был вызван на собор в Москву и 13 мая проклят и окончательно сослан в Пустозерск. Этот же собор единодушно осудил Никона. Он был лишен звания патриарха и простым монахом заточен в дальний Белозерский монастырь. Заточение бывшего владыки длилось 15 лет. В августе 1681 г. Никон скончался. Посмертно Никону вернули высокий церковный чин, хоронили его как патриарха. Так сложилась судьба двух влиятельнейших людей в жизни русской церкви. Реформа патриарха Никона расколола общество на два многочисленных лагеря.

Из народной среды в это время выдвигается множество учителей, проповедников, наставников — распространителей противо-, церковных воззрений. Под формой староверия развивалось и раннее сектантство. С конца 60-х годов XVII в. Российское государство неоднократно потрясается мощными народными антицерковными движениями как в самой Москве, так и на окраинах. Антицерковные массовые движения охватили Москву, Ростов, Коломну, Кострому, Владимирский и Суздальский уезды, Нижегородский и Новгородский края, Поволжье — практически всю Россию. Дони-коновская обрядово-культовая традиция становилась знаменем массового религиозного движения.

К последней четверти XVII в. относится начало двух крупных течений сектантства, возникших в крестьянской среде, — духоборчества и молоканства. Эти течения расширили свою базу за пределы крестьянской среды. Воссоздать полную картину всех разновидностей раннесектантских течений невозможно.

Массовые движения против официальной церкви в XVII в. развиваются в обстановке обострения классовых противоречий. Зарождение движения было обусловлено падением авторитета иерархии во всех слоях общества. В то же время раскольническое движение являлось религиозной формой борьбы крестьян и посадских людей против крепостнической политики самодержавного государства. Под прикрытием религии шла борьба с церковью и государством одновременно как единой идеологической и социально-политической силой. Подъем народного движения происходит в 60—70-е годы XVII в., когда появляется почва для выступлений не только против иерархии, но и крепостнического курса внутренней политики правительства царя Алексея Михайловича.

Крепостнический режим, моровая язва 1654 г., истребившая массу населения, голод и церковный раскол привели Россию к крестьянской войне Степана Разина (1670—1671 гг.). Эта война огненным смерчем прошла по России, она отразила огромные социальные противоречия общества.

Россия, пережив острейший национальный кризис в XVII в., церковный и общественный раскол, упрочив самодержавное государство, выходила на путь великих реформ. По словам С.М. Соловьева, страна собралась в путь и ждала вождя.