1.1. Объект и предмет социологии. Предметная область
Прежде чем приступить к изучению данной темы, студенту необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
Во-первых, она имеет принципиально важное значение, поскольку является стартовой не только с точки зрения ее порядкового места в курсе, но и в эпистемологическом контексте, т.е., отвечает на вопросы: "Что изучать?", "Как это делать?" и "Для чего это нужно".
Во-вторых, именно при изучении данной темы студент вынужден использовать большинство основных (базовых) понятий социологии, посредством которых она описывает свой объект. И в этом смысле проблема является не только стартовой, но и "пилотажной", поскольку дает представление о содержании и значимости всего курса.
Наконец, в-третьих, если не у большинства, то, во всяком случае, у многих студентов технического вуза (как и у технических специалистов) бытует убеждение о незначимости (ненужности) дисциплин обществоведческого цикла вообще, социологии – в частности. От этого убеждения необходимо отказаться, так как оно, в принципе, ложно, а все известные аргументы в его пользу несостоятельны. Строго говоря, внеобщественных наук, как и внеобщественных видов деятельности, не существует. Любая техническая специальность общественна изначально уже потому, что затребована обществом. В силу этого обстоятельства социологические знания являются необходимой компонентой профессионализма любого специалиста.
Для успешного освоения темы полезно обзавестись социологическим словарем или справочником. Он необходим вам для того, чтобы познакомиться или вспомнить (если изучал основы социологии в средней школе) основные категории и понятия науки: "объект и предмет науки", "общество", "социальное", "социальная структура", "социальные группы", "социальные потребности и интересы", "социальное взаимодействие". Выясните, что означает категория "понятие".
Выполнив эту работу, можно приступать к освоению темы.
1.1. Объект и предмет социологии. Предметная область
Прежде всего, необходимо хотя бы в общих чертах уяснить содержание понятия "наука". В этом вам поможет справочная литература. Советский энциклопедический словарь, например, данную категорию объясняет как сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности. Понятие "наука" включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира (55, С. 863). Большой толковый социологический словарь в самом общем смысле определяет науку как систематическое изучение физических и социальных явлений путем наблюдений, экспериментов, классификации и поиск универсальных общих законов и объяснений (5, С.455).
Как видим, и в первом, и во втором случае речь идет о специфической деятельности по производству и накоплению знаний о действительности, т.е. о физических и социальных явлениях. Они, – эти реальные явления, – обозначаются термином "объект".
В определении объекта социологии особых разногласий между различными авторами нет. В.А.Ядов, например, утверждает: "Объект социологии – социальная реальность, и потому социология – наука об обществе" (65, С. 15). Однако, использование только понятия "объект" для выявления сущности науки, ее специфики, структуры, функций оказывается крайне недостаточным. Общество изучают различные отрасли знаний, но каждая из них рассматривает его с позиции своей специфики, своих интересов. Именно эти различия и определяют предмет той или иной науки. В самом широком смысле предмет можно обозначить как определенный круг знаний и представлений об отдельных сторонах и свойствах объекта, – он существует в сознании человека в конкретной форме категорий, понятий, теорий, сформулированных законов и закономерностей. Эта совокупность образует предметную область науки, которая фиксируется термином, в данном случае, – "социология". Таким образом, определение предмета социологии как науки означает выявление предметной области и формулирование соответствующих дефиниций, т.е. представлений (определений, понятий). Решить эту задачу, оказывается, достаточно сложно, поскольку она связана с различием научных школ, парадигмальных оснований, развитием социального мира, потребностями социальной практики, да и развитием самой науки.
Обратите внимание на определение социологии как науки, принадлежащее социологам конца XIX – начала XX столетия: "Можно назвать институтами все верование, все поведение, установленное группой. Социологию можно определить тогда как науку об институтах, их генезисе и функционировании" (24, С. 20).
Ф.Гидденс утверждает, что, будучи в самом широком смысле обширною наукой об обществе, социология может быть определена как наука социальных институтов и первых принципов.
Г.Зиммель полагает, что предмет социологии заключает в себе множество движений, отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и перехода от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесчисленное число других вопросов.
Е.В. де-Роберти полагал, что сама социология справедливо и очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова.
П.Л.Лавров рассматривал социологию как науку, исследующую факторы правления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями.
Не менее многообразны определения предмета социологии и в современной литературе. Познакомьтесь с некоторыми из них, используя следующие учебники.
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.
Внимательно прочтите раздел "О предмете социологии" (66, С. 14 – 36). Выпишите основные понятия, которые автор использует для определения социологии как науки "О становлении, развитии, изменениях и преобразованиях, о функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации; социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, между личностями и общностями, наука о закономерностях социальных действий и социального поведения". Какова логика рассуждений автора? Почему он акцентирует внимание на социальных общностях? Постарайтесь найти ответы на эти вопросы.
Позицию В.А.Ядова подвергает сомнению Ж.Т.Тощенко. Изучите разделы: "Объект и предмет социологии", обратив внимание на § 2 "Современные дискуссии о сущности и содержании социологии" и § 3 "Реальное сознание и поведение, и их среда как предмет социологии (63, С. 36 – 46). В них делается вывод о том, что социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. (61). Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей.
А теперь зададимся вопросом: что общего в приведенных суждениях, отражающих взгляды авторов по поводу сущности и содержания предмета социологии? Заметим, что ответ на этот вопрос позволит более четко определить границы социологии как науки, т.е. более полно представить ее предметную область.
Во-первых, все авторы говорят о свойствах* социальной реальности, которую принято называть обществом. При этом одни из них выделяют "все верования, все поведения, установленные группой", т.е. социальные институты (Э.Дюркгейм, Ф.Гидденс); другие – "противоположности классов" и отношения "между господствующими и подчиненными" (Г.Зиммель, К.Маркс); третьи – "факторы культуры" и солидарность между "сознательными органическими особями"; четвертые эти свойства видят в "активности социальных" субъектов как "предметном… воплощении ценностных ориентаций, потребностей и интересов" (В.А.Ядов, Ж.Т.Тощенко).
Во-вторых, во всех высказываниях подчеркивается деятельностный характер общества, который выражается в том, что взаимодействие составляющих его структур (элементов, частей и т.п.) и есть собственно общество.
В-третьих, подчеркивается в явной или латентной форме целерациональный характер социального взаимодействия – реализация общественных и индивидуальных потребностей его субъектов.
Таким образом, социологию можно определить как науку, изучающую закономерности, формы, методы и средства взаимодействия людей в процессе удовлетворения их социальных и личных потребностей.
1.2. Категории и понятия социологии
Как и любая другая наука, социология описывает свой объект специфическим социологическим языком, – обычно его называют категориально-понятийным аппаратом. Азбука этого языка – категории и понятия, посредством которых исследователь описывает свое восприятие и отражение социальной реальности. Из курса философии вы знаете или должны знать, что понятие – это форма мышления, выражающая (или отражающая) существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, а категория – наиболее сложное и фундаментальное понятие. Например, категория "общество" включает в себя ряд наиболее простых понятий: "социальная общность", "социальный слой", "социальный институт" и т.д.
Часто социологами используется термин "базовое понятие", – при этом, как правило, имеется в виду сложное понятие, т.е. категория, которая лежит в основе описания того или иного объекта. В.А.Ядов, определяя предметную область социологии, в качестве базового понятия использует категорию "социальная общность". Он утверждает, что это понятие "представляется нам ключевым в определении предмета социологии, потому что содержит решающее качество самодвижения, развития социального целого" (65, С. 33).
Другой позиции придерживается Ж.Т.Тощенко. Он базовыми понятиями считает "реальное сознание" и "реальное поведение", которые "обусловливают появление различных "социальных структур и является предметом социологии (63, С. 46).
Категориально-понятийный аппарат социологии многообразен, и способен достаточно полно охарактеризовать сущность и содержание социологической науки. В научной и учебной литературе неоднократно предпринимались и предпринимаются попытки систематизировать и структурировать понятийный ряд, применяемый в процессе социологического познания. Одной из наиболее удачных попыток является анализ, проведенный Ж.Т.Тощенко в учебнике "Социология" Категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, автор подразделяет на несколько групп (63, С. 60 – 61).
Первая группа – понятия, связанные с анализом объекта социологии, а также понятия, отражающие связь социологии с общенаучными представлениями о мире.
Вторая группа охватывает совокупность понятий, описывающих собственно предмет социологии. Здесь выделяется три вида.
- понятия, отражающие характеристики сознания: индивидуальное, групповое, общественное; виды сознания: политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т. д.; структуру сознания: знания, убеждения, ценности, мотивы и т.д.; специфические характеристики: общественное мнение и массовое сознание;
- понятия, характеризующие реальное поведение, реальные действия людей, их взаимосвязи с сознанием и между собой;
- понятия, характеризующие условия, в которых реализуются или не реализуются сознание и поведение людей: макро-, мезо-, микросреды, социальной инфраструктуры.
Третья группа – понятия, описывающие субъектов реального поведения: индивида, социальной группы, слоя, народности, народа, этноса и др.
Четвертая группа включает как совокупность методологических категорий: программа, гипотезы, сценарии и т.д., так и методов: опрос, наблюдение, интервью, контент-анализ и т.д.
Пятая группа объединяет понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии. При этом первая из них – теоретико-познавательная – коррелирует с соответствующими понятиями других групп, то управленческая функция выдвигает в число познаваемых большое количество явлений и процессов, – таких, как социальное планирование, прогнозирование, предвидение, социальные технологии, социальная инженерия и др.
Следует иметь в виду и то обстоятельство, что в процессе социологического познания достаточно широко используются понятия из смежных отраслей знаний, особенно статистики (численность населения, уровень рождаемости, душевой доход и т.д.); демографии (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т. д.), социальной психологии и психологии (общения, эмоции, социально-психологический климат и т. д.); политологии (власть, электоральное поведение, избирательная активность и т. д.).
1.3. Структура и функции социологии
Каждая наука по существу своему является совокупностью сведений, определенным образом организованных и научно (в данном случае, доказательно) аргументированных и систематизированных. Это делает науку системой знаний.
Вы являетесь студентом технического вуза, и достаточно ясно представляете, что система вообще – это совокупность взаимосвязанных элементов, в которой изменение одного затрагивает все остальные элементы. Всякая система имеет соответствующую структуру, т.е. упорядоченность элементов, ее составляющих и систему связей между ними. Социология не является исключением. Она отражает свой объект совокупностью научных категорий и понятий. Ее структура – достаточно сложное образование. Она включает различные уровни и направления социологического анализа, методы и средства получения социологической информации, категориально-понятийный ряд. Каждый элемент, образующий структуру социологического знания, функционален, обеспечивает реализацию общих функций социологии как науки.
Разобраться и понять сущность структуры социологии вам помогут учебники. В книге В.А.Ядова обратите внимание на раздел "Структура социологического знания" (64, С. 37 – 42), в учебнике Ж.Т.Тощенко – на главу 3 "Структура, категории и функции социологии" (61, С. 40 – 64). Содержательный материал можно найти в главе 2 "Структура и уровни социологии" учебника "Социология" под редакцией В.Н.Лавриненко.
Вопрос о структуре социологии в отечественной литературе решается по-разному. Анализируя этот процесс, Ж.Т.Тощенко, например, выделяет следующие его особенности (63, С.50 – 51).
Во-первых, структурирование социологии по специальным социологическим теориям. Однако их простое перечисление без систематизации представляло социологическую теорию как набор случайных, хотя и важных проблем. В результате создавалась своего рода бесконечность, пределы которой было трудно ограничить и предугадать.
Во-вторых, структура социологии часто выстраивается и анализируется посредством выделения актуальных проблем, имеющих отношение только к социальной системе.
Такой подход возможен, но при этом из поля зрения социологов выпадают целый ряд серьезных вопросов, напрямую не связанных с социальной системой.
В-третьих, рассмотрение структуры социологической теории с точки зрения уровней знания и диалектики их взаимодействия. Трехуровневое деление социологии – общесоциологическая теория, социальные теории и конкретные эмпирические исследования. Сторонники такого подхода обосновывают свою позицию тем, что общая теория и эмпирика всегда связаны между собой, но связаны, как правило, опосредованно, через промежуточные уровни научного знания.
Наиболее распространенными и признанными подходами к структуре социологической теории является выделение теоретической, эмпирической, фундаментальной, прикладной и функциональной социологий.
Теоретическая и эмпирическая социология
В основе этого деления лежат теоретические и эмпирические социологические знания. В рамках первого разрабатываются социологические теории, разрабатывается и уточняется понятийный аппарат, формулируются и исследуются закономерности, тенденции и перспективы как социальных процессов, так и самой науки.
В рамках теоретического знания выделяются теория социологии и метасоциология. Различаются они одна от другой объектом исследования: теория социологии изучает социальную реальность, метасоциология – саму социологию, ее познавательные возможности, закономерности и тенденции развития.
Что касается эмпирического уровня знания, то оно представляется всеми видами и формами конкретной информации: статистических и документальных данных, социологических показателей развития изучаемых социальных фактов.
Фундаментальная и прикладная социология
Такое деление связано с вопросом о том, какие задачи решает социология: только научные или практические.
С этим подходом коррелирует разделение науки на микро- и макросоциологию. Если первую интересует общество как целостный социальный организм, то микросоциология исследует социальное поведение, мотивации действий, межличностные взаимодействия, процессы социализации и т.п.
Функциональные социологии
Структурирование социологии на основе функционального признака оправдывается разнообразием сфер жизнедеятельности общества, – важнейшими из них являются экономическая, социальная, политическая и духовная. Именно этими сферами и обосновывается структура социологии. Она включает экономическую социологию, социологию социальной жизни, социологию политики, социологию духовной жизни и социологию управления (63, С. 55 – 59).
В учебнике "Социология" под редакцией В.Н.Лавриненко представляется отличная от позиции Ж.Т.Тощенко точка зрения (58, С. 12 – 20). В структуре социологического знания они выделяют три уровня:
- общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
- специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
- конкретные социологические исследования.
Эти уровни социологического знания различаются между собой глубиной анализа общественных явлений и широтой обобщений и выводов.
Общесоциологические теории рассматривают общество в целом, каждое социальное явление с точки зрения его места и роли, исследуют многообразные связи и взаимодействия социальных систем как внутри их, так и со средой обитания.
Специальные, или частные социологические теории исследуют отдельные сферы общественной жизни социальных групп и институтов, разнообразных видов социальной деятельности: социология семьи, социология управления, социология труда, социология молодежи и другие направления. Их специфика заключается в том, что они органически связаны как с фундаментальной, теоретической социологией, так и с практикой социальной жизни, и охватывают все виды предметной и духовной социальной деятельности общества. Специальные социологические теории, которые американский социолог Роберт Мертон определил как "теории среднего уровня", предоставляют возможность предметного анализа различных областей жизнедеятельности общества.
Конкретные социологические исследования, используя многообразие методов получения социологической информации (опросы, наблюдения, контентанализ, экспертные оценки и т.д.), выявляют существенные противоречия в жизнедеятельности социума, позволяют определить тенденции развития отдельных социальных процессов и явлений.
Учебник социологии под редакцией Г.В.Осипова структуру социологического знания представляет следующим образом.
1. Методология науки
Уровни методологии
- Общенаучная (относится к социологии в целом).
- Частнонаучная (относится к отдельным разделам социологии).
Разделы методологии
- Мировоззренческие и методологические принципы.
- Учение о предмете социологии.
- Знание о методах.
- Знание о социологическом знании.
- Знание о процессе социологического исследования.
- История социологии и др.
2. Знания о предмете
Уровни знания
- Теоретическое знание: социологические теории, гипотезы, типологии и другие формы социологического знания.
- Эмпирическое знание: статистические данные, факты, классификации и другие формы эмпирического знания.
3. Методы
По масштабу применения
- Общенаучные (например, математические методы).
- Частнонаучные (например, методы опроса).
По уровню знания
- Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.).
- Эмпирические (наблюдение, анализ документов и др.).
По этапам исследования
- Методы сбора.
- Методы обработки.
- Методы анализа.
4. Исследования
Типы и уровни исследования
По характеру знания
- Методологические.
- Неметодологические.
По уровню знания
- Теоретические.
- Эмпирические.
По ориентации исследования
- Фундаментальные.
- Прикладные.
По предмету исследования
- Социологические.
- Комплексные (социально-экономические, социально-политические, социально-психологические и др.).
Стадии исследования
- Методологическая.
- Эмпирическая.
- Теоретическая.
Направление исследований (по предмету и объекту исследования)
- Социальные группы.
- Социальные институты.
- Социальные организации.
- Социология труда.
- Социология образования и т.д.
Большое внимание в научной и учебной литературе уделяется и функциям социологии. Следует подчеркнуть многообразие позиций авторов.
Ж.Т.Тощенко, например, описывает две функции: теоретико-познавательную и управленческую (63). В.Н.Лавриненко упоминает три: познавательную, практическую и идеологическую функции. Их содержание вы найдете в главе 3 учебника (58, С. 22 – 25).
Теоретико-познавательную, практически-познавательную и идейно-воспитательную функции выделяет профессор Э.В.Тадевосян (61, С. 23 – 25). Более широко проблему функций представляют А.А.Радугин К.А.Радугин. Они перечисляют семь функций: познавательную, прикладную, социального контроля, социального планирования, идеологическую и гуманистическую (53, С. 16 – 17).
Приведенные уровни социологического знания и функции представляют собой нечто единое: целостность, которая и является социологией.
Таким образом, как утверждает В.А.Ядов "социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую теорию о становлении, развитии, изменениях и функционировании социальных общностей разного уровня и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типические социальные действия людей; социология включает специальные социологические теории, имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией, еще более специализированные прикладные разработки частных социальных проблем, нуждающихся в практическом решении в данных особых условиях социальной действительности. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных процессов в отдельных обществах и человеческой цивилизации как целого мира пространства, находящихся в постоянном изменении вследствие деятельностной сущности социальных субъектов (65, С. 42 – 43).