История возникновения Древнерусского государства тесно связана с так называемой норманнской теорией. В течение более 200 лет, с первых попыток создания научной истории России шли ожесточенные споры о роли варяжских князей и их дружин в образовании государства у восточных славян, о происхождении слова “Русь”. Предпринимались попытки разделить историков на норманнистов и антинорманнистов в зависимости от того, как они рассматривали роль варягов в образовании Древнерусского государства. В ходе острых дискуссии было сделано немало ценных открытий, которые способствовали научному решению проблемы.

Современная историческая наука дала ответ практически на все казавшиеся спорными вопросы. Известные ученые в России и других странах не признают эпизод о призвании варягов, изложенный в летописи, как решающий в истории древнерусской государственности. Крупнейшие дореволюционные историки С.М. Соловьев, В.О. Ключевский придерживались примерно такой же позиции, ограничиваясь лишь изложением летописной версии. Встречающиеся до сих пор околонаучные домыслы носят, скорее всего, политический характер.

В чем суть “норманнской проблемы”? Начнем с летописных известий. Первое сообщение летописца о народах, живущих на берегах Балтийского (Варяжского) моря: “По сему же морю Варяжскому седет Варязи...”, “И то Варязи: Свей, Урмане (норвежцы), Готе, Русь, Англяне”. Таким образом, родовое понятие варягов включает ряд племен и народов скандинавского и северогерманского происхождения. Русь — одно из этих племен. Другой рассказ — о призвании варягов. Летописец повествует, что варяги уже владели Чудью и новгородскими славянами, собирали с них дань. Потом варягов изгнали, но установить внутренний мир и спокойствие среди славян не удалось. “И реша сами в соби: "Поищемъ собе князя, иже бы володель нами и судилъ по праву", "И идоша за море к варягам, к Руси"”. А дальше подробно рассказывается о том, как три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — откликнулись на этот зов и стали княжить в Новгороде, Белозерске и Изборске (близ Пскова). Что может добавить современная наука и как она толкует летописные известия?

1. О варягах знали не только киевский летописец, но и византийцы, арабы. Им они известны под названием “варенги”. Известна и родина варягов — Скандинавия, а точнее, Норвегия. Это были купцы, отряды воинов, которые по Днепру добирались до Византии задолго до летописного рассказа.

2. Наиболее острые споры вызывало происхождение термина “Русь”. По одним версиям, “русь” — норманнское племя, или общее название варягов. Финны называют шведов “руотси”. Есть такое слово и в эстонском языке. Но византийские и арабские источники упоминают народ “русь”, проживавший в Северном Причерноморье. Сохранилось много топонимов с элементами слова “русь”.

Заслуживают внимания выводы крупнейшего филолога и историка, исследователя древнерусской летописи А.А. Шахматова, по утверждению которого одно из варяжских племен “русь” пришло к Черному морю еще до призвания варягов.

Противники норманнской теории пытались вывести название “Русь” из разных языков, даже из грузинского и древнееврейского.

3. Еще дореволюционные историки установили, что эпизод о призвании князей встречается в преданиях многих народов, и киевский летописец, очевидно, использовал известные ему эпические сказания. Вызывает сомнение дата призвания Рюрика и его братьев — 862 г. Да и о самом Рюрике нет достоверных сведений. В истории он остался полулегендарной личностью.

4. Однако первые киевские князья носили скандинавские имена: Олег (Хельги), Ольга (Хельга), Игорь (Ингвар). В византийских источниках сохранились скандинавские имена дружинников Олега, участвовавших в заключении договора с Византией. Византийский император Константин Багрянородный перечисляет названия Днепровских порогов на славянском и русском (скандинавском) языках. Сказанное свидетельствует о наличии варяжского элемента в верхушке славянского общества в период образования Древнерусского государства. Но известно также, что варяги не оказали никакого влияния на внутренние процессы развития славянских народов. Все исторические исследования подтверждают, что в VIII—IX вв. восточные славяне находились на стадии образования классового общества и государства. Варяжские князья и их дружина, которые интегрировались в славянское общество, включались в ход становления государственности у славянских племен. Но в этих сложных исторических событиях они не играли самостоятельной роли и не оказывали на них решающего влияния.