22.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

22.2. Организация работы комиссии по ЧС объекта

22.3. Устойчивость работы объектов народного хозяйства в ЧС

22.4. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

22.5. Своевременное оповещение населения

22.6. Способы защиты населения при радиоактивном и химическом заражении местности

22.7. Обеспечение населения и формирований средствами ПР и ПХЗ

22.8. Укрытие населения в защитных сооружениях

22.9. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты

22.10. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля

22.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС

В соответствии с Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11 ноября 1994 г. функционирует Единая российская государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами и средствами для того, чтобы защитить население и национальное достояние от воздействия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основная цель РСЧС – объединение усилий центральных органов представительных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС.

РСЧС базируется на нескольких постулатах:

  • признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;
  • соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;
  • приоритет профилактической работе;
  • комплексный подход при формировании системы, т. е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;
  • построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), территориальный (территория субъекта РФ), местный (район, город) и объектовый (организация, предприятие).

Территориальная подсистема РСЧС предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории. Главный руководящий орган — комиссия по ЧС (КЧС) по защите населения и территорий. Рабочими органами территориальных КЧС являются штабы по делам ГО и ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Функциональные подсистемы РСЧС создают в министерствах, ведомствах и организация РФ. Задача их состоит в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды и обстановкой на потенциально опасных объектах ликвидации ЧС, защите персонала и населения территорий.

Например, экологическая безопасность возложена на Минприроды России; наблюдение и контроль за стихийными явлениями — на Росгидромет; контроль обстановки потенциально опасных объектах — на Госатомнадзор и Госгортехнадзор России; экстренная медицинская помощь – на Минздрав; противопожарная безопасность — на МВД России.

Руководство всей системой РСЧС осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС России).

Силы и средства системы РСЧС подразделяются на:

  • силы и средства наблюдения и контроля;
  • силы и средства ликвидации последствий ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг и контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; служб защиты животных и растений Минсельхозпрода; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований Госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС РФ, соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров и спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции центрального аэромильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Территория РФ разделена на 9 регионов, в которых созданы региональные центры (РЦ) РСЧС (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Чита, Хабаровск).

Система РСЧС функционирует в трех режимах:

1. Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической и сейсмической обстановке.

2. Режим повышенной готовности — функционирование систем при ухудшении обстановки и получении прогноза о возможности возникновения ЧС, угрозе войны.

3. Чрезвычайный режим — функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения современных средств поражения.

Решение о введении соответствующих режимов в зависимости от масштабов ЧС принимает Правительство, или соответствующие комиссии по ЧС.

22.2. Организация работы комиссии по ЧС объекта

Режим деятельности КЧС. Деятельность КЧС по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте в зависимости от обстановки осуществляется в трех режимах функционирования системы предупреждения и ликвидации ЧС.

Режим повседневной деятельности — функционирование системы в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий – это планомерное осуществление мер по предупреждению ЧС и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

В режиме повышенной готовности КЧС обязана оценить возникшие угрозы, вероятные сценарии развития обстановки, принять меры к усилению дежурно-диспетчерской службы контроля и наблюдения по приведению в готовность сил и средств и уточнению планов их действий.

При необходимости из КЧС объекта может быть сформирована оперативная группа для выявления причин ухудшения обстановки на объекте, выработки предложений по предотвращению чрезвычайной ситуации, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в случае ее возникновения, по организации защиты персонала объекта и окружающей среды непосредственно в районе бедствия.

Состав оперативной группы (ОГ) определяют заблаговременно, в который входят руководитель ОГ — заместитель председателя комиссии (главный инженер) и члены группы — начальник аварийно-технической службы, начальник противопожарной службы, заместитель начальника отдела ГО и ЧС.

В режиме чрезвычайной ситуации основная деятельность КЧС заключается в непосредственном руководстве ликвидацией ЧС и защите персонала от возникающих (ожидаемых) опасностей.

Планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС проводит председатель КЧС объекта. Планирование предусматривает решение основных вопросов организации действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте, главными из которых являются:

22.3. Устойчивость работы объектов народного хозяйства в ЧС

Под устойчивостью функционирования народною хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимают способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенною характера.

Устойчивость функционирования территории в чрезвычайных ситуациях (Устойчивость территории в ЧС) – это способность территориальных народно-хозяйственных структур нормально функционировать в условиях риска возникновения чрезвычайных ситуаций, противостоять воздействию поражающих факторов, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам народного хозяйства, а также обеспечивать ликвидацию чрезвычайных ситуаций в минимально короткий срок на соответствующей территорий.

Под устойчивостью работы объекта народного хозяйства (экономики) в чрезвычайных ситуациях (Устойчивостью объекта в ЧС) понимается способность предприятия, учреждения и (или) другой народнохозяйственной структуры предупреждать возникновение производственных аварий и катастроф, противостоять воздействию поражающих факторов с целью предотвращения или ограничения угрозы жизни и здоровью персонала и проживающего вблизи населения и материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткий срок.

Подготовка территории к функционированию в чрезвычайных ситуациях (Подготовка территории к ЧС) комплекс экономических, организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, заблаговременно проводимых на территории республики в составе Российской Федерации, края, области или другого административно-территориального образования с целью обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

Актуальность задачи повышения устойчивости функционирования (ПУФ) в настоящее время характеризуется следующими обстоятельствами:

  • во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новых войн, в том числе локальных;
  • во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени, и прежде всего авария на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса, усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более наукоемких, мощных, сложных технологических систем и машин возрастает ущерб, наносимый народному хозяйству в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий.

В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, облает, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для лих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев является:

1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение, производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

3. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости как в территориальных звеньях с учетом их особенностей, так и в отраслях и по объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив развития.

К основным факторам, влияющим на устойчивость функционирования объектов, относят:

  • район расположения объекта, включая климат, сейсмическую обстановку, рельеф местности, наличие ХОО и РОО, источников возможных пожаров и затоплений и т.п.;
  • внутренняя планировка и застройка территории объекта, в том числе плотность застройки, унификация строительных элементов, насыщенность застройки сложными сооружениями, коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, характеристики зданий и сооружений, наличие убежищ;
  • системы управления, включая пункты управления, узлы связи, системы оповещения;
  • характеристики технологического прогресса, в том числе возможность перехода на работу в военное время, включая выпуск оборонной продукции;
  • производственные и другие внешние связи объекта;
  • способность и подготовленность объекта к восстановлению производства, включая обученность и квалификацию персонала; наличие резервов и запасов; строительных и ремонтных мощностей, принадлежащих или приданых объекту.

Анализ основных факторов, влияющих на устойчивость функционирования объекта, включающий предварительное обследование условий, обстановки, отдельных элементов и других характеристик представляет собой исследование устойчивости работы ОНХ, которое является постоянным, динамическим процессом.

Исследование проводится рабочими группами специалистов во главе с руководителями служб и объекта ГО, начальником штаба ГО. Результатами исследований являются:

  • оценка воздействия поражающих факторов различных источников ЧС мирного и военного времени;
  • опенка надежности защиты рабочих и служащих;
  • оценка устойчивости всех систем и элементов объекта;
  • обобщение полученных результатов и разработка комплекса мероприятий по ПУФ объекта;
  • планирование мероприятий на мирное время и на период угрозы нападения противника.

Кроме того, проводятся исследования в общегосударственном, региональном, территориальном и отраслевом масштабах силами специальных НИИ и служб.

К плану основных мероприятии разрабатываются ряд предложений, основными из которых следует считать следующие:

  • схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и числа работающих в них),
  • график безаварийной остановки производства;
  • схема расположения пожарных гидрантов;
  • список руководящего состава предприятия (домашний адрес, телефон);
  • перечень невоенизированных формирований;
  • ведомость обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;
  • ведомость обеспечения формирований необходимыми приборами, другим имуществом ГО;
  • режимы радиационной защиты;
  • список аварийно-технических служб района (города);
  • перечень организаций района (города), обеспечивающих оказание экстренной медицинской помощи;
  • формализованный бланк расчета ущерба при ЧС.

При подготовке исходных данных для планирования необходимо иметь в виду, что одним из документов, которым можно пользоваться, является “Декларация безопасности промышленного объекта”. Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля1995г. г4б75 утверждено Положение о декларации безопасности и промышленного объекта Российской Федерации.

22.4. Осуществление мероприятий по защите персонала объекта при угрозе и возникновении ЧС

Мероприятия по защите персонала. С получением информации об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации КЧС объекта начинает функционировать в режиме повышенной готовности и принимает на себя непосредственное руководство всей деятельностью объектового звена РСЧС. Дежурная служба докладывает обстановку председателю КЧС и оповещает членов комиссии. Председатель КЧС проверяет достоверность полученных данных и дополнительных сведений об обстановке. При необходимости срочно вызывает оперативную группу непосредственно на место, где создалась угроза ЧС.

Комиссия по ЧС с момента получения, данных об угрозе возникновения ЧС должна:

  • обеспечить выполнение всего комплекса мероприятий по защите персонала объекта и населения в сжатые сроки;
  • принять решения заблаговременно, в возможно ранние сроки, в соответствии со складывающейся обстановкой;
  • выбрать мероприятия и осуществить их в последовательности, определяемой обстановкой.

Осуществление мероприятий по защите персонала объекта, предупреждению ЧС или уменьшению возможного ущерба от них комиссия проводит на основе Плана по предупреждению и ликвидации ЧС, в который вносят уточнения с учетом ожидаемого вида (типа) ЧС и складывающейся обстановки.

Руководитель объекта — председатель КЧС с возникновением угрозы ЧС вводит в действие п. 1 разд. II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Привлекая всех членов комиссии, руководителей структурных подразделений и командиров формирований, организует и проводит на объекте следующие основные мероприятия:

  • усиливает дежурно-диспетчерскую службу;
  • осуществляет наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных участках объекта и прилегающих к ним территориях;
  • прогнозирует возможность ЧС на объекте, ее масштабы и последствия;
  • проверяет системы и средства оповещения и связи;
  • принимает меры по защите персонала и населения, территории и повышению устойчивости работы объекта;
  • повышает готовность сил и средств, предназначенных для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации уточняет планы их действий и при необходимости производит выдвижение к участкам предполагаемых работ (действий);
  • готовит к возможной эвакуации персонал и население прилегающих к объекту участков города (поселка), а при необходимости проводит ее (в загородную зону — только по распоряжению вышестоящей КЧС).

Одновременно информирует КЧС и управление ГО и ЧС города (района) о возникшей угрозе.

Методика и последовательность работы председателя и членов КЧС объекта при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации в каждом конкретном случае будет определяться:

  • типом аварии (с выбросом радиоактивных или сильнодействующих ядовитых веществ, транспортная, пожар и т. п.) или видом стихийного бедствия (землетрясение, наводнение, буря и т. п.);
  • масштабом последствий ЧС (локальная, местная, территориальная, региональная, федеральная);
  • удалением источника аварии от объекта;
  • метеоусловиями на момент возникновения ЧС;
  • рельефом местности и характером застройки;
  • наличием средств индивидуальной и коллективной защиты, а также другими факторами.

С возникновением ЧС по распоряжению руководителя объекта вводится чрезвычайный режим функционирования объектового звена РСЧС и организуется выполнение мероприятий, предусмотренных в разделе II Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС, по защите персонала и территории объекта, по предотвращению развития и ликвидации ЧС.

Первый этап: принятие экстренных мер по защите персонала, предотвращению развития ЧС и осуществление АСР.

К экстренным мерам защиты персонала объекта относятся:

  • оповещение об опасности и информирование о правилах поведения;
  • медицинская профилактика и использование средств защиты, исходя из обстановки;
  • эвакуация работников с участков, на которых существует опасность поражения людей;
  • оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

Для предотвращения или уменьшения последствий ЧС осуществляют предусмотренные планом действия по локализации аварии при остановке или изменении технологического процесса производства, а также по предупреждению взрывов и пожаров.

Одновременно проводятся разведка и оценка складывающейся обстановки, уточняются меры по защите персонала и ликвидации ЧС.

В соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС вводятся и наращиваются силы и средства для проведения АСР, в ходе которых проводят:

  • розыск пострадавших, извлечение их из завалов горящих зданий, поврежденных транспортных средств и эвакуацию (вынос, вывод, вывоз) людей из опасных зон (опасных мест);
  • оказание пострадавшим первой медицинской и другой помощи;
  • локализацию очага поражения, ликвидацию пожаров, разборку завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением.

Работы, связанные со спасением людей, проводятся до полного их завершения. При необходимости председатель КЧС (руководитель работ на участке) организует смену и отдых личного состава формирований на месте работ или в установленных районах. Руководство АСР и ДНР осуществляется на принципах единоначалия в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ.

Председатель КЧС объекта осуществляет общее руководство формированиями и проведением мероприятий в структурных подразделениях с пункта управления объекта или непосредственно на участках работ.

В этом случае руководит работой комиссии в пункте управления заместитель председателя комиссии — начальник отдела ГО и ЧС.

При необходимости и наличии возможности непосредственно в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления.

Связь является основным средством, обеспечивающим управление службами, формированиями и структурными подразделениями объекта. Она осуществляется в соответствии с решением председателя КЧС и указаниями начальника отдела ГО и ЧС объекта и распоряжением по связи вышестоящих КЧС.

Ответственность за организацию связи и оповещение несет начальник отдела, а непосредственно организует и обеспечивает связь и оповещение начальник службы оповещения и связи ГО объекта

Для связи используют радио, проводные, подвижные и сигнальные средства. Средства связи КЧС и формирований, привлекаемых к ведению АС и ДНР, должны применяться комплексно и обеспечивать надежность, достоверность и быстроту передачи приказов, распоряжений, сигналов оповещения и различной информации.

В ходе работ организуется комендантская служба, охрана материальных ценностей, учет пострадавших и погибших. Медицинская помощь пострадавшим оказывается в порядке само- и взаимопомощи, силами медицинского персонала формирований, на медицинском пункте объекта и в ближайших лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения.

На втором этапе решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в результате бедствия. Проводятся работы по восстановлению энергетических и коммунальных сетей, линий связи, дорог и сооружений в интересах обеспечения спасательных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения. Осуществляется санитарная обработка людей, дезактивация, дегазация, дезинфекция одежды и обуви, транспорта, техники, дорог, сооружений, территорий объекта. Создаются необходимые условия для жизнеобеспечения пострадавшего населения, сохранения и поддержания здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зонах ЧС и при эвакуации (временном отселении).

Основные мероприятия по жизнеобеспечению пострадавшего и эвакуируемого населения проводятся под руководством КЧС местных территориальных органов власти с привлечением КЧС объектов, они включают:

  • временное размещение населения, оставшегося без крова;
  • обеспечение людей незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
  • создание условий для нормальной деятельности предприятии коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
  • организацию учета и распределения материальной помощи;
  • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
  • проведение работы среди населения по снижению последствий психического воздействия ЧС, ликвидации шоковых состояний;
  • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью.

О возникшей чрезвычайной ситуации, ходе ее ликвидации и окончательных результатах в установленном порядке представляются донесения в вышестоящую комиссию по ЧС и органы управления ГО и ЧС.

22.5. Своевременное оповещение населения

Среди комплекса мероприятий по защите населения при возникновении чрезвычайных ситуаций особо важное место принадлежит организации своевременного его оповещения, которое возлагается на органы ГО.

Оповещение организуется средствами радио и телевидения. Для того чтобы население вовремя включило эти средства оповещения, используют сигналы транспортных средств, а также прерывистые гудки предприятий.

Завывание сирен, прерывистые гудки предприятий и сигналы транспортных средств означают предупредительный сигнал “Внимание всем!”. Услышав этот сигнал, надо немедленно включить теле- и радиоприемники и слушать экстренное сообщение местных органов власти или штаба ГО. Все дальнейшие действия определяются их указаниями.

При аварии на химически опасном объекте содержание информации может быть следующим:

“Внимание! Говорит штаб ГО. Граждане! Произошла авария на мясокомбинате с выливом СДЯВ — аммиака. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении населенного пункта Знаменка. В связи с этим населению, проживающему на улицах Некрасова, Кузнечная, Заводская, необходимо находиться в помещениях. Провести дополнительную герметизацию своих квартир и домов.

Населению, проживающему на улицах Заречная, Зеленая и Ямская, немедленно покинуть жилые дома и выйти в расположение Лысой горы. О полученной информации сообщить соседям. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО”.

При возможном землетрясении:

“Внимание! Говорит штаб ГО. Граждане! В связи с возможным землетрясением примите необходимые меры предосторожности: отключите газ, воду, электричество, погасите огонь в печах. Оповестите соседей о полученной информации. Возьмите подходящую одежду, документы, продукты питания, воду и выйдите на улицу. Окажите помощь престарелым и больным. Займите место вдали от зданий и линий электропередач.

Находясь в помещении во время первого толчка, встаньте в дверной или оконный проем. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям штаба ГО”.

При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабом ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО.

В последующем при непосредственной опасности ударов противника с воздуха подается сигнал “Воздушная тревога!”. Ему предшествует сигнал “Внимание всем!”, а затем средствами радио и телевидения будет передано: “Внимание! Внимание! Говорит штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной защиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности.

Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны!”

После сигнала “Внимание всем!” может последовать и другая информация, например о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения.

22.6. Способы защиты населения при радиоактивном и химическом заражении местности

Защита населения при радиоактивном загрязнении (заражении).

Основными способами защиты населения при радиоактивном загрязнении (заражении) являются:

  • оповещение об опасности радиоактивного загрязнения;
  • укрытие в защитных сооружениях (убежищах, ПРУ), а при их отсутствии — в знаниях с немедленной герметизацией окон, дверей, вентиляционных отверстий и т. п.;
  • использование индивидуальных средств защиты (противогазов, респираторов), а при их отсутствии — ватно-марлевых повязок;
  • использование профилактических противорадиационных препаратов из АИ-2;
  • исключение потребления загрязненных продуктов и воды;
  • соблюдение правил (режимов) поведения людей на загрязненной территории;
  • эвакуация при необходимости населения с загрязненных территорий;
  • ограничение доступа на загрязненную территорию;
  • санитарная обработка людей, дезактивация одежды, техники, сооружений и других объектов.

Порядок действия и правила поведения людей в зараженном РВ районе определяются радиационной обстановкой.

При умеренном заражении необходимо находиться в ПРУ от нескольких часов до суток, а затем можно перейти в обычное помещение, выход из которого в первые сутки разрешается не более чем на 4 ч. Предприятия и учреждения продолжают работу в обычном режиме.

При сильном заражении находиться в укрытии нужно до трех суток, в последующие четверо суток допустимо пребывание в обычном помещении, выходить из которого ежесуточно можно не более чем на 3—4 ч. Предприятия и учреждения работают по особому режиму, при этом работы на открытой местности прекращаются на срок от нескольких часов до нескольких суток.

В случае опасного и чрезвычайно опасного заражения продолжительность пребывания в укрытии составляет не менее трех суток, после чего можно перейти в обычное помещение, но выходить из него следует только при крайней необходимости и на непродолжительное время.

Воду для питья и приготовления пищи следует брать только из водопровода и защищенных колодцев. Все продукты в герметичной таре, а также хранившиеся в холодильниках, шкафах, подполье, в стеклянной и эмалированной посуде, в полиэтиленовых мешках, пригодны к употреблению.

Следует иметь в виду, что радиоактивному загрязнению (заражению) подвергаются лишь верхние слои незащищенных продуктов. Ни в коем случае нельзя уничтожать продовольствие, зараженное РВ.

После удаления верхнего слоя или спустя некоторое время вследствие естественной дезактивации оно станет пригодным к употреблению.

Защита населения при химическом заражении.

Основными способами защиты населения на химически опасных объектах являются:

  • оповещение об опасности химического заражения;
  • укрытие в защитных сооружениях (убежищах);
  • использование индивидуальных средств защиты (противогазов и средств защиты кожи);
  • применение антидотов и ИПП;
  • соблюдение режимов поведения (защиты) на зараженной территории;
  • эвакуация людей из зоны заражения;
  • санитарная обработка людей, дегазация одежды, территории, сооружении, транспорта, техники, имущества.

При угрозе или возникновении аварии на химически опасном объекте немедленно в соответствии с заранее разработанными планами производится оповещение работающего персонала и проживающего вблизи населения. Население по сигналу оповещения надевает средства защиты органов дыхания и выходит из зоны заражения в указанный район.

Организуется разведка, которая устанавливает место аварии, вид СДЯВ, степень заражения территории, воздуха, состояние людей в зоне заражения, границы зон заражения, направление и скорость ветра в приземном слое и направление распространения зараженного воздуха.

Устанавливается оцепление зон заражения и организуется регулирование движения.

Пораженные после оказания им помощи доставляются в незараженный район, а при необходимости в лечебное учреждение.

Продукты питания и вода, оказавшиеся в зоне заражения, подвергаются проверке на зараженность, после чего принимается решение на их дегазацию или уничтожение.

При выполнении режимов поведения необходимо помнить, что чем скорее люди покинут зараженную местность, тем меньше опасность их поражения.

Преодолевать зараженную территорию следует быстро, стараясь не поднимать пыль и не прикасаясь к окружающим предметам. На зараженной территории нельзя снимать средства защиты, курить, принимать пищу, пить воду.

При обнаружении на коже (руках, шее), одежде капель ОВ необходимо обработать эти места жидкостью из ИПП.

После выхода из района заражения необходимо пройти санитарную обработку со сменой белья и при необходимости всей одежды.

22.7. Обеспечение населения и формирований средствами ПР и ПХЗ

Штаб ГО объекта совместно со службами организует накопление, хранение и поддержание в постоянной технической готовности средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и медицинских средств.

Хранение средств индивидуальной защиты (СИЗ) организуется как можно ближе к рабочим местам (в цехах, отделах, бюро). Если такой возможности нет, то СИЗ хранят на складе (по цехам и отделам). В мирное время это имущество периодически подвергается лабораторному контролю.

Обеспечиваются СИЗ и медицинскими средствами в первую очередь личный состав формирований ГО, а также рабочие и служащие, продолжающие работу в условиях чрезвычайных ситуаций на объекте. Личный состав формирований, кроме того, обеспечивается респираторами.

Все неработающее население, несмотря на то, что оно обеспечивается противогазами, должно иметь простейшие средства защиты органов дыхания — ватно-марлевые повязки и противопыльные тканевые маски, изготовляемые самостоятельно или местной промышленностью. Табельными средствами защиты кожи обеспечиваются только формирования ГО для ведения работ в условиях заражения ОВ, РВ, БС и СДЯВ. Дети обеспечиваются средствами защиты органов дыхания.

Выдача СИЗ на объектах народного хозяйства производится по цехам и отделам при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации. Население, не занятое в производстве, получает средства защиты по месту жительства. Часть городского населения, возможно, будет получать средства зашиты на приемных пунктах в загородной зоне. Одновременно с выдачей противогазов производится подгонка и проверка их технического состояния.

22.8. Укрытие населения в защитных сооружениях

Защитные сооружения предназначаются для защиты людей от последствий аварий (катастроф) и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов ОМП и обычных средств нападения, воздействия вторичных поражающих факторов ядерного взрыва.

Защитные сооружения подразделяются:

по назначению: для защиты населения, для размещения органов управления (КП, ПУ, УС) и медицинских учреждений;

по месту расположения: встроенные, отдельно стоящие, метрополитены, в горных выработках;

по срокам строительства: возводимые заблаговременно и быстровозводимые;

по защитным свойствам: убежища п противорадиационные укрытия (ПРУ), а также простейшие укрытия — щели (открытые и перекрытые).

Убежища обеспечивают наиболее надежную защиту людей от всех поражающих факторов (высоких температур и вредных газов в зонах пожаров, взрывоопасных, радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, обвалов и обломков разрушенных зданий и сооружений и др.), а также ОМП и обычных средств нападения.

Убежища по своим защитным свойствам делятся на пять классов — по вместимости: на малке (150—300 чел.), средние (300—600 чел.), большие (более 600 чел.); по месту расположения: на встроенные, отдельно стоящие, метрополитены и в горных выработках; по обеспечению фильтровентиляционными устройствами (ФВУ): с ФВУ промышленного изготовления и упрощенным оборудованием из подручных материалов; по срокам строительства: построенные заблаговременно и быстровозводимые.

Убежища должны возводиться с учетом следующих основных требований:

1. Обеспечивать непрерывное пребывание в них людей не менее двух суток.

2. Строиться на участках местности, не подвергающихся затоплению.

3. Быть удаленными от линий водостока и напорной канализации. Не допускается прокладка транзитных инженерных коммуникаций через убежища.

4. Иметь входы и выходы с той же степенью защиты, что и основные помещения, а на случай завала — аварийные выходы.

Убежища должны быть оборудованы:

вентиляцией;

санитарно-техническими устройствами;

средствами очистки воздуха от ОВ, РВ и БС.

Убежище состоит из основных и вспомогательных помещений.

К основным относятся помещения для укрываемых, пунктов управления и медпунктов, а в убежищах лечебных учреждений также операционно-перевязочные и предоперационно-стерилизационные. К вспомогательным относятся фильтровентиляционные помещения (ФВП), санитарные узлы, защищенные дизельные электростанции (ДЭС), помещения для хранения продовольствия, тамбур-шлюзы, тамбуры, станция перекачки и помещение для кислородных баллонов, а в убежищах лечебных учреждений также буфетные и санитарные комнаты.

В помещениях для укрываемых норма площади на одного человека составляет 0,5 м2 при двухъярусном и 0,4 м2 при трехъярусном расположении нар, в рабочих помещениях пунктов управления — 2 м2 на одного работающего.

В помещениях устанавливаются двух- или трехъярусные нары: нижние — для сидения из расчета 0,45х0,45 м на человека, верхние — для лежания из расчета 0,55х1,8 м на человека. Количество мест для лежания должно составлять 20% вместимости убежища при двухъярусном расположении нар и 30% — при трехъярусном.

В убежищах в необходимом количестве размещают оборудование, мебель, приборы, инструменты, ремонтные материалы, противопожарное и медицинское имущество и др.

Система воздухоснабжения должна обеспечивать очистку наружного воздуха, требуемый его обмен.

Система воздухоснабжения убежища включает в себя: оголовки, воздухозаборы, противовзрывные устройства, а также предфильтры, фильтры, вентиляторы, гермоклапаны (которые могут входить в состав фильтровентиляционных комплектов и агрегатов) и устройства регенерации и кондиционирования воздуха.

Снабжение убежищ воздухом осуществляется с помощью фильтровентиляционных систем по режиму чистой вентиляции, когда воздух очищается только от пыли в противопыльных фильтрах (режим I), и фильтровентиляции, когда воздух очищается от ОВ, РВ, БС в фильтрах-поглотителях (режим II).

В местах, где возможна загазованность приземного слоя воздуха СДЯВ и продуктами горения, в убежищах следует предусматривать режим изоляции и регенерации внутреннего воздуха (режим III) и создание подпора.

Количество наружного воздуха, подаваемого в убежище, принимается:

при режиме I от 8 до 13 м3/чел. в час (в зависимости от того, в какой климатической зоне расположено убежище),

при режиме II — 2 м3/чел. в час.

В убежищах, расположенных в 3-й н 4-й климатических зонах, где средняя температура самого жаркого месяца составляет соответственно 25...30° С и более 30° С, для режима II допускается увеличение количества подаваемого воздуха до 10 м3/чел. в час.

Электроснабжение убежищ необходимо для питания электродвигателей системы воздухоснабжения, откачки фекальных вод, освещения и осуществляется от сети города (предприятия).

При невозможности использования электроэнергии городской сети в убежищах применяются защищенные источники электроснабжения — дизельные электростанции (ДЭС).

В убежищах без ДЭС предусматриваются местные источники освещения (переносные электрические фонари, аккумуляторные светильники и др.), а обеспечение воздухом осуществляется с помощью электроручных вентиляторов.

Каждое убежище должно иметь телефонную связь с пунктом управления предприятия и громкоговорители, подключенные к городской и местным радиотрансляционным сетям.

Водоснабжение и канализация убежищ осуществляются на базе городских и объектовых водопроводных и канализационных сетей. На случай их отключения или повреждения создаются аварийные запасы воды (из расчета 3 л/чел, в сут) и аварийные резервуары для сбора стоков.

Запас продуктов питания создается из расчета не менее чем на двое суток для каждого укрываемого.

Отопление убежищ осуществляется от отопительной сети предприятия (здания) по самостоятельным ответвлениям, отключаемым при заполнении убежища людьми.

Трубы инженерных сетей внутри убежища окрашиваются в соответствующий цвет: белый — воздухозаборные трубы режима чистой вентиляции; желтый — воздухозаборные трубы режима фильтровентиляции; красный — трубы режима вентиляции при пожаре (до теплоемкого фильтра); черный — трубы электропроводки; зеленый — водопроводные трубы; коричневый — трубы системы отопления. На всех трубах (кроме труб электропроводки) в местах их ввода стрелками указывают направление движения воздуха или воды.

При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации при недостатке заблаговременно построенных убежищ строятся быстровозводимые убежища из готовых строительных элементов (сборного железобетона, элементов коллекторов инженерных сооружений городского подземного хозяйства и др.). В них также должны быть помещения для укрываемых (высотой не менее 1,9 м), места для размещения ФВУ простейшего или промышленного изготовления, санузел, входы и выходы, аварийный выход, аварийный запас воды, продуктов.

Внутреннее оборудование быстровозводимых убежищ такое же, как и заблаговременно построенных, но с упрощенными ФВУ. Так, фильтры в воздухозаборниках делаются из материи — по режиму чистой вентиляции и песчано-гравийные — по режиму фильтровентиляции; связь — телефонная и с помощью репродукторов; освещение — с помощью электрофонарей, аварийное — с помощью свечей.

Вместимость быстровозводимых убежищ — от 50 до 300 человек.

22.9. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты человека от попадания внутрь организма, на кожные покровы и повседневную одежду РВ, ОВ и БС. В условиях возникновения чрезвычайных ситуаций никакие защитные мероприятия ГО не исключают применение СИЗ населением страны; при необходимости они могут быть использованы людьми даже при нахождении в убежищах и ПРУ.

СИЗ по своему предназначению делятся на средства защиты органов дыхания, глаз и кожи лица и средства защиты кожи. По способу контактирования человека с внешней средой СИЗ делятся на изолирующие и фильтрующие.

Кроме средств индивидуальной защиты, существуют медицинские средства защиты.

Средства защиты органов дыхания.

Фильтрующие противогазы. Фильтрующий противогаз предназначен для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от воздействия ОВ, РВ, БС, СДЯВ, а также различных вредных примесей, присутствующих в воздухе.

В настоящее время имеются фильтрующие гражданские противогазы различной модификации и промышленные противогазы.

В системе ГО страны для защиты населения используются следующие фильтрующие противогазы: для взрослого населения – ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В; для детей – ПДФ-Ш, ПДФ-Д, ПДФ-2ш, ПДФ-2Д, КЗД.

В состав комплекта гражданского фильтрующего противогаза ГП-5 входят два основных элемента: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-5 и лицевая часть ШМ-62у. Кроме того, противогаз комплектуется сумкой, наружными утеплительными манжетами НМУ-1 и коробкой с незапотевающими пленками.

Внутри фильтрующе-поглощающей коробки ГП-5 расположены противоаэрозольный фильтр и шихта. Лицевая часть ШМ-62у представляет собой шлем-маску, изготовленную на основе резины из натурального или синтетического каучука. В шлем-маску вмонтированы очковый узел и клапанная коробка. Клапанная коробка имеет один вдыхательный и два выдыхательных клапана и служит для распределения потоков воздуха. Незапотевающие пленки изготавливаются из целлюлозы и имеют одностороннее желатиновое покрытие. Они устанавливаются с внутренней стороны стекол противогаза желатиновым покрытием к глазам и фиксируются прижимными кольцами. Желатин равномерно впитывает конденсированную влагу, тем самым сохраняется прозрачность пленки. Утеплительные манжеты используются только зимой при температуре ниже -10° С. Манжета надевается на обойму очков с внешней стороны. Пространство между стеклами манжет и очков предохраняет очки шлем-маски от замерзания.

Противогаз ГП-5м отличается от противогаза ГП-5 шлем-маской. Шлем-маска ШМ-66му, входящая в комплект противогаза ГП-5м, в отличие от ШМ-62у имеет переговорное устройство мембранного типа и вырезы для ушей.

В состав комплекта фильтрующего противогаза ГП-7 входят: фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к, лицевая часть в виде маски гражданского противогаза (МГП), сумка, гидрофобный трикотажный чехол, коробка с незапотевающими пленками, утеплительные манжеты. Фильтрующе-поглощающая коробка ГП-7к по конструкции аналогична коробке ГП-5, но с улучшенными характеристиками. Лицевая часть МГП представляет собой маску объемного типа с наголовником в виде резиновой пластины с пятью лямками и уступами для регулирования. Гидрофобный трикотажный чехол надевается на противогазовую коробку и служит для предохранения ее от заражения, снега, пыли и влаги.

В состав комплекта противогаза ГП-7В входит лицевая часть МГП-В, которая аналогична лицевой части МГП, но дополнительно под переговорным устройством имеет приспособление для приема воды, представляющее собой резиновую трубку с мундштуком и ниппелем. Оно может подсоединяться с помощью специальной крышки к фляжке.

Детский фильтрующий противогаз ПДФ-Ш предназначен для детей школьного возраста от 7 до 17 лет, а противогаз ПДФ-Д — для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет. Противогазы ПДФ-Ш, ПДФ-Д комплектуются фильтрующе-поглощающими коробками ГП-5 и лицевыми частями МД-3 или ШМ-62у. Лицевая часть МД-3 представляет собой объемную маску из мягкой эластичной резины с очками и наголовником. В корпус маски вмонтирован металлический патрубок, в котором в середине размещается клапан вдоха. На патрубке вдоха крепится соединительная гофрированная трубка. В нижней части корпуса маски находится узел выдоха, в котором размещены два выдыхательных клапана. Клапаны выдоха закреплены в пластмассовых седловинах таким образом, что между ними образуется небольшая камера. Фиксация клапанов в резиновом патрубке обеспечивается за счет съемной пластмассовой втулки, которая надевается на резиновый патрубок. Снаружи узел выдоха защищен пластмассовым экраном. Корпус маски имеет пять лапок для присоединения с помощью пластмассовых пряжек наголовника, служащего для закрепления маски на голове. Наголовник аналогичен лицевой части МГП.

Камера защитная детская (КЗД) предназначена для защиты детей в возрасте до 1,5 лет от 0В, РВ и БС в интервале температур от 30° С до -30° С. В комплект входит камера защитная детская КЗД, накидка для защиты от атмосферных осадков, картонная коробка п полиэтиленовый мешок для хранения камеры.

Основным узлом камеры является оболочка, которая представляет собой мешок из прорезиненной ткани. Оболочка монтируется на разборном металлическом каркасе, который вместе с поддоном образует кроватку-раскладушку. В оболочку камеры вмонтированы два диффузно-сорбирующих элемента, через которые воздух снаружи, очищаясь, проникает внутрь камеры.

Для наблюдения за ребенком в оболочке камеры имеется два смотровых окна, а для ухода — рукавицы из прорезиненной ткани. Ребенок помещается в камеру через специальное отверстие, которое герметизируется. Переносится камера с помощью плечевой тесьмы. Непрерывный срок пребывания ребенка в камере — до 6 ч. Подготовленная к использованию камера весит около 4 кг.

Противогаз будет являться надежным средством защиты, если он исправен и его лицевая часть подобрана по размеру. Правильно подобранная шлем-маска (маска) должна плотно прилегать к лицу, не вызывая болевых ощущений. Для подбора необходимого размера шлем-маски нужно измерить голову по замкнутой линии, проходящей через макушку, щеки и подбородок. Измерение округляют до 0,5 см. При величине измерения до 63 см берут нулевой рост, от 63,5 до 65,5 см — первый, от 66 до 68 см — второй, от 68,5 до 70,5 см (для ШM-66му от 68,5 и более) — третий, от 71 см и более — четвертый рост шлем-маски.

Подбор маски М-49 осуществляется по результату измерения высоты лица, т. е. расстояния между точкой наибольшего углубления переносицы и самой нижней точкой подбородка на средней линии оси лица. При величине измерения от 99 до 109 мм берут первый рост, от 109 до 119 мм — второй и от 119 мм и выше — третий рост маски.

Таблица 5.14. Подбор маски МД-3 детских противогазов

Наименование измерений

Рост маски

1

2

3

4

Высота лица, мм

до 72

72—87

63-95

96-103

Для подбора маски любого детского противогаза измеряют высоту лица, затем по таблице 5.14 определяют необходимый рост маски. При подборе шлем-маски для противогазов ПДФ-Ш измерения проводят так же, как при подборе шлем-маски для взрослых противогазов.

Правильно подобранная лицевая часть должна плотно прилегать к лицу ребенка п не смещаться при резких поворотах головы, для этого она должна придерживаться за патрубки вдоха и выхода.

Получив противогаз, необходимо осмотреть и проверить на исправность все его части, затем правильно собрать и проверить противогаз на герметичность. Проверенный и исправленный противогаз в собранном виде укладывают в сумку.

Промышленные противогазы. Существует несколько марок промышленных фильтрующих противогазов, которые являются индивидуальным средством защиты органов дыхания и зрения рабочих различных отраслей промышленности, сельского хозяйства от воздействия вредных веществ (газов, паров, пыли, дыма и тумана), присутствующих в воздухе. Промышленные противогазы комплектуются лицевыми частями от гражданских противогазов. В зависимости от состава вредных веществ противогазовые коробки специализированы по назначению и могут содержать в себе один или несколько специальных поглотителей или поглотитель и аэрозольный фильтр. По внешнему виду коробки различного назначения отличаются окраской и буквенными обозначениями (табл. 5.15)

Таблица 5.15. Характеристика промышленных противогазов

Марка коробки Тип коробки. Опознавательная окраска Вреднее вещества, от которых защищает коробка
A, A8 Без противоаэрозольного фильтра (ПАФ), коричневая Пары органических соединений (бензин, керосин, ацетон, бензол, толуол, ксилол, сероуглерод, спирты, эфиры, анилин, газо- и органические соединения бензола и его гомологов, тетраэтилсвинец), фосфор и хлорорганические ядохимикаты
А С ПАФ, коричневая с белой вертикальной полосой То же, а также пыль, дым и туман
В, В8 Без ПАФ, желтая Кислые газы и пары (сернистый газ, хлор, сероводород, синильная кислота, окислы азота, хлористый водород, фосген), фосфор и хлорорганические ядохимикаты
В С ПАФ, желтая с белой вертикальной полосой То же, а также пыль, дым, туман
Г, Г8 Без ПАФ, черная и желтая по вертикали Пары ртути, ртутьорганические ядохимикаты на основе этилмеркурхлорида
Г С ПАФ, черная и желтая с белой вертикальной полосой То же, а также пыль, дым и туман, смесь паров ртути и хлора
Е, Е8 Без ПАФ, черная Мышьяковистый и фосфористый водород
Е С ПАФ, черная с белой вертикальной полосой То же, а также пыль, дым и туман
КД, КД8 Без ПАФ, серая Аммиак, сероводород и их смеси
КД С ПАФ, серая с белей вертикальной полосой То же, а также пыль, дым и туман
М Без ПАФ, красная Оксид углерода в присутствии органических паров (кроме практически несорбирующихся веществ, например метана, бутана, этана, этилена и др.), кислых газов, аммиака, мышьяковистого и фосфористого водорода
М С ПАФ, красная с вертикальной белой полосой То же, а также пыль, дым и туман
СО Без ПАФ, белая Оксид углерода
БКФ С ПАФ, зеленая с белой вертикальной полосой Кислые газы и пары, пары органических веществ, мышьяковистого и фосфористого водорода и различные аэрозоли (пыль, дым и туман)

Примечания:

1. При пользовании противогазом марки Г необходимо вести учет времени работы каждой коробки. По истечении 100 и 80 ч соответственно для марок Г без ПАФ и Г с ПАФ они считаются отработанными и должны заменяться новыми.

2. Отработка фильтрующих коробок марок М и СО определяется по увеличению массы. При увеличении массы коробок М на 35 г и коробок СО на 50 г по сравнению с первоначальной (на корпусе эта масса указана) коробки считаются отработанными и заменяются новыми.

Изолирующие противогазы. Изолирующие противогазы являются специальными средствами защиты органов дыхания, глаз и кожи лица от любых вредных примесей, находящихся в воздухе, независимо от их свойств и концентраций. Они используются также в тех случаях, когда невозможно применение фильтрующих противогазов, например при наличии в воздухе очень высоких концентраций ОВ или любой вредной примеси, кислорода менее 16%, а также при работе под водой на небольшой глубине.

По принципу действия изолирующие противогазы делятся на две группы: противогазы на основе химически связанного кислорода (ИП-4, ИП-5) и на основе сжатого кислорода или воздуха (КИП-7, КИП-8).

Исходя из принципа защитного действия, основанного на полной изоляции органов дыхания от окружающей среды, время пребывания в изолирующем противогазе зависит не от физико-химических свойств 0В, РВ и БС, от их концентраций и т. д., а от запаса кислорода и характера выполняемой работы. Изолирующими противогазами обеспечиваются аварийно-спасательные подразделения ГО.

Респираторы. Респираторы существуют нескольких типов. Они применяются для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли. В системе ГО для взрослого населения наибольшее применение нашел респиратор Р-2 и ШБ-1 (“Лепесток”).

Респиратор Р-2 представляет собой фильтрующую полумаску с оголовьем. Маска снабжена двумя клапанами вдоха и одним клапаном выдоха с предохранительным экраном. Наружная часть полумаски изготовлена из полиуретанового пенопласта зеленого цвета, а внутренняя — из тонкой воздухонепроницаемой полиэтиленовой пленки, в которую вмонтированы два клапана вдоха. Между полиуретаном и полиэтиленом расположен фильтр из полимерных волокон. Респиратор имеет носовой зажим, предназначенный для поджима полумаски к лицу в области переносицы.

Принцип действия респиратора основан на том, что при вдохе воздух последовательно проходит через фильтрующий полиуретановый слой маски, где очищается от грубодисперсной пыли, а затем через фильтрующий полимерный волокнистый материал, в котором происходит очистка воздуха от тонкодисперсной пыли. После очистки вдыхаемый воздух через клапаны вдоха попадает в подмасочное пространство и в органы дыхания. При выдохе воздух из подмасочного пространства выходит через клапан выдоха.

Респираторы Р-2 изготавливаются трех ростов, для подбора которых измеряют высоту лица: 99—109 мм — 1-й рост, 109—119 мм — 2-й и более 119 мм — 3-й. По заказу ГО для детей младшего возраста дополнительно выпускаются респираторы нулевого размера.

До выдачи в пользование респираторы хранятся в заводской упаковке, запаянные в полиэтиленовые пакеты. После вскрытия полиэтиленовый пакет с респиратором закрывают с помощью пластмассового кольца. В таком виде респиратор хранится в противогазовой сумке под лицевой частью противогаза.

Чтобы подогнать респиратор Р-2, нужно: проверить его исправность, надеть полумаску на лицо так, чтобы подбородок и нос разместились внутри нее, одна нерастягивающаяся тесьма оголовья располагалась бы на теменной части головы, а другая — на затылочной; с помощью пряжек, имеющихся на тесемках, отрегулировать их длину (для чего следует снять полумаску) таким образом, чтобы надетая полумаска плотно прилегала к лицу, на подогнанной надетой полумаске прижать концы носового зажима к носу.

Надевание респиратора производится по команде “Респиратор надеть!” или самостоятельно. Делается это так же, как и при его подгонке. При надевании респиратора не следует сильно прижимать полумаску к лицу и обжимать носовой зажим. После снятия респиратора необходимо произвести его дезактивацию — удалить пыль с наружной части полумаски с помощью щетки или вытряхиванием. Внутреннюю поверхность полумаски необходимо протереть тампоном и просушить, после чего респиратор необходимо вложить в полиэтиленовый пакет, который закрыть кольцом и убрать в противогазовую сумку.

Респиратор ШБ-1 (“Лепесток”) широко применялся в Чернобыле при ликвидации аварии на АЭС и хорошо зарекомендовал себя. Это респиратор одноразового пользования, безразмерный, в качестве фильтрующего элемента используется ткань Петрянова.

Простейшие средства защиты органов дыхания изготавливаются самим населением. Они рекомендуются в качестве массового средства защиты органов дыхания от РВ и БС. Для защиты от ОВ они, как и респираторы, непригодны. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся противопыльные тканевые маски ПТМ-1 и ватно-марлевые повязки. Каждый человек должен иметь их по месту жительства или по месту работы.

Средства защиты кожи.

По принципу защитного действия средства защиты кожи подразделяются на изолирующие и фильтрующие. Изолирующие средства защиты кожи изготовляются из воздухонепроницаемых материалов, обычно специальной эластичной и морозостойкой прорезиненной ткани. Они могут быть герметичными и негерметичными. Герметичные средства защиты закрывают все тело и защищают от паров и капель ОВ, негерметичные — только от капель ОВ. Наряду с защитой от ОВ они предохраняют кожные покровы и обмундирование от заражения РВ и БС. К изолирующим средствам защиты кожи относятся защитные комбинезон и костюм, легкий защитный костюм Л-1 и общевойсковой защитный комплект.

Фильтрующие средства защиты кожи представляют собой хлопчатобумажную одежду (комбинезон), пропитанную специальными химическими веществами (импрегнированную) При этом воздухопроницаемость материала сохраняется, а пары ОВ при прохождении через ткань поглощаются специальной пропиткой.

Подручные средства защиты кожи. В качестве подручных средств защиты кожи в комплекте со средствами защиты органов дыхания с успехом могут быть использованы обычные непромокаемые накидки и плащи, а также пальто из плотного толстого материала, ватные куртки и т. п. Для защиты ног можно использовать резиновые сапоги, боты, калоши. При их отсутствии обувь следует обернуть плотной бумагой, а сверху обмотать тканью. Для защиты рук можно использовать все виды резиновых или кожаных перчаток и рукавиц. Трикотажные, шерстяные и хлопчатобумажные перчатки защищают только от радиоактивной пыли и БС.

Медицинские средства индивидуальной защиты.

К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная (АИ-2), индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) и пакет перевязочный индивидуальный.

Аптечка индивидуальная (АИ-2) предназначена для оказания самопомощи при ранениях, ожогах (обезболивание), профилактики или ослабления поражения РВ, БС и ОВ нервно-паралитического действия.

Противоболевое средство находится в шприц-тюбике (гнездо 1). Его используют в целях профилактики шока у пораженного или при шоке. Средство, используемое при отравлении или угрозе отравления ФОБ, размещается в гнезде 2. Его принимают: одну таблетку при опасности химического поражения (одновременно надевают противогаз) и еще одну таблетку при нарастании признаков поражения. Противобактериальное средство № 2 размещается в гнезде 3, его принимают после облучения, при возникновении желудочно-кишечных расстройств по 7 таблеток в один прием в первые сутки и по 4 таблетки в последующие двое суток. Радиозащитное средство №1 (гнездо 4) принимают при угрозе облучения по 6 таблеток за один прием; при новой угрозе облучения через 4—5 ч принимают еще по 6 таблеток. Противобактериальное средство №1 (гнездо 5) используется при применении БС и в целях предупреждения инфекции при ранениях и ожогах; сначала принимают 5 таблеток, через 6 ч еще 6 таблеток. В гнезде 6 размещается радиозащитное средство № 2; его принимают после выпадения радиоактивных осадков по одной таблетке ежедневно в течение десяти дней. Противорвотное средство (гнездо 7) применяется по одной таблетке на прием при появлении первичной реакция на облучение, а также при появлении тошноты после ушиба головы.

Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8) предназначен для обезвреживания капельно-жидких ОВ, попавших на открытые участки кожи и одежду. В комплект входят плоский стеклянный флакон с дегазирующим составом и четыре ватно-марлевых тампона. При пользовании ИПП-8 тампоны смачивают дегазирующим раствором из флакона и протирают им зараженные участки кожи и одежды. Пакет перевязочный индивидуальный предназначен для оказания помощи при ранениях и ожогах.

22.10. Организация и проведение дозиметрического и химического контроля

Дозиметрический и химический контроль является составной частью комплекса мероприятий ПР и ПХЗ и проводится с целью оценки работоспособности личного состава формирований ГО, рабочих и служащих и определения порядка их использования, объема медицинской помощи на этапе эвакуации, необходимости и объема санитарной обработки людей, а также дезактивации и дегазации оборудования, техники, транспорта, средств индивидуальной защиты, одежды и др., возможности использования продуктов питания, воды и фуража, оказавшихся в зонах радиоактивного и химического заражения и др.

Дозиметрический и химический контроль организуется штабом и службами ГО объекта и проводится командирами формирований и силами разведывательных подразделений: группами (звеньями) радиационной, химической и общей разведки; разведчиками-дозиметристами и разведчиками-химиками формирований ГО.

Определение степени заражения (загрязнения) продуктов питания, воды и фуража возлагается на химические и радиометрические лаборатории ГО.

Дозиметрический контроль включает контроль радиоактивного облучения людей, и заражения различных поверхностей.

При контроле радиоактивного облучения определяется величина поглощенной дозы излучения людей за время пребывания их на зараженной местности.

Контроль облучения подразделяется на групповой и индивидуальный. Групповой контроль осуществляется по формированиям, цехам (бригадам) с целью получения сведений о средних дозах излучения для оценки и определения категорий работоспособности. Измерители дозы ИД-1 или дозиметры ДКП-50А распределяются из расчета: один на звено, один-два на группу из 10—12 человек или на защитное сооружение ГО. При отсутствии таких технических средств дозы излучения могут быть определены расчетным путем. Индивидуальный контроль необходим для первичной диагностики степени тяжести лучевой болезни облучившегося. С этой целью людям выдаются индивидуальные измерители доз ИД-11. В каждой команде, группе, цехе ведется журнал контроля облучения и периодически суммарную дозу излучения вносят в личную карточку учета. По данным учета доз излучения командирами формирований, начальниками цехов определяется степень работоспособности людей, т. е. возможность выполнения ими своих профессиональных обязанностей в течение определенного времени после внешнего облучения. Контроль степени радиоактивного заражения людей, техники, оборудования, одежды и других предметов осуществляется путем измерения мощности дозы излучения (уровня радиации, мР/ч) на поверхности этих объектов с помощью приборов типа ДП-5.

Степень радиоактивного заражения (загрязнения) продовольствия, воды и фуража определяется в радиометрических лабораториях в единицах удельной активности – Кюри на килограмм (грамм), литр (Ки/кг, Ки/л), сравнивается с допустимой, после чего делается вывод о необходимости проведения специальной обработки.

Химический контроль проводится для определения степени заражения СДЯВ (ОВ) средств индивидуальной защиты, техники, продовольствия, воды, фуража, а также местности и воздуха. На основании контроля определяется возможность действия людей без средств индивидуальной защиты, полнота дегазации техники и сооружений, обеззараживания продовольствия, воды и др.

Химический контроль проводится с помощью приборов химической разведки (ВПХР, ПХР-МВ, ППХР), а также объектовых и полевых химических лабораторий.

Своевременно организованный и правильно проведенный дозиметрический и химический контроль поможет обеспечить сохранение жизнедеятельности и работоспособности людей.

Список литературы

Основная

1. Гончаров Н.Р. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях связи. – М.: Связь, 1971.

2. Под ред. Баклашова Н.И. Безопасность жизнедеятельности на предприятиях связи. - М.: Радио и связь,1985.

3. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности. – М.: “Дашков и К”, 2000.

4. Под ред. Шубина Е.П. Гражданская оборона. – М.: Просвещение, 1991.

5. Долин П.А. Основы техники безопасности в электроустановках. – М.: Энергоатомиздат, 1984.

Дополнительная

1. Денисенко Г.Ф. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Высшая школа, 1985.

2. Под ред. Князевского Б.А. Безопасность жизнедеятельности в электроустановках. - М.: Энергия,1977.

3. Петров Н.Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. Челябинск,1995.

4. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона. – М. 1986.

5. Правила техники безопасности при сооружении и эксплуатации радиопредприятий. – М.: Радио и Связь. 1996.

6. Правила по охране труда при работах на телефонных станциях и телеграфах. – М. 1997г.

7. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. – М. 1996г.

8. Санитарные правила и нормы Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона. – М. 1996.

9. Правила по охране труда при работах на воздушных линиях связи и проводного вещания (радиофикации). – М. 1996г.

10. Безопасность жизнедеятельности. Нормативные требования. Административная и уголовная ответственность. – М. 1997.

11. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. – М.: Военные знания. 2000

12. Первая медицинская помощь в ЧС. – М.: Военные знания,1999

13. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. – М.: Военные знания. 2000.

14. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. – М.: Военные знания. 2000.

15. Мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС. Основы аварийно- спасательных работ. – М.: Военные знания. 1998