Контроль за техническим состоянием междугородних ВОЛИ. Телеконтроль ВОЛС осуществляется автоматически путем непрерывного контроля параметров линейного тракта. Это позволяет иметь оперативную информацию о нарушениях режимов работы и авариях на ВОЛС. Автоматизация контроля во многих случаях дает возможность прогнозировать и предотвращать аварийные ситуации, ведущие к прекращению действия связи.
Работа НРП контролируется путем передачи от них следующих сигналов: открытие крышки (двери) НРП; нарушение работы блока электропитания; нарушение температурного режима; повышение влажности; понижение давления в ОК (содержащихся под избыточным давлением); неисправность регенераторов; повышение порогового коэффициента ошибок; ослабление, искажение или пропадание оптических сигналов на входе и выходе регенераторов. На ОРП помимо перечисленных должны формироваться дополнительные сигналы: повреждение станционного и вторичного источников питания; повреждение блоков телеконтроля и телеуправления, служебной связи.
Для обеспечения автоматизированного контроля за состоянием ВОЛС и аппаратуры в процессе эксплуатации во всех ВОСП предусматривается система технического обслуживания, в состав которой входят:
- система телемеханики (ТМ), обеспечивающая телеметрический контроль качества передачи сигналов и технического состояния промежуточного оборудования и ОК с оконечной станции, отображение результатов контроля, а также дистанционное управление различными устройствами переключения и коммутации;
- система служебной связи (СС), обеспечивающая ведение служебных телефонных переговоров между оконечными и промежуточными пунктами всех видов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации ВОЛС;
- система сигнализации.
Передача сервисных сигналов, как правило, осуществляется на основе использования избыточности линейных кодов или методом частотного разделения каналов в нижней части линейного спектра сигнала.
Назначение оборудования телемеханики — это проведение автоматизированного контроля за состоянием аппаратуры линейных трактов систем передачи, а также ОП комплекса ВОСП. Канал ТМ формируется в низкочастотной части спектра основного линейного тракта. Сигналы ТМ передаются вместе с информационным сигналом по одним и тем же оптическим волокнам. Работа системы ТМ основана на распределительном принципе избирания с циклической синхронизацией и адресном принципе-опросе.
Оборудование ТМ в большинстве случаев обеспечивает:
- сбор и обработку информации, поступающей с датчиков пункта контроля (КП), два из которых являются ОП и до пяти — ПОРП или ОРП;
- прием информации с каждого ОРП или НРП, включая и пункт, где расположено данное оборудование;
- формирование информации о состоянии датчиков собственной станции для передачи ее в стороны А и Б линейного тракта;
- передачу на НРП до 15 команд управления;
- формирование сигналов для передачи в секцию технического обслуживания и на квартиру технического персонала.
Оборудование ТМ совместно с устройством обработки сигналов и пультом терминала оператора отображает на дисплее персональной ЭВМ информацию о наличии неисправностей на КП по зонам обслуживания с указанием номера соответствующего пункта.
Оборудование ТМ размещается на стойках телемеханики и служебной связи (СТМСС) в одном из КП линейного тракта. При этом оно может быть расположено как в ОП, так и в ОРП. В НРП оборудование ТМ размещается в блоках телемеханики и служебной связи (БТМСС).
Для обеспечения качественной эксплуатации оборудования линейного тракта и линейно-кабельных сооружений в комплексах ВОСП предусмотрена организация участковой (УСС) и постанционной (ПСС) служебной связи в каждом линейном тракте и технологической служебной связи (ТСС) по медным жилам ОК. Постанционная служебная связь организуется между ОП и ОРП, а УСС — между смежными ОРП и ОП, а также НРП и ОРП. Каналы ПСС и УСС организуются по тем же волокнам, по которым передаются сигналы основной информации. Четырехпроводный канал ТСС предназначен для обеспечения ввода в эксплуатацию ВОСП.
По каналам СС передаются и принимаются цифровые сигналы с импульсно-кодовой модуляцией и тактовой частотой fт. Оборудование СС предусматривает возможность ответвления каналов ПСС и УСС в ОРП, а для каналов УСС обеспечивается еще ввод и вывод в любом НРП. Телефонные аппараты СС подключаются к стойке по четырехпроводной схеме и могут быть удалены от нее на расстояние до 3 км. Как правило, вызов ОРП, ОП из НРП производится по каналам телемеханики, либо голосом через громкоговоритель, НРП из ОРП и ОП — через громкоговоритель. Вызов между ОП (ОРП) — импульсный, избирательный, с применением номеронабирателя.
В случае повреждения на ВОЛС связь ремонтной бригады с ОП (ОРП) может осуществляться по комбинированному каналу — от места повреждения до ближайшего НРП с помощью радиостанции (например, «Лен») в дуплексном режиме, а далее по каналу УСС Канал ТСС используется для связи эксплуатационно-технического персонала ОП (ОРП) между собой и с НРП при выполнении ремонтно-восстановительных работ. Протяженность канала ТСС до 100 км. В канале предусмотрены фильтры-развязки с ДП и схемы защиты от грозовых разрядов и токов частотой 50 Гц, наводимых от ЛЭП и электрифицированных железных дорог.
Основные сведения о системах телеконтроля (телемеханики) и служебной связи ВОСП приведены в [5].
Электропитание аппаратуры линейного тракта ВОЛС. Электропитание аппаратуры линейного тракта внутризоновых и магистральных ВОЛС, размещенной в ОП, ОРП, ПОРП и НРП стоечного варианта (СНРП), обычно осуществляться от источников постоянного тока с напряжением — 24 или — 60 В с заземленным положительным полюсом. Номинал напряжения определяется при заказе аппаратуры.
Способ питания оборудования НРП выбирается в зависимости от места его установки (в контейнере или помещении предприятия связи, имеющего бесперебойное электропитание).
Возможны три способа питания:
- при территориальном совпадении НРП с предприятиями связи, имеющими установки бесперебойного электропитания, от ЭПУ указанных предприятий связи;
- дистанционно с близлежащего ОП, ОРП по металлическим жилам ОК;
- от автономного источника питания (АИП) на базе термоэлектрогенераторов (ТЭГ).
Первый способ питания возможен при территориальном совпадении НРП с предприятиями связи и условии, что электропитающие установки удовлетворяют установленным требованиям. В данном случае регенераторы НРП рассчитаны на работу от источников постоянного тока с номинальным напряжением или В. Оборудование НРП размещается при этом на стойке СНРП.
Как показал опыт работы на построенных ВОЛС наиболее целесообразно использовать второй способ — дистанционное питание НРП.
Рис.7.9. Пример схемы дистанционного питания НРП ВОСП
Питание осуществляется постоянным током по четырем медным жилам диаметром 1,2 мм оптического кабеля по схеме «провод — провод».
По каждой цепи ДП, например, можно организовать питание одной или двух систем в НРП(рис. 7.9). Длина секции ДП — 210 км. Величина тока в цепи ДП — 200 мА при максимальном напряжении 850 В.
При третьем способе в качестве автономного источника питания НРП могут применяться ТЭГ типа «Ирис». Основные технические характеристики ТЭГ этого типа:
Выходное напряжение .......................................... 10,5 В
Выходной ток......................................................... 2,2 А
Выходная мощность ...................................…….. 23 Вт
Напряжение на выходе НРП, при токе нагрузки 2,2 А, не менее ......................................……… 10,35 В
Время работы без обслуживания....................….. 4380 ч
Топливо ..................................................………… реактивное, марки Т-1
Расход топлива...........................................……… 0,1 кг/ч
Размещение ТЭГ наземное в контейнерах при температуре окружающей среды ...................….. -60...+50оС.
Для одной системы передачи требуется АИП, в состав которого входят рабочие и один резервный ТЭГ. Известны две модификации АИП: два рабочих и один резервный ТЭГ; четыре рабочих и один резервный ТЭГ. Для подключения ТЭГ к контейнеру HPII используется семичетверочный симметричный кабель длиной до 8 м [2].