В XX веке европейский тип культуры распространился далеко за пределы Европы, охватив другие континенты - Америку, Австралию - и в большей или меньшей степени войдя в жизнь ряда азиатских и африканских стран - таких, как Япония, Сингапур, ЮАР. В значительной мере утратило силу и прежнее противопоставление культур Европы и России. Имея в виду, что культура европейского типа уже не является характерной лишь для Европы, ее обычно называют "западной культурой". Конечно, всюду есть свои особенности, но все же можно говорить наличии общих черт, типичных для западной культуры в целом и так или иначе проявляющихся в культурной жизни всех cтран, охваченных ею.
Современная западная культура - это культура, основанная на предпринимагельстве, бизнесе, деловитости. Ее главные геpoи - люди, умеющие делать деньги. В ней ценятся активность, рациональносгь, профессионализм. Она исключительно динами на быстро меняются условия жизни, техника, моды, Стандарты, утрачиваются старые, державшиеся веками традиции, работникам любой специальности приходится не раз в течение жизни переучиваться. Практицизм, индивидуализм, погоня за материальными благами, специфическое отношение к времени (время - деньги") во многом разрушают сложившиеся в прежние времена идеалы человеческого поведения, человеческих отношений.
В течение всего XX столетия, вплоть до сегодняшних дней, когда мы подходим к его концу, раздаются голоса философов писателей, художников, публицистов, твердящие о загнивании западной культуры и предрекающие приближение катастрофы, которая приведет ее к гибели. Однако она оказалась живучей и продолжает существовать. Ей удалось устоять в двух мировых воинах, в борьбе с фашистскими и коммунистическими режимами. Творческие потенции западной культуры в этих битвах не только не истощились, но еще более возросли. Ее достижения в XX веке оказались настолько значительны, что преобразовали условия жизни всего человечества и лицо земного шара.
Технический прогресс неизмеримо увеличил производительность труда, что привело к перемещению основной массы трудоспособного населения западных стран из сельского хозяйства и промышленности в сферу культуры и обслуживания (транспорт связь, торговля). Бытовая техника заполнила человеческое жилье. Образование, в том числе высшее, стало массовым. Наука углубилась в микромир и космос, создала новые химические материалы с необычайными свойствами, нашла способы преодоления множества неизлечимых ранее болезней открыла пути генной инженерии- целенаправленного управления процессами, происходящими в генетических структурах растений, животных и человека. Компьютеры и электронные средства связи произвели настоящую революцию, означающую переход к новому типу общества (которое называют по разному; "постиндустриальным", "информационным", "электронным" и т. п.). В западном искусстве появилось множество" новых идей, течений и направлений (экспрессионизм, кубизм абстракционизм, сюрреализм, неореализм, гиперреализм и др.). Возникли новые формы и жанры искусства, связанные с использованием техники (художественная фотография, электронная музыка, компьютерная графика и пр.), приобрели популярность массовые художественные зрелища, получила развитие тенденция к синтезу различных искусств, спорт стал сближаться с искусством.
Вместе с тем критики западной культуры совсем не напрасно бьют тревогу: современная западная культура, несомненно, страдает опасными недугами, которые - если с ними мириться и не принимать против них никаких мер - угрожают свести на нет все ее достижения.
В западной цивилизации происходит замена творчества трудом, духовности - интеллектом, разнообразия природной среды - унылым однообразием городских домов, высокого искусства - примитивными развлечениями, глубоких чувств - мимолетными эмоциями (О. Шпенглер).
Современная западная культура насквозь проникнута чувственным началом, стремлением к чувственным удовольствиям и наслаждениям; она утратила духовность и потому обречена на разложение, которое завершится лишь тогда, когда возникнет новая духовность, несущая новые нравственные и социальные идеалы (П. Сорокин).
В XX веке произошло "восстание масс", которые враждебны к непонятной и недоступной для них элитарной культуре; происходит "дегуманизация" искусства, примитивное и стандартизированное массовое искусство захлестывает общество, и культура его приходит в упадок (X. Ортега и Гассет).
Современное западное общество все более превращается в "мегамашину" - предельно рационализированный и бюрократизированный механизм, который подавляет личность и превращает ее в бездушную деталь, выполняющую положенные ей обязанности; личностные связи людей подменяются технологическими отношениями, гуманизм и справедливость подают жертвами бездушной организации общества (Л. Мамфорд).
Технический прогресс разрушает природную среду, и если он Будет продолжаться в том же направлении, в каком идет сейчас, будут уничтожены экологические условия существования человечества (А. Печчеи, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.)
Построив индустриальное общество, Запад создал репрессивную культуру, в которой естественные, "витальные" потребности людей деформируются и остаются неудовлетворенными; люди живут неполноценной жизнью, выступая лишь как "одномерные существа", как "функционеры", изготовляющие и потребляющие блага; спасти общество может только бунт против технократической репрессивной культуры - "антропологическая революция", движущими силами которой должны стать еще не интегрированные индустриальным обществом группы (молодежь, люмпены, экономически отсталые народы) (Г. Маркузе).
Приведенные взгляды мыслителей XX века не исчерпывают скорбный перечень пороков и противоречий западной культуры, начало которому было положено еще в прошлом столетии. Вероятно, некоторые из этих мрачных соображений не вполне корректны, а другие хотя и справедливы, но могут быть преодолены средствами, которые будут найдены западной цивилизацией в ходе своего дальнейшего развития. Однако конфликтность современной западной культуры - факт, на который нельзя закрывать глаза. Можно выделить несколько аспектов, в которых эта конфликтность обнаруживается.
А). Свобода и насилие. Если окинуть взглядом общую картину западного мира в XX веке с "высоты птичьего полета", то бросаются в глаза, с одной стороны, грандиозные масштабы и поразительная скорость социального и технологического совершенствования жизни, а с другой - необычайный размах насилия и надругательства над человеком, достигший крайней степени в гитлеровских преступлениях против человечности, в ужасе Освенцима. Но одно высвечивает другое. В прошлые века насилие было обыденным явлением, оно составляло необходимое условие существования и функционирования общественной системы (так, без рабства не могло бы быть античности, а без крепостничества - средневековья). В современной же западной культуре именно в результате пережитых обществом в XX веке изменений насилие воспринимается как нарушение норм человеческого бытия. Опыт XХ века показал, что тоталитарные государства, стремившиеся воплотить в жизнь казарменные утопии, нестабильны. Развитие демократии и гуманизма, осознание прав личности ведут к тому, чтo общественное мнение в западных странах повсеместно восстает против насилия и репрессий. Создание условий для увеличения свободы человека - одно из величайших достижений современной западной цивилизации. К этим условиям относятся: социальная мобильность - открытость путей для изменения социального статуса человека, перемещения его из одних слоев общества в другие и улучшения своего материального и социального положения (благодаря образованию, индивидуальным способностям, успешной карьере и пр.), невиданные ранее возможности передвижения (рост скорости, комфортности и вместительности транспортных средств, развитие туристского бизнеса, "прозрачность" границ между государствами, правовое обеспечение проживания, работы и учебы за границей, эмиграции и иммиграции); расширение возможностей выбора места жительства, профессии, режима работы, сексуального партнера и супруга; рост времени досуга и возможностей его индивидуального использования (хобби, коллекционирование, общение и т. п.); увеличение разнообразия и доступности источников информации, а значит, и свободы в определении своей интеллектуальной позиции (свобода совести и выбора религиозной веры, мировоззренческих убеждений, политических симпатий и антипатий, идеологических установок и т.д.); рост социобиологической защищенности личности (благодаря развитию медицины, социального страхования, правоохранительной системы, демократических форм контроля над деятельностью государства); увеличение длительности жизни, а значит, и возможностей поиска различных путей для самореализации личности, для достижения полноты жизни и счастья; смена стилей поведения и мышления в рамках одной жизни, подкрепляющая идею развития, изменения, диалога поколений.
Культура, ориентированная на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью. Однако сама защита личности от насилия далеко не всегда может обойтись от насилия и репрессии против тех, кто покушается на свободу людей и общественные порядки, ее обеспечивающие. Это противоречие принимает подчас очень болезненные для общества формы. От того, насколько удастся его разрешить, во многом зависит будущее.
Б). Элитарность и массовость. Более или менее явное расслоение культуры на "культуру всех" и "культуру избранных" существовало всегда. Даже в первобытные времена шаманы и жрецы составляли культурную элиту, обладающую особыми познаниями, выходящими за пределы общеплеменной культуры. С появлением письменности возникло различие между элитарной культурой образованных и фольклорной (народной, этнической) культурой. В XX в. это различие уступило место противостоянию элитарной и массовой культуры.
Объем информации, содержащейся в современной культуре, необъятен. В библиотеках лежат десятки миллиардов книг, и каждый год к ним добавляются еще сотни тысяч. Наука стала малопонятной для непосвященных. Если в XVII в. Паскаль к 10-летнему возрасту смог освоить тогдашнюю физику и математику настолько, что начал самостоятельные научные исследования (в 10 лет он сделал свою первую научную работу по физике, а в 17 лет обогатил математику теорией конических сечений), то ныне на овладение наукой требуется 15 лет в школе и вузе, а потом еще 3 года в аспирантуре, т. е. к самостоятельной научной работе приступают обычно лишь в возрасте 26-27 лет. Аристотель знал едва ли не все что было написано греками до него. В библиотеке Спинозы насчитывалось около 60 книг, и этого было ему достаточно, чтобы быть на высоте философской мысли своего времени. Сейчас никто не может похвастаться тем, что прочел все, что относится к его специальности. Первые энциклопедии - французская, британская - писались в XVIII в. несколькими людьми, а сейчас в их издании участвуют десятки тысяч специалистов. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство. Глубокие художественные произведения современности нелегки для восприятия и требуют для ero понимания умственных усилий и достаточной образованности. Не имея никаких познаний в области истории искуства, эстетики, литературоведения, культурологии и т.д., трудно по достоинству оценить многие выдающиеся шедевры литературы (напр., Джойса, Гессе, Борхеса, Хаксли, поэтов - симво-листов), музыки (Стравинского, Малера, Шнитке А.), живописи (кубизма, абстракционизма, сюрреализма), кино (Тарковскоro или Сабурова). "Высокая культура" стала специализированной. Время энциклопедически образованных универсалов, чествующих себя как дома во всех сферах культуры, прошло. В каждой сфере культуры теперь есть своя, сравнительно немногочисленная, элита.
На протяжении XX в. в западном мире претерпела существенное преобразование и народная культура. Ее корни - в деревне, но деревня в современном индустриальном обществе утратила свою былую культурную независимость от города. Всеобщая грамотность, развитие средств массовой коммуникации, появление кинематографа, радио и телевидения, звуко и видеозаписи - таковы важнейшие каналы, которые приобщили сельское население к городской культуре и фактически сделали культурy деревни подражательной по отношению городской. На смену традиционным, архаическим формам народного культурного "творчества пришла "индустрия культуры" - производство культурных ценностей для массового потребления, основанное на практически безграничных возможностях их тиражирования, которые предоставляет современная техника. Это производство стало рассматриваться как бизнес, который должен приносить прибыль. В культуру вторглись законы рынка: чтобы увеличить доходы, производимая "индустрией культуры" продукция - книги картины, фильмы, песни, формы досуга, газеты, телепрограммы, стандарты жизни и соответствующие им идеалы, установки мышления, нормативы поведения и т. д. и т. п. – всё ни должно получить максимально широкий сбыт. Но элитарные культурные ценности не отвечают запросам широкой публики. Гораздо выгоднее ориентироваться на самые простейшие, примитивные потребности и вкусы толпы, чем пытаться навязывать толпе непонятную для нее "высокую" культуру элиты. Это тем более выгодно, что удовлетворить примитивный вкус несложно и не требует больших творческих усилии. Так формируется массовая культура, характерными чертами которой являются общедоступность, легкость восприятия, развлекательность, упрощенность. Ее мир многолик: приключенческая и детективная литература, любовная лирика, щекочущая нервы кинематография с драками, вампирами, убийствами, эрогикой, поп-музыка, рок, рэп, регги и т. п., популярные очерки о научных, околонаучных и псевдонаучных делах, образцы техники, магазины, сенсационные новости, таинственные оккультные явления, спорт, реклама... Массовая культура не требует от человека ни знаний, ни размышлений - более того, они разрушают ее, ибо она строится на непосредственных эмоциональных реакциях. Поэтому неудивительно, что в ней происходит возвращение к древним мифам с их иррационально-эмоциональным настроем и создание новых мифов, принимаемых столь же непосредственно - "не разумом, но сердцем" (колдовство, астрология, гадание, вера в чудеса, расистские, национал-социалистические, большевистские утопии).
Культура, ориентированная на развитие человеческой свободы, несовместима с насилием над личностью. Однако сама защита личности от насилия далеко не всегда может обойтись от насилия и репрессии против тех, кто покушается на свободу людей и общественные порядки, ее обеспечивающие. Это противоречие принимает подчас очень болезненные для общества формы. От того, насколько удастся его разрешить, во многом зависит будущее.
В массовой культуре сталкиваются две тенденции: одна связана с игрой на самых примитивных чувствах и побуждениях, вплоть до биологических инстинктов (секс, агрессия), и в своем крайнем выражении порождает контркультуру и антикультуру, воинствующе-невежественную и враждебную к сущее гвующим в обществе порядкам вообще, погрязшую в наркотиках, порнографии, преступности, сектантском изуверстве и пр.; другая - с учетом имеющегося у просгых людей стремления повысить свой социальный cтaтyc и образовательный уровень (популяризация науки, комиксы с кратким изложением сюжетов произведений классической литера1уры и т. д.). К концу XX века вторая тенденция заметно усилилась, и культурологи стали говорить о росте мидкультуры- культуры "среднего" уровня. Однако разрыв между массовой и элитарной культурой по прежнему остается острой проблемой.
В). Плюрализм и унификация. Современная культура плюралистична (от лат. pluralis - множественный): никогда прежде не было такого обилия и разнообразия культурных систем и подсистем, взглядов, направлений и т. д., как сейчас. По одному и тому же вопросу можно встретиться с массой различных точек зрения: научной, философской, художественной, религиозной, этической, юридической, политической... При этом признается их относительная независимость и несводимость. Плюрализм проявляется и внутри каждой системы или подсистемы: существует множественность религий, философских концепций, математических и естественнонаучных теорий, художественных стилей, школ в искусствознании, медицинских учений, теорий личности. Культура в целом "избыточна" - в том смысле, что порождает избыточное множество возможных подходов к любой проблеме, которая в ней встает. Далеко не все из них оказываются эффективными для решения данной проблемы, но в результате создается культурный "фон", на котором рождаются новые идеи, могущие принести пользу при решении других проблем. "Избыточность" - результат и вместе с тем источник творческого развития культуры.
Но механизмы массовой культуры действуют в обратном направлении. Ее принцип - тиражирование и распространение в обществе одних и тех же материальных и духовных ценностей. Она стандартизирует все - от условий быта, питания и одежды до желаний, мыслей и идеалов. Вездесущие СМК (средства массовой информации) внушают индивидам, принадлежащим к самым разным общественным слоям, одинаковые социальные стереотипы. Сотни миллионов людей в разных странах получают примерно один и тот же комплект ежедневных новостей, смотрят одни те же фильмы и спортивные состязания, слушают одних и тех же певцов, читают одни и те же детективы, восхищаются одними и теми же кумирами и "звездами". В массовой культуре совершается "бегство от свободы": личность освобождается от выбора собственной позиции, от рассмотрения множества возможных вариантов, из которых нужно выбирать, взяв на себя ответственность за выбор. Выбор передается другому - авторитету, лидеру, телеобозревателю, священнику или просто власти. Унификация, шаблонизация вкусов, взглядов, идеалов сочетается с конформизмом, утратой самостоятельности и автономии личности (я - "как все"), неприятием - нередко доходящим до фанатической ненависти - иных идей, не совпадающих с "общим мнением". "Избыточность" культуры на этом уровне исчезает. Складывается узкое, единообразное, примитивное видение мира, приспособленное к восприятию малообразованного большинства. Впрочем, примитивизм и невежество здесь в какой-то мере даже вносят свой вклад в плюрализм современной культуры: они уравнивают науку с мифом, логику - с мистическими откровениями, точный расчет - со здравым смыслом, а это ведет к добавлению в культуру множества всяческой чепухи и дурацких вымыслов, которые наделяются в общественном мнении "равными правами" на существование и считаются "ничуть не хуже" высших продуктов творческого разума.
Возможно, что компьютеризация общества и развитие информационной сети (Интернет и т. п.) расширит доступ людей к разнообразным источникам информации и приведет в будущем к уменьшению власти СМК, стереотипов и невежественных представлений над умами людей. Но пока до этого еще далеко.
Г). Технизация и гуманизация. Проникновение техники во все области человеческого бытия - и тем большее, чем дальше продвинулась страна по пути развития цивилизации западного типа, - общеизвестный факт. Технизация жизни является неотъемлемой стороной современной западной культуры, средством и результатом ее развития. Блага, доставляемые людям техническим прогрессом, неисчислимы. Но за эти блага приходится расплачиваться: вместе с ними появляются проблемы и заботы, рождаемые технизацией. Растет производительность труда, возникают проблемы безработицы и организации досуга. Достигается жилищный комфорт, увеличивается разобщенность людей. Автомобилизация населения повышает его мобильность - усиливается загрязнение атмосферы, губится природа. Техника подчиняет себе человека: он превращается в раба техники, обслуживающего ее. Господство техники над человеком ведет к тому что он сам приобретает черты машины, становится автоматом, функционирующим в соответствии с требованиями технической среды, в которой он находится.
Если в XIX в. технический прогресс обычно встречался с одобрением и даже восторгом, то ныне отношение к нему стало двойственным, амбивалентным: "и хочется, и колется" - желание пользоваться его позитивными и приятыми результатами сталкивается с нежеланием принимать его неизбежные негативные последствия. В этих условиях завязывается борьба между двумя противоположными установками: техницзмом и антитехницизмом.
Техницисты настаивают на необходимости и благотворности технического прогресса для процветания человечества. Они полагают, что его негативные последствия могут быть и будут преодолены только на основе дальнейшего развития техники. Поэтому будущее человечества целиком и полностью зависит от успехов технического прогресса.
Антитехницисты, наоборот, утверждают, что развитие техники пагубно для человечества, и потому необходимо остановить сумасшедшую гонку за все новыми и новыми техническими достижениями. Они утверждают, что техника:
- угрожает здоровью и жизни людей (аварии, химикалии и пр.);
- совершает насилие над природой;
- отрывает людей от естественной природной среды обитания;
- развращает человека, порождая в нем потребительские наклонности и препятствуя развитию духовных интересов;
- стандартизирует людей, лишает их индивидуальности и превращает в безликую массу;
- производит ненадежные продукты и вредные отходы;
- создает условия для утверждения в обществе власти бездушных технократов, лишенных подлинной культуры;
- порождает опасности, которые невозможно заранее предсказать и предотвратить;
- нарушает установленный Богом порядок в мире.
Люди не смогут контролировать развитие техники и устранять негативные последствия технизации, пока они не будут в состоянии познать самих себя и управлять самими собой в той мере, в какой это требует технический прогресс. Вот что говорит по этому поводу один из крупнейших мыслителей XX века Теодор Адорно: "Приносит ли современная техника, в конечном счете, пользу или вред человечеству, зависит не от техников и даже не от самой техники, а от того, как она используется обществом. Это использование не является делом доброй или злой воли, а зависит от объективных структур общества в целом... Если сегодня техники иногда испытывают страх перед тем, что может произойти с их изобретениями, то ведь лучшей реакцией на этот страх была бы попытка как-то содействовать установлению общества, отвечающего человеческому достоинству".
Окидывая взглядом весь исторический путь, пройденный европейской культурой, можно заметить, что в каждом из рассмотренных ее типов на главенствующее место выдвигались какие то формы духовной жизни общества.
Первобытня культура Синкретизм - мифология Античная культура Мифология - религия, искусство, философия Средневеквая культура Религия Культура Возрождения Искусство Культура Нового времени Философия Современная западная культура Наука.