Уже говорилось, что по сравнению с общецивилизационными этическими нормами делового поведения, сложившиеся в современной России деловые отношения отличаются значительным своеобразием, причем преимущественно негативным.
Российское общество переживает сегодня мучительный и трудный процесс трансформации. При этом все более заметное влияние на экономическую, социальную и политическую жизнь страны оказывают менеджеры и предприниматели.
Сегодня российским бизнесменам крайне важно создать у международной общественности положительное мнение о себе, поскольку это откроет перед ними широкие перспективы установления новых экономических и торговых связей.
Существует целый ряд факторов, тормозящих развитие российской деловой культуры: незначительный опыт ведения дел в условиях рынка, неустойчивое и непредсказуемое законодательство, отсутствие политической стабильности, переходный характер экономики, ее криминализация. Кроме того, на данный процесс влияют и социокультурные факторы: исторически сложившиеся традиции, психология, привычки, склад ума. Достаточно вспомнить, что специфика российской деловой культуры изначально определялась одним ведущим отношением - к государству и с государством.
Наиболее важные этические характеристики российской деловой жизни можно свести к следующим особенностям:
- полуправовое регулирование деятельности;
- сила неформальных отношений;
- избирательная этика в деловых отношениях;
- "брак по расчету" с властями;
- независимость и отстраненность от политики;
- создание "команд" и централизация управленческих функций;
- технократизм и патернализм руководства;
- трудоголизм;
- повышенная склонность к риску и диверсификация деятельности;
- высокая степень адаптивности и быстрота реакций;
- сдержанное отношение к благотворительности;
- пиетет к иностранцам и гостеприимство;
- пиетет к образованию.
Современные исследования дают все основания полагать, что деловой мир в целом движется в сторону конвергенции, взаимодополнения. Однако в каждом конкретном случае каждая страна проходит свой путь, имеет свою культурно-историческую специфику. Весьма показательны в этом плане принятые в 1912г. российскими предпринимателями "Семь принципов ведения дел в России". Этот документ с полным основанием можно считать отправной точкой формирования современного этического делового кодекса России:
- Уважай власть.
- Будь честен и правдив.
- Уважай право частной собственности.
- Люби и уважай человека.
- Будь верен своему слову.
- Живи по средствам.
- Будь целеустремлен.
Несмотря на все происходящие изменения, основные идеи, сформулированные в "Семи принципах", сохраняют свое значение и сейчас. Возможно, они даже обретают особое значение, ибо Россия достигла сознания того факта, что отечественному бизнесу нужны некие этические рамки, за пределами которых - беззаконие, попрание прав личности и в конечном счете крах экономики как "система цивилизованного обмена товарами, услугами и информацией".
Многочисленные принципы и этические теории существуют для того, чтобы помочь индивидуумам и компаниям анализировать этичность поступка. Самый простой и древний принцип "золотого правила" - "Поступай с людьми так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой" - до сих пор остается наиболее эффективным критерием при принятии решений. Эффективным считается и еще один принцип: "Всегда, когда вы вступаете в какие-либо отношения с людьми, оставляйте их по крайней мере в том же состоянии, в котором они находились до встречи с вами".
Мудрой и в тоже время действующей является модель известного психолога Пагано для определения этичности предложенного решения. Вы должны честно ответить на шесть следующих вопросов:
- Легально ли ваше решение?
- Какие выгоды оно принесет окружающим и какой ущерб от этого будет им нанесен?
- Хотите ли вы, чтобы это действие стало одним из универсальных стандартов поведения, относящихся ко всем?
- Удовлетворяет ли ваш поступок тесту "дневного света" (это означает, будете ли вы чувствовать гордость за свой поступок, если его покажут по телевидению или о нем узнают знакомые)?
- Соответствует ли ваше решение "золотому правилу"?
- Проходит ли ваше действие тест на обсуждение? (Спросите мнение умного друга, не "втянутого" в ситуацию, считает ли он, что ваш вариант решения проблемы этичен.)
Российский кодекс предпринимательской этики
I. Принципы личности
1. Честь и достоинство человека, свобода принятия решений - превыше всего. Право на них дается и обеспечивается выполнением принятых обязательств перед собой и людьми.
2. Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважение.
3. За все хорошее и плохое нам неизбежно воздается. Не плоди зла, множь добро.
II. Принципы профессионала
4. Показатель делового успеха - прибыль. Гарантии прибыли - хорошее качество товара и услуг, владение современной техникой делового общения, репутация надежного, компетентного и порядочного партнера.
5. Лучшая основа делового взаимодействия - взаимное доверие, самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки. Будь таким, каким ты хочешь видеть лучшего своего партнера.
6. Конкуренция двигает дело, ориентация на сотрудничество - укрепляет его, стремление раздавить конкурента - уничтожает.
III. Принципы гражданина России
7. Не нравится власть и закон - меняй, пока не заменил - подчиняйся и соблюдай.
8. Своевременно делись своими благами с теми, кому повезло в жизни меньше, чем тебе. Установи социальную справедливость до того, как тебя принудят это сделать другие.
9. Бери на себя ответственность за судьбу России, ее процветание и достойное место в жизни.
IV. Принципы гражданина Земли
10. Ничего лучшего, чем Земля и ее природа, мы не создадим, а бездумно уничтожить - можем.
11. Преступность и коррупция процветает во всем мире за счет страха перед ними, но сами боятся союза нормальных, ответственных, влиятельных и порядочных людей. Мы - эти люди.
12. Представители других культур, верований и стран, в том числе предприниматели, не хуже и не лучше нас, они просто другие. Будем учится у них, не стремясь поучать. Многие проблемы у нас общие.