10.1. Классификация состояний ЛКС на ВОЛП, виды и причины повреждений ОК

10.2. Организация АВР на ЛКС ВОЛП. Организация служебной связи

10.3. Алгоритм выполнения АВР

10.1. Классификация состояний ЛКС на ВОЛП, виды и причины повреждений ОК

Классификация состояний ЛКС ВОЛП

Согласно [92] различают следующие состояния ЛКС ВОЛП:

  • Нормальное состояние ЛКС («Норма»). Состояние, при котором параметры передачи ОВ, сопротивление изоляции наружной полиэтиленовой оболочки (при наличии бронепокровов) находятся в пределах установленных допусков, отсутствует нарушение целостности бронепокровов по всей длине ОК.
  • Предупредительное состояние ЛКС («Предупреждение»). Состояние ЛКС, при котором параметры передачи ОВ находятся в пределах установленных допусков, а сопротивление изоляции наружной полиэтиленовой оболочки вышло за пределы установленных допусков. Либо нарушилась целостность внешних защитных металлических элементов ОК.
  • Поврежденное состояние ЛКС - («Повреждение»). Состояние, при котором параметры передачи ОВ (всех или их части) ОК вышли за пределы установленных допусков, но при этом не наступил перерыв в действии связи.
  • Аварийное состояние ЛКС («Авария»). Состояние, при котором параметры передачи всех ОВ вышли за установленные пределы, и наступил перерыв действия связей.

Классификация видов повреждений оптического кабеля

Виды повреждений ОК классифицируют как:

  • одиночный обрыв ОК;
  • обрыв ОК в нескольких местах;
  • повреждение ОК с обрывом всех или части ОВ и с сохранением целостности защитных покровов;
  • повышенное затухание ОВ;
  • повреждение наружной полиэтиленовой оболочки ОК с сохранением работоспособности ОВ при сохранении целостности металлических бронепокровов;
  • повреждение наружной полиэтиленовой оболочки ОК с сохранением работоспособности ОВ при нарушении целостности бронепокровов.

Классификация причин повреждений ОК

Основными причинами повреждений подземных ОК являются:

  • механические повреждения ОК при выполнении строительно-монтажных работ сторонними организациями в пределах охранных зон кабельной линии, а также в результате актов вандализма (как правило, это локальные, визуально наблюдаемые повреждения);
  • механические повреждения ОК от перемещения грунтов (обвалы, пучения, оползни, селевые потоки и т.д.). Как правило, это в пределах одной-двух строительных длин оптического кабеля;
  • повреждения ОВ за счет старения или попадания в сердечник кабеля влаги;
  • повреждения кабелей от грозовых воздействий (при наличии металлических элементов в конструкции оптического кабеля);
  • повреждения ОК от воздействия грызунов, пожаров и т.д.
  • Перечисленные виды повреждений ОК требуют организации коротких (от 50 м) и протяженных (до 7 км) оптических кабельных вставок.

10.2. Организация АВР на ЛКС ВОЛП. Организация служебной связи

Организация работ по восстановлению работоспособности поврежденной кабельной линии

АВР являются составной частью технического обслуживания ЛКС ВОЛП, проводимого на ЭКУ в соответствии с положениями [92]. Это особый вид ремонтных работ на линиях передачи, основным требованием к которым является их немедленная организация в объемах, обеспечивающих восстановление передачи информации в кратчайшие сроки и их проведение вплоть до установления постоянного или временного варианта восстановления даже при неблагоприятных внешних условиях. В процессе АВР выполняется широкий спектр работ - измерительные, монтажно-кабельные, земляные, охранные (надзор) и т.п.

К общим требованиям, предъявляемым к организации АВР на линиях передачи, относятся:

  • максимальное использование средств механизации и максимально возможное совмещение во времени разнородных работ и операций;
  • одновременная (по возможности) доставка ремонтных бригад и средств механизации к месту производства работ;
  • обеспечение быстрой концентрации технических средств и персонала в местах возникновения аварий линейных сооружений.

Аварии на ЛКС ВОЛП устраняются специально обученными бригадами с численностью, определяемой действующими нормативами производственного штата. Непосредственное руководство АВР осуществляет начальник ЦЛКС (ЛТЦ), а при больших объемах разрушений или стихийных бедствиях - главный инженер эксплуатационного предприятия. При необходимости оказания помощи при проведении восстановительных работ на место аварии службой оперативного управления (СОУ) или руководством эксплуатационного предприятия направляются специалисты по ЛКС ВОЛП ближайшего отделения эксплуатационного предприятия (данного или соседнего).

При устранении аварий должны использоваться специально оборудованные мобильные лаборатории (ЛИОК), укомплектованные необходимым инвентарем, инструментом, измерительными приборами, оптическими кабельными вставками и средствами механизации (Приложение №2).

Для выполнения аварийно-восстановительных работ на ЛКС ВОЛП на эксплуатационном предприятии должен создаваться соответствующий запас ОК, оптических муфт, ВОКВ и т.д. Величина эксплуатационного запаса по каждой ВОЛП определяется проектом на линию и распределяется между эксплуатационными предприятиями пропорционально объему соответствующего оборудования.

Эксплуатационный запас строительных длин ОК должен комплектоваться с учетом реальных строительных длин ОК на участке обслуживания с целью обеспечения возможности полноценной замены любой из поврежденных строительных длин ОК. Хранение эксплуатационного запаса производится в соответствии с НТД на каждый вид изделий.

Работы по восстановлению сопротивления изоляции ОК и целостности броневых покровов проводятся силами ЛТЦ с привлечением специалистов АВБ эксплуатационного предприятия. Работы по восстановлению линий передачи ВОЛП проводятся ЛТЦ совместно с АВБ эксплуатационного предприятия (при необходимости).

Организация служебной связи

Служебная связь является необходимым элементом технологического процесса АВР и организуется немедленно по прибытии АВБ на поврежденный ЭКУ. В процессе АВР организуются временные каналы служебной связи:

  • между ОРП, где произошла авария;
  • между НРП по границам поврежденного регенерационного участка;
  • между НРП и котлованами, на которых ведутся АВР;
  • между котлованами, на которых ведется монтаж ОКВ.

В зависимости от технических возможностей служебная связь может быть телефонной оптической, телефонной электрической, радиотелефонной и комбинированной. Она обеспечивается при помощи средств служебной связи, входящих в комплект оснащения ЛИОК, а также радиостанций, установленных стационарно на автомашинах КУ (ЛТЦ). Каналы служебной радиотелефонной связи организуются при помощи радиостанций, либо при помощи альтернативных видов связи (сотовая, транкинговая, спутниковая и т.д.). При наличии на КУ (ОРП) стационарной УКВ радиостанции, работающей на высокоподнятую антенну, организуется радиоканал “АВБ – КУ” с помощью мобильной УКВ радиостанции. Если протяженность канала превышает радиус действия имеющихся радиостанций, может быть применена ретрансляция через оператора промежуточной радиостанции, временно разворачиваемой в определенном месте на трассе кабельной линии, либо через стационарный автоматический ретранслятор. Применение ретрансляции дает возможность осуществлять непрерывную радиосвязь КУ (ОРП) с движущейся вдоль трассы кабеля бригадой.

При наличии оптических телефонов связь между АВБ и НРП осуществляется по ОВ, номер которого определен технологической картой на АВР, путем подключения «пигтейла» со стороны повреждения через механический соединитель и через переходную розетку и «патчкорд» со стороны НРП (ОРП).

10.3. Алгоритм выполнения АВР

Последовательность и расчетные сроки различных операций и этапов восстановительных работ регламентируются технологической картой, которая разрабатывается в соответствии с алгоритмом устранения аварий и нормативов на виды работ для каждой ВОЛП с учетом типа ОК, условий прохождения трассы и времени года, и утверждается руководством эксплуатационного предприятия. При разработке и утверждении технологических карт необходимо исходить из того, что время на восстановление линии передачи ВОЛП должно быть минимальным и не превышать 10 часов.

Восстановление линий передачи ВОЛП в чрезвычайных ситуациях производится в соответствии с утвержденными нормативными документами [84].При длительном проведении АВР необходимо организовать сменную работу членов бригад с обеспечением питания и отдыха работников соответствующих смен. Технологическая карта на АВР состоит из разделов, регламентирующих область применения, организацию и технологию работ, технико-экономические показатели (время восстановления связи, время окончательного устранения аварии и трудоемкость устранения аварии), и оговаривает применение материально-технических ресурсов. Структура типовой технологической карты приведена на рис.3.

При устранении аварий могут быть использованы технологии, основанные на централизованном, децентрализованном и комбинированном методах обслуживания ВОЛП.

В процессе проведения АВР на ЛКС ВОЛП кроме обычных механизмов и оборудования применяется специализированное оборудование: сварочные аппараты, оптические рефлектометры, монтажный инструмент и др. Для эксплуатации такого оборудования и поддержания его в рабочем состоянии требуется наличие квалифицированного персонала, постоянно поддерживающего соответствующие технологические навыки. Поэтому наиболее целесообразым следует считать централизованный метод технической эксплуатации ЛКС ВОЛП, позволяющий сконцентрировать дорогостоящие приборы и оборудование в едином центре технической эксплуатации с наиболее квалифицированным персоналом.

 

 

Рис. 3. Структура типовой технологической карты по АВР