5.1. Информационное оружие и его классификация.
Одна из первых публикаций, посвященных классификации информационного оружия, появилась в журнале "Военная мысль" и принадлежит профессору А. И. Позднякову. Данная классификация включает две подгруппы информационного оружия.
Первая подгруппа включает в себя:
- СМИ;
- психотронные генераторы;
- психотропные препараты.
Информационное оружие данной подгруппы предназначено для негативного воздействия на человека. В частности, это воздействие может осуществляться через различные СМИ. В соответствии с Федеральным законом "О средствах массовой информации" под этими средствами понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Хронология многих военных конфликтов последних лет включала, как правило, в начале их развития этап психологической обработки мировой общественности через СМИ. Так, например, при подготовке войны в районе Персидского залива США убедили мировую общественность в необходимости мер, принимаемых коалиционным руководством. Основная нагрузка в этой связи легла на печать, радио и телевидение. Они широко распространяли слухи о наличии у Ирака огромных запасов химического оружия, а также о планах его возможного применения, сообщали завышенные данные о численности иракских вооруженных сил, о поддержке режимом Хусейна ряда террористических организаций и т. п..
Психотронные генераторы - это устройства, осуществляющие воздействие на человека путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие.
Уже давно установлено, что разные органы человека имеют собственные резонансные частоты, используя которые можно воздействовать на психико-физиологическое состояние индивида или коллектива людей, вызывая у них страх, подавленность или другие чувства.
Эти и другие особенности человеческого организма используются при построении и подборе параметров (частотный диапазон, мощность излучения, длительность работы и др.) психотронных генераторов.
Психотропные препараты - это лекарственные (наркотические) средства, которые способны вызывать состояние зависимости, оказывать стимулирующее или депрессивное воздействие на центральную нервную систему, вызывая галлюцинации или нарушение моторной функции организма, под воздействием которых происходит нарушение мышления, меняется настроение, поведение.
Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) - это средства для выявления и радиоэлектронного подавления систем управления войсками и оружием противника, его систем разведки и навигации, а также средства для обеспечения устойчивой работы своих систем.
Средства специального программно-технического воздействия (СПТВ) - программные, аппаратные или программно-аппаратные средства, с использованием которых может быть осуществлено несанкционированное копирование, искажение, уничтожение информации, ее передача за пределы контролируемой зоны или блокирование доступа к ней.
5.2. Информационная война
В настоящее время в число сфер ведения боевых действий, помимо земли, моря, воздуха и космоса, добавилась и информационная сфера. Как подчеркивают военные эксперты, основными объектами поражения в новых войнах будут информационная инфраструктура и психология противника (появился даже термин "human network").
В качестве основных объектов воздействия в информационной войне выступают:
- сети связи и информационно-вычислительные сети, используемые государственными организациями при выполнении своих управленческих функций;
- военная информационная инфраструктура, решающая задачи управления войсками;
- информационные и управляющие структуры банков, транспортных и промышленных предприятий;
- СМИ (в первую очередь электронные).
Сейчас имеется множество определений информационной войны. Остановимся на одном из них. В августе 1995 г. Национальный институт обороны США опубликовал работу Мартина Либики "Что такое информационная война?". В ней автор определил 7 разновидностей информационной войны: командно-управленческая, разведывательная, психологическая, хакерская, экономическая, электронная и кибервойна.
Командно-управленческая (Command-and-control) война в качестве основного объекта воздействия рассматривает каналы связи между командованием и исполнителями. Перерезая "шею" (каналы связи), нападающий изолирует "голову" от "туловища". Утверждается, что это лучше, нежели просто убивать "голову". Считается, что Интернет родился как оборонный вариант этой войны ("рассредоточенная шея").
Разведывательная война имеет целью сбор важной в военном отношении информации и защиту собственной.
Электронная война объектом своего воздействия имеет средства электронных коммуникаций - радиосвязи, радаров, компьютерных сетей. Ее важная составляющая - криптография, позволяющая осуществлять шифрование и расшифровку электронной информации.
Психологическая война - осуществляется путем пропаганды, "промывания мозгов" и другими методами информационной обработки населения.
Либики выделяет 4 составляющие психологической войны: подрыв гражданского духа; деморализация вооруженных сил; дезориентация командования; война культур (Kulturkampf).
Хакерская война имеет целями тотальный паралич сетей, перебои связи, введение ошибок в пересылку данных, хищение информации, хищение услуг за счет несанкционированных подключений к сетям, их тайный мониторинг, несанкционированный доступ к закрытым данным. Для достижения этих целей используются различные программные средства: вирусы, "троянские кони", "логические бомбы", сниферы ("нюхалки", "следилки").
Экономическая информационная война. Либики выделяет две ее формы - информационную блокаду (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США).
Мир продолжает стремительно изменяться и ставит множество новых вопросов перед человечеством.
Революционные изменения видны во многих отраслях мировой экономики, в первую очередь это область информатизации общества. Волна "цифровой революции" создала абсолютно новый экономический сектор, которого раньше просто не было. Это провоцирует рост интенсивности конфликтов с целью захвата и удержания превосходства в данном секторе новой мировой экономики. Капиталом, который играет главенствующую роль в "цифровой революции", является интеллектуальный капитал, прежде всего в области информационных технологий.
И наконец, основной продукт этого сектора - информация - обладает уникальными свойствами, не присущими другим секторам экономики. Информация в отличие от всех других ресурсов пригодна для многократного использования и для многочисленных пользователей, при этом чем больше она применяется, тем более ценной становится. То же самое можно сказать о сетях, связывающих различные источники информации.
Множество определений информационной войны связано, по-видимому, со сложностью и многогранностью такого явления, как информационная война, трудностью построения аналогий с традиционными войнами. Начнем с определения известного теоретика и историка К. Клаузевица, в соответствии с которым война есть не что иное, как продолжение государственной политики иными средствами. В. И. Ленин уточнил это определение [28], добавив перед словом "средствами" прилагательное "насильственными". Если попытаться трансформировать приведенные определения в понятие "информационная война", то вряд ли что конструктивное получится. Это связано с рядом особенностей информационной войны.
Для войны в ее обычном понимании субъекты (противостоящие стороны) четко определены, существуют понятия начала и окончания войны, линии фронта. Противостоящие стороны, как правило, описываются одинаковыми моделями. Исход войны во многом определяется соотношением военных потенциалов сторон.
Для информационной войны обычно четко определена обороняющаяся сторона, понятия начала и окончания можно применить лишь к отдельным операциям информационной войны, линия фронта не определена. Обороняющаяся и наступающая стороны описываются различными моделями. Успех проводимых информационных операций не имеет прямой связи с соотношением военных потенциалов сторон.