Все политические партии начала века в соответствии с их видением перспектив будущего России можно подразделить на три основных направления: социалистические, либеральные, традиционалистско-монархические.
Зарождение первой российской многопартийности имело ряд особенностей. Так, первые политические партии в России возникли еще до начала революции — это были партии национальной и социалистической ориентации. Партии либеральные и традиционалистско-монархические образовались лишь в ходе первой русской революции. Ни одна из партий не миновала таких явлении, как расколы, размежевание, дробление и слияние. В начале XX в. в России насчитывалось свыше 100 политических партий, из которых 50 были крупными, имели общероссийский характер, остальные — национальный. Особенностью было то, что формирование политических партий шло не “снизу”, путем выделения из классов или социальных групп наиболее активных членов для отстаивания общих социальных и политических интересов, а под влиянием представителей фактически одного социального слоя — интеллигенции, которая поделила между собой сферы представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому не случайно, что состав не только руководства, но и рядовых членов партий был по преимуществу интеллигентским.
Среди многочисленных организаций революционно-социалистического направления выделялись две наиболее крупные общероссийские партии: РСДРП и ПСР. В 1898 г. в Минске группа из девяти человек, представлявших небольшие марксистские организации и группы, провозгласила себя Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Они были социалистами “западного” толка — последователями учения К. Маркса. С декабря 1900 г. стала издаваться марксистская газета “Искра”, фактическими руководителями которой были Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов. Итогом трехлетней деятельности “Искры” стал созыв II съезда партии (июль — август 1903 г.), на котором произошло организационное оформление Российской социал-демократической рабочей партии (эсдеки). Съезд принял Программу и Устав партии. Программа состояла из двух частей.
Программа-минимум провозглашала целью решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление, равноправие наций и их право на самоопределение;
возвращение крестьянам “отрезков” (земель, отрезанных от их наделов в 1861 г.); отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день; отмена штрафов и сверхурочных работ. Программа-максимум ставила целью осуществление пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата как главного условия для социалистического переустройства общества.
При обсуждении программных и особенно уставных вопросов съезд стал ареной острейшей полемики между двумя течениями в российском марксизме — радикальным и реформаторским, представленными В.И. Ульяновым (Лениным) (1870—1924) и Ю.О. Цедербаумом (Мартовым) (1873—1923).
Во время выборов в руководящие органы партии победила позиция Ленина. Его сторонники, радикальные социал-демократы, получили большинство, и за ними закрепилось название “большевики”. Их товарищи по партии, сторонники Мартова, получили наименование “меньшевики”. Ленин и его единомышленники отстаивали идею партии “нового типа” — замкнутой, законспирированной организации с железной дисциплиной по формуле: меньшинство подчиняется большинству. Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропейской демократии, настаивали на более мягком варианте организации. По их мнению, партия должна быть открыта для всех слоев населения, в ней могут уживаться Различные взгляды и точки зрения.
С началом революционных событий активизировались оба течения российской социал-демократии. Большевики считали, что, хотя революция носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является не буржуазия (как в Западной Европе), а пролетариат, союзником которого выступает крестьянство. Буржуазия рассматривалась в качестве контрреволюционной силы. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания с установлением диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; ее союзником будет пролетариат. Крестьянство, с их точки зрения, представляло реакционную силу, пережиток феодализма.
РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. В 1907 г. большевистское крыло насчитывало около 46 тыс. человек, меньшевики — более 100 тыс. человек.
В 1901—1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших как в России, так и за границей, в единую партию социалистов-революционеров (эсеры). На I съезде эсеров в конце 1905 — начале 1906 г. были приняты Программа и Устав. Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В.М. Чернов (1873—1952). Партия социалистов-революционеров была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.
В программе эсеров главной целью провозглашалась подготовка народа к социальной революции, в которой были заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом, т.е. “рабочий класс”, к которому они относили и пролетариат, и крестьянство, и интеллигенцию. Русскую буржуазию, так же как и социал-демократов (большевиков), они рассматривали как реакционную силу. Политическая и социальная части программы имели много общего с программой социал-демократов. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв (на основе всеобщих выборов) Учредительного собрания, которое должно было провозгласить “народовластие”. Они были уверены, что большинство населения выскажется за демократическую республику. По национальному вопросу эсеровская программа (единственная в России) выступала за федеративные отношения, наделяя национальности безусловным правом на самоопределение. Центральное место в программе занимал аграрный вопрос. ПСР провозгласила требование “социализации земли”, т.е. уничтожения частной собственности на землю и передачи ее в пользование крестьянским общинам на основах трудовой или потребительской нормы (по количеству рабочих рук в семье или едоков).
Среди тактических средств борьбы эсеры считали важнейшим индивидуальный политический террор, посредством которого, по их мнению, революционизировались массы и нагонялся страх на правительство. Для подготовки и осуществления террористических актов в 1901 г. была создана специальная группа — “Боевая организация” во главе с Г. Гершуни. В 1903 г. была совершена серия покушений на высших сановников правительства: были убиты два министра внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (дядя царя). В мае 1903 г. “Боевую организацию” возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. За 1905—1907 гг. эсеры провели более 200 террористических акций. В то же время эсеры стремились работать в массах, вести литературно-издательскую деятельность, агитацию и пропаганду Численность ПСР на начало 1907 г. составила более 65 тыс. человек. Поскольку среди рядовых эсеров значительную часть составляли выходцы из крестьян (более 45 %), эсеров называли крестьянской партией.
В 1905—1907 гг. эсеры поддержали курс на вооруженное восстание против самодержавия: произошло их сближение с большевиками. В советской историографии это сближение получило название большевистской тактики “левого блока”. В начале 1907 г. между ними было заключено соглашение о совместной тактике по выборам во II Государственную думу. Это был единственный случай участия эсеров в выборах, так как, стремясь к вооруженному свержению самодержавия, они считали невозможной парламентскую деятельность.
К революционному лагерю принадлежали и многочисленные анархистские организации. Анархизм проповедовал ничем не ограниченную свободу личности, уничтожение частной собственности, эксплуатации, государства в любых формах. Наиболее известными были анархистские организации “Бунтарь”, “Черное знамя”, “Хлеб и воля”. В декабре 1904 г. при участии основателя движения П.А. Кропоткина (1842—1921) была сделана попытка создать общую программу. Главной целью объявлялась “социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Последователи Кропоткина анархисты-коммунисты (хлебовольцы) первоочередной задачей победившей революции считали экспроприацию всего, что служит эксплуатации: земли, орудий производства и средств потребления. В аграрном вопросе они выступали за передачу всей земли тем, кто ее сам обрабатывает, но не в личное владение, а общине. По модели анархо-коммунизма будущее общество — это союз или федерация вольных общин (коммун), объединенных свободным договором, где личность, избавленная от государственных оков, получит неограниченные возможности для развития.
В практической деятельности сторонники анархии отдавали предпочтение террору и экспроприации, не исключая и агитационно-пропагандистские мероприятия, участие в забастовках, вооруженном сопротивлении полиции.
Партии либеральной ориентации провозгласили приверженность таким основным либеральным ценностям, как демократические права и свободы личности; конституционное, правовое государство; рыночная экономика с безраздельным господством частной собственности и свободой предпринимательства. Среди партий либерального направления ведущими были Конституционно-демократическая партия и “Союз 17 октября”. Обе партии признавали только один метод модернизации России — ее реформирование “сверху”.
Конституционно-демократическая партия (кадетов) организационно оформилась в период высшего подъема революции 1905-1907 гг. на основе двух либеральных организаций — “Союза освобождения” и “Союза земцев-конституционалистов” и заняла прочные позиции на левом фланге российского либерализма. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. в Москве. Лидером кадетской партии, ее главным теоретиком и стратегом был ученый-историк П.Н. Милюков (1859—1943).
Считая капитализм оптимальным вариантом общественного прогресса, кадеты с наибольшей полнотой и последовательностью отразили в ней тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу. Основные положения программы сводились к установлению конституционно-монархического строя с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей; созданию ответственного перед Государственной думой правительства; коренной реформе местного самоуправления, суда. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, соблюдение всех политических прав и свобод личности, отмену сословных привилегий, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день.
Не признавая права наций на политическое самоопределение. кадеты ограничивались требованием культурно-национального самоопределения, что означало в их понимании использование национальных языков в образовании, книгоиздании, судопроизводстве.
Кадеты выступали за введение всеобщего бесплатного и обязательного обучения в начальной школе; уничтожение всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием, автономию университетов, свободу преподавания в высшей школе, свободную организацию студенчества; устройство органами местного самоуправления общеобразовательных учреждений для взрослых, народных библиотек; развитие профессионального образования.
Основным методом осуществления своей программы кадеты выбрали тактику давления на правительство через легальные средства и прежде всего через Государственную думу. Основной социальной базой кадетской партии стала интеллигенция (90% ее состава) — городская и земская.
В годы первой российской революции влияние партии кадетов было значительным. Они не настаивали на железной партийной дисциплине. В 1905—1906 гг. численность партии, по разным источникам, составляла от 50 до 100 тыс. человек.
“Союз 17 октября” (октябристы) представлял собой консервативное крыло либерального движения. Организационно Союз начал оформляться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения после издания Манифеста 17 октября 1905 г. I съезд партии состоялся в Москве в феврале 1906 г. Ее признанным лидером стал А.И. Гучков (1862—1936). Государственное устройство Российской империи им виделось в наследственной конституционной монархии с Государственной думой. В решении национального вопроса октябристы не смогли выйти за пределы узконационалистической, великодержавной точки зрения и исходили из необходимости сохранения “единства и нераздельности Российского государства”, “его исторически сложившегося унитарного характера”. Исключение было сделано только для Финляндии: за ней признавалось право на автономное государственное устройство. За другими народами октябристы не признавали даже права культурной автономии, хотя выступали за улучшение быта и культуры народов России. Требования партии в области гражданских прав содержали традиционный для либеральной партии перечень положений, включавший свободу слова, собраний, совести, неприкосновенность личности и жилища; торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею.
Экономическая часть программы октябристов была более умеренной, чем у кадетов. Так, они отстаивали частную собственность как основу экономики, оговаривая частичное отчуждение помещичьей земли как самый крайний случай, при этом с обязательным вознаграждением владельцев. В рабочем вопросе партия выступала за сокращение рабочего дня, страховое законодательство, повышение культурно-образовательного уровня и улучшение бытовых условий жизни рабочих, но за ограничение права рабочих на стачки. В целом программа “Союза 17 октября” отражала интересы крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии, капитализированных помещиков и выступала за эволюционный путь развития, сочетавший экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Это объяснялось социальным составом партии. В нее вошли верхи московской буржуазии, помещики, сумевшие перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, высокооплачиваемые торгово-промышленные служащие, чиновники, отставные военные. Численность партии в 1906 г. составила 50—60 тыс. человек.
Монархическо-традиционалистский лагерь в событиях 1905— 1907 гг. поддерживали правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление “исконных русских начал”. Они объявили себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и провозгласили классические имперские лозунги: “За веру, царя и Отечество!”, “Православие, Самодержавие и Народность!”, “Россия для русских!”. Обобщенное название партии консервативно-охранительного направления — черносотенцы. Черносотенцы предпочитали именовать себя “истинно русскими”, “патриотами”, “монархистами”.
Самой крупной из черносотенных партий был “Союз русского народа”, созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. Союз выдвинулся на первые роли в черносотенном движении. К концу 1907 г. общая численность черносотенцев достигала примерно 410 тыс. человек. Среди многочисленных лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался один из учредителей “Союза русского народа” В.М. Пуришкевич (1870— 1920).
Значительная часть руководителей черной сотни принадлежала к интеллигенции. Это были преподаватели, врачи, юристы, инженеры. Председателем Главного совета “Союза русского народа” был детский врач, доктор медицины А.И. Дубровин.
В уставе “Союза русского народа” было подчеркнуто, что членами Союза могли быть “только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний”, т.е. Союз провозгласил себя неклассовой, русской национальной организацией. В программе был выражен социальный идеал партии — патриархальная сословная Россия во главе с самодержавным монархом. Православие признавалось основой всей русской жизни и являлось государственной религией. Самодержавие рассматривалось незыблемым, а царь как высшая правда, закон и сила.
В программе по национальному вопросу содержался пункт о единстве и неделимости России: ни о какой автономии не могло быть и речи. Провозглашалось, что “русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая”. Главным стержнем черносотенной идеологии был антисемитизм.
По социальному составу “Союз русского народа” был довольно пестрым. В руководстве преобладали представители интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства. Среди рядовых членов было немало крестьян, рабочих, городских мещан: мелких лавочников, торговцев.
В борьбе с революционным движением черносотенцы использовали как легальные, так и нелегальные методы. Идеологическая установка черносотенцев была на редкость простой: все беды России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, стремящихся развалить империю. Они создавали боевые дружины для защиты порядка и законности, которые стали затем организаторами погромов и индивидуального террора.
Правые националисты, как правило, не принимали Манифест 17 октября. Черносотенцы относились отрицательно к рыночно-капиталистической модернизации, видя в ней измену “особому пути” российской истории, выступали против Государственной думы, предлагая вместо нее законосовещательный орган в лице Земского собора из представителей “истинно” русских людей.