2.1. Прокладка и монтаж защитных пластмассовых труб
2.2. Установка смотровых устройств
2.3. Прокладка оптических кабелей в каналах междугородной кабельной канализации
2.6. Поиск мест не герметичности каналов междугородной кабельной канализации
2.1. Прокладка и монтаж защитных пластмассовых труб
Прокладка ЗПТ в грунт при проведении ремонтных и аварийно-восстановительных работ производится, как правило, в траншею, отрытую, в зависимости от ее длины и местных условий, механизированным или ручным способом. Глубина траншеи должна обеспечивать проектную глубину залегания ЗПТ с учетом подсыпки 5 - 10 см рыхлого грунта для выравнивания дна при механизированной разработке траншеи.
При выкладке ЗПТ на поворотах трассы радиус изгиба не должен быть менее 2 м. Не должны допускаться местные резкие перегибы ЗПТ с радиусом менее 1,4 м.
Прокладка ЗПТ при температуре ниже минус 10°С должна производиться, как правило, с предварительным прогревом.
При проведении ремонтных работ на МКК, состоящей из нескольких ЗПТ, расположение друг относительно друга вновь прокладываемых ЗПТ и их расцветка по возможности должны быть идентичны исходной МКК.
Прокладка ЗПТ на участках с высоким уровнем грунтовых вод должна выполняться с использованием пригружения ЗПТ. Прокладка ЗПТ на речных переходах и других водных преградах производится с привлечением специализированных предприятий.
Монтаж ЗПТ должен предусматриваться муфтами, рассчитанными на избыточное воздушное давление не менее 1,4 МПа (14 кгс/см2).
При монтаже ЗПТ следует использовать специальный инструмент, рекомендуемый изготовителем ЗПТ.
Над всеми соединениями ЗПТ, проложенными в грунте, должны быть размещены электронные маркеры. Расположение стыков ЗПТ и все изменения конфигурации МКК должны быть внесены в рабочую документацию.
Над отремонтированным участком МКК должна быть проложена, на расстоянии 0,5 ... 0,7 м от уровня грунта, предупредительная (сигнальная) лента.
2.2. Установка смотровых устройств
Смотровое устройство с полным заглублением устанавливается:
- пластмассовое смотровое устройство (негерметичное) - на песчаное основание высотой 0,2 ... 0,3 м;
- бетонное смотровое устройство (негерметичное) - на щебенчатое основание высотой 0,2 ... 0,3 м;
- смотровое устройство типа ПОД (пункт оперативного доступа) - на железобетонную плиту размером около 1x1x0,1 м
Установка в грунт смотрового устройства типа ПОД с полным заглублением предусматривает откопку котлована для установки ПОД до глубины 1,3 м. При глинистых грунтах котлован отрывается до отметки расчетной глубины промерзания для данного района строительства, если она превышает 1,3 м, и до отметки «1,3 м» выполняется подсыпка котлована гравием, крупнозернистым песком. Засыпка котлована до отметки «-0,900 м» производится непучинистым грунтом, дальнейшая (до поверхности земли) засыпка производится местным грунтом.
Ввод ЗПТ в смотровое устройство производится в соответствии с документацией изготовителя смотрового устройства.
Конкретное место установки смотрового устройства на трассе должно быть отражено в документации с привязкой к местным ориентирам. Над смотровым устройством, полностью заглубляемым в грунт, рекомендуется дополнительная установка электронного маркера.
2.3. Прокладка оптических кабелей в каналах междугородной кабельной канализации
Прокладка строительных длин ОК в каналы МКК и их извлечение производится бригадой ТЦЭ или подрядной организацией с применением специализированного пневмооборудования. Способы пневмопрокладки и применяемые технологии приведены в [5] и [6].
Если применяются смотровые устройства типа ПОД или типовые колодцы кабельной канализации, подключение пневмооборудования к каналам МКК производится без демонтажа стыка ЗПТ со смотровым устройством. Подключение пневмооборудования к каналам МКК производится в этом случае с помощью вспомогательного отрезка ЗПТ и пластмассовой муфты типа «SPUR» или «Plasson», через открытую крышку смотрового устройства.
Прокладка ОК в ЗПТ короткими длинами для устройства постоянных вставок производится вручную, заталкиванием ОК через канал. В отдельных случаях прокладка осуществляется с применением заготовочного прутка и/или тягового троса.
2.4. Поиск трассы
Поиск трассы ведется на основе данных рабочей документации на участок МКК, на котором обнаружено повреждение.
Поиск трассы проводится с помощью трассопоисковых приборов, при подключении генератора к цепи «оболочка-земля» на КИП. Для этого как минимум один кабель, лежащий в канализации, должен иметь металлический элемент.
В многоканальной МКК один из резервных каналов может использоваться для прокладки специального вспомогательного трассопоискового провода, в качестве которого может использоваться провод ПРППМ с выводом его на КИП. В этом случае остальные каналы могут использоваться для прокладки полностью диэлектрических ОК.
Учитывая малую жесткость провода ПРППМ, для его прокладки следует использовать поршневой метод задувки. Строительная длина провода должна быть не менее строительной длины ОК.
Если резервный канал с проводом ПРППМ требуется для прокладки кабеля, провод может быть удален. В этом случае прокладываемый ОК должен содержать металлический элемент для обеспечения возможности поиска трассы.
При сооружении ВОЛП, в составе которых имеются оптические кабели с металлическими конструктивными элементами, на них должна предусматриваться установка контрольно-измерительных пунктов (КИП).
Места установки КИП должны предусматриваться проектом. Рекомендуемое расстояние между КИП - до 20 км.
Щиток КИП при применении герметичного смотрового устройства может устанавливаться как внутри корпуса смотрового устройства, так и снаружи, в нише столбика КИП, при применении негерметичного смотрового устройства - в нише столбика КИП.
Поиск трассы МКК может осуществляться также с использованием электронных маркеров, местоположение которых указано в рабочей документации на МКК.
2.5. Устройство вставок
Восстановление связи по временной схеме производится с помощью временных оптических кабельных вставок.
Постоянная вставка выполняется с установкой двух или одного дополнительных смотровых устройств только на канале (каналах) МКК, содержащем поврежденный кабель.
Работы производятся в следующем порядке:
- откопать траншею вдоль трассы МКК в обе стороны от места повреждения на расстояние по 25 м так, чтобы освободить ЗПТ;
- по концам траншеи отрыть примыкающие к ней котлованы так, чтобы можно было установить в них дополнительные смотровые устройства на расстоянии порядка 1 м от проходящих ЗПТ и обеспечить ввод в смотровые устройства ЗПТ поврежденных каналов МКК с соблюдением допустимых радиусов выкладки (не менее 2 м);
- установить смотровые устройства в откопанные котлованы .
- перерезать ЗПТ с поврежденным ОК в месте повреждения (если они не до конца оборваны);
- удалить ЗПТ с концов поврежденного кабеля (порядка 20 м с каждой стороны) так, чтобы оставшихся длин ЗПТ было достаточно для ввода в смотровые устройства;
- отрезать извлеченные из ЗПТ концы поврежденного ОК на длине по 7 м от конца каждый;
- ввести ОК и ЗПТ, в которых они находятся, в смотровые устройства, обеспечив закрепление и герметизацию вводов ЗПТ (если таковая предусматривается);
- проложить отрезок ЗПТ в траншее (длина порядка 50 м отрезается по месту так, чтобы обеспечить вводы ее в смотровые устройства);
-концы ЗПТ ввести в смотровые устройства, произвести закрепление и герметизацию вводов (если таковая предусматривается);
- вставку ОК затолкнуть в ЗПТ (длина вставки порядка 80 м, чтобы обеспечить технологический запас - порядка 15 м в каждом смотровом устройстве);
- произвести ремонт резервных трубопроводов в месте их повреждения путем устройства ремонтных вставок ЗПТ, с применением пластмассовых муфт (если необходимо, ширина траншеи в месте повреждения должна быть перед этим увеличена).
Если МКК состоит из одной ЗПТ с ОК, постоянная вставка может быть выполнена без смещения дополнительных смотровых устройств в сторону от трассы.
Если смотровые устройства на линии не применяются, необходимо в плановом порядке предусмотреть прочистку и проверку проходимости резервных каналов. Вопрос возможности перерыва связи для прочистки рабочих каналов МКК в порядке планового ремонта решается в установленном порядке.
2.6. Поиск мест не герметичности каналов междугородной кабельной канализации
Пневматическое сопротивление канала МКК примерно на порядок меньше пневматического сопротивления магистрального электрического кабеля связи. Это позволяет использовать для отыскания района повреждения канала традиционные методы, основанные на учете расхода воздуха или изменении давления, лишь при малых утечках, позволяющих создать в канале контролируемый поток воздуха.
При существенных повреждениях, таких как разрыв ЗПТ, традиционные методы, используемые для кабелей связи, не применимы.
Локализация не герметичности до участка между смотровыми устройствами осуществляется путем последовательного деления примерно вдвое контролируемого участка МКК.
Контроль герметичности концевых заглушек производится нанесением пенообразующего раствора (обмыливанием) стыка заглушки с ЗПТ и вентиля.
Отыскание района не герметичности ЗПТ манометрическим методом и уточнение места не герметичности производится с помощью течеискателя. При этом шурфование целесообразно начинать с мест расположения соединительных муфт ЗПТ, если таковые имеются в районе не герметичности.
Отыскание места не герметичности резервного канала с помощью калибра-датчика радиосигналов или поиска с мерной лентой производится в соответствии с [5], для чего необходим компрессор достаточной производительности. Если он отсутствует, поиск не герметичности должен производиться бригадой ЦТЭ по заявке КУ или в рамках планового ремонта.
При отыскании места не герметичности канала МКК, занятого кабелем, если это не удалось сделать манометрическим методом, следует прежде всего проверить места сочленения ЗПТ.
Если повреждение обнаружить не удалось, поиск места и устранение не герметичности производится в порядке планового ремонта силами ТЦЭ или подрядной организации. При этом вопрос о перерыве связи для освобождения, в случае необходимости, канала от ОК решается в установленном порядке.
Трудоемкость работ, выполняемых бригадами ЛТЦ (ЦЛКС), нормирована.
Контрольные вопросы
1. Какой допустимый радиус изгиба при выкладке ЗПТ на поворотах трассы?
2. Какой порядок прокладки ЗПТ при температуре ниже минус 10°С?
3. На каком расстоянии от уровня грунта устанавливается предупредительная (сигнальная) лента?
4. Какое рекомендуемое расстояние между КИП?
5. Объясните порядок поиска мест не герметичности каналов междугородной кабельной канализации.