Строительство волоконно-оптических линий связи так же, как и электрических кабельных линий связи, осуществляется строительно-монтажными управлениями (СМУ) акционерных обществ (АО) "Союз-Телефонстрой", "Межгорсвязьстрой", а также передвижными механизированными колоннами (ПМК) АО "Связьстрой", в системе которых организуются линейные или прорабские участки. Силами этих участков выполняются такие основные виды работ по строительству, как разбивка трассы линии и определение мест установки НРП на местности в соответствии с проектом на строительство, доставка кабеля, оборудования и других материалов на кабельную трассу, испытание, прокладка и монтаж кабеля и оконечных устройств, проведение приемосдаточных испытаний.

Кроме указанных предприятий строительство ВОЛП на территории России выполняется специализированными фирмами, такими, например, как телекоммуникационная компания "Волсстрой", "Энергосвязь" РАО ЕЭС России и др.

Следует отметить, что многие строительные организации берут подряд на выполнение комплекса работ по монтажу, наладке и сервисному обслуживанию средств связи и телемеханики строящихся ВОЛП "под ключ", что значительно повышает качество строительства и снижает капитальные затраты. В настоящее время в России накоплен достаточно большой опыт строительства ВОЛП на магистральных, внутризоновых и местных сетях связи.

В строительстве ВОЛП имеется ряд существенных отличий, обусловленных своеобразием конструкции ОК: критичностью к растягивающимся усилиям; малыми поперечными размерами и массой; большими строительными длинами; сравнительно большими величинами затухания сростков ОВ; трудностями в организации служебной связи в процессе строительства ВОЛП и отыскании повреждений ОК.

Перечисленные особенности ОК проявляются практически на всех этапах строительства ВОЛП, поэтому для обеспечения надлежащего качества массового строительства и эксплуатации ВОЛП в соответствующих ведомствах и строительных организациях разрабатываются и используются в работе руководства и инструкции по прокладке, монтажу и измерениям ВОЛП с применением современных измерительных приборов и средств механизации строительно-монтажных работ.

Подготовительные работы. Строительство и реконструкция ВОЛП осуществляется по утвержденным техническим проектам. В процессе подготовки к строительству, как правило, выполняется следующие основные виды работ: изучается проектно-сметная документация; составляется проект производства работ (ППР); решаются организационные вопросы взаимодействия строительной организации с представителями заказчика; проводится входной контроль поставленного ОК; решаются задачи материально-технического обеспечения. В связи с тем, что строительство ВОЛП в России носит массовый характер, имеется настоятельная необходимость в проведении в строительных организациях подготовки персонала по выполнению основных строительно-монтажных операций на ВОЛП.

Одним из основных документов к строительству конкретной ВОЛП является ППР, который составляется производственно-техническим отделом строительной организации с участием прорабов (бригадиров), которые руководят строительством объектов. ППР составляется на основе подробного изучения проектно-сметной документации и обследования на местности трассы строящейся ВОЛП. В процессе ознакомления с трассой особое внимание должно быть обращено на сложные участки: речные переходы; пересечение автомобильных, железнодорожных и трамвайных путей, трубопроводов; прокладку кабеля по мостам, тоннелям, в заболоченных местах, на скальных и гористых участках, в населенных пунктах.

При обследовании трассы ВОЛП целесообразно использовать кабелеискатели, так как с их помощью можно точно определить место прокладки металлических подземных коммуникаций (кабели, газопроводы, нефтепроводы, водопроводы). Такое обследование трассы позволит избежать повреждения перечисленных подземных коммуникаций при прокладке ОК. Повреждения могут привести к ухудшению экологии окружающей среды и даже вызвать несчастные случаи.

На основании данных проведенного обследования затем выбирают наиболее оптимальные планы прокладки ОК на различных участках трассы, детализируют технологию строительства ВОЛП, составляют календарный план производства работ по участкам с учетом трудоемкости операций, рассчитывают потребность машин и механизмов, определяют пункты возможного размещения кабельных площадок и помещений для проведения входного контроля ОК. Должны быть решены также вопросы организации служебной связи с помощью радиостанций УКВ диапазона.

Очень важным моментом в подготовительных работах является выбор машин и механизмов. Если отечественная промышленность выпускает достаточно хорошие кабелеукладчики для прокладки кабеля на открытых участках трассы, то для работы в стесненных условиях, на участках скопления большого количества подземных коммуникаций отечественная техника оказалась мало эффективной для строительства сложных по объему и срокам объектов. Поэтому целесообразно по опыту работы АО "Межгорсвязьстрой" предусматривать применение новой зарубежной строительной техники. Эта техника позволяет внедрить бестраншейные технологии прокладки коммуникаций на основе нового класса специализированных механизмов и машин, которые обеспечивают: прокладку протяженных участков трубопроводов для ВОЛП дистанционно управляемыми микропроходческими комплексами, различными типами пневмоударных систем; прохождение интенсивно застроенных участков, пересечение различных водных преград, коммуникаций, инженерных сооружений с использованием шнекового, ударного, горизонтально направленного, управляемого бурения, стержневого продавливания и др.

Имеющийся опыт строительства и эксплуатации ВОЛП показал, что успех гарантируется там, где есть высококвалифицированные кадры-оптики. Особенно это касается монтажа муфт и измерения ОК и линейных трактов, нахождения и устранения повреждений на ВОЛП. В связи с этим необходима весьма основательная специальная подготовка персонала, учитывающая особенность процессов в ОК на всех этапах строительства и эксплуатации.

В настоящее время на базе ВУЗов связи России в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и Новосибирске действуют региональные телекоммуникационные трейнингцентры, которые созданы при поддержке Европейской комиссии в рамках программы содействия странам СНГ (программа "TACIS"). В трейнингцентрах специалисты отрасли связи повышают свою квалификацию и проходят переподготовку по курсам: "Строительство и техническая эксплуатация ВОЛП", "Измерения на ВОЛП", "Технадзор за строительством ВОЛП", "Монтаж ОК" и др.

Специалистам, прошедшим курс обучения, выдаются документы государственного образца. Программы курсов составлены в зависимости от контингента слушателей: руководители предприятий связи, специалисты предприятий связи, монтажники муфт ОК и др.

Подготовка персонала может быть также организована непосредственно в строительных организациях (СМУ, ПМК) или в организациях, занимающихся эксплуатацией ВОЛП (ГТС, ТЦМС, ЭТУС). В ходе подготовки к строительству, кроме вопросов монтажа и измерения ОК, персонал должен быть хорошо ознакомлен со всеми этапами и особенностями технологии строительства ВОЛП.