16.1. Экономическое и социально-политическое развитие

16.2. Первая российская революция 1905—1907 гг.

16.3. Российская многопартийность: генезис и становление

16.4. Думская монархия

На рубеже XIX и XX вв. Россия вступила на качественно новую ступень развития — стадию модернизации, т.е. перехода от традиционно аграрного общества к современному индустриальному, в котором создаются крупная технически развитая промышленность и соответствующие ей социальные и политические структуры.

В отечественной историографии событий рубежа веков можно выделить два основных направления. Представители первого, эволюционно-реформистского (В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, авторы сборников “Вехи”, “Из глубины”, историки-эмигранты и др.), считали, что российская государственность не может быть изменена насильственным путем; необходима постепенная модернизация существующего строя. Особая роль отводилась государству и российской интеллигенции. В наши дни в ряде работ высказана подобная точка зрения (А.С. Ахиезер, Н.Я. Эйдельман и др.).

Второе направление — марксистское (большевистское), отстаивавшее прогресс России на путях революции, в советский период стало официальным. В 60-е годы ряд историков — сторонников так называемого “нового направления” (А.М. Анфимов, П.В. Волобуев, И.Ф. Гиндин, К.Н. Тарновский и др.) пришли к выводу, что история России показывает иной, не похожий на западную модель, особый тип капиталистической эволюции, находящийся в неразрывной связи с поднятой ими же проблемой многоукладности (взаимодействия российского монополистического капитализма с до- и раннекапиталистическими общественными структурами). Сейчас эти идеи находят все больше сторонников.

В современной отечественной исторической науке все большее подтверждение имеет третье направление “догоняющего и циклического” развития России (А.С. Ахиезер, В.И. Пантин, Е.Г. Плимак и др.), развернутое в концепцию трех моделей (эшелонов) развития мирового капитализма, различающихся механизмом становления и эволюции буржуазных структур. Россия была отнесена к странам второго эшелона развития.

Продолжает вызывать споры вопрос определения уровня развития аграрного капитализма в России в начале XX в. В настоящее время историки сходятся на том, что процесс капиталистического развития, безусловно, шел как в помещичьих, так и в крестьянских хозяйствах, но медленно.

16.1. Экономическое и социально-политическое развитие

Во имя сохранения международных позиции, опасаясь, что империя утратит свое влияние в Европе, отстанет в экономическом и военном отношениях и даже может утратить экономическую самостоятельность, самодержавие было вынуждено проводить политику форсирования модернизации. Российский вариант модернизации отличался рядом особенностей. Одной из наиболее значительных была ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны. Общеизвестно, что на Западе аграрный переворот был результатом революции и предшествовал промышленному перевороту. В России промышленный переворот завершился к 80-м годам XIX в., до буржуазно-демократических революций, а аграрно-капиталистический не завершился вовсе. Правящие круги понимали слабость предпосылок для индустриальной модернизации “снизу”, эволюционным путем, поэтому ускоренная индустриализация могла быть только результатом активного целенаправленного вмешательства государства “сверху”. Это нашло отражение в экономической политике правительства, гибкой таможенной политике, ограждавшей отечественную промышленность от конкуренции заграничных товаров; предоставлении заводам крупных заказов на длительный срок по завышенным расценкам; концессионной организации железнодорожного строительства; привлечении иностранного капитала; форсировании экспорта сельскохозяйственной продукции (хлеба) и сырья. Результатом явились сжатые исторические сроки российского промышленного развития, его высокие темпы. За последние 40 лет XIX в. объем промышленной продукции в России возрос в 7 раз, тогда как в Германии — в 5, во Франции — в 2,5, в Англии — в 2 раза.

Начавшийся в 1893 г. промышленный подъем во многом определялся активным железнодорожным строительством, которое создавало устойчивый спрос на металл, уголь, лес и другие материалы. Особенностью экономики России на рубеже веков было и то, что из-за отсутствия в достаточном количестве собственных финансовых средств широко привлекался иностранный капитал. За счет иностранных инвестиций не только развивалось железнодорожное строительство, но и появлялись новые отрасли в структуре российской промышленности (например, электротехническая и химическая). В то же время сама Россия экспортировала капиталы за рубеж (Китай, Иран и др.), что обусловливалось не столько экономическими, сколько военно-политическими соображениями. Одновременно в России шел интенсивный процесс формирования единого национального рынка, чему в значительной степени способствовали два материальных фактора: строительство железных дорог и переход на твердую, конвертируемую валюту.

Важной чертой развития российской промышленности в начале XX в. была высокая концентрация производства, по уровню которой Россия занимала первое место в Европе. Высокий уровень концентрации производства явился одной из причин процесса монополизации. Уже в начале XX в. монополии образовались во всех основных отраслях производства — от простейших картелей до синдикатов и трестов. В черной металлургии господствующее положение заняли “Продамет”, “Кровля”; в машиностроении и металлообработке — “Продвагон”, “Продпаровоз”, “Гвоздь”; в добыче угля — “Продуголь”; в нефтяной промышленности — “Но-бель-мазут”. Промышленность, которой во все большей степени требовались огромные финансовые средства, начинала зависеть от банков. В России по-иному, чем в странах классического капитализма, шло образование банковской системы. Если там она начиналась с мелких и средних банков, то в России кредитная система была первоначально представлена крупными банками, а мелкие и средние стали появляться только перед первой мировой войной. Началось сращивание российских банков с промышленностью. Создавалась финансовая олигархия, в руках которой концентрировались огромные финансовые средства и основные промышленные мощности: пять крупных банков контролировали основную массу финансовых средств в промышленном производстве. Крупные банки имели свои филиалы в Европе — в Париже, Лондоне. В российской банковской системе значительное место занимал иностранный капитал.

В начале XX в. Россия вместе с другими странами (Западная Европа, США) переживает жестокий кризис перепроизводства (1899—1903). Он начался с резкого падения цен на основные виды продукции и привел к значительному сокращению производства, Разорению предприятий. За годы кризиса закрылось около 3 тыс. крупных и средних предприятий, что привело к массовой безработице. В крупных промышленных центрах — Петербурге, Ростове-на-Дону, на Урале, юге России прошли рабочие выступления. В России на рубеже XIX—XX вв. капитализм, минуя длительную фазу свободной конкуренции, перешел в принципиально новую стадию своего развития — империализм. Вследствие бурного роста промышленного производства Россия вступила в этот процесс одновременно с другими ведущими мировыми державами. Однако русский вариант империализма представлял собой лишь надстройку над многоукладным и достаточно рыхлым экономическим базисом общества.

В XX в. Россия вступила страной, в которой ?0% населения было занято в сельском хозяйстве, сохранявшем полукрепостнические отношения. В начале века в стране отмечается подъем сельскохозяйственного производства. По общему объему сельскохозяйственной продукции Россия занимает первое место в мире. На ее долю приходилось 50% мирового сбора ржи, около 20% пшеницы и 25% мирового экспорта зерна. Быстрыми темпами увеличивалось производство картофеля, сахарной свеклы, льна и других технических культур. Росли поголовье и продуктивность скота. Однако на фоне впечатляющих перемен в промышленности и торговле положение в аграрном секторе выглядело безнадежно отсталым и архаичным. Ситуацию в деревне осложняли еще два взаимосвязанных обстоятельства: аграрное перенаселение (с 1861 по 1913 г. население России удвоилось) и крестьянская община.

Отсюда понятно экономическое обоснование крестьянского требования в годы революции передачи им части помещичьих земель. Положение усугублялось отсталостью материально-технической базы сельского хозяйства. Треть крестьянских дворов была безлошадной, а треть имела всего одну лошадь. Крайним проявлением бедности было отсутствие коровы — такие хозяйства составляли до 10%. Русский крестьянин получал самые низкие урожаи зерновых в Европе (5—6 ц с гектара). К тому же политические права крестьян были более ограниченными по сравнению с другими категориями населения: на них не распространялся суд присяжных, до 1903 г. сохранялись телесные наказания и местные сословные суды. Капиталистическую эволюцию сельского хозяйства тормозило сохранение общины, консервирующей крепостнические пережитки: отработки, выкупные платежи, круговую поруку. Она регламентировала периодическое перераспределение земель, календарные сроки сельскохозяйственных работ и др. Устойчивость общинных традиций препятствовала появлению нового крестьянина, хозяина собственной земли. К началу XX в. надельной крестьянской земли находилось в общинном пользовании. Лишь в западных губерниях преобладала частная собственность на землю. По-прежнему основными фигурами на селе были крестьянин и помещик. Последний не стремился к модернизации сельскохозяйственного производства: вследствие быстрого роста сельского населения рабочая сила имелась в избытке и почти бесплатно. К 1905 г. всего 3% дворян-землевладельцев смогли перевести свои имения на капиталистические рельсы с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда.

К началу XX в. Российская империя по размеру территории — 22,2 млн. км (16,8% обитаемой суши) — занимала второе место в мире после Британской империи. По первой переписи населения (1897 г.) в России (за исключением Финляндии) насчитывалось свыше 125 млн. человек: по численности населения Россия заняла третье место после Британской империи и Китая.

По степени индустриализации Российская империя значительно уступала ведущим странам мира. Индустриальное общество характеризуется следующими показателями: преобладание доли промышленной продукции в национальном доходе, преобладание городского населения над сельским, высокий уровень грамотности населения. Обладая большим национальным богатством — 160 млрд. руб. (8,6 % общемирового), значительную часть которого (90 млрд. руб.) составляли природные ресурсы, Российская империя по валовому промышленному производству — 5,7 млрд. руб. (3,8 % общемирового) — находилась на пятом месте в мире. Национальный доход на душу населения был в 3—5 раз ниже, чем в развитых странах. По объему промышленного производства на одного человека и уровню производительности труда в промышленности Россия уступала в 5—10 раз ведущим странам. По длине железных дорог (79 тыс. км в однопутном исчислении) Россия занимала второе место в мире, уступая только США (хотя и в 5 раз). Процессы модернизации почти не коснулись глубинных пластов народной жизни. Сельское хозяйство давало 51% национального дохода, промышленность — 28%, остальное приходилось на транспорт и торговлю. Жизненный уровень народа в России был ниже, чем в Германии и Англии, соответственно в 2 и 4 раза.

Показатели урбанизации (доли городского населения) и уровня образования населения ярко отражают процесс перехода от аграрного к индустриальному обществу. Российская империя оставалась, по сути, сельской страной: только 30 млн. человек, или 18% населения, проживали в городах. По уровню грамотности (30% населения) Россия занимала одно из последних мест в мире. В то же время наблюдалось стремление всех слоев населения к получению образования. Эта потребность учитывалась царским правительством: росло число гимназии, реальных училищ, высших учебных заведении. Однако Россия не имела достаточного образовательного и квалификационного уровня работников, что не отвечало потребностям страны. Особенно неблагоприятное положение наблюдалось в начальном и среднем образовании. Гораздо лучше обстояло дело с высшим образованием. Численность студентов в университетах между 1900 и 1913 гг. выросла вдвое, составив 120 тыс. человек.

Таким образом, рассмотрев социально-экономическое развитие России на рубеже XIX—XX вв., следует подчеркнуть, что, несмотря на очень высокие темпы роста, Россия в начале XX в. лишь приблизилась к индустриально развитым странам, войдя в первую пятерку держав по абсолютным размерам промышленного производства.

Особенности экономического развития страны отразились на социально-классовой структуре российского общества, расстановке политических сил и характере общественных движений в начале XX в. К концу XIX в. дворянское сословие составляло около 2 млн. человек (1,5% общего числа населения). Сила дворянства заключалась в землевладении, его близости к царю, обладании ведущими позициями в государственном управлении. Потомственные дворяне составляли 70% чиновников гражданских ведомств. К началу XX в. из их среды вышло 90% генералов, 75% полковников, 50% всего офицерского состава.

По социальному положению к дворянству примыкало духовенство. В ведении церкви находилась целая система церковных учебных заведений: 4 духовные академии, 57 семинарий, 186 духовных училищ. В стране насчитывалось 111 тыс. священников, более 1000 монастырей обслуживали 100 тыс. монахов и монахинь. Церковь владела 2 млн. десятин земли.

Наиболее многочисленным сословием было крестьянство — 97 млн. человек. Хотя и медленно, но все же шло его расслоение: к началу XX в. деревенская беднота составляла около 50% всего крестьянства, среднее крестьянство — 30, зажиточное — 20%.

Наряду со старой сословной структурой (градация населения идет по юридическому признаку) в России начинает складываться новая классовая структура общества (по экономическому признаку). К концу XIX в. растет численность буржуазии и промышленного пролетариата. Общая численность рабочих достигает 10— 14 млн. человек, из них около 2 млн. — фабрично-заводские.

Одним из основных направлений внешней политики России на рубеже веков была так называемая “большая азиатская программа”, ставившая целью экономическое продвижение на рынки Дальнего и Среднего Востока, приобретение (захват) новых территорий. По словам военного министра А.Н. Куропаткина, Николай II мечтал не только о присоединении Манчжурии (Северо-Восточного Китая) и Кореи, но и о захвате Афганистана, Персии (Ирана) и Тибета. В 1896 г. Россия получила от китайского правительства разрешение на строительство Транссибирской железной дороги, проходящей через Манчжурию. В 1898 г. С.Ю. Витте добился уступки в аренду Порт-Артура и Дальнего. В Порт-Артуре была создана военно-морская база. Это вызвало негативную реакцию со стороны Японии: произошло столкновение интересов двух держав. Военное разрешение конфликта практически становилось неизбежным. Пользуясь сложностями в англо-русских отношениях, Япония заключила союз с Англией: начались военные приготовления. Русско-японская война началась в январе 1904 г. Целый ряд неблагоприятных факторов (удаленность от своих основных баз на 8 тыс. км, недооценка военной силы противника, внезапность первого удара и др.) привели к поражению России в этой войне. В августе 1905 г. был подписан Портсмутский мир (США), по которому Япония получила Южный Сахалин, аренду Ляодунского полуострова, Южно-Маньчжурскую железную дорогу. Хотя Россия отделалась относительно небольшими территориальными потерями, поражение в войне существенно подорвало престиж царского самодержавия. После японской войны правительство старалось вести осторожную и взвешенную политику не только на Дальнем Востоке, но и на других направлениях.

Таким образом, в начале XX в. самодержавие оказалось не в состоянии разрешить острые внутренние и внешнеполитические проблемы, которые десятилетиями накапливались в стране. Свои решения предлагали различные политические партии и течения, находившиеся в оппозиции к царской власти. Между тем в стране уже начиналась первая российская революция.

16.2. Первая российская революция 1905—1907 гг.

Новые задачи, вставшие перед страной в конце XIX — начале XX в., обострили проблему несоответствия между динамично развивающейся экономикой и консервативностью существовавшей политической системы. Россия оставалась самодержавной монархией. Абсолютная власть (как исполнительная, так и законодательная) принадлежала императору В начале XX столетия в стране отсутствовали представительные учреждения, элементарные демократические свободы. Даже российская буржуазия, обладавшая крупным капиталом, не имела политических прав.

В условиях модернизации перед властью встал выбор: пойти на реформирование политической системы, адекватной требованиям времени, либо ничего не менять, что грозило насильственной ликвидацией самодержавия.

Личность Николая II мало подходила для сложного времени рубежа XIX—XX вв., времени социальных, революционных и международных бурь. Николай Александрович Романов взошел на престол в 1894 г., получив от отца (Александра III) завещание хранить основы самодержавия, избегать войн, слушаться только самого себя и своей совести. Он не обладал ни сильным характером, как отец, ни государственным кругозором. Поэтому император в течение длительного времени не смог выработать какой-либо единой политической линии за одним исключением: никакого ограничения самодержавия. Вера в божественное предрасположение была очень характерна для царя и лишала его активного начала и в жизни, и в политике. От Николая II ждали, что он возьмет на себя инициативу по модернизации политической системы Российской империи. В условиях духовной дифференциации российского общества различные общественные силы выдвигали программы реформирования политического строя. Прежде всего оживились земские либералы, основной идеей которых было внедрение в органы государственной власти “народных представителей” от земств. Однако уже в 1895 г. Николай II отверг “бессмысленные мечтания” либералов о конституции, заявив, что будет охранять основы самодержавия так же твердо и неуклонно, как его “незабвенный покойный родитель”. Весной этого же года новый царь “прославился” на всю страну открытым одобрением расстрела рабочих в Ярославле. А еще через год произошла катастрофа на Ходынском поле во время коронационных торжеств в Москве. Крайняя жестокость, проявленная царем в дальнейшем при защите устоев самодержавия, определила его прозвище Николай Кровавый.

В окружении императора существовали разногласия по вопросу перспектив развития страны. Их выражали самые влиятельные фигуры в правительстве: С.Ю. Витте, министр финансов, возглавлявший сторонников реформ, и В.К. Плеве, министр внутренних дел, стремившийся сохранить самодержавие неизменным. Он погиб в 1904 г. от рук эсеровских террористов. Новый министр внутренних дел П.Д. Святополк-Мирский провозгласил курс на сотрудничество власти с земствами, чтобы расширить и укрепить социальную опору режима. В конце 1904 — начале 1905 г. либерально-демократическое движение в России предприняло оригинальную политическую акцию, названную “банкетной кампанией”. в честь 40-летия судебной реформы. На банкетах (в 34 городах прошло более 120 собраний с участием не менее 50 тыс. человек) произносились тосты и речи в пользу более широкого народного представительства, нередко звучали возгласы “Долой самодержавие!”. Это была последняя попытка перед революцией побудить правительство к уступкам.

Учитывая ситуацию, программа Святополк-Мирского содержала следующие предложения: включение в состав Государственного совета определенного числа выборщиков от земств и городских дум, распространение земств на всю территорию империи, сближение крестьян в имущественных правах с другими сословиями, расширение прав старообрядцев, издание закона о правах еврейского населения и др. Программа была отклонена, и Святополк-Мирский ушел в отставку. Император издал указ, обещавший некоторые социальные, конфессиональные, национальные послабления, но при условии сохранения самодержавия в незыблемом виде. О народном представительстве речи не было.

Правительственный курс начала царствования Николая II вызывал неприятие всех слоев населения, ожидавших от царя политических преобразований, адекватных идущим экономическим изменениям. Политическая оппозиция разных направлений считала, что все зло коренится в существующей власти, и если власть сделает уступки, то страна пойдет по пути политического и социального прогресса. Предреволюционная ситуация 1901—1904 гг. оказалась для царизма поистине роковой. Первыми заявили о себе студенты, требуя восстановления университетской автономии и политических свобод. В студенческом движении участвовали до 25 тыс. человек. Студентам было разрешено частичное самоуправление и создание легальных обществ по интересам. Главной силой революционного движения становится пролетариат. Количество стачечников возросло с 400 тыс. в 1895—1900 гг. до 530 тыс. человек в 1901—1904 гг. Более половины стачек проходили с политическими требованиями. В 1901 г. в целом ряде городов — Петербурге, Казани, Тифлисе, Варшаве — прошли рабочие выступления, среди которых выделялась легендарная Обуховская оборона в Петербурге. В 1902 г. прошли политические демонстрации в Сормове, Ростове-на-Дону, в 1903 г. — всеобщая стачка на юге России. Шло на подъем и крестьянское движение. В 1900—1904 гг. было отмечено 1205 крестьянских выступлений. Переломным для деревни стал 1902 г.: на борьбу с помещиками поднялись крестьяне Полтавской и Харьковской губерний. Центральной России, Поволжья, Грузии. Правительство с помощью войск подавило эти выступления, подвергнув крестьян жестоким наказаниям. После начала русско-японской войны прошла волна выступлений в армии и на флоте. Одними из наиболее крупных были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904 г. Обстановка в стране становилась все более напряженной. Особое беспокойство у правительства вызывал рост рабочего движения.

В 1901—1903 гг. по инициативе начальника московского охранного отделения С.В.Зубатова были созданы легальные рабочие организации по профессиональному признаку, которые активно вмешивались в конфликты между рабочими и предпринимателями, вынуждая последних идти на некоторые уступки. Однако скоро выяснилось, что рабочие не желают ограничиваться только повышением уровня своего образования и экономической борьбой. В 1903 г. деятельность “зубатовцев” в Одессе привела к первой в России всеобщей стачке. Зубатов получил отставку, созданные им организации прекратили существование. “Зубатовщина” не достигла поставленных перед нею целей и еще более усилила революционные настроения. Рабочие выбрали путь политической борьбы против самодержавия.

Тяжелое внутриполитическое положение страны усугубила начавшаяся в 1904 г. война с Японией. Она окончательно подорвала престиж самодержавной власти и создала благоприятный психологический фон для нарастания революционных событий. Различные круги оппозиции консолидировались вследствие как недовольства нерешенными социальными проблемами, так и обостренного чувства национального унижения в связи с позорным поражением в войне. В целом назревавшие революционные события имели глубокие причины, коренившиеся в самом социально-экономическом строе страны. Россия оказалась страной со всеми обострившимися противоречиями и разительными социально-экономическими и политическими контрастами.

Революция прошла два основных этапа:

1) с января по декабрь 1905 г. — начало и подъем революции, кульминацией которого стало вооруженное восстание в Москве;

2) с начала 1906 г. по 3 июня 1907 г. — постепенный спад и поражение революции.

Начало революционных событий датируется Кровавым воскресеньем — 9 января 1905 г. Непосредственным толчком к началу революции послужило увольнение рабочих из организации Гапона (1870—1906). Будучи священником церкви при петербургской пересыльной тюрьме, он в духе “зубатовщины” организовал “Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга”. Стремясь сохранить контроль над рабочими, Гапон решил организовать мирную демонстрацию к Зимнему дворцу для встречи обиженного народа со своим единственным заступником — царем. При содействии социал-демократов была выработана петиция царю, в которую вошли и требования политического характера: свобода слова, всеобщее избирательное право, созыв Учредительного собрания для проведения демократических реформ и передачи земли крестьянам, ответственность министров перед народом, отделение церкви от государства, отмена косвенных налогов, прекращение войны с Японией и др. Однако в целом петиция носила самодержавный характер и могла стать поводом для “единения царя с народом”. Еще можно было предотвратить революцию путем диалога власти с обществом, сделать уступки народу, провести либеральные реформы, улучшить положение рабочих и крестьян. Но Николай II, искренне преданный идее самодержавия, на это решиться не мог. Кровопролитие стало практически неизбежным. Около тысячи человек пали его жертвами, более 5 тыс. были ранены. Национальная трагедия 9 января потрясла Россию.

Так началась первая русская революция 1905—1907 гг. Поднялось на борьбу и крестьянство. Массовое участие крестьян в революции — 25,8 тыс. выступлений (уничтожено 4 тыс. помещичьих усадеб) — явилось настоящим потрясением для правительства. Поднялись армия и флот. В июне 1905 г. произошло восстание на броненосце “Князь Потемкин-Таврический”. Это был первый в мировой истории случай открытого революционного выступления команды военного корабля. Начались волнения солдат в Харькове, Киеве, Варшаве и ряде гарнизонов по Транссибирской магистрали. Вспыхнули восстания матросов в Кронштадте, Владивостоке. В ноябре 1905 г. Россию потрясла весть о севастопольском восстании на крейсере “Очаков” под руководством П.П. Шмидта.

Осенью революция охватила всю страну. Высший ее подъем был связан со всеобщей Всероссийской Октябрьской политической стачкой. Объявленная московскими большевиками стачка была поддержана железнодорожниками и приняла с 7 по 13 октября всероссийский характер. В стране не работали железные дороги, телефон, типографии, почта, аптеки, Государственный банк, водопровод, освещение. В Октябрьской стачке активно участвовала и демократическая интеллигенция. Закрылись школы, гимназии, высшие учебные заведения, театры. Октябрьские выступления превратили страну в единый политический митинг, сплотивший все слои населения: звучали требования устранения самодержавия и превращения России в демократическую республику. В революционной борьбе рождались новые органы власти — Советы рабочих депутатов по примеру Совета, созданного рабочими Иваново-Вознесенска. Объявленная московским Советом 6 декабря всеобщая стачка переросла в вооруженное восстание. В знак солидарности московское восстание было поддержано в Донбассе, Ростове-на-Дону, на Урале, в Красноярске, Чите, Владивостоке. Октябрьские и декабрьские события стали кульминацией революции. К началу 1906 г. царским властям удалось справиться с положением. Правительство перешло в наступление, начался разгром сил восставших царскими войсками. Продолжавшиеся в 1906—1907 гг. время от времени революционные выступления в условиях спада революции не слились в единое всероссийское восстание. Многие причины, в том числе отсутствие поддержки армии и координации планов, привели к поражению революции. Главной движущей силон первой народной революции эпохи империализма был пролетариат, выступавший в союзе с крестьянством. Что касается буржуазии, то ее позиция была противоречивой. С одной стороны, располагая значительными капиталами, она претендовала на непосредственный доступ к власти, а с другой — ее тесные связи с административно-управленческим аппаратом, помещичьими кругами ограничивали ее политические притязания. В результате политика буржуазии сводилась к лавированию между революцией и контрреволюцией, пресечению попыток как законсервировать существующий строй, так и подвергнуть его слишком радикальной ломке.

В условиях нарастания революции 18 февраля 1905 г. Николай II был вынужден подписать рескрипт (предписание) на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина о разработке проекта закона о созыве в России законосовещательной Думы. Революционные события осени 1905 г. сорвали выборы в булыгинскую Думу и заставили власти пойти на более радикальный вариант.

В условиях нарастания Октябрьской политической стачки Николай II был вынужден подписать 17 октября Манифест “Об усовершенствовании государственного порядка”, в котором провозглашались “незыблемые основы гражданской свободы”: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законодательными правами; существенно расширялся круг избирателей.

Реакция на Манифест была неоднозначной. Либералы восприняли его с восторгом и ликованием как начало эры буржуазного конституционализма. Революционные группировки объявили его обманом и призывали к дальнейшему развитию революции. Крайне монархические и проправительственные круги были также недовольны, видя в Манифесте подрыв идеи самодержавия. В эти месяцы (октябрь 1905 г. — апрель 1906 г.) Россия делает первые шаги на пути к парламентаризму, возникают легальные политические партии, вводятся новые правила о печати, упраздняется предварительная цензура, отменяются выкупные платежи.

Каковы же основные итоги революции 1905—1907 гг.? Главным событием политической жизни страны было создание законодательной Государственной думы — первого представительного органа власти. При всей ограниченности прав Думы, сословном характере ее депутатского корпуса это был первый в истории опыт российского парламентаризма, возможность легального сопоставления различных политических позиций по важнейшим проблемам жизни страны. Был смягчен политический режим. Возникла многопартийность. Хотя левые партии, а также кадеты не получили право на легальную деятельность, депутаты в Думе образовывали фракции по партийной принадлежности. Партии имели спои печатные легальные органы — газеты, журналы. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации:

профсоюзы, кооперативы, страховые организации, культурно-просветительские общества и др. Подданные Российской империи получили некоторые демократические права, свободу совести, слова, собраний, союзов, неприкосновенность личности. Был отменен циркуляр 1897 г. об уголовном наказании стачечников, легализованы (с некоторыми оговорками) экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания.

Власти пошли на некоторые уступки в экономической и социальной сферах. Рабочим удалось добиться сокращения средней продолжительности дня до 9—10 ч, а на некоторых предприятиях — до 8 ч. За годы революции несколько выросла средняя заработная плата лиц наемного труда. Некоторые капиталисты (А.И. Коновалов, С.Н. Третьяков) направляли часть прибыли на улучшение быта рабочих: строительство жилья, больниц и др. Началось внедрение системы заключения коллективных договоров рабочих с предпринимателями, где оговаривались минимум зарплаты, продолжительность рабочего дня, размер пособия по болезни, праздничные дни. Для крестьян были отменены выкупные платежи, вносившиеся ими с 1861 г., снижена арендная плата за землю, повышена зарплата сельскохозяйственным рабочим.

Революция оказала существенное воздействие на духовную жизнь общества. Она политизировала миллионы людей, заставила задуматься над привычными и, казалось, незыблемыми понятиями о справедливости государственного и сословного устройства общества, личных качествах монарха, соотношении традиционных ценностей и новаторских идей и др. Демократическая интеллигенция, увидев русский бунт, его масштабы и результаты, стала задумываться об иных альтернативах разрешения целого ряда коренных русских проблем. В то же время радикальные политические организации объявили первую русскую революцию подготовкой к новому штурму самодержавия.

Исходом первой русской революции явились частичная модернизация государственного строя и его дальнейшая эволюция на пути превращения в буржуазную монархию. Другие возможные варианты исхода революции (народная демократическая республика или буржуазное правовое государство) не реализовались. Но это была демократическая революция, в которой участвовал весь народ.

16.3. Российская многопартийность: генезис и становление

Все политические партии начала века в соответствии с их видением перспектив будущего России можно подразделить на три основных направления: социалистические, либеральные, традиционалистско-монархические.

Зарождение первой российской многопартийности имело ряд особенностей. Так, первые политические партии в России возникли еще до начала революции — это были партии национальной и социалистической ориентации. Партии либеральные и традиционалистско-монархические образовались лишь в ходе первой русской революции. Ни одна из партий не миновала таких явлении, как расколы, размежевание, дробление и слияние. В начале XX в. в России насчитывалось свыше 100 политических партий, из которых 50 были крупными, имели общероссийский характер, остальные — национальный. Особенностью было то, что формирование политических партий шло не “снизу”, путем выделения из классов или социальных групп наиболее активных членов для отстаивания общих социальных и политических интересов, а под влиянием представителей фактически одного социального слоя — интеллигенции, которая поделила между собой сферы представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому не случайно, что состав не только руководства, но и рядовых членов партий был по преимуществу интеллигентским.

Среди многочисленных организаций революционно-социалистического направления выделялись две наиболее крупные общероссийские партии: РСДРП и ПСР. В 1898 г. в Минске группа из девяти человек, представлявших небольшие марксистские организации и группы, провозгласила себя Российской социал-демократической рабочей партией (РСДРП). Они были социалистами “западного” толка — последователями учения К. Маркса. С декабря 1900 г. стала издаваться марксистская газета “Искра”, фактическими руководителями которой были Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов. Итогом трехлетней деятельности “Искры” стал созыв II съезда партии (июль — август 1903 г.), на котором произошло организационное оформление Российской социал-демократической рабочей партии (эсдеки). Съезд принял Программу и Устав партии. Программа состояла из двух частей.

Программа-минимум провозглашала целью решение задач буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление демократической республики; всеобщее избирательное право и демократические свободы; широкое местное самоуправление, равноправие наций и их право на самоопределение;

возвращение крестьянам “отрезков” (земель, отрезанных от их наделов в 1861 г.); отмена выкупных и оброчных платежей за землю и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм; 8-часовой рабочий день; отмена штрафов и сверхурочных работ. Программа-максимум ставила целью осуществление пролетарской революции и установление диктатуры пролетариата как главного условия для социалистического переустройства общества.

При обсуждении программных и особенно уставных вопросов съезд стал ареной острейшей полемики между двумя течениями в российском марксизме — радикальным и реформаторским, представленными В.И. Ульяновым (Лениным) (1870—1924) и Ю.О. Цедербаумом (Мартовым) (1873—1923).

Во время выборов в руководящие органы партии победила позиция Ленина. Его сторонники, радикальные социал-демократы, получили большинство, и за ними закрепилось название “большевики”. Их товарищи по партии, сторонники Мартова, получили наименование “меньшевики”. Ленин и его единомышленники отстаивали идею партии “нового типа” — замкнутой, законспирированной организации с железной дисциплиной по формуле: меньшинство подчиняется большинству. Меньшевики, ориентировавшиеся на опыт западноевропейской демократии, настаивали на более мягком варианте организации. По их мнению, партия должна быть открыта для всех слоев населения, в ней могут уживаться Различные взгляды и точки зрения.

С началом революционных событий активизировались оба течения российской социал-демократии. Большевики считали, что, хотя революция носит буржуазно-демократический характер, ее гегемоном и движущей силой является не буржуазия (как в Западной Европе), а пролетариат, союзником которого выступает крестьянство. Буржуазия рассматривалась в качестве контрреволюционной силы. Отвергая идею буржуазного реформирования общества, они выступали за революционный слом традиционных институтов власти в ходе вооруженного восстания с установлением диктатуры пролетариата. Меньшевики считали, что в революции, буржуазной по своему характеру, роль гегемона должна принадлежать либеральной буржуазии, которая затем возглавит реформы; ее союзником будет пролетариат. Крестьянство, с их точки зрения, представляло реакционную силу, пережиток феодализма.

РСДРП была по своему составу партией пролетарско-интеллигентской, многонациональной. В 1907 г. большевистское крыло насчитывало около 46 тыс. человек, меньшевики — более 100 тыс. человек.

В 1901—1902 гг. в основном завершилось объединение неонароднических революционных организаций, действовавших как в России, так и за границей, в единую партию социалистов-революционеров (эсеры). На I съезде эсеров в конце 1905 — начале 1906 г. были приняты Программа и Устав. Главным теоретиком и бессменным лидером партии был В.М. Чернов (1873—1952). Партия социалистов-революционеров была наиболее многочисленной и самой влиятельной немарксистской социалистической партией.

В программе эсеров главной целью провозглашалась подготовка народа к социальной революции, в которой были заинтересованы все слои населения, живущие собственным трудом, т.е. “рабочий класс”, к которому они относили и пролетариат, и крестьянство, и интеллигенцию. Русскую буржуазию, так же как и социал-демократов (большевиков), они рассматривали как реакционную силу. Политическая и социальная части программы имели много общего с программой социал-демократов. Эсеры выступали за свержение самодержавия и созыв (на основе всеобщих выборов) Учредительного собрания, которое должно было провозгласить “народовластие”. Они были уверены, что большинство населения выскажется за демократическую республику. По национальному вопросу эсеровская программа (единственная в России) выступала за федеративные отношения, наделяя национальности безусловным правом на самоопределение. Центральное место в программе занимал аграрный вопрос. ПСР провозгласила требование “социализации земли”, т.е. уничтожения частной собственности на землю и передачи ее в пользование крестьянским общинам на основах трудовой или потребительской нормы (по количеству рабочих рук в семье или едоков).

Среди тактических средств борьбы эсеры считали важнейшим индивидуальный политический террор, посредством которого, по их мнению, революционизировались массы и нагонялся страх на правительство. Для подготовки и осуществления террористических актов в 1901 г. была создана специальная группа — “Боевая организация” во главе с Г. Гершуни. В 1903 г. была совершена серия покушений на высших сановников правительства: были убиты два министра внутренних дел Д.С. Сипягин и В.К. Плеве, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (дядя царя). В мае 1903 г. “Боевую организацию” возглавил тайный агент полиции Е. Азеф. За 1905—1907 гг. эсеры провели более 200 террористических акций. В то же время эсеры стремились работать в массах, вести литературно-издательскую деятельность, агитацию и пропаганду Численность ПСР на начало 1907 г. составила более 65 тыс. человек. Поскольку среди рядовых эсеров значительную часть составляли выходцы из крестьян (более 45 %), эсеров называли крестьянской партией.

В 1905—1907 гг. эсеры поддержали курс на вооруженное восстание против самодержавия: произошло их сближение с большевиками. В советской историографии это сближение получило название большевистской тактики “левого блока”. В начале 1907 г. между ними было заключено соглашение о совместной тактике по выборам во II Государственную думу. Это был единственный случай участия эсеров в выборах, так как, стремясь к вооруженному свержению самодержавия, они считали невозможной парламентскую деятельность.

К революционному лагерю принадлежали и многочисленные анархистские организации. Анархизм проповедовал ничем не ограниченную свободу личности, уничтожение частной собственности, эксплуатации, государства в любых формах. Наиболее известными были анархистские организации “Бунтарь”, “Черное знамя”, “Хлеб и воля”. В декабре 1904 г. при участии основателя движения П.А. Кропоткина (1842—1921) была сделана попытка создать общую программу. Главной целью объявлялась “социальная революция, т.е. полное уничтожение капитализма и государства и замена их анархическим коммунизмом”. Последователи Кропоткина анархисты-коммунисты (хлебовольцы) первоочередной задачей победившей революции считали экспроприацию всего, что служит эксплуатации: земли, орудий производства и средств потребления. В аграрном вопросе они выступали за передачу всей земли тем, кто ее сам обрабатывает, но не в личное владение, а общине. По модели анархо-коммунизма будущее общество — это союз или федерация вольных общин (коммун), объединенных свободным договором, где личность, избавленная от государственных оков, получит неограниченные возможности для развития.

В практической деятельности сторонники анархии отдавали предпочтение террору и экспроприации, не исключая и агитационно-пропагандистские мероприятия, участие в забастовках, вооруженном сопротивлении полиции.

Партии либеральной ориентации провозгласили приверженность таким основным либеральным ценностям, как демократические права и свободы личности; конституционное, правовое государство; рыночная экономика с безраздельным господством частной собственности и свободой предпринимательства. Среди партий либерального направления ведущими были Конституционно-демократическая партия и “Союз 17 октября”. Обе партии признавали только один метод модернизации России — ее реформирование “сверху”.

Конституционно-демократическая партия (кадетов) организационно оформилась в период высшего подъема революции 1905-1907 гг. на основе двух либеральных организаций — “Союза освобождения” и “Союза земцев-конституционалистов” и заняла прочные позиции на левом фланге российского либерализма. Ее учредительный съезд состоялся в октябре 1905 г. в Москве. Лидером кадетской партии, ее главным теоретиком и стратегом был ученый-историк П.Н. Милюков (1859—1943).

Считая капитализм оптимальным вариантом общественного прогресса, кадеты с наибольшей полнотой и последовательностью отразили в ней тенденции капиталистического развития страны на обозримую историческую перспективу. Основные положения программы сводились к установлению конституционно-монархического строя с разделением законодательной, исполнительной и судебной властей; созданию ответственного перед Государственной думой правительства; коренной реформе местного самоуправления, суда. Кадеты выступали за введение в России всеобщего избирательного права, соблюдение всех политических прав и свобод личности, отмену сословных привилегий, признание права рабочих на стачки и 8-часовой рабочий день.

Не признавая права наций на политическое самоопределение. кадеты ограничивались требованием культурно-национального самоопределения, что означало в их понимании использование национальных языков в образовании, книгоиздании, судопроизводстве.

Кадеты выступали за введение всеобщего бесплатного и обязательного обучения в начальной школе; уничтожение всех ограничений при поступлении в школу, связанных с полом, национальностью и вероисповеданием, автономию университетов, свободу преподавания в высшей школе, свободную организацию студенчества; устройство органами местного самоуправления общеобразовательных учреждений для взрослых, народных библиотек; развитие профессионального образования.

Основным методом осуществления своей программы кадеты выбрали тактику давления на правительство через легальные средства и прежде всего через Государственную думу. Основной социальной базой кадетской партии стала интеллигенция (90% ее состава) — городская и земская.

В годы первой российской революции влияние партии кадетов было значительным. Они не настаивали на железной партийной дисциплине. В 1905—1906 гг. численность партии, по разным источникам, составляла от 50 до 100 тыс. человек.

“Союз 17 октября” (октябристы) представлял собой консервативное крыло либерального движения. Организационно Союз начал оформляться в ноябре 1905 г. из умеренной части земского оппозиционного движения после издания Манифеста 17 октября 1905 г. I съезд партии состоялся в Москве в феврале 1906 г. Ее признанным лидером стал А.И. Гучков (1862—1936). Государственное устройство Российской империи им виделось в наследственной конституционной монархии с Государственной думой. В решении национального вопроса октябристы не смогли выйти за пределы узконационалистической, великодержавной точки зрения и исходили из необходимости сохранения “единства и нераздельности Российского государства”, “его исторически сложившегося унитарного характера”. Исключение было сделано только для Финляндии: за ней признавалось право на автономное государственное устройство. За другими народами октябристы не признавали даже права культурной автономии, хотя выступали за улучшение быта и культуры народов России. Требования партии в области гражданских прав содержали традиционный для либеральной партии перечень положений, включавший свободу слова, собраний, совести, неприкосновенность личности и жилища; торговли, приобретения собственности и свободы распоряжения ею.

Экономическая часть программы октябристов была более умеренной, чем у кадетов. Так, они отстаивали частную собственность как основу экономики, оговаривая частичное отчуждение помещичьей земли как самый крайний случай, при этом с обязательным вознаграждением владельцев. В рабочем вопросе партия выступала за сокращение рабочего дня, страховое законодательство, повышение культурно-образовательного уровня и улучшение бытовых условий жизни рабочих, но за ограничение права рабочих на стачки. В целом программа “Союза 17 октября” отражала интересы крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии, капитализированных помещиков и выступала за эволюционный путь развития, сочетавший экономическую модернизацию с умеренными политическими реформами. Это объяснялось социальным составом партии. В нее вошли верхи московской буржуазии, помещики, сумевшие перевести свои хозяйства на капиталистические рельсы, высокооплачиваемые торгово-промышленные служащие, чиновники, отставные военные. Численность партии в 1906 г. составила 50—60 тыс. человек.

Монархическо-традиционалистский лагерь в событиях 1905— 1907 гг. поддерживали правые партии и организации, выступавшие за восстановление и укрепление “исконных русских начал”. Они объявили себя защитниками самодержавия от революционных посягательств и провозгласили классические имперские лозунги: “За веру, царя и Отечество!”, “Православие, Самодержавие и Народность!”, “Россия для русских!”. Обобщенное название партии консервативно-охранительного направления — черносотенцы. Черносотенцы предпочитали именовать себя “истинно русскими”, “патриотами”, “монархистами”.

Самой крупной из черносотенных партий был “Союз русского народа”, созданный в ноябре 1905 г. в Петербурге. К весне 1907 г. Союз выдвинулся на первые роли в черносотенном движении. К концу 1907 г. общая численность черносотенцев достигала примерно 410 тыс. человек. Среди многочисленных лидеров монархического движения наибольшей известностью пользовался один из учредителей “Союза русского народа” В.М. Пуришкевич (1870— 1920).

Значительная часть руководителей черной сотни принадлежала к интеллигенции. Это были преподаватели, врачи, юристы, инженеры. Председателем Главного совета “Союза русского народа” был детский врач, доктор медицины А.И. Дубровин.

В уставе “Союза русского народа” было подчеркнуто, что членами Союза могли быть “только природные русские люди обоего пола, всех сословий и достояний”, т.е. Союз провозгласил себя неклассовой, русской национальной организацией. В программе был выражен социальный идеал партии — патриархальная сословная Россия во главе с самодержавным монархом. Православие признавалось основой всей русской жизни и являлось государственной религией. Самодержавие рассматривалось незыблемым, а царь как высшая правда, закон и сила.

В программе по национальному вопросу содержался пункт о единстве и неделимости России: ни о какой автономии не могло быть и речи. Провозглашалось, что “русская народность, как собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенствующая”. Главным стержнем черносотенной идеологии был антисемитизм.

По социальному составу “Союз русского народа” был довольно пестрым. В руководстве преобладали представители интеллигенции, дворян-землевладельцев, духовенства. Среди рядовых членов было немало крестьян, рабочих, городских мещан: мелких лавочников, торговцев.

В борьбе с революционным движением черносотенцы использовали как легальные, так и нелегальные методы. Идеологическая установка черносотенцев была на редкость простой: все беды России происходят от революционеров-интеллигентов и инородцев, стремящихся развалить империю. Они создавали боевые дружины для защиты порядка и законности, которые стали затем организаторами погромов и индивидуального террора.

Правые националисты, как правило, не принимали Манифест 17 октября. Черносотенцы относились отрицательно к рыночно-капиталистической модернизации, видя в ней измену “особому пути” российской истории, выступали против Государственной думы, предлагая вместо нее законосовещательный орган в лице Земского собора из представителей “истинно” русских людей.

16.4. Думская монархия

В дни московского вооруженного восстания был издан указ о выборах в Государственную думу. Она избиралась на 5 лет. Все население страны делилось на четыре избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: избирательных прав лишались женщины, военнослужащие, рабочие мелких предприятий, молодежь до 25 лет, некоторые национальные меньшинства. Выборы не были равными; нормы представительства устанавливались по ясно выраженным классовым признакам: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуа, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямые: для крестьян — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для буржуазии и дворян — двухстепенные. При всех этих условиях большинство в Думе должно было остаться за представителями крестьянства: оно избирало 42% депутатов (помещики — 32%, горожане — 22, а рабочие — 3%). Это был сознательный шаг правительства: с одной стороны, оно тешило себя надеждой на традиционную крестьянскую веру в “доброго царя”, а с другой — пыталось таким образом отвлечь крестьян от революции.

В феврале-марте 1906 г. структура власти в России была уточнена, что предоставляло самодержавию способ сосуществования с Думой. Стремясь ограничить права Думы, император реорганизовал Государственный совет, превратив его во вторую палату, также наделив его законодательными правами: для представления законопроекта царю требовалось его утверждение как Думой, так и Государственным советом. Государственный совет состоял из представителей, ежегодно назначавшихся царем, и выборных членов (преимущественно от крупных землевладельцев), а также по нескольку представителей от православного духовенства, торгово-промышленной буржуазии, Академии наук и университетов. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной: правительство было ответственным только перед ним; он назначал и увольнял министров, руководил внешней политикой (объявлял войну и заключал мир), армией и флотом; в перерывах между сессиями Думы имел право издавать законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

В апреле были приняты “Основные государственные законы Российской империи”. Они в совокупности означали, что Российская империя перестала быть классической самодержавной монархией, каковой она была на рубеже веков. Появление в России первого парламента — Думы, несмотря на значительные ограничения в ее деятельности, было огромным шагом вперед в превращении абсолютной монархии в монархию ограниченную, конституционную. Но дальнейшие события показали, что классической конституционной монархией страна не стала.

В феврале-марте 1906 г. состоялись выборы в I Государственную думу. Свою работу она начала 27 апреля. На торжественном открытии присутствовал Николай II. Из политических партий победу одержали кадеты, получившие 34% общего числа депутатских мест (153 из 448). Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся в Думе во фракцию так называемых трудовиков, составили относительное большинство — 107 депутатов. Крайне левые, революционно-социалистические партии (большевики и эсеры) бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Тактика бойкота, принятая в обстановке спада революции, была в этих условиях малоэффективна. Таким образом, в 1 Думе кадеты представляли самую левую оппозиционную силу. Октябристы получили лишь 13 мандатов. Правые партии — ни одного. Первым председателем Думы был избран кадет, профессор римского права С.А. Муромцев. Большинство комиссий Думы также возглавили кадеты.

Центральное место в думской деятельности занял аграрный вопрос. Оказалось, что надежды правительства на крестьянских депутатов не оправдались: беспартийные трудовики оказались левее кадетов. Крестьяне, не получив помещичьей земли от царя, пришли в Думу с идеей передела земли и ради этого были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие немедленное отчуждение частновладельческих земель. Общим настроением думцев было противостояние правительству. Но власть не была едина. Так, С.Ю. Витте допускал отчуждение части помещичьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право частной собственности, но большинство министров были решительно против: I Дума уже имела дело с новым Советом министров во главе с И.Л. Горемыкиным. Правительство Горемыкина фактически игнорировало Думу, что еще более усиливало радикализм депутатов.

Фракция трудовиков в своем законопроекте потребовала создать “общенародный земельный фонд” из казенных, удельных и частновладельческих земель с последующим их распределением по трудовой норме между земледельческим населением. Часть трудовиков предлагала еще более радикальную программу: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и провозглашение ее (вместе с недрами и водами) общей собственностью всего населения России. Правительство отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе. Несмотря на шедшие в это время переговоры с кадетскими и октябристскими лидерами об их вступлении в состав кабинета, правительство обвинило думцев в “разжигании смуты” и царским указом от 9 июля 1906 г. распустило Думу. Таким образом, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня.

Правительство опасалось, что роспуск Думы приведет к волнениям, но этого не произошло. 178 депутатов, уехавших в Выборг, выразили свое несогласие с роспуском Думы и приняли Выборг-ское воззвание, в котором призвали народ к кампании гражданского неповиновения: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и другим акциям. Выборгское воззвание не произвело большого эффекта, но правительство Горемыкина было вынуждено уйти в отставку. Новым председателем Совета министров (с сохранением поста министра внутренних дел) был назначен довольно молодой и энергичный П.А. Столыпин (1862—1911).

Его деятельность началась в условиях обострения революционных событий в стране летом 1906 г. Он опубликовал правительственную программу реформ, в которой определялись две основные задачи:

1) успокоить страну путем чрезвычайных мер и даже объявления в некоторых районах империи военного положения с введением военно-полевых судов;

2) немедленно, не дожидаясь созыва II Думы, начать проведение аграрной реформы. Одновременно было объявлено о намерении правительства подготовить законопроекты по превращению России в правовое государство с их последующим обсуждением в новой Думе: о свободе вероисповедания, гражданском равноправии, реформах местного самоуправления и высшей и средней школы, введении всеобщего начального обучения и улучшении материального положения народных учителей, полицейской реформе и др.

В феврале 1907 г. открылась II Государственная дума. В целом по своему составу II Государственная дума оказалась еще более левой, чем предыдущая, так как, отказавшись от тактики бойкота, в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Кадеты потеряли большинство и уже не были в Думе господствующей силой. Больше всего голосов получили трудовики. Отказавшись от блока с кадетами, на который пошли меньшевики, большевики проводили тактику левого блока с трудовиками, эсерами, энесами: левое крыло Думы усилилось. Также усилилось и правое крыло: в Думе появились правые националисты. Хотя они были в значительном меньшинстве, но оказались очень активны на думской трибуне. Председателем II Государственной думы стал правый кадет Ф.А. Головин.

Правительство предложило на рассмотрение Думы законопроекты о неприкосновенности личности, свободе вероисповедания. упразднении земских начальников, расширении прав земских органов самоуправления — все то, о чем в предреволюционный период либералы могли только мечтать. Но в центре внимания Думы по-прежнему стоял аграрный вопрос. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ от 9 ноября 1906 г. о разрушении общины, хотя правительство уже активно проводило его в жизнь. Значительное число крестьянских депутатов требовали национализации всей земли и передачи ее крестьянам. В такой обстановке провести через Думу столыпинский закон было для правительства немыслимо. Учитывая, что революционная активность уже ослабела, в правительстве созрело решение распустить II Государственную думу и созвать с помощью изменения закона о выборах новую, более покорную. Повод для роспуска Думы нашелся. Обвинив депутатов социал-демократов в подготовке военного заговора против существующего государственного строя, Столыпин потребовал лишения их депутатской неприкосновенности. Дума ответила образованием специальной комиссии для разбора дела. Не дожидаясь итогов ее работы, 3 июня 1907 г. был обнародован царский Манифест о роспуске II Государственной думы и изменении Положения о выборах. II Государственная дума проработала 102 дня. Это событие вошло в историю под названием “третьеиюньского государственного переворота”, положившего конец революции 1905—1907 гг. Дело в том, что это Положение противоречило основным законам империи, так как изменить избирательный закон можно было только с согласия Думы. Роспуск II Государственной думы сопровождался арестом депутатов социал-демократов: одни из них попали на каторгу, другие — в ссылку. Первая российская революция закончилась. Россия вступила в новую полосу своей истории.

Оценивая первый опыт работы российского парламента, необходимо отметить, что открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, контроль, хотя и усеченный, за государственными финансами и действиями правительства, звучащие в Думе критические речи в адрес властей — все это способствовало политическому просвещению народа, активизации его общественной деятельности, развитию демократических традиций решения важнейших государственных вопросов. Дума была центром легальной политической борьбы. Именно в свете думской тактики выявлялись ошибки и заблуждения партий, являвшиеся следствием сложнейшей обстановки, противоречивости экономического развития страны и расстановки социально-политических сил.